ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1310/2012 от 18.01.2013 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Дело №2-83/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края 18 января 2013 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Буткина Н.Д.,

при секретаре судебного заседания Клепас А.О.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «<данные изъяты>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, установлении заработной платы,

Третье лицо: Финансовое управление администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск,

установил:

  Истец, ФИО1, обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «<данные изъяты>» (далее – МБУК «<данные изъяты>», учреждение, ответчик) в котором просила суд взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 5740 рублей 62 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить на работодателя обязанность установить ей заработную плату, без учета районного коэффициента и северной надбавки, в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МБУК «<данные изъяты>» в должности старшего кассира службы главного администратора ДОФ. С ДД.ММ.ГГГГ ей установлен должностной оклад в размере 2 934 рубля. По ее мнению, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме и с нарушением действующего законодательства. Со ссылками на ст.ст. 130, 133, 135, главу 50 Трудового кодекса Российской Федерации полагает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах и местностях. В связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Истец в судебном заседании свои требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что работает в должности старшего кассира в Доме офицеров флота жилого района Рыбачий, ей установлен должностной оклад в размере 2934 рубля, а также районный коэффициент в размере 80 % и процентная надбавка к заработной плате в размере 80 %. Полагает, что заработная плата должна быть не ниже установленного федеральным законом МРОТ, при этом в этот размер не должны входить надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. При этом уточнила исковые требования в части установления ей заработной платы исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера заработной платы с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по основаниям, изложенным в представленном суду письменном мнении. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Камчатского края было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ для работников, работающих на территории Камчатского края, установлена минимальная заработная плата в размере 10050 рублей, в размер которой уже вошли северный коэффициент и северная надбавка. В МБУК «<данные изъяты>» начисление и выплата минимальной заработной платы производится с учетом доплаты, установленной постановлением главы администрации Вилючинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим, начиная с октября 2012 года заработная плата ФИО1 была доведена до минимальной заработной платы по Камчатскому краю, а в ноябре сделан перерасчет зарплаты за сентябрь 2012 года и ей была выплачена недоначисленная заработная плата за сентябрь 2012 года. Полагала доводы истца основанными на неверном толковании норма права, в связи с чем просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо, финансовое управление администрации Вилючинского городского округа в судебное заседание своего представителя не направило, согласно представленного суду письменного мнения по иску, дело просили рассмотреть в свое отсутствие. Также указали, что для работников, работающих на территории Камчатского края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, установлена минимальная заработная плата в размере 10050 рублей. Во исполнение данного соглашения, в Вилючинском городском округе главой администрации принято постановление «О доплате работникам муниципальных учреждений ВГО, финансируемых из местного бюджета до размера минимальной заработной платы в Камчатском крае, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в Камчатском крае», в соответствии с которым работникам муниципальных учреждений производится доплата до минимального размера заработной платы.

Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 5 Трудового кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями статьи 9 установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе и Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), и может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Под трудовыми отношениями закон понимает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ).

В силу ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. При этом, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное учреждение «<данные изъяты>» является действующим юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме бюджетного учреждения для предоставления населению услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера (раздел 1 Устава) (л.д. 21, 33-36).

Судом установлено и сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 работает старшим кассиром службы главного администратора ДОФ МБУК «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен трудовой договор сроком на один год (на основании ст. 59 ТК РФ – заключение трудового договора с пенсионером по возрасту). Данным договором истцу установлен оклад в размере 1 496 рублей, районный коэффициент 80%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%, надбавка за работу в ЗАТО 20%, а также установлена возможность выплаты иных вознаграждений (выплат), предусмотренных Положением о премировании работников учреждения (л.д. 07-09).

Дополнительным соглашением № к вышеуказанному трудовому договору ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере 2 934 рубля (с последующей его индексацией) (л.д. 10).

Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Аналогичные положения содержатся в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которые, в свою очередь, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных, культурных правах включают в себя справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд в равных условиях (ст.7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим обязанность работодателя обеспечивать каждым работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130), повышенная оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что не допустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

В силу требований статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Положениями этой же статьи установлено, что оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных правовых норм, допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с требованиями ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. И не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статьей 146 ТК РФ предусмотрена оплата труда в повышенном размере, в том числе работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. №380/П-18 в Камчатской области (Камчатском крае) установлен районный коэффициент в размере 1,6.

Решением Думы Вилючинского городского округа Камчатского края от 25.02.2009 № 268/34 (ред. от 13.10.2011) "Об утверждении Порядка предоставления гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании городе Вилючинске Камчатского края и работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета Вилючинского городского округа" в организациях, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края, финансируемых из местного бюджета, устанавливается районный коэффициент в размере 1,8.

Согласно ст. 5 закона Камчатского края от 06.03.2008 г. № 15 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета" предельный размер начисления процентной надбавки устанавливается для муниципальных образований в Камчатском крае в размере 80 процентов заработной платы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 февраля 2010 года № 162-О-О, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплено гарантированное государством предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.

Изложенное означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Иное толкование вышеназванных норм означало бы, что повышенный размер оплаты труда работника с применением районных коэффициентов, установленных с учетом климатических условий территории, не был бы обеспечен.

Статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 № 82-ФЗ установлено, что минимальный размер оплаты труда с 01.06.2011 составляет 4 611 рублей.

С учетом социально-экономических условий Камчатского края, в целях повышения доходов и качества жизни населения края 01 июня 2012 года между Правительством Камчатского края, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединением работодателей Камчатского края заключено Соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае, в соответствии с которым с 1 сентября 2012 года минимальная заработная плата в крае составила 10050 рублей.

Согласно расчетным листкам, за сентябрь 2012 года ФИО1 начислена заработная плата в размере 8 186 рублей 58 копеек, включая: оклад (2934 руб.), отпускные (558,18 руб.), районный коэффициент (2347,20 руб.), северную надбавку (2347,20 руб.). За октябрь 2012 года истцу начислена заработная плата в размере 10 050 рублей, включая в себя: оклад (3111 руб.), минимум (1961,40 руб.), районный коэффициент (2488,80 руб.), северную надбавку (2488,80 руб.) (л.д. 18-19).

Проанализировав размер заработной платы, начисленный истцу в сентябре и октябре 2012 года без учета районного коэффициента и северной надбавки, суд приходит к выводу о том, что он не соответствует установленному в Камчатском крае размеру минимальной заработной платы, а именно: в сентябре 2012 года размер зарплаты ФИО1 составил 3 492 рубля 18 копеек (2934+558,18); в октябре 2012 года – 5072 рубля 40 копеек (3111+1961,40).

Таким образом, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, принимая во внимание, что в спорный период размер заработной платы истца без районного коэффициента и северной надбавки был установлен ниже минимального размера заработной платы, суд находит обоснованными заявленные исковые требования в части взыскания с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию суммы, суд приходит к следующему.

Согласно расчета, представленного истцом, ФИО1 просит взыскать с ответчика в свою пользу 5740 рублей 62 копейки, при этом за основу расчета ею взят минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в размере 4611 рублей.

В то же время, с 01 сентября 2012 года в Камчатском крае установлен размер минимальной заработной платы – 10050 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вознаграждение за труд является конституционным правом гражданина и гарантировано государством, принимая во внимание, что в Камчатском крае, во исполнение ст.133.1 ТК РФ, установлена минимальная заработная плата в повышенном размере, суд считает целесообразным и необходимым выйти за рамки заявленных ФИО1 исковых требований, произвести собственный расчет недополученной истцом заработной платы, взыскав с ответчика в пользу истца недополученную заработную плату, исходя из установленного в Камчатском крае размера минимальной заработной платы.

При этом суд учитывает, что в силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Частью 1 статьи 226 НК РФ установлено, что в числе прочих и российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

С учетом изложенного, размер недополученной истцом заработной платы за сентябрь и октябрь 2012 года составит 24481 рубль 80 копеек:

10050 х 1,6 (северная надбавка) х 80 % (районный коэффициент) = 24120 рублей – минимальная заработная плата за месяц.

В сентябре 2012 года, с учетом доначисленной и выплаченной истцу заработной платы в ноябре, ФИО1 начислено и получено 10 050 рублей.

Недополученная зарплата за сентябрь: 24120-10050-13% (1829,10)=12240 рублей 90 копеек.

В октябре 2012 года истцом получено 10050 рублей.

Недополученная зарплата за октябрь 2012 года: 24120-10050-13% (1829,10)=12240,90.

Итого: 12240,90+12240,90=24481,80.

Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что работодателем нарушен порядок начисления истцу заработной платы (на минимальную зарплату, установленную региональным соглашением, подлежит начислению районный коэффициент и северная надбавка), который привел к получению ФИО1 заработной платы ниже установленного законом минимального размера заработной платы, требование истца о возложении на ответчика обязанности установить заработную плату исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера заработной платы с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате также подлежат удовлетворению.

Судом не принимается во внимание довод стороны ответчика о том, что в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Камчатском крае, в размер установленной в крае минимальной заработной платы, в том числе, уже включены районный коэффициент и заработная плата, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в силу вышеприведенных положений закона, районный коэффициент и процентная надбавка начисляется к заработной плате, в том числе, и к минимальной заработной плате, и не является её составной частью.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При обращении в суд с исковым заявлением истец была освобождена от уплаты государственной пошлины.

Доказательств тому, что ответчик подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, суду не представлено.

Согласно ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по делам, содержащим требования как имущественного так и не имущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, из расчета цены иска от 20 001 рубля до 100001 рубля - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию 934 рубля 45 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «<данные изъяты>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, установлении заработной платы - удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 в счет недополученной заработной платы за сентябрь 2012 года – 12 240 рублей 90 копеек, за октябрь 2012 года – 12240 рублей 90 копеек, а всего взыскать 24481 рубль 80 копеек.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры «<данные изъяты>» обязанность по установлению ФИО1 заработной платы исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера заработной платы с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину 934 рубля 45 копеек.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2013 года.

Председательствующий судья Н.Д. Буткин