ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1309/2021 от 15.07.2021 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2- 1309/2021

УИД 33RS0002-01-2021-001225-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2021г. г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н.Мысягиной

при секретаре Я.М. Ивановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахременко Е. В. к ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

у с т а н о в и л :

Ахременко Е.В. обратилась в суд с иском к ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» о взыскании компенсации морального вреда в сумме ###, штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В обосновании заявленных исковых требований представитель истца Фраймович Б.Ю. указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Алборовой И.Л. и ООО «И.-Тур» заключен договор ### о реализации туристического продукта (туристическая поездка в Абхазию, Сухуми), в состав которого входили следующие услуги: перелет рейсом <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> проживание в отеле: <данные изъяты> бутик-отель комфорт (2 человека), ### дней с ДД.ММ.ГГГГ (### ночей), номер двухместный стандартный, система питания ###; трансфер аэропорт-отель-аэропорт, медицинская страховка на период пребывания в туристической поездке, перелет рейсом ###ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Туристическим оператором по указанной поездке выступило ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» (заявка ###). Стоимость тура составила ###.

Вылет рейса ###ДД.ММ.ГГГГ час. <данные изъяты> был перенесен на более раннее время, а именно на ### час. того же дня, что привело к потере истцом ###-ти часов отдыха и сокращению продолжительности тура практически на сутки. Притом, что из гостиницы истца вывезли на трансфере уже в ДД.ММ.ГГГГ час. ДД.ММ.ГГГГ

Истцу Археменко Е.В. были причинены нравственные страдания произвольным сокращением оператором отдыха, на одну ночь, из ### ночей и целого светового дня ДД.ММ.ГГГГ предусмотренного условиями договором, т.е. практически на одни сутки и необходимостью срочно менять планы по поездке из аэропорта <данные изъяты>» в <...>.

Истец Археменко Е.В. провела на море лишь ### дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ вместо ### дней по договору.

Таким образом, турпродукт был предоставлен истцу ненадлежащего качества, продолжительность отдыха была значительно сокращена.

В связи с тем, что истцу были причинены нравственные страдания, просит взыскать с ответчика моральный вред, компенсацию которого Ахременко Е.В. оценила в ###.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями ч.3 ст. 401, 151 ГК РФ, ст.ст. 1, 9 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», п.п. 28, 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. ### «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит удовлетворить заявленные истцом исковые требования и взыскать с ответчика в пользу Ахременко Е.В. моральный вред в сумме ###, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Представитель истца Фраймович Б.Ю. в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные истцом исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Истец Ахременко Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте которого извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» Зайкова А.В. с заявленными исковыми требованиями не согласна, просит отказать истцу в их удовлетворении, поскольку ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» выполнил свои обязательства по формированию туристкого продукта в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ через систему онлайн бронирования («Личный кабинет») ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» от туристического агентства ООО «И. –Тур» (далее – турагент) поступила заявка на формирование туристического продукта в Абхазию на период с ДД.ММ.ГГГГ на туристов Алборову И.Л. и Ахременко Е.В., включающего в себя услуги по размещению туристов в отеле <данные изъяты> бутик-отель, комфорт, групповые трансферы по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, а также услуги медицинского страхования.

Кроме того, от имени и по поручению клиентов был заключен договор перевозки между туристами и перевозчиком АО «Авиакомпания Россия» (ст. 786 ГК РФ, ст. 103 ВК РФ) путем оплаты и приобретения авиабилетов по маршруту Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) – Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) на имена туристов, указанных в заявке на бронирование. Поступившей заявке был присвоен индивидуальный номер ###.

С учетом запрашиваемого набора услуг стоимость туристского продукта по данной заявке составила ###

ДД.ММ.ГГГГ туристский продукт по вышеуказанной заявке был оплачен турагентом двумя платежами: ###, ### Поступление денежных средств, в счет оплаты туристического продукта именно в указанном размере подтверждается списком оплат по соответствующей заявке. Доказательств перечисления денежных средств со стороны заказчика туристского продукта в большем размере, сторонами по делу не представлено.

В соответствии с условиями агентского договора ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ТУРОПЕРАТО БГ» и ООО «И.-Тур», агентское вознаграждение является положительной разницей между ценой реализации туристского продукта турагентом клиентом и ценой туроператора. Следовательно, разница между суммой, оплаченной истцом и полученной от турагента в качестве оплаты туристского продукта туроператом (###) составляет агентское вознаграждение. Денежные средства в размере ### не были перечислены ООО «И.-Тур» в адрес ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» и были удержаны агентом в качестве агентского вознаграждения.

Туроператором туристский продукт забронирован в строгом соответствии с заявкой на бронирование, а также нормами действующего законодательства, а именно в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которой, туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристического продукта.

По окончании исполнения всех обязательств ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» передал заказчику все надлежащим образом оформленные документы, необходимые для поездки, а именно: ваучеры, авиабилеты, сертификаты медицинского страхования.

Таким образом, ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» со своей стороны исполнило надлежащим образом все обязательства по организации тура по вышеуказанной заявке, что подтверждается Листом подтверждения бронирования.

Все услуги, входящие в состав туристского продукта (размещение в отеле, авиаперелет, трансфер, медицинское страхование), туристы воспользовались в полном объеме.

В соответствии с условиями бронирования туроператор вправе изменить время вылета, аэропорт и авиакомпанию.

В соответствии с п.5.3 агентского договора ### от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между туроператором и турагентом, ООО «И.-Тур» обязуется: предоставить туристу, иному клиенту информацию о том, что авиаперевозка осуществляется согласно внутренним правилам авиакомпании – авиаперевозчика. Правила авиаперелета размещены на официальных сайтах авиакомпаний; следить за оперативной информацией, публикуемой туроператором на сайте, внимательно изучать и доводить до сведения туристов информацию о потребительских свойствах турпродукта, условиях бронирования, изменения условий бронирования и отказе от подтвержденного бронирования, размещенную туроператором на официальном интернет-сайте; обязан за сутки до вылета клиента уточнить время и аэропорт вылета и довести до сведения клиента полную необходимую информацию об авиаперевозке и порядке ее осуществления. В случае отсутствия со стороны турагента поручения о конкретизации авиарейса, номер рейса и время вылета (указанные в заявке) окончательно определяются при выдаче турагенту авиабилета.

В соответствии с п. 6 Правил бронирования, размещенных туроператором на сайте, по многим направлениям вылеты осуществляются несколькими рейсами в день. У турагента/туриста есть возможность конкретизировать рейс. Запланированное время вылета/ возврата можно посмотреть в разделе «Авиарейсы» - «Размещение рейсов» в меню каждой страны. Конкретизировать можно чартерный или регулярный рейс, в зависимости от того, на основе какого перелета бронируется тур.

Информация о возможности изменения рейса, времени вылета рейса, аэропорта и авиакомпании содержится также в Листке подтверждения бронирования, в котором указано, что в случае отсутствия доплаты за конкретизацию рейса, туроператор вправе изменить время вылета, аэропорт и авиакомпанию. Заказчик турпродукта был предупрежден, что независимо от оплаты за услугу «конкретизация рейса», авиакомпания вправе изменить полетные данные.

Кроме того, согласно маршрут- квитанций электронных билетов, выдаваемых туристам, время чартерных рейсов необходимо уточнять накануне вылета у туроператора.

Таким образом, в связи с тем, что Ахременко Е.В. услугой конкретизации рейса не воспользовалась, указанное при бронировании тура время вылета не было гарантировано. Исковые требования истца заявлены без учета специфики чартерных авиаперевозок.

Как следует из обстоятельств данного дела, перелет истца по маршруту Сочи (аэропорт)- Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) осуществлялся чартерным рейсом. О том, что авиаперевозка является чартерной свидетельствует как стоимость тура и отсутствие информации о стоимости авиабилетов в маршрут- квитанции электронного билета, так и указание в соответствующих маршрут-квитанциях авиабилета на тариф «чартер», в графе форма оплаты отметка «СБ».

При этом, в силу действующего законодательства время вылета чартерного рейса не является гарантированным и может быть изменено туроператором и авиакомпанией.

В соответствии с п. 72 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007г. ###, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном бланке данных расписания движения воздушных судов.

Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

При таких обстоятельствах, выбирая туристский продукт, в состав которого входит чартерная перевозка, туристы должны учитывать возможность изменения полетных данных чартерных перевозок.

В связи с чем, безусловной гарантией пассажира чартерного авиарейса является вылет (туда и обратно) в определенные условиями тура и авиабилетов сутки и определенные условиями тура место, однако час вылета, тип транспортного средства, класс размещения в салоне самолета и аэропорт прилета/вылета в пределах места назначения могут быть изменены.

Принимая во внимание то обстоятельство, что Ахременко Е.В. была уведомлена о том, что рейсы АО «Авиакомпания Россия», следующие по маршруту Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) – Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) являются чартерными и согласилась на чартерную перевозку, ею были приняты условия осуществления чартерной перевозки, в том числе и условия о возможности изменения времени авиаперевозки. При указанных обстоятельствах, доводы истца о ненадлежащем оказании услуг по перевозке пассажиров в связи с переносом вылета рейса ### от ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными.

Нарушение прав потребителей по заявке ### переносом рейса ### от ДД.ММ.ГГГГ допущено не было. Туроператор заблаговременно уведомил турагента о переносе вылета рейса, следовавшего по маршруту Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт).

ДД.ММ.ГГГГ время вылета рейса ### от ДД.ММ.ГГГГ следовавшего по маршруту Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт), было изменено. В тот день турагент и туристы были уведомлены о переносе времени чартерного рейса ### путем уведомления об изменении времени вылета чартерного рейса в системе бронирования. (Приложение ###). Данная информация была доведена до заказчика турпродукта заблаговременно, за 6 дней до вылета, согласно условиям агентского договора, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Дата вылета обратного рейса – ДД.ММ.ГГГГ соответствует заявленным существенным условиям бронирования. Рейс был выполнен в соответствии с данными маршрут-квитанции электронных билетов, в установленные сутки. Ахременко Е.В. услугами воспользовалась.

Кроме того указала, что забронированное количество суток проживания туристов в отеле сокращено не было. Ахременко Е.В. в своем иске фактически предъявляет требования о компенсации морального вреда, в связи с тем, что она полагает, что не воспользовалась услугами размещения в отеле в полном объеме и, что туроператор предоставил услуги размещения в отеле на одну ночь меньше. Однако согласно Международных гостиничных правилах, одобренных Советом Международной гостиничной ассоциации (Катманду, Непал) ДД.ММ.ГГГГ договор на размещение заканчивается в 12:00 дня, следующего за днем прибытия клиента, если в договоре не оговорено, и не согласовано размещение дольше, чем на один день (статья 31). Если это не оговорено иначе, номер, зарезервированный за гостем должен быть готов с ###, а номера отъезжающих освобождены с полудня (статья 5).

При таких условиях, в мировой практике в сфере отдельно гостиничных и в целом туристских услуг, заселение в отель, расчетные часы и порядок оплаты услуг отеля исчисляют не в календарных днях, ночах, сутках, а в период с ### часов дня заезда до ### следующего дня, если администрацией объекта размещения не установлено иное. Данная информация является общедоступной, сложившейся практикой и не требует специального доказывания. Администрацией отеля <данные изъяты> бутик-отель, комфорт установлены расчетные часы: время заезда: ###; время выезда: до ### часов. Указанная информация достоверно, полно доступно и понятно размещены на сайте туроператора в разделе описания указанного отеля, а также отражена в ваучере на заселение в отель. Номер был забронирован за туристами с ### часов ДД.ММ.ГГГГ по ### часов ДД.ММ.ГГГГ В данном случае заселение в отель предусмотрено в течение первых забронированных суток с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ а выезд из отеля – в течение последних суток с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленных документов, выселение истца из отеля произведено после ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ но до ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ таким образом, забронированное количество суток проживания в отеле сокращено не было.

С учетом изложенного, довод истца о потере суток проживания не соответствует фактическим обстоятельствам, общепринятым правилам размещения и основан на субъективной оценке. В связи с этим, основания для компенсации морального вреда по доводам о сокращении суток проживания в отеле отсутствуют. Исковые требования истца о компенсации морального вреда за неиспользованные сутки не подлежат удовлетворению.

Доведение информации о Правилах бронирования туристского продукта, в том числе положений о возможном изменении времени вылета рейса, аэропорта и авиакомпании, информация об общепринятой международной практике размещения туристов в отеле, а также иной информации о потребительских свойствах туристского продукта является обязанностью турагента.

Турагент в данном случае ООО «И. Тур» действующее от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта. Это касается как предоставления возможности туристу ознакомиться с необходимой и достоверной информацией, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристский продуктов, правильного бронирования туристского продукта в соответствии с условиями договора, так и исполнения иных обязательств. В силу ст. 9 Закона об основах туристской деятельности ответственность туроператора наступает не во всяком случае при наличии договора, а лишь за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в состав туристского продукта, тем более, что договор о реализации туристского продукта является возмездным договором.

ООО «ТРУОПЕРАТОР БГ» выполнило перед туристами свои обязательства в полном объеме, услуга была предоставлена своевременно, недостатки в услугах со стороны туроператора отсутствовали, что исключает гражданско- правовую ответственность туроператора перед туристами.

Поскольку возмещение морального вреда в соответствии со ст.ст. 151, 1099 ГК РФ производится при доказанности одновременно обстоятельств наличия самого морального вреда в виде физических и нравственных страданий, причинной связи между указанным вредом и виновными действиями со стороны ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ», требования о взыскании морального вреда с ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

С учетом того, что туроператор исполнил свои обязательства по формированию турпродукта надлежащим образом, нарушений прав потребителя допущено не было, основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда отсутствуют, не имеется и оснований для удовлетворения требований Ахременко Е.В. о взыскании штрафа.

В случае, если суд придет к выводу о необходимости взыскания с ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» штрафа, просила применить положения ст. 333 ГК РФ, с учетом правовой позиции отраженной в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013г. ###. Полагает, что требуемый штраф необоснованно завышен и несоразмерен с указанными в исковом заявлении последствиями нарушения обязательства. Указала, что туроператоры в результате распространения в мире новой коронавирусной инфекции (COVID-19) находятся в списке наиболее пострадавших лиц. Именно поэтому Правительство РФ в оперативном порядке был разработан комплекс мер, направленных на их поддержку с целью избежания банкротства.

Кроме того указала, что решением мирового судьи судебного участка ### Октябрьского района <...> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ###, не вступившего в законную силу, в удовлетворении исковых требований Алборовой И.Л. было отказано. Отказывая в удовлетворении исковых требований мировой судья пришел к выводу о том, что действиями ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» нарушений прав потребителей Алборовой И.Л. и Ахрименко Е.В. допущено не было, оснований для уменьшения стоимости туристского продукта, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда не имеется.

С учетом изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, АО «Авиакомпания «Россия» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Из отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рейс ### АО «Авиакомпания «Россия» выполняло по договору фрахтования ВС (чартер), фрахтователь <данные изъяты>. Оформление авиабилетов, а также все расчеты (в том числе и возврат) с пассажирами производит фрахтователь или его уполномоченный агент. График выполнения рейса ### на ДД.ММ.ГГГГ был изменен по заявке фрахтователя от ДД.ММ.ГГГГ Изначально вылет рейса был запланирован на ДД.ММ.ГГГГ мин. ДД.ММ.ГГГГ фактически рейс отправлен ДД.ММ.ГГГГ мин. ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ООО «И. Тур» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Алборова И.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте которого извещена надлежащим образом.

Основываясь на нормах п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, суд определил рассмотреть данное гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ при данной явке, о чем вынесено протокольное определение.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. ### «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007г. ### «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» предусмотрено, что Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта. Под потребителем понимается заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд. Под исполнителем понимается туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно абз. 13 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по договору о реализации туристского продукта.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между агентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Существенные условия договора о реализации турпродукта указаны в ст.ст. 10, 10.1 вышеуказанного Закона.

Так в числе существенных условий договора о реализации турпродукта обозначены: права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающему услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Если договор о реализации туристского продукта включен ранее, чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия.

Согласно ст. 403 ГК РФ туроператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых была возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо- перевозчик.

В соответствии со ст. 787 ГК РФ и ст. 104 Воздушного кодекса РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется Воздушным кодексом.

В силу ч.1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

Согласно ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажиров, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007г. ### (ред. от 14.01.2019г.) регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п.75).

Таким образом, особенностью выполнения чартерных рейсов является возможность изменения времени вылета в результате корректировки графика полетов авиаперевозчика указанных рейсов.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товара, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007г. ### (ред. от 30.11.2018г.) туроператор освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед потребителем, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Алборовой И.Л. и ООО «И.-Тур» заключен договор ### о реализации туристического продукта (туристическая поездка в Абхазию, Сухуми), в состав которого входили следующие услуги: перелет рейсом ###ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ час. Москва – Адлер, проживание в отеле: <данные изъяты> бутик-отель комфорт (### человека Алборова И.Л. и Ахременко Е.В.), с ДД.ММ.ГГГГ номер двухместный стандартный, система питания ###; трансфер аэропорт-отель-аэропорт, медицинская страховка на период пребывания в туристической поездке, перелет рейсом ###ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Адлер - Москва. Туристическим оператором по указанной поездке выступило ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» (заявка ###). (л.д. 4-8).

Общая стоимость Турпродукта составила ### (л.д.6). Указанная сумма была оплачена Алборовой И.Л. полностью ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается копией квитанции к приходному кассовому ордеру ### от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Судом установлено и не оспаривалось стороной истца, что Ахременко Е.В. была уведомлена о том, что рейсы АО «Авиакомпания Россия», следующие по маршруту Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) – Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) являются чартерными и согласилась на чартерную перевозку. Истцом были приняты условия осуществления чартерной перевозки, в том числе и условия о возможности изменения времени авиаперевозки. Данное обстоятельство подтверждено сведениями, указанными в обменном ваучере на проживание ### от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в случае доплаты за конкретизацию рейса, ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» вправе изменить время вылета, аэропорт и авиакомпанию. Кроме того, независимо от оплаты за услуг конкретизация рейса авиакомпания вправе изменить полетные данные. Указанный документ был выдан на руки истцу Ахременко Е.В. (л.д. 14, 73).

Согласно посадочному талону обратный вылет чартерным рейсом из <...> в <...> состоялся ДД.ММ.ГГГГ час. рейсом ### (л.д. 15).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что время вылета авиарейса ###ДД.ММ.ГГГГ было изменено на более ранее, в связи с чем Ахременко Е.В. была заранее (ДД.ММ.ГГГГ.) уведомлена ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ», посредством направления информационного письма с сообщением. ( л.д. 16-17).

Нарушение прав потребителей по заявке ### переносом рейса ### от ДД.ММ.ГГГГ допущено не было. Туроператор заблаговременно уведомил турагента о переносе вылета рейса, следовавшего по маршруту Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что туроператор «ТУРОПЕРАТОР БГ» известив Ахременко Е.В. об изменении времени обратного вылета, тем самым надлежащим образом оказало услуги, входящие в туристический продукт.

При указанных обстоятельствах, доводы истца о ненадлежащем оказании услуг по перевозке пассажиров в связи с переносом вылета рейса ### от ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта; формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

Согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

В силу ст. 787 ГК РФ и ст. 104 Воздушного РФ по договору фрахтования воздушного судна (чартер) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется Воздушным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов ил почты. Осуществление чартерных перевозок воздушных перевозок регулируется настоящим кодексом.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007г. ### (ред. от 14.01.2019г.) перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, грузов чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

В соответствии с п. 72 данных Правил, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных рейсов.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажиров, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 Федеральных авиационных правил).

Как следует из п.73 Федеральных авиационных правил, опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления; аэропорт назначения; аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное); время прибытия (местное); период выполнения рейса; тип(ы) воздушного судна. Расписание движения воздушных судов может содержать другую информацию.

В соответствии с п.75 Федеральных авиационных правил, перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем.

В силу п. 76 Федеральных авиационных правил перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

По смыслу приведенных выше положений чартерный или зафрактованный рейс имеет главное отличие от регулярного рейса авиакомпании в том, что его нет в расписании регулярных полетов, в связи с чем, время вылета чартерного рейса согласуется заранее как со стороной, принимающей данный рейс (аэропорт страны прибытия), так и с фрахтовщиком.

Соглашаясь на чартерную перевозку, пассажир принимает условия, при которых она осуществляется, в том числе и об изменении предварительно объявленного времени перевозки.

Судом установлено, что перелет Ахременко Е.В. по маршруту по маршруту Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) – Сочи (аэропорт) – Москва, Шереметьево, терминал D (аэропорт) осуществлялся чартерным рейсом.

Как следует из сообщения АО «Авиакомпания «Россия» от ДД.ММ.ГГГГ, рейс ### АО «Авиакомпания «Россия» выполняло по договору фрахтования ВС (чартер), фрахтователь <данные изъяты>. График выполнения рейса ### на ДД.ММ.ГГГГ изменен по заявке фрахтователя от ДД.ММ.ГГГГ Изначально вылет рейса запланирован на ДД.ММ.ГГГГ фактически рейс отправлен ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что перевозчик АО «Авиакомпания «Россия» действовало в строгом соответствии с положениями действующего законодательства и Федеральных авиационных правил.

Таким образом, оснований для возложения на туроператора ответственности за задержку рейса, что привело по утверждению истца к сокращению продолжительности отдыха, в соответствии с действующим законодательством не имеется.

Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая исковые требования Ахременко Е.В., оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку существенного изменения условий заключенного между сторонами договора не установлено, срок пребывания Ахременко Е.В. в месте размещения (отель) определенный датами, указанными в договоре о реализации туристического продукта, уменьшен не был, вылет самолета по маршруту состоялся в день, указанный в договоре – ДД.ММ.ГГГГ Изменение времени рейса не привело к уменьшению стоимости включенных в турпродукт таких услуг как авиаперелет, трансферы, питание.

Время начала и окончания туристского продукта были определены исключительно календарными датами, перевозка Ахременко Е.В. чартерным рейсом была произведена в согласованные сторонами даты, что полностью соответствует периоду туристского продукта, указанному в договоре от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Международных гостиничных правилах, одобренных Советом Международной гостиничной ассоциации (Катманду, Непал) ДД.ММ.ГГГГ договор на размещение заканчивается в ### дня, следующего за днем прибытия клиента, если в договоре не оговорено, и не согласовано размещение дольше чем на один день (статья 31). Если это не оговорено иначе, номер зарезервированный за гостем должен быть готов с ДД.ММ.ГГГГ, а номера отъезжающих освобождены с полудня (статья 5).

При таких условиях, в мировой практике в сфере отдельно гостиничных и в целом туристских услуг, заселение в отель, расчетные часы и порядок оплаты услуг отеля исчисляют не в календарных днях, ночах, сутках, а в период с ДД.ММ.ГГГГ часов дня заезда до ДД.ММ.ГГГГ следующего дня, если администрацией объекта размещения не установлено иное. Данная информация является общедоступной, сложившейся практикой и не требует специального доказывания.

Из материалов дела следует, что администрацией отеля <данные изъяты> бутик-отель, комфорт установлены расчетные часы: время заезда: ###; время выезда: до ### часов. Указанная информация достоверно, полно доступно и понятно размещены на сайте туроператора в разделе описания указанного отеля, а также отражена в ваучере на заселение в отель. Номер был забронирован за туристами с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ В данном случае заселение в отель предусмотрено в течение первых забронированных суток с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ а выезд из отеля – в течение последних суток с ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 73, 80).

Согласно представленным документам, выселение истца из отеля произведено после ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ но до ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ таким образом, забронированное количество суток проживания в отеле сокращено не было.

В соответствии с п. 80 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007г. ### установлено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

В соответствии с п. 90 Федеральных авиационных правил Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Таким образом, ответственность за своевременную явку на посадку на рейс нормами воздушного законодательства возложена на пассажира, то есть на истца Ахременко Е.В.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцу услуги по договору оказаны в полном объеме.

Исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, в соответствии с нормами ст. ст. 15 и п.6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. ### «О защите прав потребителей» не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела нарушений прав потребителя действиями ответчика не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать Ахременко Е. В. в удовлетворении заявленных исковых требований к ООО «ТУРОПЕРАТОР БГ» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня его принятии в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>