ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12/2022 от 28.01.2022 Калининского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лазаревой М.А.,

при секретаре Кузнецове В.Б.,

с участием помощника прокурора Калининского района Тверской области Захаровой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в интересах Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области и неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании построек самовольными и их сносе,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Тверской области обратился в Калининский районный суд Тверской области с иском в интересах Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области и неопределенного круга лиц, в редакции требований от 15.10.2021, к ФИО1 о признании построек самовольными и их сносе.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Калининского района проведена проверка законности возведения построек на земельном участке с кадастровым номером , по результатам которой установлено следующее. Земельный участок с кадастровым номером площадью 6302+/-695 кв.м расположен в районе <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности ФИО1 31.03.2021 прокуратурой района совместно со специалистом ГБУ «Центр кадастровой оценки» произведен осмотр указанного земельного участка, в ходе которого установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположены две одноэтажные постройки и две двухэтажные постройки. Данный земельный участок входит вид сельскохозяйственных угодий – залежь. Осмотром установлено, что земельный участок используется не в соответствии с установленным для него целевым назначением, так как ответчик возвел строения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем объектов. Находящиеся на спорном земельном участке строения имеют признаки самовольной постройки в силу ст. 222 ГК РФ. В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. На момент возникновения права собственности и государственной регистрации разрешенное категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса). Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ). Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ст.ст.78, 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено в ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правилам землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка). Целевым назначением земельного участка, на котором расположено спорное строение, является сельскохозяйственное производство, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством, целей, а также для целей аквакультуры (ст. 78 Земельного кодекса РФ). Ответчик возвел на земельном участке строения, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данных объектов, что позволяет отнести возведенные объекты к самовольным постройкам. Согласно 79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Таким образом, действия ФИО1 по возведению строений на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000024:3179 привели к нецелевому использованию указанного земельного участка, и выразилось в нарушении и невыполнении норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей ФИО1, а именно использовать участок по нецелевому назначению и непринятие мер по изменению вида разрешенного использования земельного участка. На основании изложенного, истец просил:

- признать двухэтажную постройку площадью 72 кв.м, двухэтажную постройку площадью 49,6 кв.м, одноэтажную постройку площадью 219 кв.м, одноэтажную постройку площадью 219 кв.м, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> самовольными;

- обязать ФИО1 освободить земельный участок скадастровым номером путем сноса двухэтажной постройки площадью 72 кв.м, двухэтажной постройки площадью 49,6 кв.м, одноэтажной постройки площадью 219 кв.м, одноэтажной постройки площадью219 кв.м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области Захарова Я.А. поддержала уточненные заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила предоставить один месяц для сноса самовольных построек с момента вступления решения в законную силу.

Материальный истец Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области извещен о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направил. Ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения. Представлен отзыв, в котором поддерживает исковые требования прокуратуры Калининского района Тверской области.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом в силу ст. 165.1 ГК РФ, ст. 117 ГПК РФ, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

Представитель ответчика ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения.

Третьи лица Управление Росреестра по Тверской области, Администрации МО «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, извещены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечили.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом на основании правоустанавливающих документов, выписок из ЕГРН, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 6302 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора дарения земельного участка, без объектов недвижимости от 14.06.2013, заключенного между ФИО1 и Фамилия и.О.

Указанный земельный участок образован путем выдела земельной доли из земель колхоза «Даниловское».

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами с тем, однако, условием, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 9 и 17; ст. 35, ч. 2; ст. 36, ч. 1 и 2). Корреспондирующие этим конституционным положениям нормы о праве каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности и о запрете произвольно лишать имущества содержатся в ст. 17 Всеобщей декларации прав человека и ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ЗК РФ (пп. 8 п. 1 ст. 1) в порядке реализации конституционных предписаний закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения ЗК РФ (п. 2 ст. 7 и абз. 2 ст. 42) и ГК РФ (п. 2 ст. 260), возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением.

Об особом значении, которое имеет для земельных и имущественных отношений соблюдение требования целевого использования земельного участка их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами, свидетельствует тот факт, что нарушение этого требования законодатель расценивает в качестве основания для возможного прекращения соответствующих прав на земельные участки, в том числе и права собственности (абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 45абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46, пп. 2 п. 1 ст. 47, ст. 54 и 54.1 ЗК РФ).

Кроме того, Земельный кодекс РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Этот принцип и принцип деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод, что при строительстве и эксплуатации данных объектов (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются. Из того же исходит и законодатель. В частности, обязанность при их возведении и последующей эксплуатации соблюдать целевое назначение и правовой режим земельных участков вытекает из ЗК РФ (абз. 7 ст. 42), ГК РФ (п. 1 ст. 263) и ГК РФ (ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 11 ст. 51 и ч. 6 ст. 52).

Таким образом, законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, будучи по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, обусловлены прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 8, 77, 78, 79) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственным угодьям относят - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Собственник (иной титульный владелец) земельного участка в силу положений статей 40, 41 Земельного кодекса РФ вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с положениями ч. ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2).

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Судом установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположены четыре строения: двухэтажная постройка площадью 72 кв.м, двухэтажная постройка площадью 49,6 кв.м, одноэтажная постройка площадью 219 кв.м, одноэтажная постройка площадью 219 кв.м, данные обстоятельства подтверждены Актом обследования земельного участка с кадастровым номером , выполненного прокуратурой Калининского района Тверской области и специалистом ГБУ «Центр кадастровой оценки», обследованием от 15.10.2021 земельного участка и расположенных на нем построек, проведенным в рамках выездного судебного заседания.

Стороной ответчика не оспаривалось в ходе судебного разбирательства нахождение четырех строений на земельном участке с кадастровым номером .

Из сообщения от 28.05.2021 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в состав земельного участка с КН входит вид сельскохозяйственных угодий – залежь, данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке с кадастровым номером , который относится к сельскохозяйственным угодьям, расположены четыре строения: двухэтажная постройка площадью 72 кв.м, двухэтажная постройка площадью 49,6 кв.м, одноэтажная постройка площадью 219 кв.м, одноэтажная постройка площадью 219 кв.м, обратного суду не представлено.

В силу ч. 1 ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В силу ч. 6 названной статьи сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1, 4 и 6 статьи 36 ГрК РФ).

Принимая во внимание особый статус сельскохозяйственных угодий, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно сообщению Правительства Тверской области от 20.01.2022, решение о переводе земельного участка с кадастровым номером из одной категории в другую, не принималось.

Экспертное заключение ФГБУ ГЦАС «Тверской» о состоянии почвенного плодородия земельного участка с кадастровым номером , из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером на сегодняшний день не пригоден для ведения сельскохозяйственного производства, не является надлежащим доказательством соблюдения процедуры перевода земель из одной категории в другую, а также изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

С учетом изложенного, доводы стороны ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения, как следует из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Никулинское сельское поселение калининского района Тверской области», не влекут законность нахождения на данном земельном участке построек.

Земельный участок с кадастровым номером относится к сельскохозяйственным угодьям, в отношении которых действие градостроительного регламента не распространяется, а, следовательно, возможность возведения объектов строительства на данном земельном участке отсутствует, при этом отнесение объектов к капитальным или некапитальным значения не имеет.

Доводы ответчика, что спорные постройки относятся к хозяйственным постройкам, получение разрешения на строительство для которых не нужно, и возведение построек на землях сельскохозяйственного назначения не противоречит действующему законодательству, в данном случае не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером относится к сельскохозяйственным угодьям, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора обоснованы, поэтому следует признать самовольными четыре строения: двухэтажная постройка площадью 72 кв.м, двухэтажная постройка площадью 49,6 кв.м, одноэтажная постройка площадью 219 кв.м, одноэтажная постройка площадью 219 кв.м, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , и на основании ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязать ответчика произвести их снос.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Устанавливая срок, в течение которого необходимо осуществить снос построек, суд, принимая во внимание позицию прокурора, учитывает количество построек, их площадь, погодные условия региона, и полагает, что, с учетом разумности, соблюдения баланса интересов сторон, решение должно быть исполнено в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в интересах Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области и неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании постройки самовольной и ее сносе удовлетворить.

Признать самовольными постройками четыре строения: двухэтажную постройку площадью 72 кв.м, двухэтажную постройку площадью 49,6 кв.м, одноэтажную постройку площадью 219 кв.м, одноэтажную постройку площадью 219 кв.м, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снести четыре строения: двухэтажную постройку площадью 72 кв.м, двухэтажную постройку площадью 49,6 кв.м, одноэтажную постройку площадью 219 кв.м, одноэтажную постройку площадью 219 кв.м, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А.Лазарева

Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2022 года.

1версия для печатиДело № 2-12/2022 (2-997/2021;) ~ М755/2021 (Решение)