ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/2024 от 02.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№ 2-128/2024 (2-1790/2023;)

56RS0019-01-2023-002478-70

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Орск 2 февраля 2024 года

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Клейн Е.В.,

при секретаре Путинцевой А.С.,

с участием истца Лисицкой Ю.С.,

представителя МУ МВД РФ «Орское» - Телиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисицкой Юлии Сергеевны к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

Лисицкая Ю.С. обратилась в суд с исковым заявлением к МУ МВД России «Орское» в котором просит обязать ответчика вернуть излишне уплаченный штраф в размере 30 000 руб., а также взыскать с МУ МВД РФ «Орское» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1100 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением мирового судьи судебного участка №4 г.Новотроицка от 23 марта 2020 года отец истца - Лисицкий Сергей Николаевич был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, было назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 30000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

12 мая 2020 года платежным поручением истец по просьбе Лисицкого С.Н. платила указанный штраф в сумме 30000 руб. по указанным в постановлении реквизитам. Получателем штрафа указано УМВД России по г.Орску. С момента оплаты штрафа органы МВД, судебные приставы исполнители не обращались к Лисицкому С.Н. по факту неуплаты штрафа, в связи с чем, сомнений у истца об оплате штрафа не возникало.

После истечения срока лишения Лисицкого С.Н. права управления транспортными средствами, он подготовил документы для восстановления указанного права и 5 сентября 2023 года обратился в органы ГИБДД за получением нового водительского удостоверения. Однако ему было отказано, так как по данным ГИБДД наложенный штраф был не оплачен. В реквизитах, указанных в постановлении судьи неверно указан код УИН:, вместо верного . В ГИБДД Лисицкому С.Н. было разъяснено, что уплаченный по неправильным реквизитам штраф вернут и штраф необходимо оплатить заново по верным реквизитам.

6 сентября 2023 года Лисицкий С.Н. повторно оплатил штраф.

22 сентября 2023 года истец обратилась к начальнику отдела ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о возврате первоначально оплаченной суммы штрафа. 10 октября 2023 года истцу пришел ответ исх. об удовлетворении заявления и возврате уплаченных денежных средств на указанные истцом реквизиты.

24 октября 2023 года бухгалтерия МУ МВД России «Орское» истцу сообщила, что заявка на возврат денежных средств, направленная в УФК по Оренбургской области отклонена в связи с тем, что разница между датой списания со счета плательщика в возвращенном платежном документе от 12 мая 2020 года и датой заявки на возврат 20 октября 2023 года составляет более трех лет и в соответствии с п.2 ст.40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного платежа в бюджет может быть подано плательщиком в течение трех лет со дня уплаты такого платежа.

Истец не согласен с данным отказом, поскольку до 5 сентября 2023 года ни она, ни Лисицкий С.Н. не знали и не могли знать о том, что уплаченный за Лисицкого С.Н. штраф не принят. В связи с неуплатой штрафа согласно законодательству ГИБДД МУ МВД России «Орское» должны были подать сведения в суд для привлечения к ответственности по ст20.25 КоАП РФ за уклонение от исполнения административного наказания, а также направить документы судебным приставам о принудительном взыскании штрафа. Считает, что трехлетний срок для возврата платежа был пропущен по вине бездействия ответчика и возврат излишне уплаченного штрафа должен быть произведен МУ МВД России «Орское».

Определением суда от 20 декабря 2023 года (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кузенков Артем Леонидович.

Определением суда от 16 января 2024 года (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.

Истец Лисицкая Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Третье лицо Лисицкий С.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования Лисицкой С.Н. поддержал.

Представитель ответчика МУ МВД РФ «Орское» Телина О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

В возражении на исковое заявление указано, что в силу статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о полиции для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии частью 1 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе и статьи 12.8 КоАП РФ.

Согласно п. 20 Приказа УМВД России по Оренбургской области от 3 октября 2017 № 768 «Об утверждении Положения о МУ МВД России «Орское», МУ МВД России «Орское» является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Приказа УМВД России по Оренбургской области от 14 декабря 2021 № 946 «Об утверждении порядка исполнения функций администраторов поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» ответственные должностные лица при реализации полномочий администраторов поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют начисление и учет администрируемых доходов по каждому плательщику (физическому или юридическому лицу), по видам администрируемых доходов в электронном виде в форме электронного документа. Форма электронного документа должна содержать следующие сведения: в целях учета начисленной суммы административного штрафа: наименование администратора; идентификатор субъекта правоотношения (физическое, должностное или юридическое лицо); для юридического лица - полное наименование, для физического лица - Ф.И.О., дату и место рождения; ИНН, ОГРН, КПП (при наличии), ИНН или СНИЛС физического лица (при наличии), либо реквизиты иного документа, идентифицирующего плательщика - физическое лицо; ОКТМО; дату вынесения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа; дату вступления постановления в законную силу; КДБ; Статью КоАП РФ; УИН; сумму наложенного административного штрафа: сведения о должностном лице, принявшем решение о наложении штрафа (сотруднике органа внутренних дел, федеральном судье, мировом судье).

Согласно части 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет или подразделением судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет, в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

12 марта 2020 года в отношении Лисицкого С.Н. составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.

13 марта 2020 года материал в отношении Лисицкого С.Н. направлен по подсудности мировому судье судебного участка №4 города Новотроицка для рассмотрения. Согласно сведениям программы Государственная информационная система Государственных и муниципальных платежей, материалу присвоен уникальный идентификатор начисления . К материалам дела приобщена квитанция об оплате штрафа.

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 города Новотроицка от 23 марта 2020 Лисицкий С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

Административный штраф в размере 30000 рублей исполнен 6 сентября 2023 года (УИН ).

22 сентября 2023 года от Лисицкой Ю.С. поступило обращение в ОГИБДД МУ МВД России «Орское» о возврате ошибочно оплаченных денежных средств в счет погашения административного штрафа, который был назначен мировым судьей судебного участка №4 города Новотроицка, Лисицкому С.Н.

В ходе проверки заявления Лисицкой Ю.С. установлено, что ею оплачен административный штраф в размере 30000 рублей по постановлению , УИН , при этом административный штраф назначенный Лисицкому С.Н. необходимо было оплатить по постановлению от 23.03.2023 года, УИН .

Платеж на сумму 30000 рублей поступил в счет погашения административного штрафа УИН , который присвоен административному штрафу, наложенному на Кузенкова Артема Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По результатам проверки заявления Лисицкой Ю.С. принято решение о возврате уплаченных денежных средств на реквизиты, указанные в заявлении. Документы, послужившие основанием для возврата уплаченной суммы направлены в бухгалтерию МУ МВД России «Орское».

Бухгалтерией МУ МВД России «Орское» в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области 20 октября 2023 года направлена заявка на возврат денежных средств Лисицкой Ю.С.

Согласно уведомлению (протоколу) от 20 октября 2023 года УФК документ оформлен как возврат с примечанием «Разница между датой списания со счета плательщика в возвращаемом платежном документе 13 мая 2020 года и датой заявки на возврат 20 октября 2023 года более 3-х календарных лет. Отсутствуют подтверждающие документы.

Таким образом, учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения требований Лисицкой Ю.С. об обязании МУ МВД России «Орское» вернуть излишне уплаченный штраф в размере 30000 рублей, также отсутствуют основания для взыскания с МУ МВД России «Орское» уплаченной государственной пошлины в размере 1100 рублей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, в судебной заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кузенков А.Л. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

На основании частей 3 – 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 3 ст. 41, п. 3 ст. 46 БК РФ административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов. В частности, административные штрафы за нарушения ПДД зачисляются в бюджет субъекта РФ по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (исполнительного органа субъекта РФ), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье.

Согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей, в том числе административных штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата наделены администраторы доходов бюджета.

Согласно части 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет или подразделением судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет, в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 марта 2020 года инспектором ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» в отношении Лисицкого С.Н. составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.

Государственной информационной системой Государственных и муниципальных платежей материалу присвоен уникальный идентификатор начисления .

13 марта 2020 года протокол об административном правонарушении в отношении Лисицкого С.Н. и иные материалы дела направлены мировому судье судебного участка №4 города Новотроицка, для рассмотрения. К материалам дела приобщена квитанция об оплате штрафа.

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 города Новотроицка от 23 марта 2020 Лисицкий С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

В постановлении мирового судьи указаны реквизиты для уплаты административного штрафа, в том числе, уникальный идентификатор начислений (УИН) .

Административный штраф, назначенный Лисицкому С.Н. на основании вышеуказанного постановления, оплачен со счета Лисицкой Ю.С. 12 мая 2020 года в соответствии с реквизитами, указанными в постановлении мирового судьи.

Как установлено в настоящем судебном заседании и следует из материалов дела, код УИН , указанный в постановлении, присвоен иному материалу в отношении Кузенкова А.Л.

Таким образом, платеж на сумму 30000 рублей поступил в счет погашения административного штрафа, наложенному на Кузенкова А.Л.

Согласно сведениям Сервиса ФБД Адмпрактика, в счет оплаты штрафа с УИН (за Кузенкова А.Л.) поступило два платежа: 12 мая 2020 года и 20 августа 2020 года.

Так как административный штраф ранее был оплачен по неверному УИН , Лисицким С.Н. 6 сентября 2023 года административный штраф в размере 30 000 рублей исполнен повторно с указанием верного УИН .

22 сентября 2023 года истец обратилась к ответчику» с заявлением о возврате первоначально оплаченной суммы штрафа. По результатам проверки ответчиком принято решение о возврате ей уплаченных денежных средств, бухгалтерией МУ МВД России «Орское» в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области 20 октября 2023 года направлена заявка на возврат денежных средств Лисицкой Ю.С.

УФК по Оренбургской области возврат денежных средств не произведен, поскольку разница между датой списания со счета плательщика в возвращаемом платежном документе 13 мая 2020 года и датой заявки на возврат 20 октября 2023 года более 3-х календарных лет.

Таким образом, поскольку срок для возврата администраторы доходов бюджета излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, Лисицкой Ю.С. пропущен, самостоятельно администратор доходов возвратить денежные средства не имеет возможности, в связи с чем суд приходит к выводу о том, в данном случае к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы о неосновательном обогащении.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Из положений названной статьи следует, что нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения применяются в случае, если приобретение (сбережение) имущества имело место без установленных законом или сделкой оснований.

Понятие неосновательного обогащения состоит из трех составляющих: приобретение или сбережение имущества в смысле увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранения имущества, которое по установленным законом основаниям должно было выйти из состава его имущества (так раскрывается смысл обогащения); отсутствие правовых оснований для получения спорного имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица.

Из материалов дела следует, что получателем спорного платежа являлось МУ МВД России по г. Орску, ИНН (в лице УФК РФ по Оренбургской области).

В ходе судебного разбирательства установлено, что денежные средства в размере 30 000 руб., уплаченные Лисицкой Ю.С. 13 мая 2020 года по платежному поручению в пользу МУ МВД России «Орское», получены последним без установленных на то оснований.

С учётом изложенного, исковые требования Лисицкой Ю.С. о возврате излишне уплаченного штрафа в размере 30000 руб. законны и обоснованы, подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, на МУ МВД России «Орское» как на территориальный государственный орган исполнительной власти в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, в связи с чем расходы по уплате государственной пошлины с него взысканию не подлежат, а подлежат отнесению за счет бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Лисицкой Юлии Сергеевны к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» в пользу Лисицкой Юлии Сергеевны сумму неосновательного обогащения в размере 30 000 руб.

В удовлетворении заявления Лисицкой Юлии Сергеевны о взыскании с Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» расходов по оплате государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 9 февраля 2024 года.

Судья Клейн Е.В.