ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 июня 2022 по гражданскому делу 2-1288/2022
(43RS0002-01-2021-006182-46)
Октябрьский районный суд города Кирова в составе председательствующего судьи Гродниковой М.В., с участием:
представителя истца КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» по доверенности ФИО1,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО2 ФИО3,
при секретаре судебного заседания Шамра А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» к ФИО2 о взыскании единовременной денежной суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с названным иском к ответчику, указав, что 15.07.2020 ответчику предоставлена единовременная денежная выплата (ЕДВ) на строительство или приобретение жилого помещения в размере 633 330 руб. на основании апелляционного определения Кировского областного суда от 09.06.2020 по делу № 2-93/2020, пп. 3 п. 1 ст. 16, ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ст. 3, 81 Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО. До 29.07.2021 ответчик должен был представить документы, подтверждающие целевое расходование ЕДВ, что им не сделано. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика сумму ЕДВ в размере 633 330 руб.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 16.05.2022, к участию в деле привлечено Управление Росреестра по Кировской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в иске и дополнениях, поддержала, просила требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3 поддержали позицию, изложенную в отзыве на иск, пояснили, что семья ответчика состоит из шести человек: ответчик, его супруга и четверо детей, признана малоимущей. Суммы выделенной субсидии недостаточно для приобретения отдельного жилья, в связи с чем за счет ЕДВ произведена реконструкция жилого дома, в том числе, с использованием кредитных денежных средств.
Третье лицо Управление Росреестра по Кировской области представителя в судебное заседание не направило, извещено, представлен отзыв на иск, согласно которому на рассмотрении управления находится заявление ФИО2 о государственном кадастровом учете изменений жилого дома, который приостановлен в связи с наличием запрета, дело просит рассмотреть без участия представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество наступает в случае, когда лицо без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, при этом независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Чтобы констатировать неосновательное обогащение, необходимо отсутствие у лица оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение имущества (договоры, сделки и иные предусмотренные ст. 8 Кодекса основания возникновения гражданских прав и обязанностей), то есть установление факта приобретения имущества ответчиком за счет истца при отсутствии к тому правовых оснований.
В силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле.
По иску о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца и размер неосновательного обогащения, а также отсутствие обстоятельств, исключающих возможность взыскания неосновательного обогащения, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Бремя доказывания обстоятельств, при которых денежные средства не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, должно быть возложено на ответчика в силу требований п. 4 ст. 1109 ГК РФ, как на приобретателя имущества (денежных средств).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
В ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что по письменным заявлениям указанных в пп. 3 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Формы и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета категорий граждан, указанных в ст. ст. 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Кировской области определяет Закон Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета».
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.09.2019 ФИО2 обратился в КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» с заявлением о назначении ему меры социальной поддержки «единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения» (л.д. 9).
Решением № ЛД 107685 (протокол от 14.07.2020 № 217076) ответчику назначена мера социальной поддержки - единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения в размере 633 330 руб. (л.д. 21).
15.07.2020 истцом осуществлено перечисление указанной денежной суммы на счет ответчика, что подтверждается платежным поручением от 15.07.2020 № 22750 (л.д. 17).
В соответствии с ч. 8 ст. 81 Закона № 32-ЗО гражданин или его представитель (законный представитель) в течение 12 месяцев со дня перечисления ЕДВ представляет в уполномоченный орган документ, подтверждающий целевое расходование ЕДВ.
В случае непредставления в указанный срок документов, средства единовременной денежной выплаты в течение десяти рабочих дней подлежат возврату на расчетный счет уполномоченного органа, а в случае невозврата - взыскиваются в судебном порядке.
15.07.2020 и 20.07.2021 в адрес ответчика истцом направлялись письма о необходимости представить документы, подтверждающие целевое расходование ЕДВ, либо возвратить на расчетный счет учреждения денежные средства в срок до 06.08.2021 (л.д. 13, 15).
Срок для представления документов, подтверждающих целевое расходование ЕДВ ответчиком, истек 29.07.2021.
Суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе представленных согласно ст. 55 ГПК РФ доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с 14.09.2020 по 14.11.2020 ответчиком произведена реконструкция жилого дома по адресу: <адрес>.
Это подтверждается договором подряда от 14.09.2020 № 2, согласно которому предметом договора является реконструкция деревянного дома по адресу: <адрес>, путем устройства мансардного этажа (л.д. 82-83).
Также реконструкция дома подтверждается актом о приемке выполненных работ от 14.11.2020, справкой КС-3 о стоимости выполненных работ от 14.11.2020 № 1, чек-ордером ПАО Сбербанк от 16.09.2020 по операции № 4750.
Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 «Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы» «мероприятие по обеспечению жильем военнослужащих» - мероприятие, в рамках которого осуществляются строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в целях обеспечения постоянным и (или) служебным жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, с указанием главного распорядителя средств федерального бюджета, вида предоставляемого жилья (постоянное или служебное), категории граждан (военнослужащие или сотрудники, имеющие специальные звания) и субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется осуществлять строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, и (или) приобретение жилья.
Согласно удостоверению серии № ФИО2 имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории РФ (л.д. 23).
В материалы дела представлен технический план здания по адресу: <адрес>, согласно которому общая площадь дома изменилась с 41,9 кв. м на 60,7±0,4 кв. м (л.д. 156-176), что также подтверждается планом-экспликацией.
Оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчиком произведено целевое расходование ЕДВ.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь ст. 1102 ГК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к ФИО2, поскольку истцом не доказаны обстоятельства, подтверждающие факт нецелевого расходования ЕДВ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» к ФИО2 о взыскании единовременной денежной выплаты, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.В. Гродникова
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2022.
Решение28.06.2022