№2-128/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 17 сентября 2020 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при помощнике судьи ФИО2,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика – ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску Региональной общественной организации «Союз биатлонистов Приморского края» к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края о возложении обязанности выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений,
установил:
РОО «Союз биатлонистов Приморского края» обратился в Яковлевский районный суд с иском к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края о возложении обязанности выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений.
В обоснование доводов иска указано, что 05.06.2014г. между администрацией Яковлевского муниципального района в лице главы Яковлевского муниципального района ФИО4 и РОО «Союз биатлонистов Приморского края» в лице председателя Правления ФИО5, заключен договор аренды земельного участка №-д от 05.06.2014г.
По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, имеющий вид разрешенного использования: для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, общей площадью 51484 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - жилой дом. Участок находится примерно в 5442 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Срок аренды Участка устанавливается с 05.06.2014г. по 04.06.2063г.
09.01.2019г. администрацией Яковлевского муниципального района Приморского края выдано разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута за № с приложением схемы границ на кадастровом плане территории для размещения линии электропередач для электроснабжения лыжно-биатлонного комплекса «Синегорье». Срок действия разрешения установлен - 3 года. Вместе с тем, указанным разрешением запрещена вырубка древесно-кустарниковой растительности без разрешения уполномоченного органа.
18.05.2019г. РОО направлено заявление главе Яковлевского муниципального образования на выдачу разрешительных документов на вырубку леса для расширения на 4 м пожарозащитной полосы длиной 800 м, идущей от существующей линии электропередачи 0,4 кВ (электроснабжение горнолыжной трассы) до места установки трансформатора на земельном участке, арендуемом РОО «Союз биатлонистов Приморского края», с целью прокладки линии электропередачи 0.4 кВ для электроснабжения лыжно-биатлонного комплекса «Синегорье».
В ответ на заявление администрация Яковлевского муниципального района сообщила о том, что из предоставленных документов и в связи с отсутствием утвержденного нормативного правового акта Яковлевского муниципального района, регулирующего порядок выдачи разрешения на порубку древесно-кустарниковой растительности, выдать запрашиваемое разрешение не представляется возможным.
Таким образом РОО «Союз биатлонистов Приморского края» на основании выданного решения не имеет возможности реализовать право на строительство ЛЭП в указанном районе из-за отсутствия разрешительных документов на вырубку леса в зоне строительства ЛЭП.
Администрация Яковлевского муниципального района Приморского края является уполномоченным органом по вопросу выдачи разрешительных документов на вырубку леса в Яковлевском муниципальном районе, отсутствие муниципального акта, регулирующего указанный выше вопрос, не дает права администрации нарушать законные права и интересы РОО, связанные с необходимостью строительства ЛЭП для спортивно-оздоровительных мероприятий. Более того администрация вправе применить по аналогии муниципальные акты других муниципальных районов Приморского края.
15.11.2019г. РОО повторно обратилась к главе администрации Яковлевского муниципального района с заявлением о выдаче документов на вырубку лeca. На данное обращение администрацией Яковлевского муниципального района был дан ответ о том, что нормативные акты Яковлевского муниципального района, регламентирующие порядок выдачи разрешительных документов на вырубку леса в Яковлевском муниципальном районе, находятся на согласовании и юридической экспертизе в природоохранной прокуратуре Приморского края. После согласования надзорными органами будет дан дополнительный ответ.
Однако по информации РОО указанный нормативный правовой акт принимается уже с зачала 2018г., что свидетельствует о нарушении прав не только РОО в данном вопросе но и неопределенного круга лиц.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 16.01.2020г. главе Яковлевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени предписание не исполнено главой муниципального района, нарушения прав РОО «Союз биатлонистов Приморского края» не устранены, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Поскольку заявленными требованиями РОО «Союз биатлонистов Приморского края» фактически обжалует незаконный действия администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, выразившиеся в отказе выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждения, что относится к публичным полномочиям администрации, суд в соответствии с требованиями ст. 33.1 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске. Также пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка не исключает строительство на нем ЛЭП, поскольку земельный участок разрешено использовать для отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а для данной деятельности необходима ЛЭП. Строительство ЛЭП в данном случае допустимо, поскольку администрацией выдано разрешение на строительство ЛЭП. После 15.11.2019 года организация в администрацию за выдачей разрешения на вырубку леса не обращалась.
Представитель административного ответчика – ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что администрация не может дать разрешение на снос зеленых насаждений на земельном участке. Который относится к лесному фонду. Также пояснил, что ранее отсутствовал административный регламент выдачи разрешений на снос зеленых насаждений для целей строительства. 02.04.2020 года указанный регламент утвержден администрацией Яковлевского муниципального района, также утверждена методика расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений. В настоящее время истцы должны представить проект сноса зеленых насаждений, в котором указывается количество и виды деревьев, подлежащих сносу. После они должны внести компенсацию за их снос, и только после этого выдается или нет разрешение на снос зеленых насаждений.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что 05.06.2014 года между администрацией Яковлевского муниципального района Приморского края и РОО «Союз биатлонистов Приморского края» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:25:020802 из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, имеющего вид разрешенного использования для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на срок по 04.06.2063 г.
Согласно сведениям, представленным Арсеньевским филиалом КГКУ «Примлес», указанный земельный участок не относится к землям лесного фонда.
18.05.2018 года РОО «Союз биатлонистов Приморского края» обращалась в администрацию Яковлевского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на вырубку леса на данном земельном участке для установки трансформатора, на что получила отказ в связи с несоответствием заявления требованиям, установленным п. 4-6 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края.
09.01.2019 года администрацией Яковлевского муниципального района выдано разрешение РОО «Союз биатлонистов Приморского края» на размещение на земельном участке с кадастровым номером 25:25:020802 линии электропередачи классом до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. При этом указанное разрешение не дает права на вырубку древесно-кустарниковой растительности без необходимого разрешения уполномоченного органа, о чем в нем указано.
15.11.2019 года РОО «Союз биатлонистов Приморского края» снова обратилась в администрацию Яковлевского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на вырубку леса.
Главой администрации Яковлевского района 26.11.2019 года был дан ответ организации о том, что нормативные акты Яковлевского муниципального района, регламентирующие порядок выдачи разрешительных документов на вырубку леса в Яковлевском районе находятся на согласовании и юридической экспертизе в природоохранной прокуратуре Приморского края, после согласования и утверждения организации будет дан дополнительный ответ.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 7 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следовательно, муниципальный район отнесен к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения - порубочного билета. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.
В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.
Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений включена в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р (п. 197).
Во исполнение указанных норм права администрацией Яковлевского муниципального района 02.04.2020 года утвержден регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешения на снос зеленых насаждений для целей строительства, реконструкции объекта капитального строительства» и 01.04.2020 года методика расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории Яковлевского муниципального района.
Соответственно на момент обращения РОО «Союз биатлонистов Приморского края» в администрацию Яковлевского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, отсутствовал порядок, регламентирующий выдачу такого разрешения.
Довод истца о том, что отсутствие порядка, регламентирующего выдачу разрешения на вырубку зеленых насаждений, не может и не должно являться основанием для отказа в выдаче такого разрешения и не должно приводить к нарушению прав и законных интересов заявителя, судом не принимается.
В данном случае выдача разрешения на снос зеленых насаждений органом, осуществляющим публичные полномочия, без утвержденного регламента, то есть принятие им решения, не предусмотренного действующим законодательством, регулирующим деятельность этого органа, свидетельствует о совершении таких действий с превышением предоставленных полномочий, что является безусловным основанием для признания такого разрешения незаконным.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предложено Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением № 516 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 №1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в соответствии с которым в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, должна быть указана информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, - в случае такой необходимости.
РОО «Союз биатлонистов Приморского края» после принятия Постановления № 516 с заявлением об изменении выданного разрешения № 1 от 09.01.2019г. или дачи нового разрешения на использование земельного участка с осуществлением рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, не обращалась.
Порядок выдачи администрацией Яковлевского муниципального района разрешения на снос зеленых насаждений для целей строительства, реконструкции объекта капитального строительства, до введения указанной нормы действующим законодательством не был предусмотрен.
После утверждения регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешения на снос зеленых насаждений для целей строительства, реконструкции объекта капитального строительства» РОО «Союз биатлонистов Приморского края» РОО «Союз биатлонистов Приморского края» в администрацию Яковлевского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений также не обращалась.
В связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований и возложении обязанности на администрацию Яковлевского муниципального района выдать разрешение на снос зеленых насаждений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Региональной общественной организации «Союз биатлонистов Приморского края» к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края о возложении обязанности выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2020 года.
Судья Т.А. Нестерова