К делу № 2-127/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2017 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Курасовой Е.А.,
При секретаре Нечепуренко М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Софрони И.Л. к Администрации г.Таганрога об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Софрони И.Л. обратилась в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Администрации г. Таганрога об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обосновании заявления указала, что в целях ликвидации последствий стихийного бедствия <дата> в г.Таганроге Постановлением Администрации <адрес>№ от <дата> «О приобретении квартир гражданам, лишившихся жилья во время стихийного бедствия <дата>» приобретены квартиры семьям, лишившихся жилья во время стихийного бедствия. Семья истца не была включена в список для переселения.
В Решении заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям № от <дата> «О продолжающихся обвальных процессах на южном побережье Таганрогского залива- говорится о том, что «обвальные процессы продолжаются. В призме обрушения в опасной зоне находятся поврежденные домовладения, не пригодные для проживания».
Распоряжением Главы администрации г.Таганрога № от <дата> была создана комиссия по обследованию домовладений, пострадавших во время стихийного бедствия <дата>.
Во исполнение решения КЧС <адрес>№ от <дата> и распоряжения Главы администрации <адрес>№ от <дата>, созданная комиссия обследовала, принадлежащее истцу домовладение № по адресу: <адрес> и установила (Акт от <дата>.): в результате продолжающихся обвальных процессов после происшедших нагонных явлений от <дата> продолжаются интенсивные обвальные процессы, в результате которых: началась осадка жилого дома и деформация наружных и внутренних стен. Произошел перекос дверных и оконных проемов, а также значительный прогиб перекрытия. На основании данного заключения семью истца с <данные изъяты> г. внесли в список граждан, проживающих в оползневой зоне, который был утвержден Главой администрации <адрес>.
Постановлением Администрации <адрес> от <дата>№ жилой дом истца, расположенный по адресу: <адрес> признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим.
Постановлением Администрации <адрес> от <дата>№ семья истца признана малоимущей и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации <адрес>.
Согласно сведениям о ежегодной перерегистрации на получение жилой площади по договору социального найма, номер в общем списке лиц на получение жилой площади по договору социального найма определен как №, а во внеочередном списке - №. По состоянию на момент подачи искового заявления, жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
Истец просит суд обязать Администрацию г. Таганрога, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, предоставить семье Софрони И.Л. в составе 4-х человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта г. Таганрог, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, количеством жилых комнат не менее 3-х, общей площадью не менее 42,5 кв.м.
В ходе рассмотрения спора истец неоднократно изменяла исковые требования, просила предоставить жилое помещение по норме предоставления, однако в судебном заседании <дата> просила измененные ею требования <дата> не рассматривать в связи с правовой позицией Верховного Суда РФ по указанным спорам. Просила суд обязать Администрацию г. Таганрога, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, предоставить семье Софрони И.Л. на состав семьи из 4-х человек на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта г. Таганрог, благоустроенное применительно к условиям г.Таганрога, с количеством комнат не менее 3-х, общей площадью не менее 42,5 кв.м.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась, направила в суд заявление о слушании дела в ее отсутствие с участием своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке, определенном статьей 167 ГПК РФ.
Представитель Софрони И.Л. – Карноушенко Ю.А., действующая на основании доверенности № от <дата>, дополнительно пояснила суду, что истец проживает в аварийной квартире, которая признана непригодной для проживания, не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит. Она считает, что Софрони И.Л. должно быть предоставлено незамедлительно по договору социального найма иное жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта город Таганрог, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не менее 42,5 кв.м. Просила исковые требования Софрони И.Л. удовлетворить в полном объеме. Дополнительно в судебном заседании представитель истца, указала, что в соответствии с пунктом первым части второй статьи 57 Кодекса вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Следует учитывать, что статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Ответчик, указывает в отзыве, что доводы истца предоставить жилое помещение по договору социального найма, основанные на нормах ст. 57 ЖК РФ- несостоятельны. При этом не понятно, по каким основаниям ответчик ссылается на нормы ст. 32 ЖК РФ и соответственно на п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14. Положения ст. 32 ЖК РФ базируются на правилах, сформулированных в ст. 239 ГК РФ, в которой сосредоточены нормы, регламентирующие отношения, возникающие в связи с отчуждением недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, т.е. ст. 32 ЖК РФ регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Для применения норм ст. 32 ЖК РФ правовое основание пользования земельным участком значения не имеет. Неважно, какое право на земельный участок имеется у собственника находящегося на нем жилого помещения. Важно то, что земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд и такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на жилое помещение.
Ответчиком не представлено в суд никаких доказательств того, что органом местного самоуправления (Администрацией <адрес>) когда-либо было принято решение об изъятии земельного участка на котором расположен жилой дом истца, по адресу: <адрес> для государственных или муниципальных нужд. В связи с чем, по мнению истца и ее представителя, ответчик не может основывать свои доводы на нормах ст. 32 ЖК и соответственно ссылаться на п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14. Истец свои исковые требования основывает именно на нормах ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, так как семья истца признана малоимущей и жилое помещение истца признано непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежащим.Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от <дата>№, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Представитель Администрации г.Таганрога Селезнев М.Л., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Ответчик предоставил суду отзыв, из которого следует, что в силу части 1 статьи 16 Федерального закона, от <дата>№ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда и включения в региональную адресную программу относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата>№ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп в порядке ст. 32 ЖК РФ. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Кроме того, переселение граждан из аварийных жилых домов, подлежащих сносу, осуществляется в рамках областной адресной программы и предполагает софинансирование из нескольких источников.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако в рамках региональных адресных программ осуществляется переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. На сегодняшний день отсутствуют программы переселения граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
Кроме того, ответчик полагает, что удовлетворение исковых требований истца нарушит права других граждан, находящихся в очереди на внеочередное предоставление жилого помещения.
Представитель ответчика Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется отчет об отправке извещения факсимильной почтой.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Администрации <адрес> от <дата>№ жилой дом истца, расположенный по адресу: <адрес> признан в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Из материалов учетного дела следует, что один из собственников обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данное заявление органом местного самоуправления было удовлетворено и постановлением Администрации г.Таганрога № от <дата><данные изъяты> составом семьи их 4 человек поставлен на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации г.Таганрога от <дата>№ семья истца признана малоимущей и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма в Администрации <адрес>.
Согласно постановления Администрации г.Таганрога № от <дата> «О внесении изменения в постановление Администрации города Таганрога от <дата>№ «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации <адрес>, по состоянию на <дата> года» включен <данные изъяты> составом семьи 4 человека (заявитель, супруга - Софрони И.Л., сын - <данные изъяты>, дочь - <данные изъяты>) в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации города Таганрога в связи с признанием литера А, <адрес> по адресу: <адрес> не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, капитальному ремонту и реконструкции не подлежащим. Указанным Постановлением Администрации г.Таганрога № от <дата> семья истца признана малоимущей.
Факт несоответствия жилого помещения, находящегося в пользовании истца, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, капитальному ремонту и реконструкции не подлежащим, подтверждается заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от <дата>, а также Постановлением Администрации г. Таганрога № от <дата> «Об утверждении заключения от <дата>№ межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Истец Софрони И.Л. является собственником жилого дома литер «А» по адресу: <адрес>, общей площадью 42,5 кв.м. на основании договора дарения от <дата>.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что земельный участок на котором расположен жилой дом литер «А» по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности.
Как следует из текста постановления № от <дата> жилой дом литер «А» по адресу: <адрес> признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, капитальному ремонту и реконструкции не подлежащий. Истцу рекомендовано не осуществлять дальнейшее использование жилого дома литер «А» по адресу: <адрес> по назначению.
Согласно сведениям о ежегодной перерегистрации на получение жилой площади по договору социального найма, номер очереди истца в общем списке лиц на получение жилой площади по договору социального найма - № а во внеочередном списке - №
По состоянию на момент вынесения решения суда по настоящему делу жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
Частью третьей статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 57 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом первым части второй статьи 57 Кодекса вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п.п.38,47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Истец и его семья приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке и постановлением Администрации <адрес> от <дата>, которое не оспорено и незаконным не признано, жилое помещение, в котором проживает истец, признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, капитальному ремонту и реконструкции не подлежащим, в силу чего у органа местного самоуправления на основании пункта первого части второй статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Кроме того, следует учитывать, что статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Следует отметить, что отсутствуют в ней и указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В силу ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от <дата>№, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Анализируя изложенное, суд при принятии решения по настоящему спору считает необходимым основываться на единообразии применения судебной практики и толковании норм права, выработанных Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных споров. (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№,).
При таких обстоятельствах, довод ответчика о том, что удовлетворение иска нарушит права других граждан внеочередников, основан на неверном толковании вышеуказанных норм жилищного законодательства и подлежит отклонению как несостоятельный.
Не может суд согласиться и с доводом ответчика на ссылки ст. 32 ЖК РФ и п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата>№ в силу того, что положения ст. 32 ЖК РФ базируются на правилах, сформулированных в ст. 239 ГК РФ, в которой сосредоточены нормы, регламентирующие отношения, возникающие в связи с отчуждением недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, т.е. ст. 32 ЖК РФ регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Для применения норм ст. 32 ЖК РФ правовое основание пользования земельным участком значения не имеет. Неважно, какое право на земельный участок имеется у собственника находящегося на нем жилого помещения. Важно то, что земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд и такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 4 ст. 32 ЖК РФ: необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд базируется на неких веских основаниях. Такие основания в самом общем виде предусмотрены в Земельном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 данного Кодекса изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию — в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации. (В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14 в качестве одного из примеров того, что следует понимать под государственными или муниципальными нуждами, названа «застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений» (п. 20).
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения; решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279-283 ГК РФ, статьи 9- 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации); соблюдение предусмотренной частями 2-4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в том числе и в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Ответчиком, в порядке требований ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств того, что Администрацией г.Таганрога когда-либо было принято решение об изъятии земельного участка на котором расположен жилой дом истца, по адресу: <адрес> для государственных или муниципальных нужд.
Сторонами не оспаривалось, что семья истца признана малоимущей и жилое помещение истца признано непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежащим.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, а право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют лица, нуждающиеся в жилых помещениях в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими жилого помещения.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Основания указаны в ст. 51ЖК РФ.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <дата>№, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена именно на Администрацию города.
Поскольку семья истца признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, а жилое помещение истца признано в установленном порядке непригодным для проживания, то у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу и членам её семьи жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При разрешении вопроса о предоставлении истцу и ее семье жилого помещения по договору социального найма суд исходит из того, что на учете состоит истец составом семьи 4 человека, общая и жилая площадь жилого дома, который признан непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит - составляет 42, 5 кв.м. Согласно технических документов представленных в учетном деле жилой дом состоит из 4 комнат.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд учитывает положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связанный с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Исковые требования заявлены о предоставлении квартиры с равнозначной площадью и количеством 3-х комнат, что носит по мнению суда компенсационный характер и гарантирует истцу и ее семье условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Суд полагает, что при удовлетворении иска следует Администрации г.Таганрога предоставить срок на исполнение решения суда шесть месяцев, с учетом формирования бюджета на текущий год, а не двух месяцев как просит истец.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Софрони И.Л. подлежат удовлетворению частично, вследствие чего, Администрацию г. Таганрога Ростовской области следует обязать в течение шести месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, предоставить Софрони И.Л. на состав семьи из четырех человек по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта город Таганрог, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не менее 42,5 кв.м.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Софрони И.Л. к Администрации г.Таганрога об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.Таганрога Ростовской области в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, предоставить семье Софрони И.Л. состоящей из 4-х человек, на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта г. Таганрог, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, с количеством комнат не менее 3-х, общей площадью не менее 42,5 кв.м.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Курасова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2017 года.