К 54
УИД 68MS0054-01-2020-000640-60
Дело № 2-129/2021Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2021 года г. Тамбов
Советский районный суд города Тамбова в составе:
Судьи Моисеевой О.Е.,
при секретаре: Карташовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» к ФИО1, ФИО2, А., Б., В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и изменении адреса места накопления ТКО,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» обратилось к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований указав, что в соответствии с условиями договора б/н на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между акционерным обществом «Тамбовская сетевая компания» (далее - АО «ТСК», региональный оператор) и ФИО1 (далее - потребитель), региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п.3.2 потребитель оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В соответствии с п. 8.2 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, предусмотренных п. 3.2. договора, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно п.3.1. договора оплата услуг осуществляется исходя из объема оказанных услуг и цены, не превышающей единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно приложенному к исковому заявлению расчету, задолженность за оказание услуг по договору за период от по составляет 7513 рублей 70 копеек. Сумма неустойки за период с по , начисленная в соответствии с п.8.2. договора, составляет 800 рублей 33 копейки.
АО «ТСК» в адрес должника была отправлена претензия с предложением погасить образовавшуюся задолженность в пятидневный срок, однако на момент подачи заявления задолженность не погашена, конверт с претензией вернулся в связи с «истечением срока хранения».
Определением мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Тамбова от 01.11.2019, судебный приказ от 11.10.2019 мирового судьи судебного участка №3 Советского района города Тамбова о взыскании с ФИО1 в пользу АО «ТСК» задолженности по договору на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отменен.
В связи с изложенным, АО «ТСК» просит взыскать с ФИО1 в пользу АО «ТСК» сумму задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 7513 рублей 70 копеек; неустойку за период с по в размере 800 рублей 33 копейки; неустойку за период с по день фактического исполнения обязательства, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Определением мирового судьи от 13.05.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены сособственники 37,А., Б., В..
В ходе рассмотрения гражданского дела, истцом были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми просят: считать договор от №б/н заключенный между АО «ТСК» и ФИО1 ничтожным; считать заключенным между АО «ТСК» и ФИО1, ФИО2, А., Б., В. договор оферты, местом накопления ТКО, в котором является площадка накопления ТКО по адресу: , (согласно территориальной схеме); взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с по в размере 7 513 рублей 70 копеек солидарно; неустойку за период с по в размере 603 рубля 75 копеек солидарно, расходы по оплате госпошлины солидарно.
В обоснование уточненных исковых требований указали, что согласно территориальной схеме, ближайшее место (площадка) накопления ТКО находится на пересечении пер. и , вывоз ТКО с которой производится ежедневно, что подтверждено имеющимися в материалах дела копиями графиков движения мусоровозов.
В «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - городской округ - » по заявке ФИО1, внесена площадка накопления ТКО, расположенная по адресу: Однако она отсутствует в территориальной схеме.
ФИО1 возвращен региональному оператору подписанный договор от №б/н с протоколом разногласий, согласно которому место (площадка) накопления ТКО расположено по адресу: Протоколом согласования разногласий дата заключения договора изменена на .
Указанный договор заключен с многочисленными нарушениями действующего законодательства (отсутствие площадки накопления ТКО, указанной в приложении к договору, в территориальной схеме, фактическое отсутствие указанной площадки, период действия договора с , то есть охватывающий период до его заключения).
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №3 Советского района города Тамбова, мировым судьей судебного участка №4 Советского района города Тамбова от данное гражданское дело передано на рассмотрение по существу в Советский районный суд города Тамбова.
Впоследствии стороной истца вновь уточнены и изменены исковые требования, в которых истец просит изменить адрес места накопления ТКО, указанный в договоре от №б/н, заключенном между АО «ТСК» и ФИО1 с на адрес места накопления ТКО: «»; взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с по в размере 7513 рублей 70 копеек солидарно; неустойку за период с по в размере 603 рубля 75 копеек солидарно, расходы по оплате госпошлины солидарно.
В судебном заседании представитель истца АО «ТСК» ФИО3, действующая по доверенности, уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, требования о признании договора ничтожным не поддержала, при этом пояснила, что согласно приложению к договору местом накопления твердых коммунальных отходов указано пересечение /пер. Новорубежный, . После заключения договора АО «ТСК» пыталась оказать услугу по данному адресу, однако по указанному в договоре адресу площадка отсутствовала. Комитетом городского хозяйства внесено в реестр мест накопления ТКО место накопления по адресу /пер.Новорубежный, Б, которого нет в договоре. Ответчикам принадлежит дом, расположенный по адресу / пер. Новорубежный, . Соответственно в договоре указано место накопления, которого нет ни в реестре администрации, ни в территориальной схеме. Региональный оператор по указанному в договоре адресу свою услугу не предоставлял. АО «ТСК» считает, что оказывало указанную услугу по адресу ближайшей площадки места накопления ТКО, которая имеется в территориальной схеме. После выявления указанных нарушений региональным оператором был направлен проект дополнительного соглашения в адрес потребителя, на который не последовал ответ. Просят внести изменения в судебном порядке в указанный договор, то есть изменить условие договора в соответствии со ст. 452 ГК РФ, п. 2 ст. 451 ГК РФ, а также взыскать задолженность с ответчиков в солидарном порядке. Ссылаются, что на момент заключения указанного договора не были соблюдены условия действующего законодательства - отсутствовала площадка, в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения не произойдет, в реестр была внесена площадка с другим адресом, указанная площадка отсутствовала в территориальной схеме. При заключении договора произошла техническая ошибка, специалист, который готовил данный договор, не проверил данное условие. АО «ТСК» имеет право внести площадку в территориальную схему после того, как выявят ее, данную площадку они не выявили. Отсутствует беспрепятственный доступ к данной площадке, ответчики в судебном заседании неоднократно говорили о том, что территория закрыта. Специалисты подъехали, территория закрыта. Акт не был составлен, была переписка с ответчиками. На данной улице определен контейнерный способ вывоза мусора администрацией и он же определен в договоре. Вывоз мусора контейнерным способом происходит ежедневно при температуре более +5. В декабре 2020 ответчикам был направлен проект договора с иными условиями, который они согласовывать не стали, заявив, что договор заключен, и на иных условиях договор заключать они отказываются. Также при рассмотрении дела ответчикам направлялось дополнительное соглашение, в соответствии с которым предлагали установить способ сбора ТКО как бестарный, чтобы машина истца подъезжала бы к дому ответчиков 2 раза в неделю и забирала пакеты с мусором, при этом стоимость не изменилась бы, потому что она рассчитывается по Постановлению и зависит от количества зарегистрированных лиц. Ответчики также отказались подписывать дополнительное соглашение. Несмотря на то, что по данному адресу услуга не оказывалась, любое физическое лицо складирует куда-то твердые коммунальные отходы для того, чтобы региональный оператор их транспортировал, т.к. сжигание и закапывание запрещено законодательством, в связи с этим считают, что твердые коммунальные отходы складировались в то место, которое обслуживается региональным оператором. По логике, это ближайшее место в соответствии с терсхемой, в связи с этим ответчики обязаны оплатить услугу по обращению с ТКО. Договор действует с , поскольку именно с этого времени АО «ТСК» стало региональным оператором. Считают, что изменить адрес места накопления ТКО необходимо с .
Ответчики ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних А., Б.А. и В.., исковые требования АО «ТСК» не признали, представили возражения на исковое заявление, при этом пояснили, что АО «ТСК» не производило в соответствии с законодательством вывоз ТКО с площадки, указанной в договоре б/н от , по адресу: , , , что неоднократно подтверждалось истцом на заседаниях при рассмотрении данного дела. Согласно положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от и п.5.3.3. и п. 3.7 Договора б/н от АО «ТСК» обязано производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. В адрес АО «ТСК» ими неоднократно направлялись обращения по вопросу снижения начислений размера платы за вывоз ТКО, но до настоящего времени перерасчет в сторону ее уменьшения региональным оператором не произведен, а ими произведена оплата за фактически оказанные услуги по договору своевременно. В ходатайстве об уточнении исковых требований истец просит внести существенные изменения в договор №б/н от , заключенный между АО «ТСК» и ФИО1 Однако считают, что в период действия договора существенные нарушения его условий в порядке ст. 450 ГК РФ отсутствовали, ущерб истцу не причинен. До настоящего момента обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора, предусмотренные ст. 451 ГК РФ, не изменились. Комитетом городского хозяйства от контейнерная площадка, расположенная по адресу: , Б внесена в «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ - город Тамбов». Место расположения контейнера на дворовой территории частного домовладения по соответствует СанПиН 42-128-4690-88, подъезд для спецавтотранспорта имеется, что подтверждено экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области». Доводы истца о том, что в схеме обращения с отходами отсутствует информация о месте сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расположенном: Б, свидетельствуют о нарушении Региональным оператором п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. На основании вышеизложенного, отсутствуют основания для изменения адреса места накопления ТКО , , указанного в заключенном Договоре №б/н на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от , в связи с чем просят в удовлетворении иска отказать. Проект договора от от ОАО «ТСК» ими был получен . С заявлением на заключение договора обращалась ФИО1 и указывала место накопления по адресу , как в дальнейшем и был заключен договор. По адресу находится три объекта недвижимости. Для разделения и согласно вывеске на доме у них дом под литер «Б». Администрация г. Тамбова согласовывала площадку накопления по адресу с литером «Б». В проекте договора, который был направлен в их адрес, со стороны потребителей были указаны все собственники жилого дома, которые не обращались за заключением данного договора. Данный договор не может являться договором, который заключается на иных условиях, поскольку заключается с иным кругом лиц, которые не обращались в адрес регионального оператора. На основании этого договор был возвращен в адрес регионального оператора без согласования. Дополнительное соглашение к договору они также не стали подписывать, поскольку оплата стоимости по обращению с ТКО не изменится. Мусор они складируют до его вывоза, оплачивают в сумме оказанных услуг, им приходится нанимать транспортное средство для вывоза мусора. Их ворота позволяют проезжать на территорию двора грузовым автомобилям, у них установлен контейнер объемом 0,125 куб.м., поскольку спецтехника не грузит такие контейнеры, он готов оказать помощь персоналу в погрузке данного контейнера в мусорную машину.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, ООО "ТЭКО-Сервис", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, Комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела.
От представителей Комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, неявка других участников процесса неизвестна.
Ранее в судебном заседании от 26.01.2021 представитель третьего лица Комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО4, действующая по доверенности, пояснила суду, что в соответствии с Положением «О комитете городского хозяйства администрации г. Тамбова», утвержденным решением Тамбовской городской Думы №1024 от 25.12.2019 комитет организует работу по ведению реестра мест площадок накопления твердых коммунальных отходов, осуществляет работу по согласованию и созданию мест площадок накопления твердых коммунальных отходов, организует работу по установлению формы письменной заявки на согласование и создание мест площадок накопления твердых коммунальных отходов. В Комитет поступила заявка от ФИО1, которая была письменно оформлена в соответствии с действующей формой. В данной заявке указано, что регистрация по месту жительства , . Однако просит согласовать место накопления ТКО по / Специалист М. выдал разрешение за подписью председателя Комитета ФИО5, в котором указано, что разрешается организовать площадку по и она внесена в реестр мест площадок накопления ТКО. В простой письменной форме они оповестили ФИО6, что организация места накопления разрешена. Отдельный документ не выносится, это не регламентировано. Реестр в электронной форме размещен на официальном сайте администрации г. Тамбова.
Допрошенный в судебных заседаниях М. пояснил суду, что на основании поступивших заявок, Комитет городского хозяйства администрации г. Тамбова вправе внести площадку в реестр. После обращения К-вых к ним с заявкой и документами на внесение точки в реестр мест накоплений, они внесли данную точку в реестр, о чем уведомили ее письменно. У К-вых не площадка, а место накопления - контейнер. Наличие площадки подразумевает соблюдение определенных санитарных норм. Должно быть соблюдение критерий - наличие твердого основания места сбора и санитарные разрыв до объекта недвижимости. Главное, чтобы они не создавали неудобства соседям. Перед включением в реестр он выезжал на место. Региональный оператор занял позицию, при которой отправлял всех потребителей в администрацию за разрешением. Комитет не имеет права вмешиваться в гражданско - правовые отношения. Потребители приходили и поясняли, что с ними заключат договор, если их место накопления будет отражено в реестре. Реестр накопления может не соответствовать территориальной схеме. В процессе рассмотрения дела его пригласил региональный оператор для того, чтобы он посмотрел, как они оказывают услугу ответчику. Они совместно с оператором дважды приезжали по адресу, звонили, но никто не открыл. Согласно законодательству региональный оператор наделен полномочиями определять целесообразность установления контейнерного или бестарного способа вывоза ТКО. После заключения договора около дома ответчиков было поставлено ограждение и сдвинута остановка.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск АО «ТСК» подлежащим удовлетворению в части.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В процессе жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), к которым относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу положений ч.1 ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ст.ст.7 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» N89 - ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Согласно п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регламентируется правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156"Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (Далее - Правила).
Согласно п. 4 раздела 1 вышеуказанных Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Как следует из материалов дела, региональным оператором на территории Тамбовской области по результатам конкурсного отбора признано АО «Тамбовская сетевая компания», с которым Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области 31 августа 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области. Начало действия регионального оператора на территории Тамбовской области 01 января 2019 года.
Согласно пункту 8.17 Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8.18 Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и следует из материалов дела, что 28 декабря 2018 года АО «ТСК» в печатном издании общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» от 28 декабря 2018 года, а так же на официальном сайте АО «ТСК» разместило свое предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
На основании приказа № 43 от 10.05.2017 Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № 186-В от 19.12.2018 утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения (руб./куб. м.) - 580,29 рублей (на период с 01.01.2019 по 30.06.2019; с 01.07.2019 по 31.12.2019).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, не оспаривается, что АО «ТСК» оказывает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Тамбова.
Ответчикам ФИО1ФИО2А.Б. и В. на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: , что подтверждается выписками из ЕГРН (т.3 л.д. 191-194).
Ответчики по делу зарегистрированы по указанному адресу, что подтверждается домовой книгой для регистрации граждан, проживающих в (т.3 л.д.195-199).
Сторонами не оспаривается, что ФИО1 обращалась в АО «Тамбовская сетевая компания» с заявкой на заключение договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, при этом местом накопления указав свою придомовую территорию во дворе частного домовладения, способ вывоза - контейнерный, количество 1 штука, график 1 раз в 2 недели по субботам (т.1 л.д. 62).
Поскольку АО «ТСК» вывозило мусор с их придомовой территории, ответчики считают, что с ними был заключен индивидуальный договор путем совершения конклюдентных действий.
Путем переговоров и согласований только в адрес АО «ТСК» поступил подписанный ответчиком договор с протоколом разногласий. Были согласованы разногласия в части изменения даты заключения договора - с и место накопления ТКО - во дворе частного дома. Остальные условия договора остались прежними.
В соответствии с п.2.1. данного договора на оказание коммунальной услуги от , заключенного между акционерным обществом «Тамбовская сетевая компания» и ФИО1, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (т.1 л.д.13-19).
Дата начала оказания услуги установлена , периодичность - в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88 (п. 2.5 договора). Датой вступления в силу договора установлен момент его подписания сторонами, и применяется он к правоотношениям возникшим с (п.10.1 договора).
Исходя из пункта 5.4.1. договора потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах, (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2.2. договора, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритные отходы, а также иные или дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются в Приложении №1 к договору.
В соответствии с приложением №1 к данному договору установлено количество проживающих в данном домовладении лиц и установлен адрес оказания услуг, совпадающий с адресом места накопления -
По заявке ФИО1 от комитетом городского хозяйства администрации города Тамбова Тамбовской области было выдано согласование на установку контейнера малой вместимости на частной территории - и включено в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ - город Тамбов. Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО: тип покрытия- асфальт, количество контейнеров - 1, объем контейнера 0,12 куб.м. (т.1 л.д. 172, 173)
В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 статьи 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Как следует из п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что правоотношения между сторонами по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и мусора возникают вне зависимости от направления потребителем заявки региональному оператору.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (п. 31) исполнитель обязан:а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п.148.1. данного постановления предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148.4 - 148.6 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п.148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (в виде оплаты либо фактического использования услуги).
В соответствии с подпунктом "в" п. 148.11 Правил региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте"б" пункта148.5 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем (п. 148.21 Правил).
Таким образом, на потребителя законом возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по выводу ТБО с региональным оператором, отобранным в установленном законодательством порядке.
При этом, при отсутствии заключенного в письменной форме договора, датой его заключения является дата совершения потребителем конклюдентных действий, которые выражаются не только в своевременной оплате услуги, но и в ее потреблении. При этом, достаточным основанием установления факта потребления услуги является регистрация права собственности на домовладение. Обязанность по доказыванию факта неисполнения региональным оператором п. 148.11 Правил и непредоставления услуги либо ее предоставления ненадлежащего качества лежит на потребителе.
Таких доказательств ответчиками суду не предоставлено.
Региональным оператором действия по предоставлению услуги совершаются с 01.01.2019.
В соответствии с п. 97 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
С января 2019 года на имя истца по домовладению, расположенному по адресу: выставляются квитанции на оплату услуг АО «ТСК» по вывозу ТКО, которые ФИО1 в полном объеме не оплачиваются.
По сведениям АО «ТСК» за ответчиками за период с по числится задолженность по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов в размере 7 513 рублей 70 копеек.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п.1 ст. 781 ГК РФ).
Ответчиком ФИО1 согласно ее пояснениям и данным, имеющимся в материалах дела, оплачивалась услуга по обращению с ТКО с уменьшением суммы платежа в соответствии с приложением №1 раздела 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений с многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которыми за несвоевременный вывоз ТКО, размер платы за коммунальную услугу снижается на 3.3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам.
Также ответчиком ФИО1 неоднократно, а именно 06 марта 2019 года, 01 апреля 2019 года, 13 мая 2019 года, 30 мая 2019 года, 03 июля 2019 года, 20 августа 2019 года, 17 сентября 2019 года, 09 октября 2019 года направлялись в адрес АО «ТСК» заявления о снижении размера начислений размера платы в размере 3,3% в сутки, с учетом допустимого отклонения сроков (48 часов) от произведенных начислений.
Между тем, в вышеназванном договоре предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору (раздел 7), в соответствии с которым как потребитель, так и региональный оператор в случае нарушения обязательств по договору другой стороной обязаны фиксировать данные нарушения и составлять соответствующие акты.
Материалы дела за спорный период не содержат актов, составленных ни одной из сторон, в связи с чем невозможно установить, что услуга не оказывалась и обязательства по договору региональным оператором не исполнялись.
Региональный оператор оказывал указанную услугу по адресу ближайшей площадки места накопления ТКО, которая имеется в территориальной схеме по адресу: г
Фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в любом случае подлежали оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора, поскольку ответчики обязаны оплачивать утилизацию отходов от жизнедеятельности.
Доводы ответчиков, что они отходов в заявленном количестве не производят, услугами истца пользуются один раз в месяц или в несколько месяцев, противоречит вышеприведенным нормам права и фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Доводы стороны ответчика, что факт оказания услуг истцом не доказан, судом не принимается.
Вывоз мусора от ответчиков другими лицами, при том, что региональный оператор является единственной организацией уполномоченной на оказание данной услуги в Тамбовской области, стороной ответчика не доказан. Написание истицей заявлений с просьбой перерасчета выставленных сумм, при доказанности самого факта оказания услуг не может являться основанием для освобождения ответчика от их оплаты и для отказа в иске по мотиву отсутствия оказанных услуг.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления и цены на коммунальную услугу (п.9 (1) постановления Правительства от 06.05.2011 №354) и не зависит от периодичности вывоза ТКО.
Факт оказания АО «ТСК» ответчикам услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по адресу подтвержден материалами дела, в том числе, маршрутным графиком движения мусоровозов.
Сумма задолженности по оплате ТКО судом проверена и признана обоснованной. Оснований для снижения размера оплаты, как предлагает сторона ответчика, суд не усматривает.
Стороной истца в процессе рассмотрения дела ответчикам предлагалось заключить дополнительное соглашение к спорному договору, в соответствии с которым истец предлагал оставить адрес оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО - , определить способ сбора ТКО как бестарный и периодичность вывоза ТКО - дважды в неделю (вторник, суббота) с 07.00 до 19.00.
От заключения данного соглашения ответчики отказались, поскольку сумма оплаты за оказание услуги осталась прежней.
Между тем, исходя из норм действующего законодательства и пояснений стороны истца, периодичность вывоза ТКО не влияет на оплату данной услуги, которая рассчитывается исходя из норматива потребления и количества граждан постоянно или временно проживающих в жилом помещении.
От заключения договора на оказание услуг по вывозу ТКО с изменением места накопления с «на адрес места накопления ТКО: ответчики также отказались (т.1 л.д.103).
Суд расценивает данное поведение ответчиков как недобросовестное, направленное на извлечение выгоды из своего недобросовестного поведения.
Рассматривая вопрос о возложении обязанности по оплате за обращение с ТКО суд исходит из следующего:
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичное требование закреплено и в ч.3 ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
На основании статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Таким образом, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несёт не только собственник жилого помещения, но и граждане, проживающие (зарегистрированные) совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, которые наряду с собственниками являются потребителями коммунальных услуг.
В силу ч.1, ч.2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что с ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» подлежит взысканию задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с по в размере 7513 рублей 70 копеек; неустойку за период с по в размере 603 рубля 75 копеек, госпошлину в сумме 400 рублей.
Рассматривая требования об изменении адреса места накопления ТКО, указанного в договоре от №б/н, суд исходит из следующего:
Исходя из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, при отсутствии добровольного соглашения сторон, расторжение договора по требованию заинтересованной стороны в порядке ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно лишь в судебном порядке лишь при наличии исключительных обстоятельств.
В силу пункта 1 названой статьи, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
В силу пункта 4 названной статьи изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Отсутствие площадки, которая не была внесена в территориальную схему, отсутствие беспрепятственного проезда к площадке, нельзя признать существенным изменением обстоятельств, т.к. при заключении договора эти обстоятельства существовали, при заключении договора истцу было о них известно, а заявку на включение площадки в территориальную схему вносит сам региональный оператор.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Таким образом, одним из условий реализации данного способа расторжения договора является то, что наступившие обстоятельства должны являться на момент заключения сделки заведомо непредвиденными, что прямо следует из абз. 2 п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, подп. 1 п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса РФ.
Несмотря на то, что при внесении в реестр мест накопления, администрацией города Тамбова, место накопление (площадка) ответчиков не была согласовано с Управлением Роспотребнадзора, при рассмотрении дела судом был получен ответ с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области», что от места расположения мусоросборника (контейнера) до жилого дома по адресу: - 9.3 метра при нормативном расстоянии 8-10 метров, что соответствует п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Подъездной путь для автотранспорта имеется.
Действия администрации по внесению место накопление (площадка) ответчиков в реестр мест накопления стороной истца не обжаловались.
Изменение в настоящее время подъездных путей к дому ответчиков в связи с установкой остановки общественного транспорта также не может служить основанием для изменения условий договора, поскольку предметом рассмотрения является другой период и изменить адрес места накопления истец просит с 01.01.2019.
В данном же случае обстоятельства, на которые сослалось АО «ТСК» в обоснование заявленных требований, не относятся к числу тех, возникновение которых нельзя было предвидеть и не являются исключительными. Вступая в договорные отношения, она не могли исключать вероятность наступления указанных в иске событий.
Стороны не лишены возможности расторгнуть договор или изменить его условия в соответствии с разделом 10 заключенного между ними договора от 06.06.2019 года №б/н.
В связи с этим суд считает в удовлетворении требований об изменении адреса места накопления ТКО, указанного в договоре от заключенном между АО «ТСК» и 6 с «на адрес места накопления ТКО: «» с и к несовершеннолетним А., Б., В. необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» - удовлетворить в части.
Взыскать с ФИО1 и ФИО1 солидарно в пользу акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с по в размере 7513 рублей 70 копеек; неустойку за период с по в размере 603 рубля 75 копеек, госпошлину в сумме 400 рублей.
В удовлетворении требований об изменении адреса места накопления ТКО, указанного в договоре от №б/н, заключенном между АО «ТСК» и ФИО1 с «» на адрес места накопления ТКО: «» и к А., Б., В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Тамбовский областной суд через Советский райсуд города Тамбова в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.Е. Моисеева
Решение принято в окончательной форме: 12 марта 2021 года.
Судья: О.Е. Моисеева
а