ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1310/19 от 05.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№2-1310/2019

УИД - 24RS0032-01-2018-005695-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Красноярск 05 июня 2019 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Левицкой Ю.В.,

помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Мироновой Н.С.,

при секретаре Малышевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах Анжаева В.А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад №100 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах Анжаева В.А. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад №100 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" (далее МБДОУ "Детский сад №100"), в котором просит взыскать с ответчика в пользу Анжаева В.А. не доначисленную заработную плату за период с ноября 2017 г. по август 2018 г. в сумме 49 186, 02 руб.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г. Красноярска обратился Анжаев В.А. с заявлением о защите ее трудовых прав, выразившихся в выплате заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, за период с ноября по август 2018 г. заработная плата начислялась и выплачивалась в размере ниже минимального размера оплаты труда, недоначисленная заработная плата за указанный период, с учетом уточнения требований, составляет 49186, 02 руб., которую прокурор и просит взыскать в пользу работника.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Миронова Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Анжаев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.

Представитель МБДОУ "Детский сад №100 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" и.о. заведующей Бурмашева А.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Представители третьего лица "Централизованной бухгалтерии учреждений образования Ленинского района" Ростовцева И.Г. и Азарова Ю.И. возражали против удовлетворения иска, указывая на то, что регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы в городе Красноярске осуществляется в соответствии с общей практикой, формируемой правительством Красноярского края. В бюджете города на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг. средства на оплату труда работников образовательных учреждений города, предусмотрены из расчета минимальной заработной платы в размере 11 016 руб. Кроме того, порядок, условия оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, регламентируется постановлением администрации г. Красноярска от 19.01.2010 № 1 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Красноярска", пунктом 4.3.2 которого предусмотрено, что работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера ниже размера заработной платы, установленного Законом края от 29.10.2009 № 9-3864, предоставляется региональная выплата. Региональная выплата для работника рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным настоящим пунктом, и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей). При расчете региональной выплаты под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае (в случае ее осуществления). Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Законом Красноярского края от 07.06.2018 N 5-1679 мО внесении изменений в статью 4 Закона края "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" внесены изменения в части размера заработной платы для целей расчета региональной выплаты - 17 861 руб. 00 коп. В соответствии со статьей 2 данный документ вступил в силу с 1 сентября 2018 года. В 2017 году размер минимальной заработной платы был установлен на уровне Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае (действовало с 01.01.2017 по 31.12.2017, зарегистрировано в Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края 28.12.2016 N 33). Минимальная заработная плата составляла 10 592 руб. (при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). С учетом указанных выше правовых оснований и осуществляется выплата заработной платы работникам бюджетного учреждения.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые включают в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера.

В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 146 ТК РФ предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. N 1160-00, от 17 декабря 2009 г. N 1557-0-0, от 25 февраля 2010 г. N 162-0-0 и от 25 февраля 2010 г. N 162-0-0).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Красноярска.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.07.2017 г. МРОТ установлен в сумме 7800 руб. в месяц, с 01.01.2018 года-в сумме 9489 руб., с 01.05.2018 г.-в сумме 11 163 руб.

Как видно из материалов дела, Анжаев В.А. с 25.09.2015 года состояла в трудовых отношениях с МБДОУ "Детский сад №100" в должности <данные изъяты> что подтверждается копией трудовой книжкой, приказом о приеме на работу работника №149-К от 25.09.2015, трудовым договором №96 от 25.09.2015 года.

В соответствии с приказом от 01.11.2017 года № 03-01-155 Анжаев В.А. переведен на должность сторожа.

В соответствии с трудовым договором и дополнительным соглашением к нему, Анжаеву В.А. установлен должностной оклад в размере 2 454 руб. в месяц, районный коэффициент 30%, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в иных местностях Красноярского края с особыми климатическими условиями в соответствии с законодательством РФ 30%.

Из расчетных листков следует, что в ноябре 2017 г. истцу начислена заработная плата в сумме 10592 руб.: оплата часов сторожа 2 292,36 руб., доплата за ночные часы 411, 20 руб., оплата праздничных и выходных дней 73,48 руб., районный коэффициент 30% 833,11 руб., северная надбавка 10% 277,70 руб., доплата до МРОТ в днях 6 704,15 руб.

В декабре 2017 г. начислена заработная плата в сумме 10592 руб.: оплата часов сторожа 2 351,75 руб., доплата за ночные часы 419, 02 руб., районный коэффициент 30% 831,23 руб., северная надбавка 10% 277,08 руб., доплата до МРОТ в днях 6 712,92 руб.

В январе 2018 г. истцу начислена заработная плата в сумме 11 016 руб.: оплата часов сторожа 3 509,00 руб., доплата за ночные часы 565, 02 руб., оплата праздничных и выходных дней 1257,26 руб., районный коэффициент 30% 1599,38 руб., северная надбавка 10% 533,13 руб., доплата до МРОТ в днях 3552,21 руб.

В феврале 2018 г. начислена заработная плата в сумме 11016 руб.: оплата часов сторожа 2 433,70 руб., доплата за ночные часы 426,24 руб., оплата праздничных и выходных дней 84,51 руб., районный коэффициент 30% 883,34 руб., северная надбавка 10% 294,45 руб., доплата до МРОТ в днях 6893,76 руб.

В марте 2018 г. начислена заработная плата в сумме 11016 руб.: оплата часов сторожа 2 584,10 руб., доплата за ночные часы 460,84 руб., оплата праздничных и выходных дней 304,95 руб., районный коэффициент 30% 1004,97 руб., северная надбавка 10% 334,99 руб., доплата до МРОТ в днях 6326,15 руб.

В апреле 2018 г. начислена заработная плата в сумме 16356,96 руб.: оплата часов сторожа 2 383,90 руб., доплата за ночные часы 428 руб., районный коэффициент 30% 843,57 руб., северная надбавка 10% 281,19 руб., доплата до МРОТ в днях 7079,34 руб., оплата отпуска по календарным дням 2336,67 руб. и 3004,29 руб.

В мае 2018 г. начислена заработная плата в сумме 8372,25 руб.: оплата часов сторожа 2230,99 руб., доплата за ночные часы 393, 40 руб., оплата праздничных и выходных дней 385,20 руб., районный коэффициент 30% 902,88 руб., северная надбавка 10% 300,96 руб., доплата до МРОТ в днях 4158,82 руб.

В июне 2018 г. истцу начислена заработная плата в сумме 7255,95 руб.: оплата часов сторожа 1926,04 руб., доплата за ночные часы 314,72 руб., оплата праздничных и выходных дней 304,95 руб., районный коэффициент 30% 763,71 руб., северная надбавка 10% 254,57 руб., доплата до МРОТ в днях 3691,96 руб.

В июле 2018 г. истцу начислена заработная плата в сумме 11163 руб.: оплата часов сторожа 2088 руб., доплата за ночные часы 406, 40 руб., районный коэффициент 30% 748,32 руб., северная надбавка 10% 249,44 руб., доплата до МРОТ в днях 7670,84 руб.

В августе 2018 г. истцу начислена заработная плата в сумме 17343,10 руб.: оплата часов сторожа 2163,65 руб., доплата за ночные часы 388 руб., районный коэффициент 30% 765,50 руб., северная надбавка 10% 255,17 руб., доплата до МРОТ в днях 6619,98 руб., оплата отпуска по календарным дням 715,08 руб. и 6435,72 руб.

Исходя из представленных сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных ему суммах заработной платы, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истицы за период с ноября 2017 г. по август 2018 г. включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы за указанный период с учетом районного коэффициента 30%, процентной надбавки за стаж в размере 30%, установленной нормы рабочего времени, с учетом фактически отработанного времени и фактически выплаченной заработной платы, составляет:

При таких обстоятельствах с ответчика МБДОУ "Детский сад №100" в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с ноября 2017 г. по август 2018 г. в размере 49186,02 руб. (1733,58 + 2047,43 + 8099,99 + 2811,83 + 4629,03 + 3838,84 + 7528,79 + 6419,07 + 4909,81 + 7167,65)

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 1675,58 руб. за требования имущественного характера, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах Анжаева В.А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад №100 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №100 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" в пользу Анжаева В.А. недоначисленную заработную плату за период с ноября 2017 г. по август 2018 г. в размере 49186 руб. 02 коп.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №100 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1675 руб. 58 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Ю.В. Левицкая