ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/201128 от 31.12.9999 Вельского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Вельский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вельский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-131/2011 28 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего Латфуллина И.Г.,

при участии помощника прокурора Голяева С.С.,

при секретаре Звягинской И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вельский муниципальный район» о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район», о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» и о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* от* года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС, победивших в конкурсе в 2010 году»,

у с т а н о в и л :

Прокурор Вельского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вельский муниципальный район» о признании незаконным в части распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» № * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район», о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» и о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС, победивших в конкурсе в 2010 году» о перечислении из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» денежных сумм: * рублей по частичной замене внутренних сетей канализации дома № * по ул.* г.Вельска на основании распоряжения № * от * года;*рублей на основании распоряжения № * от * года; * рублей на основании распоряжения № * от * года. В обоснование заявленного требования указал, что глава муниципального образования при издании оспариваемых распоряжений вышел за пределы своих полномочий, так как резервный фонд создан для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на которые не предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджете на соответствующий финансовый год, между тем оспариваемыми распоряжениями выделены денежные суммы на расходы, которые не являются непредвиденными, чем нарушены требования ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные расходы должны финансироваться из иных источников.

В дальнейшем прокурор Вельского района изменил требования, просил полностью признать незаконным распоряжение главы МО «Вельский муниципальный район» № * от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» о выделение денежных сумм в размере * руб. по частичной замене внутренних сетей канализации дома № * по ул.* г.Вельска и по выборочному ремонту наружных сетей канализации жилых домов № * и №* по ул.* г.Вельска и поддержал остальные требования.

В судебном заседании помощник прокурора Голяев С.С. поддержал заявление в полном объеме и по тем же основаниям.

Представитель Главы МО «Вельский муниципальный район» - Ржавитина Н.В. требования прокурора не признала, указав, что оспариваемые распоряжения не противоречат закону, приняты надлежащим должностным лицом, не нарушают прав и свобод граждан.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительными.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Постановлением главы администрации № * от * года утверждено Положение о резервном фонде администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и о порядке его расходования, данное положение разработано в соответствии с положениями ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.3 действующей редакции Положения о резервном фонде (далее Положение) и ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, резервный фонд администрации МО «Вельский муниципальный район» создан для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 5 Положения определено, что средства из резервного фонда администрации выделяются на основании решения главы администрации МО «Вельский муниципальный район», которое оформляется распоряжением главы МО «Вельский муниципальный район».

В судебном заседании установлено, что * года главой МО «Вельский муниципальный район» издано распоряжение № * «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район», согласно которого из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» администрации МО «Вельский муниципальный район» выделено * рублей на оплату выполненных работ по частичной замене внутренних сетей канализации дома № * по ул.* г.Вельска и по выборочному ремонту наружных сетей канализации жилых домов № * и №* по ул.* г.Вельска.

* года главой МО «Вельский муниципальный район» издано распоряжение № * «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС, победивших в конкурсе в 2010 году», согласно которого из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС выделено * рублей.

* года главой МО «Вельский муниципальный район» издано распоряжение №* «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район», согласно которого из резервного фонда на софинансирование мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2010-2011 годов выделено * рублей.

Данные распоряжение являются не нормативными правовыми актами. Дело рассматривается в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На момент обращения прокурора в суд данные распоряжения исполнены, веденные денежные средства израсходованы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются в том числе на чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более * рублей.

Статьей 1 Закона №68-ФЗ от 21декабря1994года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные понятия, так чрезвычайная ситуации - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Статьей 11 данного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 25 данного закона предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются в том числе органами местного самоуправления.

Согласно Современного экономического словаря под ред. Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б. изд.ИНФРА-М, 2006 г., бедствие стихийное - разрушительное природное и природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Многоквартирные жилые дома № * и № * по ул.* в г. Вельске строились по заказу администрации МО «Вельский муниципальный район» и сданы в эксплуатацию в ноябре 2008 года с недостатками, кроме сетей канализации, что подтверждается двумя решениями Вельского районного суда от * года и решением Арбитражного суда Архангельской области от * года.

Дома № * и № * по ул.* в г.Вельске по договору №* от * года приняты в безвозмездное пользование администрацией МО «Вельское». Управляющей компанией для управления и ремонта общего имущества вышеуказанных домов в соответствии с распоряжением главы МО «Вельское» от * года №* выбрано МУП «ЖЭУ».

В период с * 2009 года по * 2010 года в данных домах возникли проблемы с канализацией, канализация в домах отключалась, согласно справке ГО и ЧС и мобилизационной работы администрации МО «Вельский муниципальный район» в * 2010 года могла возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с отключением канализации.

Оспариваемым распоряжением №* от * года произведено перечисление из резервного фонда денежных средств в размере * рублей на оплату выполненных работ по частичной замене внутренних сетей канализации дома №* по ул.* г.Вельска и по выборочному ремонту наружных сетей канализации жилых домов № * и №* по ул.* г.Вельска.

Согласно акта о приемке выполненных работ данные работы выполнены в * и в * 2010 года индивидуальным предпринимателем Кошутиным А.Э. Денежные средства в размере * рублей были перечислены индивидуальному предпринимателю Кошутину А.Э. в счет оплаты выполненных работ.

В соответствии со сводным отчетом о состоянии лицевого счета резервного фонда на * 2010 года, с учетом других расходов, остаток составил * тыс. руб.

Согласно Приложения к Приказу МЧС России № 323 от 8 июля 2004 года к техногенным чрезвычайным ситуациям на коммунальных сетях жизнеобеспечения относится аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых домах на 1 сутки и более.

Таким образом, администрацией МО «Вельский муниципальный район» предупреждена чрезвычайная ситуация на коммунальных сетях жизнеобеспечения в период зимне-весенних холодов, предотвращены значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При таких обстоятельствах суд считает, что расходы на ремонт канализации в жилых домах являются непредвиденными расходами, поскольку возникли после утверждения бюджета муниципального образования на 2010 год и поэтому распоряжение главы МО «Вельский муниципальный район» № * от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» соответствует требованиям ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Прокурором Вельского района в соответствии ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не предъявлено доказательств о возникновении в данный период стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и о нарушении прав и свобод граждан данным распоряжением, поскольку на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имелись запланированные средства.

Статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены бюджетные полномочия муниципальных образований, в том числе составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии с данными полномочиями решением №238 от 29 декабря 2009 года «О бюджете муниципального образования «Вельский муниципальный район» на 2010 год утвержден резервный фонд в размере * тыс. руб. (пункт 14). Одновременно пунктом 15 решения зарезервировано в составе расходов бюджета расходы на софинансирование федеральных и региональных целевых программ в сумме * тыс. руб. в составе подраздела «Резервные фонды» раздела «Общегосударственные вопросы» и определено, что порядок использования данных средств устанавливается администрацией МО «Вельский муниципальный район».

Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № 271 от 2 марта 2010 года утвержден Порядок финансирования и расходования средств бюджета МО «Вельский муниципальный район» на софинансирование федеральных и региональных целевых программ за счет средств резервного фонда на указанные цели.

В соответствии с ч.2 ст.139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях уравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов в составе субъектов Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных обязательств.

Статьей 5 Закона Архангельской области от 23 сентября 2008 года №562-29-ОЗ «О бюджетном процессе Архангельской области» предусмотрены бюджетные полномочия Правительства области.

Постановлением Правительства Архангельской области от 9 февраля 2010 года № 28-пп утвержден «Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов Архангельской области на поддержку территориального общественного самоуправления в сельской местности».

Согласно соглашения от 15 февраля 2010 года № 1 «О предоставлении субсидий на поддержку территориального общественного самоуправления в сельской местности» Министерство экономического развития Архангельской области обязуется перечислить администрации МО «Вельский муниципальный район» в 2010 году субсидию в размере * рублей с целью софинансирования проектов, разработанных территориальными общественными самоуправлениями муниципального образования, а администрация обязуется обеспечить утверждение в бюджете муниципального образования на 2010 год ассигнований на поддержку территориального общественного самоуправления в сельской местности в размере не менее * рублей.

* года главой МО «Вельский муниципальный район» издано распоряжение № * «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС, победивших в конкурсе в 2010 году», согласно которого из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования различных проектов территориальных общественных самоуправлений на территории Вельского района выделено * рублей.

В соответствии со сводным отчетом о состоянии лицевого счета резервного фонда на 22 апреля 2010 года, с учетом других расходов, остаток составил * тыс. руб.

Статьей 12 Закона Архангельской области от 15 декабря 2009 года №118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям по подготовке объектов ЖКХ и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону.

Постановлением Правительства Архангельской области от 16 июля 2010 года №198-пп утвержден «Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на подготовку объектов ЖКХ и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2010-2011 годов».

Согласно соглашения от 16 июля 2010 № 4/1 «О предоставлении субсидии бюджету МО «Вельский муниципальный район» на подготовку объектов ЖКХ и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2010-2011 годов» Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области обязуется перечислять субсидию на указанные цели на условиях предусмотренных соглашением, муниципальный район контролирует использование субсидии, МО «Вельское», являясь «Заказчиком» по соглашению, эффективно использует бюджетные средства в соответствии с целевым назначением и действующим законодательством.

Распоряжением главы МО «Вельский муниципальный район» № * от * 2010 года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район», на софинансирование мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2010-2011 годов из резервного фонда выделено 1250000 рублей.

В соответствии со сводным отчетом о состоянии лицевого счета резервного фонда на 20 июля 2010 года, с учетом других расходов, остаток составил * тыс. руб.

Таким образом, главой МО «Вельский муниципальный район» расходовались средства бюджета после получения соответствующих субсидий и использовались субсидии по целевому назначению.

Пунктом 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Следовательно, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуации, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых местная администрация устанавливает самостоятельно (пункт 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и так далее, но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. С учетом этого глава МО «Вельский муниципальный район» на основании пункта 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации был вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в Порядке, утвержденного Постановлением главы администрации № 271 от 2 марта 2010 года.

При таких обстоятельствах суд считает, что расходы на софинансирование федеральных и региональных целевых программ являются непредвиденными расходами, поскольку возникли после утверждения бюджета муниципального образования на 2010 год и получения соответствующих субсидий в 2010 году, и поэтому распоряжение главы МО «Вельский муниципальный район» №* от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» и распоряжение главы МО «Вельский муниципальный район» № * от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС, победивших в конкурсе в 2010 году» соответствует требованиям ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Прокурором Вельского района в соответствии ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не предъявлено доказательств о возникновении в данный период стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и о нарушении прав и свобод граждан данными распоряжениями, поскольку на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имелись запланированные средства.

При таких обстоятельствах, суд считает, что глава МО «Вельский муниципальный район» действовал в пределах своей компетенции и полномочий, права и свободы граждан и неопределенного круга лиц не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод и поэтому заявление является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

прокурору Вельского района в удовлетворении заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вельский муниципальный район» о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район», о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» и о признании незаконным распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №* от * года «О выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Вельский муниципальный район» для финансирования проектов ТОС, победивших в конкурсе в 2010 году», отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.

Председательствующий: И.Г.Латфуллин

 н