ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1274/19 от 15.10.2019 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Новокуйбышевск 15 октября 2019 года

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Строганковой Е.И.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1274/2019 (УИД <№>) по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учржедения высшего образования «Самарский государственный экономический университет» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет» (далее – ФГБОУ ВО «СГЭУ») обратилось в суд с иском к ФИО1, мотивируя требования тем, что приказом <№> от <Дата>ФИО1 была зачислена на заочную форму обучения, направление подготовки «Менеджмент», программа «Маркетинг» (на место, финансируемое за счет бюджета). В соответствии с Договором на обучение <№> от <Дата>ФИО1 также начала платное обучение в ФГБОУ ВО «СГЭУ» по направлению подготовки «Менеджмент» программы «Логистика» с <Дата> - очная форма обучения. Несмотря на то, что ответчику было известно, что она уже обучается на месте, финансируемом за счет бюджета, а получение второго бесплатного образования не предусмотрено законодательством РФ, 22.09.2016 года ответчик обратились в ФГБОУ ВО «СГЭУ» с заявлением о её переводе с платного обучения на бесплатное по очной форме обучения - направление подготовки «Менеджмент» программы «Логистика». При этом, наряду с прочими документами (учебной карточкой, копией зачётной книжки, справкой об успеваемости, справкой об отсутствии задолженности по договору обучения) к указанному заявлению ей не были приложены документы о том, что она уже обучается на месте, финансируемом за счет бюджета. Ответчик скрыла данное обстоятельство, поданным заявлением ввела ФГБОУ ВО «СГЭУ» в заблуждение. В этой связи Комиссией университета по переходу с платного обучения на бесплатное было принято ошибочное решение о её переводе на бесплатное обучение по очной форме обучения, направлению подготовки «Менеджмент», программе «Логистика». Таким образом, с <Дата>ФИО1 одновременно обучалась по двум образовательным программам бесплатно, что незаконно и является злоупотреблением правом. В этой связи, 10.04.2019 года ФИО1 была приглашена на заседание Комиссии, где был рассмотрен вопрос об отмене решения Комиссии от 28.09.2016г. по переходу ФИО1 с платной формы обучения на бесплатную форму обучения. ФИО1 присутствовала на заседании Комиссии и пояснила, что понимает, что получение второго образования должно быть платным. Решение комиссии от 28.09.2016 года отменено, что подтверждается протоколом заседания Комиссии от 10.04.2019 года. Вместе с тем, 11.04.2019 года ФГБОУ ВО «СГЭУ» направило обращение в Министерство науки и высшего образования РФ для выяснения позиции учредителя по вопросу возможности одновременного обучения на двух образовательных программах за счет средств бюджета. Министерство науки и высшего образования РФ дало разъяснение, что к данной ситуации применимы нормы статьи 1102 ГК РФ и указало на то, что лицо, которое неосновательно временно пользовалось чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. В связи с изложенным, истец просит взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 284 465 руб. за период бесплатного обучения на очной форме по направлению подготовки «Менеджмент» по программе «Логистика» с 1 семестра 2015/2016 учебного года по 2 семестр 2018/2019 учебного года, и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца – ФИО2, действующая по доверенности <№> от <Дата>, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от <Дата>, просили требования оставить без удовлетворения, дали пояснения согласно пиьсменному отзыву на иск, из которого следует, что ФИО1 в 2015 году подала документы для поступления в Самарский государственный экономический университет. В приемной комиссии было подано два заявления: на дневное отделение по программе «Логистика» и на заочное отделение по программе «Маркетинг». Эти две специальности относятся к кафедре «Менеджмент». По баллам ответчик прошла на бюджет на заочном отделении, а на очном отделении был заключен договор об обучении на платной основе. Отучившись год, переведясь на второй курс, ФИО1 подала заявление о переводе на бюджет на очном отделении, приложив все документы, затребованные комиссией. 22.09.2016 года ее заявление на комиссии рассмотрено и одобрено. Отучившись почти четыре года, перед защитой диплома 10.04.2019 года поступило уведомление о том, что ответчик приглашена на заседание комиссии, где было принято решение об обмене перехода на бюджет и принято решение о том, что ответчик должна оплатить обучение за три года. Председатель комиссии озвучила, что ФИО1 грозит отчисление и ответчик должна заплатить денежные средства. Свое решение председатель комиссии приняла, ссылаясь на ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 года, то есть «если гражданин получает образование данного уровня впервые». С данной позицией не согласна, поскольку на основании ч.3 ст. 43 Конституции РФ, каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Также согласно части 7 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: бакалавриат, специалитет, высшее образование – магистратура (подтверждается дипломом). Таким образом, факт получения высшего образования подтверждается соответствующим дипломом и законодательство РФ в сфере образования не запрещает одновременно обучение программам бакалавриата на очной и очно-заочной формах обучения, в том числе за счет бюджетных средств. При этом данное право не ограничиваться при обучении как в одной, так и в разных образовательных организациях. На момент принятия комиссией решения о том, что ФИО1 незаконно обучается и нужно оплатить обучение у ответчика отсутствовал документ, подтверждающий высшее образование уровня бакалавриата, а параллельное обучение по программе бакалавриата не рассматривается как получение второго высшего образования. Поэтому не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации. На момент подачи претензии в адрес ответчика, у нее отсутствовал диплом о высшем образовании, считает, что имела полное право обучаться по очно-заочной форме бакалавриат на кафедре «Менеджмент» в соответствии с действующим законодательством и на основании п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеет право гарантировано на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование, так как получает его впервые.

Третье лицо Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание не явилось, представлен отзыв на заявленные требования, согласно которому считает, что поскольку ФИО1 одновременно обучалась по двум образовательным программам бесплатно, что нарушает предписание ч.2 ст. 5 Закона «Об образовании в Российкой Федерации», в связи с чем, обязана возвратить истцу сумму неосновательного обогащения в размере 284 465 руб.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3).

Провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, государство обязуется принимать все зависящие от него меры для наиболее полного его осуществления, создания соответствующих социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования. При этом конституционно значимой целью является обеспечение (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа к высшему образованию, что согласуется с провозглашенными статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целями Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Доступность высшего профессионального образования при существующем уровне доходов большинства населения нашей страны, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2001 года N 187-О, связана прежде всего с возможностью получить его бесплатно. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации бесплатного высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 7, 55 (часть 3) и 71 (пункты "в", "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов в целях обеспечения для лиц, не имеющих высшего образования, бесплатного получения такого образования, вправе предусмотреть в качестве условия обучения граждан в государственных и муниципальных высших учебных заведениях за счет бюджетных средств получение гражданином образования данного уровня впервые.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом <№> от <Дата>ФИО1 была зачислена на заочную форму обучения, направление подготовки «Менеджмент», программа «Маркетинг» (на место, финансируемое за счет бюджета). В соответствии с Договором на обучение <№> от <Дата>ФИО1 также начала платное обучение в ФГБОУ ВО «СГЭУ» по направлению подготовки «Менеджмент» программы «Логистика» с <Дата> - очная форма обучения.

22.09.2016 года ФИО1 обратились в ФГБОУ ВО «СГЭУ» с заявлением о её переводе с платного обучения на бесплатное по очной форме обучения - направление подготовки «Менеджмент» программы «Логистика».

С 01.10.2016 года ФИО1 одновременно обучалась по двум образовательным программам бесплатно, при этом, высшее профессиональное образование данного уровня «бакалавриат» не имела, окончила ФГБОУ ВО «СГЭУ» с вручением диплома о высшем образовании и присвоением квалификации «Бакалавр» по направлению подготовки 38.003.02 «Менеджмент» 10.06.2019 года.

Согласно ч.7 ст. 60 Федерального закона №273-ФЗ документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Таким образом, факт получения высшего образования подтверждается соответствующим дипломом.

Пунктом 6 ч.1 ст. 34 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что обучающимся предоставляются академические права на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ.

В связи с чем, законодательством Российской Федерации не запрещается одновременное обучение по программам бакалавриата на очной и очно-заочной формах обучения, в том числе, за счет бюджетных средств. При этом, данное право не ограничивается при обучении как в одной, так и в разных образовательных организациях.

10.04.2019 года ФИО1 была приглашена на заседание Комиссии по переходу студентов ФГБОУ ВО «СГЭУ», где был рассмотрен вопрос об отмене решения Комиссии от 28.09.2016г. по переходу ФИО1 с платной формы обучения на бесплатную форму обучения. Комиссией установлено, что ФИО1 при подаче заявления о переводе с платной формы обучения на бесплатную, не сообщила Комиссии о том, что уже обучается на месте, финансируемом за счет федерального бюджета, при принятии решения о разрешении перехода, Комиссия данной информацией не располагала.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются академические права переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

Согласно пп. 3, 6, 7, 8, 12, 13, 16 Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 (ред. от 07.04.2017) "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2013 N 29107) количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при условии сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки "отлично" или "отлично" и "хорошо" или "хорошо"; Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией. Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное. В результате рассмотрения заявления обучающегося, прилагаемых к нему документов и информации структурного подразделения Комиссией принимается одно из следующих решений: о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное; об отказе в переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается Комиссией с учетом количества вакантных бюджетных мест и приоритетов. Переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом образовательной организации, изданным руководителем образовательной организации или уполномоченным им лицом, не позднее 10 календарных дней с даты принятия Комиссией решения о таком переходе.

Аналогичные положения содержатся в Положении о порядке и случаях перехода в ФГБОУ ВО «СГЭУ» лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное.

Материалами дела установлено, что ФИО1 22.09.2016 года обратилась в Комиссию с заявлением о переводе в платного обучения на бесплатное, и представила необходимые документы (учебную карточку, копию зачётной книжки, справку об успеваемости, справку об отсутствии задолженности по договору обучения).

Довод истца, что к указанному заявлению ФИО1 не были приложены документы о том, что она уже обучается на месте, финансируемом за счет бюджета и ответчик скрыла данное обстоятельство, поданным заявлением ввела ФГБОУ ВО «СГЭУ» в заблуждение, не нашли своего подтвереждения, поскольку обязанность по предоставлению данных сведений обучающимся на последнего вышеуказанным Положением не возложена.

Суд также не может принять во внимание представленное истцом в судебное заседание Положение о порядке и случаях перехода лиц с платного обучения на беспалтное, предусматривающее обязанность обучающегося предоставить в Комиссию сведения об имеющихся у него или получаемых им образованиях соответствующего уровня на момент подачи заявления (при наличии), поскольку данное Положение утврждено Приказом <№> от 16.05.2017 года, то есть после подачи 22.06.2016 года ФИО1 заявления о переводе.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В ст. 1109 ГК РФ предусмотрены случаи, когда неосновательное обогащение не подлежит возврату, в том числе возврату не подлежит заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

На основании со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

Таким образом, судом не установлено, что ФИО1 пользовалась образовательными услугами, предоставленными ей ФГБОУ ВО «СГЭУ», без законных оснований. Наличие недобросовестности с ее стороны не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, поскольку при поступлении в ФГБОУ ВО «СГЭУ» на очную и заочную форму обучения по специальности «Менеджмент» по программам «Маркетинг», «Логистика» уровень «Бакалавриат» ФИО1 не имела высшего профессионального образования и получала его впервые.

Кроме того, суд учитывает, что по личному заявлению от 05.07.2019 года ФИО1 отчислена из числа обучающихся ФГБОУ ВО «СГЭУ» по заочной бюджетной форме обучения направление подготовки «Менеджмент» программа «Маркетинг» уровень образования «Бакалавриат».

Согласно п. 1 ч.8 ст. 69 Федерального закона №243-ФЗ обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования: по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра.

Ввиду чего, довод истца о том, что ответчик вправе восстановиться в числе обучающихся и получить на бесплатной основе второе образование «Бакалавриат» по программе «Маркетинг» направление подготовки «Менеджмент» несостоятелен, поскольку в данном случае ФИО1 будет иметь возможность получить второе высшее образование на платной основе, поскольку уже имеет диплом о высшем образовании уровня «Бакалавриат».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку судом не установлено, что получение ФИО1 бесплатного образования впервые стало возможным вследствие недобросовестности с ее стороны при поступлении на обучение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного бюджетного образовательного учржедения высшего образования «Самарский государственный экономический университет» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения и судебных расходов, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 21 октября 2019 года.

Судья Е.И.Строганкова

.