ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1288/2022 от 21.04.2022 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1288/2022

89RS0004-01-2022-001597-48

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 21 апреля 2022 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А. Л.,

при секретаре Юзеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу к Романову Ю.В. о прекращении права собственности на оружие и его последующую утилизацию,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу обратился в Новоуренгойский городской суд с иском к Романову Ю.В. о прекращении права собственности на оружие и его последующую утилизацию.

Иск мотивирован тем, что должностным лицом ОЛРР ОМВД по г. Новому Уренгою 25 июня 2014 года изъяты принадлежащее Романову Ю.В. в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии» следующее оружие: гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты]. Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по городу Новому Уренгою, расположенное по адресу: <адрес> где в течение продолжительного времени находилось и хранится в настоящее время. Ответчиком до настоящего времени не принимается каких-либо действий, направленных на возврат указанного оружия. Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия ОМВД России по г. Новому Уренгою. При этом бремя содержания оружия легло на ОМВД России по городу Новому Уренгою. Хранение оружия требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода. ОЛРР (по городу Новому Уренгою, Тазовскому и Красноселькупскому районам) Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу ответчику Романову Ю.В. в 2020 г. и 2021 г. направлял уведомления, о необходимости принятия мер к оформлению разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятия решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени ответчиком совершено не было. В целях оформления разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) принадлежащего ответчику оружия, либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке ответчик Романов Ю.В. не обращался. Истец просит суд, прекратить право собственности Романова Ю.В. и передать Управлению Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу для последующей утилизации: гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты].

В судебном заседании представитель истца Управления Росгвардии по ЯНАО Гаврилов Е.С., участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, на удовлетворении иска настаивал.

Ответчик Романов Ю.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом заказным почтовым отправлением и телеграммой. Возражений на иск не представил, об отложении дела не ходатайствовал.

Суд в соответствии со ст.233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика извещенного надлежащим образом в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В ст. 55 Конституции РФ закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этих целях государством ограничен оборот оружия в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон «Об оружии»), согласно которому право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ (далее - Закон « Об оружии ») и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (далее - Правила).

Согласно положениям части 1 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ» к полномочиям войск национальной гвардии относится контроль за оборотом гражданского, наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, о также соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ».

В силу п. 59 указанных Правил, принадлежащие гражданам РФ оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

Хранение оружия и патронов гражданами РФ в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

Материалами дела установлено, что Романов Ю.В. является владельцем гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданского газового оружия самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты].

Согласно протоколу изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 25 июня 2014 года, на основании ст. 27 Федерального закона «Об оружии», у ответчика Романова Ю.В. было изъято и сдано на временное хранение в ОМВД России по г. Новому Уренгою гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты], что подтверждается рапортом инспектора ОЛРР ОМВД по г. Новый Уренгой от 25.06.2014 г., квитанцией [суммы изъяты] на принятое оружие и боеприпасы от 25.06.2014 г.

Так же согласно протоколу изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 25 июня 2014 года, на основании ст. 27 Федерального закона «Об оружии», у ответчика Романова Ю.В. было изъято и сдано на временное хранение в ОМВД России по г. Новому Уренгою гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты], что подтверждается рапортом инспектора ОЛРР ОМВД по г. Новый Уренгой от 25.06.2014 г., квитанцией [суммы изъяты] на принятое оружие и боеприпасы от 25.06.2014 г.

Из протокола изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 25 июня 2014 года, на основании ст. 27 Федерального закона «Об оружии», у ответчика Романова Ю.В. было изъято и сдано на временное хранение в ОМВД России по г. Новому Уренгою гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты], что подтверждается рапортом инспектора ОЛРР ОМВД по г. Новый Уренгой от 25.06.2014 г., квитанцией [суммы изъяты] на принятое оружие и боеприпасы от 25.06.2014 г.

Как следует из справки ОЛРР (по г. Новому Уренгою, Тазовскому и Красноселькупскому районам) Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.01.2022 г., гр. Романов Ю.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в качестве владельца гражданского оружия: гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты] (16.01.2009 г. на хранение оружия было выдано разрешение серии РСОа [суммы изъяты] сроком действия до 17.09.2013 г.); гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты] (16.01.2009 г. на хранение оружия было выдано разрешение серии РСОа [суммы изъяты] сроком действия до 17.09.2013 г.); гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты] ((16.01.2009 г. на приобретение, хранение и ношение оружия была выдана лицензия серии ЛОа [суммы изъяты] сроком действия до 17.09.2013 г.). Указанные единицы оружия относятся в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» к гражданскому оружию, приобретено гр. Романовым Ю.В. для самообороны. Таким образом, гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты], не подпадают под действие Федерального закона от 26.05.1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

ОЛРР (по городу Новому Уренгою, Тазовскому и Красноселькупскому районам) Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу направлял ответчику Романову Ю.В. уведомления (исх. [суммы изъяты] от 22.10.2020 г., исх. [суммы изъяты] от 25.11.2020 г., исх. [суммы изъяты] от 23.11.2021 г.) о необходимости принятия мер к оформлению разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятия решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, которые оставлены без удовлетворения.

Исходя из положений ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», продление срока действия разрешения осуществляется органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.

В нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в судебное заседание не представлено доказательств устранения причин, послуживших основанием для изъятия огнестрельного оружия или его отчуждения.

Статьи 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают прекращение права собственности на имущество, которое в силу закона не может принадлежать собственнику, принудительное его изъятие и в случае несвоевременного отчуждения имущества его принудительную продажу с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат на отчуждение имущества.

В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона «Об оружии», контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

Основываясь на анализе представленных материалов в совокупности, поскольку ответчик Романов Ю.В. лично не предпринял попыток для оформления разрешительных документов на право владения указанным оружием и его возврата из камеры хранения ОМВД России по г. Новый Уренгой, где они хранятся по настоящее время, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу о прекращении права собственности Романова Ю.В. и передаче Управлению Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданского газового оружия самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты], для последующей утилизации в установленном порядке.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Романова Ю.В. в доход бюджета муниципального образования город Новый Уренгой подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить.

Признать Романова Ю.В. прекратившим правом собственности на гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты].

Передать гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-81, калибр 12, [суммы изъяты]; гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ТОЗ-106, калибр 20, [суммы изъяты]; гражданское газовое оружие самообороны Reck Agent, калибр 9мм, [суммы изъяты], в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, для дальнейшей утилизации.

Взыскать с Романова Ю.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А. Л. Осмоловская