№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО6, с участием прокурора ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью «Крымгеопром», третьи лица – Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО4<адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о прекращении публичного сервитута, исключении сведений из ЕГРН, запрете деятельности по разработке и добыче песка,
УСТАНОВИЛ:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Республики Крым к ООО «Крымгеопром» (ИНН №, ОГРН №) и, уточнив исковые требования, просил: - прекратить публичный сервитут площадью 688 775 кв.м., установленный ООО «Крымгеопром» на основании постановления ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута»; - исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о публичном сервитуте, установленном на основании постановления ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от 23.11.2020г. № «Об установлении публичного сервитута» и зарегистрированном под реестровым номером №; - запретить ООО «Крымгеопром» осуществлять деятельность по разработке Восточно-ФИО5 месторождения песков и добычу полезных ископаемых в границах горноотводного акта в следующих географических координатах: 1. №, - до получения правоустанавливающих документов на земельный участок с видом разрешенного использования – земли промышленности и целевым назначением недропользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска прокурор указал на выявленные в ходе проведения проверки нарушения порядка установления публичного сервитута.
На основании постановления ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от 23.11.2020г. № «Об установлении публичного сервитута» ООО «Крымгеопром» установлен публичный сервитут на земельный участок, площадью 688 775 кв.м., с видом разрешенного использования - недропользование, для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей, в границах, установленных приложением № к Лицензии.
По заявлению ФИО3 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением идентификационного реестрового номера 90:07-6.537.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что размещение ООО «Крымгеопром» карьера в границах земельного участка, предоставленного на основании указанного публичного сервитута, в документах территориального планирования в качестве объектов государственного или местного значения не обозначено, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, градостроительной документацией, утвержденными до ДД.ММ.ГГГГ, а также государственными или региональными программами не предусмотрено; услуги неопределенному кругу лиц на условиях публичного договора ООО «Крымгеопром» не оказывает и не осуществляет деятельность и строительство из числа оснований, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ.
Кроме того, испрашиваемый ООО «Крымгеопром» земельный участок для установления сервитута расположен на землях сельскохозяйственного назначения, на которых деятельность по осуществлению добычи полезных ископаемых запрещена.
При таких обстоятельствах, полагают, что правовые основания для установления публичного сервитута ООО «Крымгеопром» отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой на Постановление ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от 23.11.2020г. № принесен протест, по результатам рассмотрения которого постановлением ФИО3 сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление от 23.11.2020г. № отменено.
Несмотря на указанные обстоятельства, ответчиком начаты работы по разработке месторождения полезных ископаемых.
Ссылаясь на то, что допущенные нарушения требований природоохранного законодательства, которые влекут нарушение конституционных прав на благоприятную окружающую среду, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском.
В возражениях ООО «Крымгеопром» просило отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на необоснованность изложенных в нем доводов. Указывают, что публичный сервитут был предоставлен в установленном законом порядке. Обществом получена лицензия СИМ №ТЭ от 05.03.2020г. на разведку добычу песков Восточно-ФИО5 месторождения <адрес> Республики Крым. На земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет, для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей, площадью 688775 кв.м., установлен публичный сервитут на основании постановления ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 23.11.2020г. С учетом положений п. п. 2, 3 ст. 5 Закона Республики Крым №-ЗРК от 15.09.2014г. «О размещении инженерных сооружений» не требуется изменения категории земель и обслуживающего земельного участка и (или) его разрешенного использования для осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в связи с чем требования прокурора о прекращении публичного сервитута являются необоснованными. Требования прокурора о запрете осуществлять деятельность по разработке Восточно-ФИО5 месторождения песков и добычу полезных ископаемых в границах горно-отводного акта противоречат действующей лицензии от 05.03.2020г.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
От генерального директора ООО «Крымгеопром» ФИО8 поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок в связи с плановым отпуском с период с 18.04.2022г. по 29.04.2022г. и выездом на период отпуска за пределы Республики Крым.
В силу ч. 6 ст. 167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Таким образом, удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, является правом, а не обязанностью суда (ч. 6 ст. 167, ч. 1 ст. 169 ГПК Российской Федерации).
Рассмотрев ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания, принимая во внимание сроки рассмотрения дела, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку указанная причина неявки представителя ответчика не может быть признана уважительной, поскольку ООО «Крымгеопром» имеет статус юридического лица и не лишено возможности обеспечить явку представителя в судебное заседание.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав пояснения прокурора, изучив доводы иска и возражений на исковое заявление, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ООО «Крымгеопром» (ОГРН № ИНН №) осуществляет в своей хозяйственной деятельности, в том числе добычу гравия, песка и глины, добычу полезных ископаемых (т.1 л.д. 18-43, 175-176; т. 2 л.д. 61-102).
ООО «Крымгеопром» выдана лицензия серии СИМ №, вид лицензии ТЭ, на разведку и добычу песков Восточно-ФИО5 месторождения <адрес> Республики Крым сроком до 27.01.2031г., которая 05.03.2020г. зарегистрирована в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым за №.
Согласно п. 3 лицензионного соглашения, заключенного 05.03.2020г. между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и ООО «Крымгеопром», пользователь недр обязан оформить земельные, лесные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ (т.1 л.д. 56-76).
На основании п.4 ст. 1, п.1 и пп.2 п.2 ст. 4 Закона Республики Крым №-ЗРК от 15.09.2014г. «О размещении инженерных сооружений» и выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым лицензии СИМ № ТЭ на разведку и добычу песков Восточно-ФИО5 месторождения <адрес> Республики Крым 01.09.2020г. ООО «Крымгеопром» обратилось в ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, площадью 688775 +/- 290 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет (в 6 км на северо-восток от <адрес>), на срок до 27.01.2031г., цель установления сервитута – для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей (т. 3 л.д. 32-33).
К указанному заявлению заявителем представлены в частности карта (план) по установлению зоны публичного сервитута, содержащая сведения о характерных точках границ объекта землеустройства в следующих координатах: 1. №
№ (т.2 л.д. 34-41).
Постановлением ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 23.11.2020г. утверждены границы публичного сервитута на земельный участок для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей с видом разрешенного использования – недропользование, согласно ВРИ (код 6.1) на кадастровом плане территории ФИО5 сельского поселения, площадью 688775 +/- 290 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет.
Установлен публичный сервитут на срок действия лицензии на пользование недрами СИМ № ТЭ до 27.01.2031г. для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей, расположенных по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет, обладатель публичного сервитута – ООО «Крымгеопром». Публичный сервитут считать установленным с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (т.2, л.д. 11-12).
09.02.2021г. Керченским межрайонным природоохранным прокурором Республики Крым в адрес ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым принесен протест на постановление № от 23.11.2020г. и представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства (т. 1, л.д. 162-163, 166-169).
ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 11.02.2021г., в связи с нарушением требований земельного законодательства при установлении ООО «Крымгеопром» публичного сервитута для осуществления недропользования, объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания специалисту ФИО4, приняты меры для устранения допущенных нарушений (т.1, л.д. 171).
Постановлением ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 04.03.2021г. отменено постановлением № от 23.11.2020г. «Об установлении публичного сервитута» (т.1, л.д. 165).
Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходит из того, что на основании п. 3, пп. 8 п. 4 ст. 23 и пп. 1 ст. 39.37 Земельного Кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с данным кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского Кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 этого кодекса не применяются.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.10.2008 №680-0-0 приведена позиция о том, что установление публичного сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения, поскольку установление публичного сервитута и его необходимость должны быть прямо отражены в соответствующем распорядительном нормативном правовом акте соответствующих властных публичных органов.
Так, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Вместе с тем, действующее законодательство легитимное определение таких нужд и их перечень не содержит.
В то же время, применительно к публичным сервитутам законодателем в п. 4 ст. 23 и ст. 39.37 ЗК РФ определены случаи, в которых устанавливаются публичные сервитуты.
В частности в главе V.7. ЗК РФ, регулирующей установление публичного сервитута в отдельных целях, установлено, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сечей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродукте про волов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи (ст. 39.37 ЗК РФ).
Закон Республики Крым от 15.09.2014г. № 74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений», на основании которого принималось отмененное впоследствии постановление Администрации, развивает положения п.п. 1, 5 ст. 39.37 ЗК РФ, определяя порядок размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, а также порядок ограниченного пользования земельными участками для иных общественно-полезных целей.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №74-ЗРК публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым.
При этом, как установлено в ст. 1 указанного Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №74-ЗРК, под инженерными сооружениями, имеющими государственное или местное значение (далее - инженерные сооружения), понимаются водопроводы и водозаборы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, линии электропередач, сооружения связи, линии теплоснабжения, канализация, объекты недропользования и им подобные сооружения, а также все прочие сооружения, неотрывно связанные с ними, которые:
1) указаны в документах территориального планирования в качестве объектов государственного или местного значения;
2) предусмотрены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, градостроительной документацией, утвержденными до 21 марта 2014 года;
3) предусмотрены целевыми государственными или региональными программами;
4) необходимы для обеспечения услуг неопределенному кругу лиц на условиях публичного договора;
5) необходимы для обеспечения выполнения задач в области обороны Российской Федерации.
Согласно п. 20 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - это объекты капитального строительства иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19, п. 1 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что общая специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно и исключительно с нуждами соседнего земельного участка.
Из Пояснительной записки к проекту Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» также усматривается, что необходимость его принятия связана с тем, что вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации обусловило необходимость срочного строительства новых инженерных сетей и связанных с ними объектов, в том числе линий электропередачи, водовода питьевого водоснабжения и других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения республики, что требует оперативного решения вопросов оформления прав на земельные участки.
Между тем, в данном случае такие цели не усматриваются и судом в ходе рассмотрения дела не установлены.
Суд находит основанным на ошибочном толковании закона довод ответчика о том, что месторождение полезных ископаемых в силу ст. 1 Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №74-ЗРК относится к объектам недропользования и им подобным сооружениям, в связи с чем является инженерным сооружением, а поэтому на него распространяется действие указанного Закона Республики Крым.
Ссылка ответчика на то, что месторождение полезных ископаемых является объектом местного значения, также не подтверждается материалами дела.
Какие-либо признаки, указывающие на то, что данная территория (участок недр местного значения) необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и/или оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального районов, поселений, городских округов, а равно, что Общество привлечено к осуществлению таких функций, отсутствуют и судом не установлены.
В развитие данного вывода суд считает необходимым отметить, что Закон Республики Крым от 16.01.2015г. №-ЗРК/2015 "О видах объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования Республики Крым и в документах территориального планирования муниципальных образований Республики Крым", определяя виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа на территории Республики Крым, не содержит объекты недропользования.
Из выписки Правил землепользования и застройки муниципального образования ФИО5 сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением <адрес> совета от 01.03.2019г. №, следует, что земельный участок, площадью 688775 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ФИО5 сельское поселение (6 км на северо-восток от <адрес>), по своем фактическому местоположению укладываются в территориальную зону (зона с особыми условиями территории).
Согласно перечню лицензированных объектов недропользования твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, на территории ФИО5 сельского поселения расположен, в том числе участок Восточно-Багеровский, вид пользования недрами – геологическое изучение, включая поиски и оценку, полезное ископаемое – пески (т.2 л.д. 30-31).
Таким образом, действующие Правила землепользования и застройки муниципального образования не относят вышеуказанное месторождение полезных ископаемых к объектам местного значения, указывая, что названное месторождение находится в зоне с особыми условиями использования территории, а именно: месторождения твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что месторождение не относится к объектам местного значения, суд считает, что цели установления публичного сервитута ООО «Крымгеопром» для добычи песков на территории Восточно-ФИО5 месторождения полезных ископаемых не соответствовали положениям Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №-ЗРК, что являлось основанием для отказа в установлении публичного сервитута, в силу п. 2 ст. 7 данного Закона.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что спорный публичный сервитут зарегистрирован в ЕГРН и расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № что не оспаривалось сторонами по делу, подтверждается сведениями ЕГРН и представленной картой-схемой ситуационного плана, составленной кадастровым инженером ООО «Гео-спектр».
Из сообщения ФИО4<адрес> Республики Крым от 08.02.2022г. следует, что согласно Генеральному плану муниципального образования ФИО5 сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденному решением 63-й сессии 1-го созыва <адрес> совета <адрес> Республики Крым от 29.10.2018г. №, земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.
Согласно Правилами землепользования и застройки муниципального образования ФИО5 сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденным решением 68-й сессии 1-го созыва <адрес> совета <адрес> Республики Крым от 01.03.2019г. № (с изменениями от 25.02.2020г. №, от 19.05.2020г. №, от 10.08.2020г. №), указанные земельные участки расположены на территории сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которую строительные регламенты не устанавливаются.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет, за границами населенного пункта, площадью 1143376 кв.м., имеет кадастровый номер – №, статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, право собственности зарегистрировано за Республикой Крым (т.2, л.д. 152-154, 159-160).
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет, за границами населенного пункта, площадью 65933 +/- 180 кв.м., имеет кадастровый номер – №, статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, сведения о правообладателе отсутствуют (т.2, л.д. 155-158).
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Багеровский сельский совет, за пределами населенного пункта, площадью 1952674 кв.м., имеет кадастровый номер – №, статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, сведения о правообладателе отсутствуют (т.2, л.д. 141-144).
Из сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11.02.2022г. следует, что запись кадастрового номера № внесена в ЕГРН 11.01.2021г. как сведения о части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 616472 кв.м., на основании заявления ФИО3 сельского совета об установлении границ публичного сервитута.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства, среди которых названы приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
В силу п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с п. 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной п. 3 настоящей статьи.
В части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в числе основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения указано на сохранение их целевого использования.
Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.
Таким образом, правовые основания для установления на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, - публичного сервитута для целей недропользования отсутствовали.
Довод ответчика о возможности такого использования на основании п. 11 ст. 23 ЗК РФ, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №74-ЗРК, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств указанные нормы в данном случае неприменимы.
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора о прекращении публичного сервитута и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о нем, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд также учитывает, что на основании протеста прокурора постановлением ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 04.03.2021г. отменено постановление ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 23.11.2020г. «Об установлении публичного сервитута» ООО «Крымгеопром». Указанное постановление ответчиком не обжаловалось.
Судом установлено, что на данный момент ответчиком проводятся работы по разработке месторождения полезных ископаемых, в том числе земляные работы с самовольным снятием и перемещением плодородного слоя сельскохозяйственных угодий, что установлено проведенной проверкой с привлечением специалистов Южного межрегионального Управления Россельхознадзора.
Постановлением и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора от 15.07.2021г., оставленным без изменений решением Ленинского районного суда Республики Крым от 10.03.2022г. по делу №, генеральный директор ООО «Крымгеопром» - ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о начале работ по разработке месторождения полезных ископаемых, несмотря на то, что вид разрешенного использования и категория земельных участков, на которых установлен публичный сервитут, не изменены.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю юридических лиц могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом прокурора о том, что единственным способом защиты, соответствующим содержанию нарушенного права и характеру нарушения, является запрет на проведение работ, связанных с разработкой ООО «Крымгеопром» Восточно-ФИО5 месторождения песков и добычу полезных ископаемых, полагая, что такой способ будет способствовать защите нарушенных земельных прав.
С учетом вышеизложенных положений закона и разъяснений относительно его применения, принимая во внимание фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом количества заявленных требований неимущественного характера, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере 12 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью «Крымгеопром», третьи лица – Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО4<адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о прекращении публичного сервитута, исключении сведений из ЕГРН, запрете деятельности по разработке и добыче песка, удовлетворить.
Прекратить публичный сервитут площадью 688 775 кв.м., установленный для общества с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» (ИНН №, ОГРН № на основании постановления ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от 23.11.2020г. № «Об установлении публичного сервитута».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о публичном сервитуте, установленном на основании постановления ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от 23.11.2020г. № «Об установлении публичного сервитута» и зарегистрированном под реестровым номером №
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» (ИНН №, ОГРН №) осуществлять деятельность по разработке Восточно-ФИО5 месторождения песков и добычу полезных ископаемых в границах горноотводного акта в следующих географических координатах: 1. № - до получения правоустанавливающих документов на земельный участок с видом разрешенного использования – земли промышленности и целевым назначением недропользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» (ИНН № ОГРН №) госпошлину в местный бюджет в размере 12 000 рублей (двенадцать тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено 05.05.2022г.
Судья А.В. Бурова