Дело №2- 1298/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Орел 05 сентября 2014 года
Заводской районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Второвой Н.Н.,
при секретаре Гурьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело по иску Управление ЗАГС Орловской области к УФССП России Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Управление ЗАГС Орловской области обратилось в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленного требования указав, что решением Железнодорожного районного суда г. Орла от (дата обезличена) удовлетворены требования М.-П. к территориальному отделу ЗАГС Орловского района Управления ЗАГС Орловской области о внесении изменений в записи актов гражданского состояния. Суд обязал территориальный отдел ЗАГС Орловского района Управления ЗАГС Орловской области внести изменения в записи актов гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена) и (номер обезличен) от (дата обезличена) (о заключении брака и о рождении).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области от (дата обезличена) возбуждено исполнительное производство № (номер обезличен).
В период срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа, (дата обезличена) Управление ЗАГС Орловской области обратилось в Железнодорожный районный суд г. (адрес обезличен) с разъяснением исполнения решения суда от (дата обезличена) и приостановлением исполнительного производства.
(дата обезличена) определением Железнодорожного районного суда г. (адрес обезличен) было отказано в разъяснении и приостановлении исполнительного производства.
(дата обезличена) Управление ЗАГС Орловской области обращалось в УФССП Росси по Орловской области о прекращении исполнительного производства, (дата обезличена)г. обращались с просьбой обеспечить явку заявителя в ТО ЗАГС Орловской области для исполнения решения суда. Однако данные обращения положительного ответа не дали.
Судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г.Орла признав причину неисполнения исполнительного документа неуважительной, (дата обезличена) вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Однако Управление ЗАГС Орловской области считает, что при вынесении постановления от (дата обезличена) судебным приставом-исполнителем не были учтены обстоятельства невозможности исполнения Управлением ЗАГС Орловской области требований исполнительного документа, поскольку Управление ЗАГС Орловской области финансируется за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, выделяемые на исполнение полномочий органа исполнительной власти. Лимиты бюджетного финансирования распределяются в январе на весь календарный год. Статьи расходов на погашение исполнительского сбора не предусмотрено. Следовательно, погашение исполнительского сбора Управлением ЗАГС Орловской области не представляется возможным.
В связи с чем, просили суд освободить Управление ЗАГС Орловской области от взыскания исполнительского сбора. Приостановить взыскание исполнительского сбора до вынесения судом решения по настоящему иску.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Давыдова Л.Н. поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом требовании, просила суд освободить Управление ЗАГС Орловской области от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела по (адрес обезличен) Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от (дата обезличена). по исполнительному производству №(номер обезличен)
Также суду пояснила, что в соответствии с пунктом 67 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющим государственную регистрацию, утвержденного Приказом Министерства юстиции от 02 ноября 2011 года N 412, основанием для начала предоставления государственной услуги по внесению исправлений (изменений) в запись акта гражданского состояния является личное обращение заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех документов, предусмотренных пунктом 30 Административного регламента. Поскольку заявитель отказывалась от явки к ним и написания заявления с приложением необходимых документов, то они не имели возможности исполнить решение суда.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Миненко К.А. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. При этом к таким уважительным причинам законодателем отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в указанный срок для добровольного исполнения и непредставлением доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебным приставом - исполнителем (дата обезличена) вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000руб.
Истцом в рамках данного процесса не было доказано, что они совершили какие- либо адекватные действия по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в их действиях вины, неосмотрительности.
В связи с чем, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г.Орла П.Д.В.., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла.
В связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПУК РФ считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В судебном заседании установлено, что решением Железнодорожного районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена)г. по заявлению М.-П. к Территориальному отделу ЗАГС Орловского района Управления отдела ЗАГС Орловской области о внесении изменений в запись актов гражданского состояния, на Территориальный отдела ЗАГС Орловского района Управления отдела ЗАГС Орловской области была возложена обязанность внести изменения в запись акта гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена)г., указав в графе «фамилия жены после брака»: вместо М. фамилию «М.-П.». Внести изменения в запись акта гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена)г., указав в графе «фамилия матери»: вместо «М.» фамилию «М.-П.».
(дата обезличена)г. на основании указанного решения суда было возбуждено исполнительное производство в отношении должника Территориального отдела ЗАГС Орловского района Управления отдела ЗАГС Орловской области, в соответствии с которым предметом исполнения являлось: обязать Территориальный отдела ЗАГС Орловского района Управления отдела ЗАГС Орловской области внести изменения в запись акта гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена)г., указав в графе «фамилия жены после брака»: вместо М. фамилию «М.-П.». Внести изменения в запись акта гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена)г., указав в графе «фамилия матери»: вместо «М.» фамилию «М.-П.»
При этом как следует из данного постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в течение пяти дней, что в силу ч. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" является максимальным сроком.
Должник предупрежден судебным приставом-исполнителем, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000руб. (п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства).
Копию постановления о возбуждении исполнительного производства Территориальным отделом ЗАГС Орловского района Управления отдела ЗАГС Орловской области получена (дата обезличена) и зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции (дата обезличена)., что подтверждается копией почтового уведомления и копией постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д. 56).
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в указанный срок для добровольного исполнения судебным приставом - исполнителем (дата обезличена). вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора по требованиям неимущественного характера в размере 50 000руб.
Решение Железнодорожного районного суда г.(адрес обезличен) от (дата обезличена) фактически исполнено (дата обезличена)г., что подтверждается копиями записи акта о рождении (номер обезличен) от (дата обезличена). и записи акта о заключении брака (номер обезличен) от (дата обезличена). и не оспаривалось представителями истца.
Истец, обращаясь в суд с указанным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывал, что решение суда они не могли исполнить, т.к. внесение изменений в запись акта гражданского состояния производится только на основании заявления заявителя, приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 30 Административного регламента, однако М.-П. к ним с таким заявлением не обращалась. Также указали, что Управление ЗАГС Орловской области финансируется за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, выделяемые на исполнение полномочий органа исполнительной власти. Лимиты бюджетного финансирования распределяются в январе на весь календарный год. Статьи расходов на погашение исполнительского сбора не предусмотрено, поэтому они не имеют возможности погасить исполнительский сбор.
Однако суд, изучив представленные материалы, не находит оснований для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 3 ст. 13 ГПК РФ предусмотрено, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст. 401 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, на основании положений ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" и требований ст. 401 ГК РФ единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Как следует из материалов дела, решение Железнодорожного районного суда г.(адрес обезличен) от (дата обезличена) по заявлению М.-П. к Территориальному отделу ЗАГС Орловского района Управления отдела ЗАГС Орловской области о внесении изменений в запись актов гражданского состояния вступило в законную силу (дата обезличена)
В связи с тем, что указанное решение в добровольном порядке исполнено не было, то заявителем был выписан исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
На основании данного исполнительного листа Советским РОСП г.(адрес обезличен) (дата обезличена)г. было возбуждено исполнительное производство, которое было получено (дата обезличена), следовательно, подлежало исполнению до (дата обезличена)г.
(дата обезличена)г. Управление ЗАГС Орловской области обратилось в суд с заявлением о разъяснении решения Железнодорожного районного суда г.(адрес обезличен) от (дата обезличена)
Определением Железнодорожного районного суда г.Орла от (дата обезличена) в удовлетворении заявления Управлению ЗАГС Орловской области о разъяснении решения суда и приостановлении исполнительного производства (номер обезличен) было отказано.
Других мер, способствующих для исполнения требований исполнительного документа или действий по приостановлению или отсрочке исполнения требований исполнительного документа, в установленный законом пятидневный срок, истцом предпринято не было.
Таким образом, по истечении пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда, оно в добровольном порядке исполнено не было.
При этом ссылка истца о том, что они неоднократно обращались к судебному приставу-исполнителю Советского РОСП г.(адрес обезличен), а также начальнику Управления ФССП России по Орловской области о том, что они не могут исполнить судебное решение, не может служить основанием для освобождения Управления ЗАГС Орловской области от исполнительского сбора. Поскольку в силу действующего законодательства при неисполнении решения в добровольном порядке в пятидневный срок, взыскивается исполнительский сбор, и по истечении данного срока судебный пристав-исполнитель приступает к принудительному исполнению судебного решения. Дальнейшие обращения истца в службу судебных приставов с заявлениями о невозможности исполнить судебное решение и обеспечении явки заявителя направлены на то, чтобы к ним судебным приставом-исполнителем не были применены меры воздействия в виде привлечения их к административной ответственности за уклонение исполнения требований исполнительного документа.
Также несостоятельным является довод истца о том, что решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 12.12.2013г. они не смогли исполнить, поскольку внесение исправлений в акт гражданского состояния носит заявительный характер по следующим основаниям.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является, в том числе решение суда.
В силу статьи 309 ГПК РФ, решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органом записи актов гражданского состояния.
Порядок внесения изменений в записи актов гражданского состояния содержится в ст. 30 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 29.11.2011 N 412, откуда следует, что для внесения исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния заявитель представляет:
1) заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния в письменной форме. Заявление о внесении исправлений или изменений может быть выполнено от руки (разборчиво), машинописным способом или распечатано посредством электронных печатающих устройств без сокращений слов и исправлений. Заявитель подписывает заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния и указывает дату его составления. Заявление, выполненное машинописным способом или посредством электронных печатных устройств, подписывается заявителем в присутствии специалиста, осуществляющего прием данного заявления.
Внесение исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица;
2) свидетельство (справка) о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния;
3) один из следующих документов, являющихся основанием для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, в том числе решение суда;
4) документ, удостоверяющий личность заявителя;
5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение исправлений (изменений) в запись акта гражданского состояния или документ, являющийся основанием для предоставления налоговых льгот физическим лицам.
Таким образом, в Административном регламенте не отражена процедура внесения изменений в запись акта гражданского состояния при вынесении судом решения о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния и при принудительном исполнении данного решения суда.
Между тем, в силу ст. 13 ГПК РФ судебные решения обязательны для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций.
Исходя из содержания резолютивной части решения Железнодорожного районного суда г.(адрес обезличен) от (дата обезличена) на Управление ЗАГС Орловской области была возложена обязанность по внесению исправлений в запись акта гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена)г., указав в графе «фамилия жены после брака»: вместо М. фамилию «М.-П.» и в запись акта гражданского состояния (номер обезличен) от (дата обезличена)г., указав в графе «фамилия матери»: вместо «М.» фамилию «М.-П.». Поэтому истец не был лишен возможности внести данные исправления в записи актов гражданского состояния в установленный законом срок, а все последующие действия, в том числе по замена свидетельств на основании внесенных исправлений могли быть выполнены по заявлению заявителя, поскольку данные действия в предмет исполнения решения суда не входили.
Таким образом, указанные выше обстоятельства не свидетельствуют о том, что Управление ЗАГС Орловской области не имело возможности для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Кроме этого, должник в установленном законом порядке не обжаловал постановление о взыскании с него исполнительского сбора.
Истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что неисполнение им требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника и объективно свидетельствующими об отсутствии его вины.
Указанные истцом основания иска для освобождения его от взыскания исполнительского сбора, а именно отсутствие финансирования к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", не относятся.
Более того, размер исполнительского сбора, установленный судебным приставом-исполнителем, соответствует требованиям ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ.
В связи с чем, суд с учетом изложенного приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управлению ЗАГС Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управлению ЗАГС Орловской области к УФССП России по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 сентября 2014г.
Судья Н.Н.Второва