ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1271 от 23.11.2011 Читинского районного суда (Забайкальский край)

                                                                                    Читинский районный суд Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Читинский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1271

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 г.

Читинский районный суд Читинской области

в составе председательствующего Сандановой Д.Б.

с участием прокурора Миткус Н.Ф.

при секретаре Ивановой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению прокурора Читинского района о признании бездействия Совета городского поселения «Атамановское», выразившегося в невнесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское» 03.10.2011г. № 50 незаконным, признании Положения о бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское», утвержденное решением Совета городского поселения «Атамановское» 03.10.2011 г. № 50 недействующим и неподлежащим применению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.

09.11.2011 г. Главой администрации городского поселения «Атамановское» направлено в прокуратуру района Положение о бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское», утвержденное 03.10.2011 г. решением Совета городского поселения «Атамановское» № 50.

Однако, при оценке указанного Положения «О бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское»», утвержденного Решением Совета городского поселения «Атамановское» 03.10.2011 г. № 50 установлено, что оно также не соответствует действующему бюджетному законодательству. Кроме того, Положение принято без учета протеста прокурора района от 22.03.2010 г. № 07-24-2010, в котором указывалось на противоречие нормам бюджетного законодательства.

На указанное Положение «О бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское»», утвержденного Решением Совета городского поселения «Атамановское» 03.10.2011 г. № 50 в прокуратуре района 14.11.2011 г. подготовлено заключение, в котором указывается на нормы, которые противоречат действующему бюджетному законодательству.

Учитывая, что изменения в БК РФ законодателем вносились уже много раз, а именно в 2007 г. 2 раза, в 2008 г. 6 раз, в 2009 г. 9 раз, в 2010 г. 9 раз, в 2011 г. 2 раза, принятие Положения о бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское»», утвержденного Решением Совета городского поселения «Атамановское» 03.10.2011 г. № 50 без учета изменений законодательства и принесенного 22.03.2010 г. протеста прокурора за № 07-24-2010 свидетельствует о бездействии Совета городского поселения «Атамановское» по внесению изменений в Положение о бюджетном процессе.

Представитель администрации городского поселения «Атамановское» Хозеев Д. иск признал.

Представитель администрации городского поселения «Атамановское» Крюкова Е.С. иск признала.

Председатель Совета депутатов городского поселения «Атамановское» иск признала.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В соответствии со ст.253 ГПК РФ суд установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту имеющим большую юридическую силу признает нормативно-правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что решением Совета городского поселения «Атамановское» от 2.11.2007 г. утверждено Положение о бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское».

После утверждения Положения в Бюжетный кодекс РФ вносились изменения от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 24.11.2008 N 205-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 09.04.2009 N 58-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 19.07.2009 N 192-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 22.09.2009 N 218-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 17.12.2009 N 314-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 10.05.2010 N 85-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 216-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 30.09.2010 N 245-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 06.04.2011 N 68-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, 09.07.1999 N 159-ФЗ (ред. 09.07.2002), от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П, Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 09.02.2009 N 17-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П, Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 28.12.2010 N 402-ФЗ, следовательно, в Положение должны быть также внесены изменения (дополнения), а поскольку они не внесены, положение находится в противоречии с названным Законом.

Прокурором района вносился протест на на указанное Положение, в ответе на который председатель Совета г.п. «Атамановское» Миткус Т.Г. указала, что положение в новой редакции будет представлено дополнительно.

1 ноября 2011 г. прокурором подан иск первоначально с требованием о признании бездействия представительного органа муниципального образования городского поселения «Атамановское» - Совета городского поселения «Атамановское», выразившееся в фактическом не рассмотрении протеста прокурора района от 22.03.2011 года № 07-24-2010 на решение Совета городского поселения «Атамановское» № 104 от 02.11.2007 года, и как следствие не приведение в соответствие действующему бюджетному законодательству муниципального правового акта Положения «О бюджетном процессе» в городском поселении «Атамановское» незаконным и обязании представительного органа муниципального образования городского поселения «Атамановское» - Совет городского поселения «Атамановское» незамедлительно рассмотреть протест прокурора.

09.112011 г. в прокуратуру поступило Положение о бюджетном процессе в городском поселении утвержденное 03.10.2011 г. Из объяснений прокурора Миткус Н.Ф. следует, что ранее проект данного положения в срок установленный законом в прокуратуру не поступал, в реестр не включен, заключение по нему не давалось. Разумного объяснения от ответчика о причинах нарушения требований закона не поступило.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о бездействии ответчика про приведению Положения о бюджетном процессе в соответствии с требования законодательства. Требование прокурора о признании этого бездействия незаконным обоснованно.

Принятое 3.102011 г. Положение о бюджетном процессе противоречит действующему федеральному законодательству.

Так, статья 23 Положения, предусматривающая внесение в Совет документов одновременно с проектом решения о бюджете не соответствует ст. 184.2 БК РФ, предусматривающей определенный перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета: основные направления бюджетной и налоговой политики; предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год; прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;пояснительная записка к проекту бюджета; методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода); проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет; иные документы и материалы.

Пункт 4 ст.25 Положения, предусматривающий внесение в Совет проекта решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете, не содержит правового основания, что проект закона в соответствии с п. 2 ст. 191 БК РФ рассматривается и утверждается представительным органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Статья 32 и ст. 35 Положения, предусматривающие перемещение бюджетных ассигнований и изменение лимитов бюджетных обязательств, противоречат п. 4 ст. 219.1 БК РФ, которой не допускается изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись, как и не допускается изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств.

В ст. 22 Положения сказано, что проект решения о бюджете должен содержать условия и лимиты предоставления бюджетных кредитов государственным или муниципальным унитарным предприятиям, однако Бюджетный кодекс РФ не содержит такого правового регулирования., что противоречит ст. 6 БК РФ в которой закреплено, что бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

В ст. 11 Положения предусмотрена возможность создания в составе бюджета целевого бюджетного фонда за счет доходов или иных поступлений. Между тем, ст. 17 БК РФ предусматривающая возможность создания целевых бюджетных фондов утратила силу с 01.01.2008 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ.

В ст. 6 Положения установлено, что участником бюджетного процесса в городском поселении «Атамановское» является Глава администрации городского поселения «Атамановское». Вместе с тем, ч. 1 ст. 152 БК РФ установлено, что участником бюджетного процесса является глава муниципального образования.

В ст. 21 Положения установлено, что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом городского поселения «Атамановское», что противоречит ч. 1 ст. 179 БК РФ, в соответствии с которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

В п. 6 ст. 7 Положения установлено, что Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Однако п. 8 ст. 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями. П. 6 ст. 7 БК РФ установлено, что главный распорядитель выступает в суде по искам о взыскании задолженности подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности. Однако п. 9 ст. 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель выступает в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Кроме того, Положение не устанавливает в качестве обязательных параметров среднесрочного финансового плана: объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов; дефицит (профицит) бюджета. В нарушение ст. 219 БК РФ Положение не устанавливает порядок исполнения бюджета по расходам, санкционирования оплаты денежных обязательств, подтверждения исполнения денежных обязательств. В нарушение ст. 264. 6 БК РФ Положение не предусматривает обязательного содержания в отчете о бюджете общего объема дефицита бюджета. В нарушение ст. 224, 235 БК РФ Положение не устанавливает порядок изменения лимитов бюджетных обязательств; возможность финансирования расходов путем зачета денежных средств, определить цели расходования средств резервного фонда, муниципального долга, максимальный срок погашения обязательств муниципального образования (не более 10 лет), цели, на которые могут использоваться муниципальные заимствования. В нарушение ст. 184.1 БК РФ Положение не содержит данных о дефиците бюджета поселения. В Положении не учтена норма ст. 264.4 БК РФ, предусматривающая, что годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Учитывая, что оспариваемые положения применялись в непосредственной деятельности поселения и на основании него реализовывались права граждан и организаций, суд считает возможным признать оспариваемое положение недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Данных об опубликовании оспариваемого положения суд не имеет, тем не менее, с учетом положений ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» решение суда подлежит направлению в газету «Вести Читинского района» для опубликования.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать недействующим неподлежащим применению со дня вступления в законную силу данного решения суда Положение о бюджетном процессе в городском поселении «Атамановское», утвержденное решением Совета городского поселения «Атамановское» № 50 3 октября 2011 г.

Судебное решение опубликовать в газете «Вести Читинского района».

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий: Санданова Д.Б.