ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2018 от 16.05.2018 Тамбовского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-130/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Тамбовка ДД.ММ.ГГГГ

Тамбовский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Губарь Н.В.,

при секретаре Бугера Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по Тамбовскому району к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ АО УСЗН по <адрес> обратилось с данным иском в суд, указав в его обоснование, что ФИО1, 04.09.1977г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>, являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 на период с 01.04.2017г. по 30.09.2017г. в сумме 56 866,56 рублей. С учетом перерасчетов по прожиточному минимуму (постановления <адрес> «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за 1 квартал 2017г. ФИО1 за период с 01.04.2017г. по ДД.ММ.ГГГГ выплачено 56 872,38 рублей.

В соответствии с п. 27 Правил получатель субсидии не позднее 10 дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет в управление документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные помесячно в течение срока получения последней субсидии. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. Однако ФИО1 в указанный срок не предоставила документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем сумма взыскания необоснованно полученной субсидии составила 56 872,38руб.

ФИО1 направлялось уведомление о необходимости возврата излишне полученной суммы субсидии, однако до момента обращения управления в суд с настоящим иском возврат суммы субсидии ФИО1 не произведен. Каких-либо письменных заявлений и возражений со стороны ответчика в адрес управления не поступало.

ГКУ АО УСЗН по Тамбовскому району просило взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения в размере 56 872,38 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ФИО1 сумму незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 22 642,56 рублей.

Представитель истца ГКУ АО УСЗН по Тамбовскому району, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, причину неявки суду не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращалась.

Представители третьих лиц – ООО «Сервис», министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений против иска не представили. Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области, в представленном отзыве поддержали исковые требования ГКУ АО УСЗН по Тамбовскому району.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при указанной явке сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В п. 4 ч. 2 ст. 159 ЖК РФ установлено, что право на субсидии имеют собственники жилых помещений.

В силу ч. 3 и 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которым утверждены Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с п. 27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 указанных Правил.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.

Необоснованно полученная субсидия подлежит возврату в соответствующий бюджет.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГБУ – УСЗН по Тамбовскому району с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункта 5 указанного заявления, она обязалась в случае изменения обстоятельств в семье (изменение места постоянного жительства, основания проживания, гражданства, состава семьи) предоставить подтверждающие документы в течение 1 месяца после наступления этих событий.

Распоряжением ГБУ УСЗН по Тамбовскому району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 866,56 рублей.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 по истечении срока получения субсидии не представила уполномоченному органу сведения о фактически понесенных ею расходах на оплату коммунальных услуг.

Распоряжением ГБУ УСЗН по Тамбовскому району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предложено произвести взыскание излишне выплаченной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 56 872 рублей 38 копейки, образовавшейся в связи с превышением суммы выплаченной субсидии фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возврата, в судебном порядке.

ГБУ УСЗН по Тамбовскому району ФИО1 направлено уведомление о возврате излишне полученной суммы субсидии в размере 56 872 рублей 38 копейки, по причине не предоставления данных о фактических расходах, однако указанная сумма ответчиком не возвращена.

Согласно представленному в суд заявлению об уточнении исковых требований, в ГКУ АО УСЗН по Тамбовскому району ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения в отношении ФИО1 из ПАО ДЭК «Амурэнергосбыт» о начисленной и оплаченной электрической энергией с апреля 2017 года по сентябрь 2017 года; а также из ООО «Сервис» за период апрель 2017 по сентябрь 2017 года о начислениях и оплате за коммунальные услуги. На основании данных документов сделан перерасчет необоснованно предоставленной субвенции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Сумма предоставленной субсидии с апреля 2017 по сентябрь 2017 года составила 56872,38 рублей, а сумма фактически произведенных затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила 34229,82 рублей. Соответственно, сумма незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила 22642,56 рублей. В настоящее время возврат суммы субсидии ФИО1 не произведен.

Распоряжением ГБУ УСЗН по Тамбовскому району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предложено произвести возврат излишне выплаченной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 642 рубля 56 копеек, образовавшейся в связи с превышением суммы выплаченной субсидии над фактическими расходами. Указанное предложение ФИО1 проигнорировала и денежные средства не возвратила.

Согласно расчета от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 37), фактические расходы ФИО1 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 34 229,82 рублей.

Предоставленная субсидия составила 56 866,56 рублей.

Таким образом, ФИО1 размер субсидии, превысившей фактические расходы, составил 22 642,56 рублей.

На основании п. 27 Правил в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 Правил.

Согласно п. 49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет.

Доказательств добровольного возврата субсидии, превысившей фактические расходы на оплату коммунальных платежей, ФИО1 в суд не представлено.

При таких обстоятельствах, требования о взыскании с ФИО1 субсидии, превысившей фактические расходы, в размере 22 642,56 рублей, являются законными и обоснованными, в связи с чем суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составляет 880 рублей. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по Тамбовскому району - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по Тамбовскому району сумму неосновательного обогащения в размере 22 642 (двадцать две тысячи шестьсот сорок два) рубля 56 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 880 (восемьсот восемьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Н.В.Губарь

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.