ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1296/20 от 19.10.2020 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

№ 2-1296/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шелеповой Е.А.,

при секретаре Балалихиной В.С.,

с участием представителя истцов ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью «Сити-Сервис», Администрации городского округа Верхняя Пышма о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сити-Сервис», Администрации городского округа Верхняя Пышма о защите прав потребителей.

В обоснование иска указали, что являются собственниками жилого помещения в многоквартирном доме (далее – МКД), расположенном по адресу: <адрес>. Ответчик ООО «Сити-Сервис» осуществляет управление данным МКД, который в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов «в», «д» пункта 3, пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, договора управления МКД обязан обеспечивать потребителей коммунальными услуги установленного уровня, качества, в объеме, соответствующим установленным нормам потребления. Так, температура горячей воды должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09 (не ниже 60?С и не выше 75?С), при этом допустимое отклонение температуры в ночное время не более, чем на 5?С, в дневное время не более, чем на 3?С. Ответчик ООО «Сити-Сервис» нарушает порядок предоставления услуги «горячее водоснабжение» (далее – ГВС), что подтверждается актами проведения замеров температурного режима от 06.03.2019, 10.04.2019, 24.05.2019, 19.06.2019, 09.07.2019, 12.09.2019 согласно котороым температура ГВС в точке водоразбора квартиры истцов составила менее 60 С?. Организация водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации ГО Верхняя Пышма, однако ответчиком в нарушение положений закона не предприняты меры по организации надлежащего водоснабжения населения, а поскольку ООО «Сити-Сервис предоставляет коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, то оснований полагать, что администрацией надлежащим образом организовано горячее водоснабжение в границах населенного пункта, не имеется. Просят обязать ответчиков в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки качества услуги горячего водоснабжения, оказываемые ФИО3, ФИО4 в жилом помещении по адресу: <адрес>, обеспечив качество поставляемой горячей воды, соответствующее требованиям п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», где температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С? и не выше 75 С?.

Истцы ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, доверили представлять свои интересы в суде представителю по доверенности ФИО1, который в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика ООО «Сити-Сервис» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, представил отзыв на иск, в котором указал, что контроль качества коммунального ресурса «горячего водоснабжения» по температурному режиму осуществляется со стороны ООО «Сити-Сервис» систематически на границе балансовой принадлежности в месте установки прибора учета, который производит замер температуры. Температура воды на вводе в МКД соответствует нормативам предоставления качественного ресурса. Нарушение температурного режима горячей воды зафиксировано в местах водоразбора (квартире). Управляющая компания не имеет возможности без слива остывшей воды обеспечивать нормальную температуру ГВС, вследствие действующей на территории г. Верхняя Пышма тупиковой схемы горячего водоснабжения (то есть отсутствие циркуляции). При отсутствии циркуляции, вода в подающем трубопроводе не движется и, следовательно, остывает согласно физическому процессу «Теплопередача», который подразумевает собой процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к менее горячему. Таким образом, после перерыва в водоразборе потребители получают воду со сниженной температурой, что приводит к необходимости пропускать горячую воду в течении длительного времени до момента пока из системы горячего водоснабжения не сольется остывшая горячая вода. В случае, если собственниками МКД будет принято решение о переустройстве системы, при которой циркуляция горячей воды будет возможна в том числе и при отсутствии водоразбора, качество горячей воды по температурному режиму соответственно увеличится. Без реконструкции общего имущества МКД (инженерные сети), наружных сетей и установки соответствующего коллективного прибора учета для циркуляции ГВС, устранить недостатки качества услуги горячего водоснабжения невозможно. Кроме того, избранный истцом способ защиты нарушенного права в виде обязания ответчика на будущее время обеспечить бесперебойную подачу горячей воды без нарушения температурного режима законом не предусмотрен. Предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений. При этом, доказательств того, что в дальнейшем ФИО3, ФИО4 будут предоставлены коммунальные ресурсы ненадлежащего качества, истцами не представлено.

Представитель ответчика Администрации ГО Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил. Представлен в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении иска как к ненадлежащему ответчику, поскольку ответственность за предоставление услуг надлежащего качества несет исполнитель, то есть управляющая компания ООО «Сити-Сервис». Поставка горячей воды осуществляется, соответствующие сети к МКД поведены, температура воды на вводе в МКД соответствует нормативам предоставления качественного ресурса, в связи с чем, требования к администрации несостоятельны. В соответствии с пунктами 98, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов последствием предоставления услуг ненадлежащего качества является изменение размера платы за коммунальную услугу. Таким образом, возложение на администрацию городского округа обязанности обеспечить качество поставляемой горячей воды удовлетворению не подлежит, поскольку нормативно-правовым актом предусмотрены иные последствия неисполнения обязательств по поставке коммунальных услуг. Акты, представленные истцом, считают недопустимыми доказательствами по делу.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации ГО Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица АО «УТС» - ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ПАО «Т Плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

При данных обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истцы ФИО3, ФИО4 являются собственниками <адрес> по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что ООО «Сити-Сервис» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: <адрес>.

Предоставляемые ответчиком коммунальные услуги потребляются истцами для личных нужд, истцы вносят платежи за оказанные услуги.

ПАО «Т Плюс» является теплоснабжающей организацией по отношению к потребителям, проживающим в указанном доме, АО «УТС» - теплосетевой организацией.

06.03.2019 ООО «Сити-Сервис» произвело проверку качества коммунальной услуги ГВС в квартире истцов. Согласно акту от 06.03.2019 температура воды в точке водоразбора № 1 составила 48 С?, в точке водоразбора № 2 – 50 С?.

10.04.2019 ООО «Сити-Сервис» произвело проверку качества коммунальной услуги ГВС в квартире истцов. Согласно акту от 10.04.2019 температура воды в точке водоразбора № 1 составила 58 С?, в точке водоразбора № 2 – 50 С?.

24.05.2019 ООО «Сити-Сервис» произвело проверку качества коммунальной услуги ГВС в квартире истцов. Согласно акту от 24.05.2019 температура воды в точке водоразбора № 1 составила 52 С?, в точке водоразбора № 2 – 42 С?.

19.06.2019 ООО «Сити-Сервис» произвело проверку качества коммунальной услуги ГВС в квартире истцов. Согласно акту от 19.06.2019 температура воды в точке водоразбора № 1 составила 48 С?, в точке водоразбора № 2 – 30 С?.

09.07.2019 ООО «Сити-Сервис» произвело проверку качества коммунальной услуги ГВС в квартире истцов. Согласно акту от 09.07.2019 температура воды в точке водоразбора № 1 составила 50 С?, в точке водоразбора № 2 – 35 С?.

12.09.2019 ООО «Сити-Сервис» произвело проверку качества коммунальной услуги ГВС в квартире истцов. Согласно акту от 12.09.2019 температура воды в точке водоразбора № 1 составила 30 С?, в точке водоразбора № 2 – 30 С?.

Из материалов дела также следует, что ООО «Сити-Сервис» направило письмо в адрес Администрации ГО Верхняя Пышма с просьбой о проведении мероприятий направленных на организацию подачи горячего водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.

Администрация ГО Верхняя Пышма в ответном письме ссылается на заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма (Арендодатель) и АО «УТС» (Арендатор), договор аренды от 20.10.2003 № 1-628, согласно которому обязанность производить текущий и капитальный ремонт тепловых сетей лежит на АО «УТС». При этом Арендатор производит перепланировку и переоборудование объектов теплоснабжения после письменного согласования с Арендодателем. Заявка на переоборудование тепловых сетей для внесения изменений в соответствующую схему теплоснабжения МКД на территории городского округа Верхняя Пышма в адрес администрации не поступала.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что истцы не обеспечены коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества в связи с несоответствием температуры воды нормативным величинам, что свидетельствует о нарушении прав истцов как потребителей.Так, ООО «Сити-Сервис» является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам помещений дома, в котором находится квартира истцов (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). При этом договорных отношений по оказанию услуг горячего водоснабжения между истцами и ресурсоснабжающей организацией не имеется.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является качество предоставляемых коммунальных услуг (подпункт «д» пункта 3 Правила предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом.

Таким образом, ответчик ООО «Сити-Сервис» с момента заключения договора управления многоквартирным домом является лицом, ответственным по оказанию истцам, как потребителям, коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем горячего водоснабжения устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

СанПиН 2.1.4.2496-09 определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителями при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура.

Отклонения от указанного в п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги, не допускаются.

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60° C и не выше 75° C. При этом основанием для определения такой температуры являются указанные в пункте 2.3 названных санитарных правил причины, в числе которых предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60° C.

Доводы ответчика ООО «Сити-сервис» о невозможности обеспечить предоставление услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с указанными требованиями в связи с наличием тупиковой системой горячего водоснабжения, несостоятельны, поскольку ответственность за предоставление услуги надлежащего качества несет исполнитель коммунальной услуги.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Сити-Сервис» не представлено доказательств того, что существующие в настоящее время недостатки системы горячего водоснабжения носят неустранимый характер, а равно не представлено доказательств принятия мер по их устранению.

При этом, из обстоятельств дела очевидно следует, какие именно показатели необходимо привести в соответствие с нормативами. Ответчик вправе по своему усмотрению совершать те или иные действия в целях надлежащего исполнения решения суда.

Разрешая требования к Администрации ГО Верхняя Пышма, суд приходит к следующему.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущество, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации

В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ
от 08.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского округа водоснабжения населения.

Согласно статье 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В силу статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 6 Устава городского округа «Верхняя Пышма» предусмотрено, что организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Соответственно, именно Администрация ГО Верхняя Пышма как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования городского округа Верхняя Пышма и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры.

С учетом данных правовых норм передача тепловых сетей в аренду не означает, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.

Организация водоснабжения населения включает в себя, прежде всего обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для водоснабжения населения. Доказательств надлежащего содержания имущества, предназначенного для горячего водоснабжения жителей города Верхняя Пышма, ответчиком не представлено. Связи с чем, требования истца к Администрации ГО Верхняя Пышма суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению ответчиками, судом принимается во внимание объем работ, направленных на проведение работ по приведению качества горячего водоснабжения к нормативным. Таким образом, суд полагает возможным установить для исполнения судебного акта 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО3, ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью «Сити-Сервис», Администрации городского округа Верхняя Пышма о защите прав потребителей, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сити-Сервис» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки качества услуги горячего водоснабжения, оказываемые ФИО3, ФИО4 в жилом помещении по адресу: <адрес>, обеспечив качество поставляемой горячей воды, соответствующее требованиям п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», где температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С? и не выше 75 С?.

Обязать Администрацию городского округа Верхняя Пышма в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки качества услуги горячего водоснабжения, оказываемые ФИО3, ФИО4 в жилом помещении по адресу: <адрес>, обеспечив качество поставляемой горячей воды, соответствующее требованиям п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», где температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С? и не выше 75 С?.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате в печатном виде.

Судья Е.А. Шелепова.