Дело № 2-130/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
г.Зубцов «05» июня 2018 года
В составе председательствующего судьи Половова С.О.
при секретаре Буряковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
ФИО1 ФИО12 к Администрации ФИО4 района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения ФИО4 района Тверской области о признании незаконным отказа в части возврата денежных средств и об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка, |
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ФИО4 района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения ФИО4 района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что он оплатил денежные средства в размере 45 000 рублей в счет покупки земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> по реквизитам, которые были предоставлены ему в Администрации ФИО4 района Тверской области.
В связи с тем, что сделка по купли-продажи земельного участка не состоялась по независимым от истца причинам, им было подано заявление о возврате денежных средств за покупку земельного участка в Княжьегорском сельском поселении.
В администрации ФИО4 района был подготовлен ответ на заявление истца, которым истцу было отказано в возврате денежных средств, затраченных им, в связи с тем, что в 2014 году администратором доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, являлось Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, на реквизиты которого он произвел оплату денежных средств и необходимо подтверждение о зачислении денежных средств в консолидированный бюджет ФИО4 района.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным отказ Администрации ФИО4 района в части возврата денежных средств, и обязать Администрацию ФИО4 района Тверской области возвратить денежные средства на его расчетный счет, оплаченные истцом на основании предоставленных им реквизитов в Администрации ФИО4 района Тверской области в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка в сумме 45 000 (сорока пяти тысяч) рублей.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования о признании незаконным отказа Администрации ФИО4 района в части возврата денежных средств и об обязании Администрацию ФИО4 района возвратить денежные средства на его расчетный счет, оплаченные в счет совершения сделки купли – продажи земельного участка поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ. и просил их удовлетворить.
Из возражений истца от 01.06.2018г. по поводу применения срока исковой давности, заявленного представителем ответчика ФИО2, следует, что Администрация ФИО4 района и Администрация Княжьегорского сельского поселения ФИО4 района (далее - Ответчик) заявляет, ссылаясь на ст. 195,196 Гражданского кодекса Российской Федерации, что общий срок исковой давности для правоотношений, возникших между сторонами по возврату денежной суммы - три года. Также Ответчик заявляет, что статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Истец произвел перечисление денежных средств в сумме 45000 руб. на реквизиты Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик заявляет, что срок истечения исковой давности начинается именно с даты перечисления платежа Сбербанком России на реквизиты Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и истек ДД.ММ.ГГГГ.
По существу «Возражений от Ответчика» истец возражает и в силу ряда причин дату истечения срока исковой даты ДД.ММ.ГГГГ считает необоснованной. Просит суд обратить внимание на следующие обстоятельства дела.
Ответчик подтверждает перечисление денежных средств на реквизиты Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных, и земельных отношений Тверской области осуществляло полномочия главного администратора дохода консолидированного бюджета Тверской области «Доходы от продажи земельных участков» только до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия главного администратора в отношении указанного источника дохода перешли к органам местного самоуправления.
Далее, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в своем отзыве на мое исковое заявление от 28.04,2018 утверждает, что не получало и не располагает указанными денежными средствами. В то же время суду представлена копия платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ от Сбербанка, подтверждающая перечисление денежных средств.
Поскольку земельные участки выделялись общим собранием собственников СНТ «Княжьи Поляны» на территории СНТ, на основании «Земельного Кодекса» Российской Федерации, то переговоры с Администрацией ФИО4 района о сделках купли- продажи пустующих, разграниченных участков на территории СНТ, вела председатель СНТ ФИО3 ФИО13 и юрист, представляющий интересы СНГ - ФИО14.
Иск о «Спорах, связанных с землепользованием» в Зубцовский суд к Ответчику подавались юристами СНТ и гражданином ФИО15 А,А., номер дела 2-396/2015, ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам решения суда ФИО4 района Тверской области по делу номер 2-196/2015 от ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление от председателя СНТ ФИО3 ФИО16 об отказе Администрацией ФИО4 района Тверской области в совершении сделки купли-продажи земельного участка на территории СНТ.
Обращает внимание суда на то, что в возражениях от ответчика не имеется документов по отказу в совершении сделки купли-продажи земельного участка, по которым, на основании статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец бы мог узнать дату начала срока подачи искового заявления о нарушении своих прав. Руководствуясь статьей 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации просит суд не считать датой начала течения срока исковой давности число перевода денежных средств ДД.ММ.ГГГГ, указанное ответчиком в «Возражениях» от ДД.ММ.ГГГГ. В эту и ближайшие к этой дате числа фактически не происходило нарушений прав истца, как следует из возражений ответчика - деньги были перечислены на счет Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области. Просит суд считать датой начала истечения срока исковой давности ДД.ММ.ГГГГ, когда истец фактически узнал о нарушении своих прав.
Представитель ответчика Администрации ФИО4 района Тверской области ФИО2 считает исковые требования ФИО1 не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Из возражений на исковое заявление, представленных представителем ответчика ФИО2, следует, что исковое заявление считают необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного Кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты права, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
Считает, что оспаривание ответа Администрации ФИО4 района о возврате денежных средств, уплаченных истцом на основании представленных реквизитов в Администрации ФИО4 района в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка необходимо рассматривать в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, вторым из требований истца по данному гражданскому делу об обязании Администрации ФИО4 <адрес> возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка в сумме 45000 рублей удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока исковой давности, о применении которого Администрация ФИО4 района заявляет в данных возражениях.
Так, согласно ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, то есть, тем сроком, при соблюдении которого суд обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Срок исковой давности для правоотношений, возникших между сторонами по возврату суммы применяется общий срок исковой давности - три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
По мнению Администрации ФИО4 района, срок исковой давности истцом пропущен без уважительной причины и оснований для его восстановления не имеется.
Статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку истец произвел перечисление денежных средств в сумме 45000 руб. на реквизиты Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, то срок исковой давности начинает течь именно с указанной даты и истек ДД.ММ.ГГГГ.
Просит применить исковую давность к заявленным исковым требованиям и отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Княжьегорского сельского поселения ФИО4 района о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области надлежащим образом извещалось о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
В письменном отзыве на исковое заявление ФИО1 третье лицо указало, что в обосновании своих требований истец указывает о перечислении денежных средств в размере 45 000 рублей в счет покупки земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство осуществляет в установленном законом порядке от имени Тверской области правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом Тверской области в пределах его компетенции.
Объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: Тверская <адрес>, в реестре государственного имущества Тверской области процедуру учета не проходил.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным администратором доходов бюджетной системы Российской Федерации признается определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный Банк Российской Федерации, иная организация, имеющая в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Перечень главных администраторов доходов утверждается законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерство в соответствии с Законами Тверской области «Об областном бюджете Тверской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло полномочия главного администратора дохода консолидированного бюджета Тверской области «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений»
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия главного администратора в отношении указанного доходного источника перешли к органам местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 40 БК РФ доходы от поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органа Федерального казначейства для его распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами.
Таким образом, Управление Федерального казначейства по Тверской области приняло вышеуказанные денежные средства и распределило по уровням бюджетов в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетных документах на зачисление средств.
Исходя из вышеуказанного следует, что Министерство не получало и не располагает указанными денежными средствами.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, а также представителя ответчика ФИО2, изучив возражения на исковое заявление представителя ответчика, возражения истца, отзыв третьего лица, суд пришел к выводу, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ оплатил на счет УФК по Тверской области (Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) денежные средства в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по реквизитам, указанным в квитанции Администрацией ФИО4 района.
Факт обращения ФИО1 к Администрации ФИО4 района Тверской области по вопросу возврата ошибочно оплаченных денежных средств в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровыми номерами № не оспаривается сторонами.
Из ответа Главы Администрации ФИО4 района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на заявление ФИО1, следует, что в связи с тем, что в 2014 году администратором доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, являлось Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, на реквизиты которого ФИО1 произвел оплату денежных средств, от вышеуказанного администратора доходов необходимо подтверждение о зачислении денежных средств в консолидированный бюджет ФИО4 района.
Кроме того, в 2014 году согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений - по нормативу 50 процентов. Таким образом, уплаченная ФИО1 сумма денежных средств за покупку земельного участка в размере 50 процентов поступила в бюджет Княжьегорского сельского поселения и 50 процентов – соответственно в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район».
В 2015 году, согласно Федеральному закону от 29.11.2014 № 383 – ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений по нормативу 100 процентов зачисляются в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район».
В связи с изменениями законодательства в 2015 году при зачислении доходов от продажи земельных участков, а также в связи с тем, что уплата ФИО1 была произведена в 2014 году, возврат денежных средств за покупку земельного участка может быть осуществлен на основании решения суда.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 обязанность по оплате стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 45 000 рублей, исполнил в полном объеме.
В то же время, ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Тверская <адрес>, фактически в собственность не передан, договор о передаче указанного земельного участка в собственность с ФИО1 не заключен.
В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего кодекса.
Согласно ст. 62 БК РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю, поступают доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений межселенных территорий муниципальных районов, по нормативу 100 процентов.
В силу ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Собранием депутатов ФИО4 района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение «О казне муниципального образования Зубцовский район».
В соответствии с вышеуказанным постановлением, казну муниципального образования «Зубцовский район» составляют средства бюджета и бюджетных фондов муниципального образования «Зубцовский район» и иное имущество муниципального образования «Зубцовский район», не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Согласно ст. 1 раздела 5 Положения, финансовые средства, полученные от использования в хозяйственном обороте объектов казны, учитываются и поступают в бюджет ФИО4 района.
Распоряжением Главы Администрации ФИО4 района № 51-р от ДД.ММ.ГГГГ, ведение учета доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, в разрезе городского и сельских поселений ФИО4 района с ДД.ММ.ГГГГ возложено на Комитет по управлению имуществом Администрации ФИО4 района.
Распоряжением Главы Администрации ФИО4 района №-р от ДД.ММ.ГГГГ, на Комитет по управлению имуществом Тверской ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по администрированию доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений.
Поскольку в 2014 году согласно ст. 62 БК РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений - по нормативу 50 процентов и уплаченная истцом сумма денежных средств за покупку земельного участка в размере 50 процентов поступила в бюджет Княжьегорского сельского поселения и 50 процентов - соответственно в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район», суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные денежные средства в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером № подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.
Заявление представителя ответчика Администрации ФИО4 района ФИО2 о применении срока исковой давности к заявленным исковым требованиям, суд находит не подлежащим удовлетворению в виду следующего.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Из ч. 1 ст. 200 ГК РФ следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По мнению представителя ответчика ФИО2, начало течения срока исковой давности по настоящему иску является ДД.ММ.ГГГГ, то есть момент, когда истец произвел перечисление денежных средств в сумме 45 000 рублей на реквизиты Министерства имущественных и земельных отношений. Однако, суд не соглашает с данной позицией представителя ответчика, поскольку срок исковой давности по предъявленным требованиям начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1, действуя добросовестно, во исполнение обязанности покупателя по договору купли – продажи, произвёл выплату денежных средств за приобретение земельного участка. Сделка купли – продажи земельного участка не состоялась по независимым от истца причинам, что не оспаривается сторонами по делу. Требования о добровольном возврате денежных средств, уплаченных в счет несостоявшейся сделки, были предъявлены истцом к ответчику по настоящему делу ДД.ММ.ГГГГ. Ответ Администрации ФИО4 района Тверской области об отказе возвратить денежные средства ФИО1 датирован ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец ФИО1 о нарушении своего права на возврат денежных средств, уплаченных за несостоявшуюся покупку земельного участка, узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ, с данного момента начинается течение срока исковой давности.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа в части возврата денежных средств и об обязании возвратить денежные средства, оплаченные ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 ФИО17 к Администрации ФИО4 района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения ФИО4 района Тверской области о признании незаконным отказа в части возврата денежных средств и об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка, – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации ФИО4 района Тверской области о возврате ФИО1 ФИО18 денежных средств, уплаченных Носковым ФИО19 на основании предоставленных ему реквизитов в Администрации ФИО4 района Тверской области в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка.
Обязать Администрацию ФИО4 района Тверской области произвести возврат ФИО1 ФИО20 денежных средств в размере 22 500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей, оплаченных ДД.ММ.ГГГГ в счет приобретения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на карту Сбербанка № в Московском банке Сбербанка России <адрес> БИК № Кор счет 30№ ИНН №.
Обязать Администрацию Княжьегорского сельского поселения ФИО4 района Тверской области произвести возврат ФИО1 денежных средств в размере 22 500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей, оплаченных ДД.ММ.ГГГГ в счет приобретения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тверская <адрес>, на карту Сбербанка № в Московском банке Сбербанка России <адрес> БИК № Кор счет 30№ ИНН №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2018 года.
Председательствующий: