ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1304 от 05.05.2014 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

               Р Е Ш Е Н И Е №2-1304\14 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 05 мая 2014 г.                                                  г. Уфа

 Уфимский районный Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Легкового В.В.,            при секретаре Мухтаровой Э.Ф.         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серова Н. В. о признании незаконным решения Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и возложении обязанности                  у с т а н о в и л:

 Серов Н.В., являющийся собственником индивидуального жилого дома и земельного участка общей площадью <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес> течении ряда лет путем обращения в различные органы добивался предоставления ему на том или ином праве земельного участка площадью в <данные изъяты> перед его домом со стороны улицы ( до дороги) на том основании, что он примыкает к его дому с улицы и используется для подъезда к дому. ДД.ММ.ГГГГг. постановлением Главы администрации Уфимского района РБ Серову Н.В. был предоставлен в аренду на <данные изъяты> года вышеуказанный земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № без права капитального строительства, для которого была установлена категория «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования « для размещения ландшафтно-парковой зоны. После заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка Серов Н.В. стал обращаться в различные органы с целью предоставления ему указанного земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГг. Серову Н.В. было направлено письмо, в котором было указано, что предоставить ему испрашиваемый участок в собственность в рамках ст. 36 ЗК РФ не представляется возможным из-за отсутствия на нем принадлежащих ему строений и сооружений. Предоставление в собственность земельного участка будет возможно после проведения оценки рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка в соответствии с законом об оценочной деятельности.     Серов Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения - письмо Администрации МР Уфимский район в лице ее отдела Управления земельных и имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным. Обязать Администрацию МР Уфимский район РБ устранить допущенные нарушения путем направления истцу решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату в соответствии с кадастровой стоимостью с направлением ему копии такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка и заключения с истцом договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером №.         Свои требования Серов Н. В. свои требования обосновал тем, что земельный участок сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, из оборота не изымался, для государственных или муниципальных нужд не резервировался, свободен от правопритязаний третьих лиц, запрет на его передачу в собственность федеральным законодателем не установлен, а единственным основанием к отказу в предоставлении истцу земельного участка послужило то обстоятельство, что Администрация МР Уфимский район РБ считает возможным предоставления в собственность земельного участка после проведения за счет истца отдельной оценки рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка. Испрашиваемый земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ года облагорожен истцом и необходим истцу для обслуживания его жилого дома, как непосредственно примыкающий к нему и являющийся единственным подъездным путем к нему, а также для ведения личного подсобного хозяйства и огородничества. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и определена его кадастровая стоимость в размере <данные изъяты>. Указанный кадастровый паспорт был сдан вместе с заявлением, согласно описи. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем. А также не вправе требовать от заявителя проведения самостоятельной оценки рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка.       В судебном заседании Серов Н.В. и его представитель Улитина А.В. (дов. в деле) заявленные требования поддержали в полном объеме, просили заявление удовлетворить.        Представитель ответчика - Администрации Муниципального района Уфимский район РБ Байбулатов И.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, представил отзыв на заявление, в котором указал, что свое право землепользования спорным участком Серов Н.В. реализовал, ему земельный участок в аренду был предоставлен, ему не отказывали в предоставлении земельного участка в собственность, это является правом администрации, но не обязанностью в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.            Выслушав участников судебного заседания, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что заявленные требования Серову Н.В. подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. Серов Н.В. обратился со в Уфимский районный суд РБ с заявлением к администрации муниципального района Уфимский район РБ (далее Администрация) о признании письма администрации недействительным и обязании оформления решение о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> за плату на основании договора купли-продажи исходя из кадастровой стоимости земельного участка в <данные изъяты>. Свои требования Серов Н.В. обосновал тем, что он является пенсионером, ветераном вооруженного пограничного конфликта, ссылками на ст.ст.29, 34, 65, 66 ЗК РФ и ст.ст.254, 258 ГПК РФ.      В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.      Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.          Соответственно, решением органа местного самоуправления должно быть нарушены прав и свобод гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.      Согласно ст. ст. 131-132, 254 ГПК РФ при оспаривании действий органов государственной или муниципальной власти, должностного лица заявитель должен указать какие его права и законные интересы нарушаются оспариваемым бездействием или действием.      Как видно из текста постановления Главы администрации Уфимского района РБ ДД.ММ.ГГГГг. Серову Н.В. со ссылкой на 29, 34 ЗК РФ был предоставлен в аренду на 3 года вышеуказанный земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № без права капитального строительства, для которого была установлена категория «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования « для размещения ландшафтно-парковой зоны, с ним заключен ДД.ММ.ГГГГг. договор аренды земельного участка на 3 года. Договор аренды не расторгнут.            Таким образом, Серов Н.В. реализовал свои земельные права в отношении вышеуказанного участка.        Из текста оспариваемого письма усматривается, что администрация МР Уфимский район не отказывала Серову Н.В. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, т. е нельзя считать, что его земельного права нарушены.        На это также указано в письме прокуратуры Уфимского района от ДД.ММ.ГГГГ. Серову Н.В.          Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ. Названной статьей на соответствующие компетентные органы возложена обязанность разработать процедуру предоставления земельных участков, рассматривать поступающие от заинтересованных лиц заявки на предоставление земельных участков. Однако из данной правовой нормы не вытекает обязанность уполномоченного органа власти принять по результатам рассмотрения поданного заявления только положительное решение. Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 ЗК РФ собственникам, расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости. Законодателем в п. 2.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что только собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.           Между тем, принадлежащий заявителю на праве аренды земельный участок с кадастровым № сформирован с видом разрешенного использования: для размещения ландшафтно-парковой зоны. Согласно договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.2) на участке нет объектов недвижимости. Также сторонами договора определено условие: без права капитального строительства. Таким образом, нормы земельного и гражданского законодательства, регулирующие отношения по поводу использования земельных участков, занятых объектами недвижимости, к спорным правоотношениям (регулируемых ст. 34 ЗК РФ) неприменимы.       Поскольку отношения истца с Администрацией по поводу использования земельного участка с кадастровым № урегулированы договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г., то оснований предусмотренных ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации для изменения или расторжения договора не имеется. Как видно из текста заявления Серов Н.В. просит предоставить ему в собственность земельный участок за плату по кадастровой стоимости в <данные изъяты>. для ведения личного подсобного хозяйства и огородничества.           Суд приходит к выводу, что суд не вправе предписывать администрации МР Уфимский район РБ по какой цене ей передавать в собственность гражданам земельные участки, поскольку это противоречит принципу свободы договора. (ст. 421 ГК РФ).       В соответствии со ст. ст. 9, 10, 12, 131 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно п.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Республики Башкортостан органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.          Таким образом, Конституция РФ делит власть на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти, провозглашается самостоятельность местного самоуправления. Разделение властей устанавливает специализацию каждой из ветвей государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений органов другой ветви власти. Вмешательство одной из ветвей власти в компетенцию другой ветви власти не допускается согласно положений Конституции РФ.         В соответствии со ст. 209 ГК РФ, ст. 11 ЗК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в данном случае земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.        Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства предполагает возможность осуществления капитального строительства.             В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".     При этом, согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.           Земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № <адрес> ) относится к землям общего пользования и администрация МР Уфимский район не несет обязанности перед Серовым Н.В., одним из жителей <адрес>, передавать ему его в собственность только потому, что он им используется для въезда на территорию своего домовладения.         По логике Серова Н.В. он может претендовать на передачу ему в в собственность на все смежные с его участком земли общего пользования в ущерб общественным интересам.          Кроме того, согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.           Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.         Указанный участок относится к землям общего пользования, разрешенное использование : для размещения ландшафтно-парковой зоны и не допускает ведения личного подсобного хозяйства.      Согласно ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут быть заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.         Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ территории общего пользования - не подлежащие приватизации территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, территории объектов культурного наследия и т.д.), границы которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий. Красные линии (далее также основные красные линии) линии, которые устанавливаются посредством разработки проектов планировки и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные и другие объекты и территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц), границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).             В соответствии со ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.            Таким образом, земельный участок с таким разрешенным использованием как ведение личного подсобного хозяйства допускает осуществление строительства и, соответственно, его предоставление осуществляется по правилам ст. 30.1 ЗК РФ.       Кроме того свои требования Серов Н.В. обосновывает ссылкой на ст. 34 Земельного Кодекса РФ, которая не предусматривает исключительного права какого-либо лица на приобретение в собственность земельного участка или на его аренду.          В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.       При таких обстоятельствах заявление Серова Н.В. подлежат отклонению.            На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ суд,                  Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявленных требований Серова Н. В. о признании незаконным решения Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и возложении обязанности за необоснованностью отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Уфимский районный суд РБ в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

        Судья

  Легковой В.В.