№2-1292/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Ишимовой Л.Г.,
с участием представителей истцов: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 – ФИО7, по доверенностям,
представителя ответчика: Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан (она же представитель третьего лица - Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО ФИО1) – ФИО8, по доверенности,
представителя третьего лица: муниципального казенного учреждения» Централизованная бухгалтерия» городского округа ЗАТО г. ФИО1 – начальника ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о защите Т. прав,
установил:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в лице представителя ФИО7 обратились в суд с иском к Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан и с учетом уточненных требований просят признать за истцами право на получение заработной платы в Муниципальном автономном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7. Обязать Муниципальное автономное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан произвести перерасчет заработной платы истцов путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанной месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7, с марта 2017 года. Взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального ущерба в размере 5000 рублей каждому. В обоснование иска указав, что они работают в Муниципальном автономном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан по трудовым договорам. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства специального объекта на территории Республики Башкортостан, независимо от их ведомственной принадлежности, распространены условия труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 “О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение N 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7, а также распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 специальный объект, строящийся на территории Республики Башкортостан, был преобразован в закрытое административно-территориальное образование город Межгорье. Названным Указом за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО Межгорье, были сохранены ранее предоставленные льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения. Таким образом, приведенные нормативные акты распространяют льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников предприятий и организаций ЗАТО Межгорье. Согласно п. 7.2.6.1 Положения об оплате труда, утвержденного заведующим директором Центра ЛОГОС 30.01.2018 г, в указанном Центре применяется районный коэффициент 1,7, который начисляется на фактический заработок. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения", минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 г. составляет 9489 руб. в месяц. В связи с тем, что заработная плата истцов без районного коэффициента 1,7 была ниже минимального размера оплаты труда, до февраля 2018 г. включительно сумму заработной платы сначала повышали до минимального размера оплаты труда, после чего на неё начисляли районный коэффициент 1,7. С марта 2018 г. порядок начисления заработной платы истцов изменился. Районный коэффициент 1,7 начисляется на фактический заработок без его доведения до минимального размера оплаты труда. Считают действующий порядок начисления заработной платы незаконным, т.к. районный коэффициент 1,7 подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного по Российской Федерации в целом. Подобная позиция была изложена также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П. В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон Т. договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Истцы оценивают моральный вред, причиненный им нарушением Т. прав, в размере 5000 руб. каждому.
Истцы: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. В своем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с чем, суд, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
Представитель истцов - ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил аналогично вышеизложенному в иске. Просит исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика: Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан (она же представитель третьего лица - Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО ФИО1) – ФИО8, действующая по доверенности, в суде иск полностью не признала и просила в иске отказать. Пояснила, что в январе, феврале 2018 г. действительно, истцам начислялась заработная плата, сначала доводили до МРОТ, после чего насчитывался районный коэффициент 1,7. После чего, растолковав Постановление КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, пришли к выводу о том, что оно не распространяется на данные трудовые правоотношения, т.к. истцы проживают и работают не в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а работают в ЗАТО г. Межгорье, который не относиться к районам Крайнего Севера, приравненных к ним местностях. Коэффициент в размере 1,7, применяемый в ЗАТО г. Межгорье, не является тем самым районным коэффициентом, который применяется к лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а носит временный характер. Кроме того, ЗАТО г. Межгорье не внесено в перечень районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностях. С марта 2018 г. истцам выплачивается заработная плата, с учетом районного коэффициента 1,7, не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда и начисление районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда, законом не предусмотрено. Районный коэффициент 1.7 к заработной плате, установленный постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 г. № 561 на время строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Баркакит. Следовательно, установление повышенного коэффициента носит временный характер. Данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, начисление заработной платы истцам производится в соответствии условиями трудовых договоров. В оплату труда входит оклад, специальный коэффициент 25%, районный коэффициент 70% и надбавка 10%-50% в зависимости от стажа работы. А так же другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами. Просит отказать истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица: муниципального казенного учреждения» Централизованная бухгалтерия» городского округа ЗАТО г. ФИО1 – начальник ФИО9 в суде иск не поддержала по тем же доводам, что и представитель ответчика.
Представители третьих лиц: Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее их извещение. В своих заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
При этом, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило в суд письменный отзыв, в котором указало, что требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящее время на территории Российской Федерации применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 в редакции постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Перечень № 1029), в соответствии с которым территория Республики Башкортостан, г. Межгорье не относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Перечень № 1029 является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. В то же время Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 № 487-152 (далее - Постановление № 487-152) на работников, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства объектов в г. Белорецке (ЗАТО г. Межгорье), независимо от их ведомственной принадлежности были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР от 08.07.1974 № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (далее - Постановление № 561) для строителей БАМа, как для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995 № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное образование - г. Межгорье» (далее - Указ № 687) предусмотрено сохранение существующих льгот в области труда и социальной защиты населения, проживающего в г. Межгорье. Постановление № 561 и Постановление № 487-152 устанавливают в виде исключения только на период строительства объекта коэффициент к заработной плате в размере 1,7 и льготы аналогичные льготам, предусмотренным за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действующие на территории ЗАТО г. Межгорье. Постановление № 561 принято, как указано в его тексте, в целях дальнейшего развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения возрастающих перевозок грузов в этих районах. Пунктом 16 Постановления № 561 для работников, занятых на строительстве и обслуживании строительства магистрали, установлены условия оплаты труда и льготы согласно приложению № 9 к данному Постановлению, а именно: районный коэффициент 1,7 к заработной плате на срок строительства магистрали; льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; выплата единовременного пособия на членов семей работников, прибывших на строительство магистрали, в размере, установленном для районов Крайнего Севера; надбавки за подвижной характер работы; предоставление кредитов на хозяйственное обзаведение. Если лица до ... работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, то есть учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Постановлением № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецк - 15 (в настоящее время - ЗАТО г. Межгорье), выполняющих государственный заказ, независимо от ведомственной принадлежности, распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением № 561. Кроме того, по данному делу невозможно применить Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П (далее - Постановление № 38-П) в связи с тем, что данным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации обязал работодателей не включать в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) только районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особенными климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указания о порядке применения и начисления иных компенсационных и стимулирующих выплат в указанном Постановлении № 38-П отсутствуют. Районный коэффициент 1,7 к заработной плате был установлен Постановлением № 561 на время строительства БАМа, то есть носил временный характер. Данный коэффициент не является районным, устанавливаемым в централизованном порядке к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Учитывая изложенное, требования истцов не подлежат удовлетворению, а ссылки истцов на необходимость применения в рассматриваемом споре Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от, 07.12.2017 № 38-П являются необоснованными.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных и неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив доводы иска, васлушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий груда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
По смыслу положений ст.ст. 15, 16, 56 и 57 Трудового кодекса РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года указано, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" и пунктами 1 и 2 приложения 9 к названному постановлению к заработной плате работников БАМа был введен районный коэффициент 1,7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО "Межгорье"), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1974 года N 561. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П, в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Оклад может быть ниже МРОТ, только если месячная зарплата без учета районного коэффициента и надбавки будет не ниже этого размера.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы состоят в Т. отношениях с Муниципальным автономным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан: ФИО2 - в должности медицинской сестры с ...; ФИО3 - в должности медицинской сестра с ...; ФИО4 - в должности заведующей хозяйством с ...; ФИО5 - в должности инструктора по лечебной физкультуре с ...; ФИО6 - в должности медицинского брата с ....
По условиям заключенным с истцами трудовых договоров истцы приняты на работу в Муниципальное автономное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан, которое является их основным и непосредственным местом работы, расположенным в городе Межгорье.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Положениями статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику: о размерах и об основаниях произведенных удержании; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно п. 1.7 Положения об оплате труда работников Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики, утвержденному приказом директором Учреждения от ... заработная плата работников Учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до ее введения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Согласно п. 7.2.6.1; 7.2.6.2; 7.2.6.3 вышеуказанного Положения, в Учреждении к заработной плате работников: применяется районный коэффициент 1,7, который начисляется на фактический заработок; за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на фактический заработок начисляется процентная надбавка от 10 до 50 %; распространяется специальный коэффициент к должностным окладам и тарифным ставкам, равный 1,25.
Согласно подпункта 5.1 пункта 5 коллективного договора Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики оплата труда работников Центра осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников Центра.
Согласно Перечню закрытых административно-территориальных образовании и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 года № 508 (в действующей редакции), город Межгорье имеет статус закрытого административно-территориального образования.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защита, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
То есть, в отношении лиц, проживающих на территории и работающих на предприятиях ЗАТО г. Межгорье, действуют специальные нормы.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 года № 1492 на ЗАТО Межгорье, распространено действие Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.199S года Ха 655 (к редакции от 30.12.2012 года).
Пунктом 29 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, предусмотрено, что на территории закрытого образования действуют зарегистрированные в установленном порядке организации - юридические лица, осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение № 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1.7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п.п. «а» п.20 приложения №2 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО г. Межгорье), независимо от ведомственной принадлежности были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №561, в том числе: централизованно установлены районный коэффициент 1,7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, равный 1.25; применяемая процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 8 июля 1995 года № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное образование - г. Межгорье» за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Указанные нормативные акты, равно как и Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года № 687, направлены на регулирование трудовых правоотношений. На момент рассмотрения спора указанные нормативные правовые акты являются действующими и подлежат применению.
Согласно статье 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы являются работниками Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики, проживают и работают на территории ЗАТО г. Межгорье, и на них распространяется централизованно установленный районный коэффициент 1.7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, районный 1.25, и процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
Истцы имеют стаж работы в условиях Крайнего Севера, необходимый для начисления им соответствующих надбавок, что подтверждено представленными суду копиями трудовых книжек. Это обстоятельство по существу не оспаривается ответчиком.
Поскольку Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. № 561 и от 19 июня 1978 г. № 487-152 установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых не только на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта (то есть непроизводственных отраслей), а Указом Президента РФ от 8 июля 1995 г. № 687 эта льгота сохранена, то при наличии Постановления Правительства и Указа Президента в отношении установления районного коэффициента 1.7 к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, проживающих на территории ЗАТО г. Межгорье, и льгот, как на лиц работающих и проживающих в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, на истцов распространяется действие приведенного выше специального законодательства.
Согласно пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" к районам, в которых применяется коэффициент 1,7 указано: Республика Башкортостан - г. Межгорье. А согласно п.20 указанного постановления, к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий) относится: Республика Башкортостан - г. Межгорье.
На основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Приведенное выше специальное законодательство прямо определяет включение в состав заработной платы, подлежащей выплате работникам, проживающим и работающим на территории ЗАТО г.Межгорье занятым в непроизводственной отрасли районного коэффициента 1.7. специального коэффициента 1,25 и надбавки 50% работающим и проживающим в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера.
Истцы указанным требованиям отвечают, поскольку проживают и работают на территорий ЗАТО г.Межгорье, имеют необходимый стаж работы в такой местности.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копиями трудовых книжек истцов, трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним.
Проанализировав расчетные листки заработной платы, представленные ответчиком, учитывая положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П, согласно которому в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях, суд приходит к выводу о том, что с марта 2018 года ответчиком районный коэффициент 1.7 включается в заработную плату, равную МРОТ, тогда как указанное является нарушением действующего законодательства. Факт не начисления ответчиком с марта 2018 г. коэффициента 1,7 истцам сверх минимальной зарплаты, и включение в МРОТ указанного коэффициента не оспаривался ответчиком и нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Исходя из положений ч. 1 ст. 56, ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, оценивая, указанные обстоятельства в соответствии с вышеприведенными нормами трудового законодательства, руководствуясь статьями 130, 133, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истцов о признании за ними права на получение заработной платы в Муниципальном автономном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и обязании ответчика произвести перерасчет заработной платы истцов путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанной месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7, с марта 2018 г..
Доводы представителя ответчика и третьих лиц, о том, что г. Межгорье не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г., в связи с чем отсутствуют основания для начисления и выплаты истцам заработной платы с применением районного коэффициента 1,7 за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не могут быть приняты и положены в основу решения, поскольку, изложенные выше нормативные акты распространяют льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве спецобъекта и обслуживании в районе строительства, расположенного в г. Межгорье.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу ст. ст. 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, выражающийся в незаконном лишении возможности получить заработную плату и гарантированные законодательством Российской Федерации льготы и компенсации при начислении заработной платы, суд полагает, что с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 500 руб. каждому истцу, с учетом принципа, разумности и справедливости. Размер определяется судом с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и степени нарушения трудовых прав истцов, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истцов и мерой ответственности, применяемой к ответчику.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 300 рублей.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ цена иска по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из каждого требования в отдельности.
Каждым из истцов было заявлено по три самостоятельных исковых требования неимущественного характера, то по правилам ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ по каждому требованию цена иска определяется отдельно.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
На основании изложенного суд приходит к выводу об определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета исходя из размера государственной пошлины по каждому исковому требованию, т.е. в сумме 4 500 рублей, исходя из: 900 рублей х 5 (количество истцов)=4 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в лице представителя ФИО7 к Муниципальному автономному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о защите Т. прав, удовлетворить частично.
Признать за истцами: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 право на получение заработной платы в Муниципальном автономном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (Т. обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7.
Обязать Муниципальное автономное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан произвести перерасчет заработной платы истцов: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанной месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 с марта 2018 г..
3. Взыскать с Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан в пользу истцов: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 компенсацию морального ущерба в размере 1 500 рублей каждому.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г.Межгорье.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2018 года.
Председательствующий судья: К. П. Нагимова