ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/2022 от 28.03.2022 Ленинскогого районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2 - 127/2022

34RS0026-01-2022-000080-55

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего федерального судьи Сулохиной Н.Н.,

при секретаре Никифоровой Т.А.,

с участием помощника Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО5,

представителя ответчика директора МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» ФИО6,

представителя соответчика администрации ленинского муниципального района <адрес>ФИО7, действующего по доверенности от 28.03.2022 года,

представителя третьего лица – старшего эксперта Волгоградского участка ФАУ «ФИО2 Речной Регистр» ФИО8, представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

28 марта 2022 года в городе Ленинске, Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску заместителя Волгоградского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации наплавного моста.

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Волгоградского транспортного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» (далее - МКУ «Моставтотранс») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации наплавного моста, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам надзорных мероприятий в деятельности МКУ «Моставтотранс», выявлены нарушения при эксплуатации наплавного моста в акватории <адрес>, расположенного вблизи села <адрес>, а именно: в нарушение трабований действующего законодательства, наплавной мост, являющийся плавучим объектом до настоящего времени не классифицирован органами ФИО2 Речного Регистра, не освидетельствован на предмет годности к эксплуатации, не поставлен на учет в органах бассейнового управления. Просит суд обязать МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» провести классификацию и освидетельствование наплавного моста, расположенного в акватории <адрес> в точке с координатами 48°42’18.4"N 45о02"29.7"Е, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ответчика поставить на учет в реестр наплавной мост, расположенный в акватории <адрес> в точке с координатами <данные изъяты>, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ судом, с согласия сторон к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ленинского муниципального района <адрес>, являющаяся учредителем Муниципального казенного учреждения Ленинского муниципального района «Моставтотранс».

В судебном заседании помощник Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО5 заявленные требований поддержала, суду показала, что согласно абз. 25 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

В силу частей 1.2 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счёт средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.

Такой организацией является ФАУ «Российский Речной Регистр» (далее - ФАУ «РРР»), которым на основании п. 13 Устава ФАУ «РРР», утвержденного распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р, осуществляется классификация и освидетельствование плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.

Таким образом, наплавной мост в силу абз. 17 ст. 3 КВВТ РФ подлежит классификации и освидетельствованию в качестве плавучего объекта в ФАУ «РРР».

В рамках реализации ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ разработаны и утверждены приказом ФАУ «РРР» от 17.03.2017 № 35-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов» (далее ПКПО).

Согласно п. 3.3.1 ПКПО при проведении освидетельствований их объем, применяемые методики освидетельствований, правила определения технического состояния плавучих объектов и их элементов, значения нормируемых параметров принимаются в соответствии с требованиями «Правил освидетельствования судов в эксплуатации», утвержденных приказом ФАУ «РРР» от 09.09.2015 № 34-П.

В соответствии с п. 3 Правил учёта плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса России от 01.11.2017 № 470 (далее Правила), учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта.

В силу п. 6 Правил учёту подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе прокурорской проверки с участием эксперта Нижне-Волжского филиала ФАУ «РРР» установлено, что осмотренный плавучий объект наплавной мост через реку Ахтубу (акватория внутренних водных путей на р. Ахтуба), на классификационном учёте Регистра не состоит и ранее не состоял. При строительстве проектная документация с органами Российского речного регистра не согласовывалась.

В ходе осмотра моста установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Технического регламента вдоль края проезжей части моста выше по течению отсутствуют леерное ограждение и колесоотбойный брус, часть средних секций полностью затоплена, отсутствуют пробки, имеется нештатный вырез в палубе, настил палубы частично погружен в воду. Штатные механизмы соединения секций в некоторых местах разукомплектованы, имеются зазоры между звеньями моста, электрический кабель лежит на палубе вдоль леерного ограждения, местами висит за бортом, соединения кабеля выполнены на скрутках. Отсутствуют сигнально-отличительные огни, спасательные средства.

В случае если бы данный плавучий объект находился на классификационном учёте Нижне-Волжского филиала ФАУ «РРР», то на момент осмотра был бы признан негодным по всем элементам и его эксплуатация в таком случае недопустима.

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества от 27.06.2012 наплавной мост через р. Ахгуба передан в оперативное управление МКУ «Моставтотранс», в связи с чем, 1.11.2021 директору МКУ «Моставтотранс» внесено представление, которое рассмотрено, однако выявленные нарушения до настоящего времени, не устранены. Просит суд обязать МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» провести классификацию и освидетельствование наплавного моста, расположенного в акватории р. Ахтуба в точке с координатами 48°42’18.4"N 45о02"29.7"Е, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ответчика поставить на учёт в реестр наплавной мост, расположенный в акватории р. Ахтуба в точке с координатами 48°42"18.4"N 45°02"29.7",Е, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель ответчика - директор МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» ФИО6 возражений относительно заявленных требований не выразил, при этом суду показал, что настоящая организация создана и финансируется администрацией Ленинского муниципального района <адрес>, самостоятельно коммерческой деятельностью не занимается и собственных денежных средств, не имеет. Для проведения классификации и освидетельствования наплавного моста необходимо изготовить проект наплавного моста в связи с чем, необходимы денежные средства, которые у учреждения, отсутствуют. Кроме того, на сегодняшний день техническое состояние моста на 80 % изношено и ремонту не подлежит, в связи с чем, наплавной мост не пройдет освидетельствование и не будет поставлен на учет в реестр.

Представитель соответчика администрации Ленинского муниципального района <адрес>ФИО7 в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, суду показал, что проектная документация на наплавной мост изъята в 2009 году сотрудниками УФСБ и до настоящего времени, не возвращена. В том состоянии, в каком сейчас находится наплавной мост, он освидетельствование, не пройдет. В связи с этим в настоящее время проводятся ремонтные работы звеньев моста. Мост состоит из 38 звеньев, из них 2 береговых и 36 речных. В 01.12.2021 года заключен контракт на ремонт моста, стоимость одного звена составляет - 5.277.000, 00 рублей. В настоящее время из четырех звеньев, готово только одно. До 10.04.2022 года должна быть осуществлена поставка еще трех звеньев, после чего все четыре звена будут установлены. Однако даже замены четырех звеньев моста не позволит наплавному мосту пройти освидетельствование и быть признанным пригодным для эксплуатации.

Представитель третьего лица – старший эксперт Волгоградского участка ФАУ «Российский Речной Регистр» Данилов А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду показал, что спорный наплавной мост в реестре никогда не состоял. В ходе совместной проверки с прокуратурой указанный мост был осмотрен и выявлен ряд нарушений действующего законодательства, связанного с эксплуатацией данного моста. Собственник указанного моста должен в силу закона разработать и представить в речной регистр документацию на весь наплавной мост, а не на одно его звено. Техническое состояние моста на сегодняшний день визуально не пригодно к эксплуатации, однако более точно можно будет сказать лишь после его освидетельствования и анализа представленной документации, которая на сегодняшний день отсутствует.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределенном кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации, установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

По смыслу статей 14, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации. На подлежащих регистрации судах должны находиться судовые документы, указанные в части 1 статьи 14 КВВТ РФ, среди которых свидетельство о годности судна к плаванию.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавучие объекты подлежат учёту, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учёт плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учёта плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

ФАУ "Российский Речной Регистр", в соответствии с частью 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ и приказа Минтранса России от 25.09.2012 N 355, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.

Такой организацией является ФАУ «Российский Речной Регистр» (далее - ФАУ «РРР»), которым на основании п. 13 Устава ФАУ «РРР», утвержденного распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р, осуществляется классификация и освидетельствование плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.

Таким образом, наплавной мост в силу абзаца 17 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежит классификации и освидетельствованию в качестве плавучего объекта в ФАУ «РРР».

В рамках реализации части 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации разработаны и утверждены приказом ФАУ «РРР» от 17.03.2017 № 35-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов» (далее ПКПО).

Согласно пункту 3.3.1 ПКПО при проведении освидетельствований их объём, применяемые методики освидетельствований, правила определения технического состояния плавучих объектов и их элементов, значения нормируемых параметров принимаются в соответствии с требованиями «Правил освидетельствования судов в эксплуатации», утвержденных приказом ФАУ «РРР» от 09.09.2015 № 34-П.

В соответствии с пунктом 3 Правил учёта плавучих объектов, утверждённых приказом Минтранса России от 01.11.2017 № 470 (далее Правила), учёт плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта.

В силу пункта 6 Правил учёту подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наплавные мосты относятся к плавучим объектам. На суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, распространяются положения пункта 2 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно Правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов (пункт 1.1.1 ПКПО) требования Правил распространяются на плавучие объекты, эксплуатирующиеся в водных бассейнах, перечни которых установлены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (приказ Министерства транспорта РФ от 30.05.2016 № 138, зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 21.06.2016 № 42577).

Судом установлено, что Волгоградской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий в деятельности Муниципального казенного учреждения Ленинского муниципального района «Моставтотранс», выявлены нарушения при эксплуатации наплавного моста в акватории <адрес>, расположенного вблизи села <адрес>.

В ходе проверки экспертом Нижне-Волжского филиала ФАУ «РРР» установлено, что осмотренный плавучий объект наплавной мост через реку Ахтубу (акватория внутренних водных путей на р. Ахтуба), на классификационном учете Регистра не состоит и ранее не состоял. При строительстве проектная документация с органами Российского речного регистра не согласовывалась. Наплавной мост имеет неисправности и непригоден для эксплуатации, на объекте частично или полностью отсутствует леерное ограждение вдоль края проезжей части, листы настила дорожного полотна имеют сквозные трещины и механические повреждения. Отсутствуют средства контроля уровня воды внутри понтонов.

В силу договора о закреплении муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ наплавной мост через р. Ахгуба передан в оперативное управление МКУ «Моставтотранс».

По результатам проверки в адрес директора МКУ «Моставтотранс» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности эксплуатации объектов водного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу МКУ ЛМР «Мосавтотранс» № 214 от 13.12.2021 года, МКУ ЛМР «Мосавтотранс» в настоящее время не может поставить на учёт плавучий объект, поскольку плавучий объект находится в предаварийном состоянии. По устранению неисправностей плавучего моста проводятся работы. За ненадлежащее выполнение должностных обязанностей к дисциплинарному взысканию в соответствии со ст. 192 ТК РФ, приказом и.о. директора МКУ ЛМР «Мосавтотранс» от 10.12.2021 года №15-ОД за нарушение требований законодательства о безопасности эксплуатации объектов водного транспорта, мастеру «мостового перехода» ФИО9 объявлено замечание.

Исходя из того, что находящийся в оперативном управлении у МКУ «Моставтотранс» плавучий объект - наплавной мост через реку Ахтубу (акватория внутренних водных путей на р. Ахтуба), расположенный вблизи села <адрес>, не соответствует требованиям законодательства в области обеспечения безопасности судоходства, он представляет собой угрозу жизни и здоровья граждан.

Доказательств того, что плавучий объект - наплавной мост через реку Ахтубу (акватория внутренних водных путей на р. Ахтуба), находящийся в оперативном управлении у МКУ «Моставтотранс», проходил процедуру классификации, освидетельствовался, в соответствии с требованиями действующего законодательства, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание, что плавучий объект, находящийся в оперативном управлении у МКУ «Моставтотранс» до настоящего времени органами Российского Речного Регистра не классифицирован, на предмет годности к эксплуатации не освидетельствован и на учёте в органах бассейнового управления не состоял и не состоит, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков об отсутствии проектной документации на спорный наплавной мост и необходимых денежных средств для оформления проектной документации, а также ссылка на техническое состояние моста( 80% износа), не освобождают последних от обязанности соблюдать действующее законодательства, а потому не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя Волгоградского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации наплавного моста, удовлетворить.

Обязать МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» () провести классификацию и освидетельствование, постановку на учёт в реестр наплавного моста, расположенного в акватории <адрес> в точке с координатами 48°42’18.4"N 45о02"29.7"Е, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ленинский районный суд <адрес> в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в месячный срок.

Судья: подпись

Справка: мотивированный текст решения судом изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись