ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131/2014 от 24.07.2014 Залесовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-131/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 24 июля 2014 г. с.Залесово

 Залесовский районный суд Алтайского края в составе:

 председательствующего Гайдабура В.М.,

 при секретаре Кильмяшкиной О.Ю.,

 с участием помощника прокурора Залесовского района Алтайского края Вильчинской А.С.,

 представителя ответчика ФИО1,

 ответчика ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО2, Администрации Залесовского района Алтайского края, Комитету по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Залесовского района Алтайского края о признании недействительным договора аренды,

 УСТАНОВИЛ:

 Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации к ФИО2, Администрации Залесовского района Алтайского края, Комитету по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Залесовского района Алтайского края о признании недействительным договора аренды мотивируя свои требования тем, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного законодательства. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенный: <адрес> (примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты>) находится на праве аренды у ФИО2 Администрацией <данные изъяты> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения <данные изъяты> сельсовета и предоставлении в аренду ФИО2 для коммерческого разведения рыбы, площадью <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> кв.м. пастбище, <данные изъяты> кв.м под водой), расположенного примерно в <данные изъяты> км от <адрес> по направлению на <данные изъяты>. Между Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации <данные изъяты> и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды вышеназванного земельного участка. В соответствии с п.2.1. Договора срок аренды земельного участка с кадастровым № установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложения №2 «Расчет арендной платы», являющегося неотъемлемой частью Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма годовой арендной платы составляет <данные изъяты> рублей. В силу п.1.5 вышеназванного Договора, он со дня его подписания сторонами одновременно приобретает силу акта приема-передачи, в соответствии с которым Комитет по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации <данные изъяты> передало, а ФИО2 принял земельный участок с кадастровым № Таким образом, договор аренды земельного участка с кадастровым № заключен между Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации <адрес> и физическим лицом-гражданином. Кроме того, ФИО2 прекратил деятельность как глава крестьянско-фермерского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ. В ст.31 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах включаются в государственный водный реестр. В силу п.5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 №253, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. Согласно информации Отдела водных ресурсов <данные изъяты> бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым № расположен пруд, образованный плотиной, размещенной на р. <1>. Река <1> впадает в реку <2>. Река <1> внесена в государственный водный реестр водных объектов за №. Вышеназванный пруд - неотъемлемая часть гидрографической сети р. <1>, и следовательно, является федеральной собственностью. Согласно п.3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии со ст.4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом. Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Водный объект, в соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ это -природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Реки, ручьи, каналы - водотоки, являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ст.5 Водного кодекса РФ). Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности. Допуская нахождение прудов и обводненных карьеров в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, Земельный кодекс РФ, вместе с тем, не содержит понятий этих терминов. В связи с этим при определении понятия «пруд» применительно к пункту 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует руководствоваться следующим. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и урегулирования стока. Пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км. Пруд- копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Таким образом, исходя из приведенных определений и смысла положений пункта 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», статей 5 и 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Пруд, расположенный на водотоке (на реке) и имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами, относится к объектам федеральной собственности. Согласно ст.11 Водного кодекса РФ - предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Предоставление водного объекта находящегося в федеральной собственности в аренду не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Земельный кодекс РФ в статье 102 к землям водного фонда относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством. Поскольку земельный участок, покрытый поверхностными водами, не формируется, следовательно, его часть, как объекта земельных отношений, состоящая из водного объекта и береговой полосы не может быть предоставлена. В результате кадастрового учета земельный участок определен, описан как самостоятельный объект, индивидуализирован. С наличием карты (плана) земельного участка связано как приобретение участка (ст. 36 ЗК РФ), так и иные действия с ним. На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правом владения, пользования и распоряжения прудом, образованным плотиной, размещенной на р.<1> обладает исключительно Российская Федерация. В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 26 ВК РФ). С учетом изложенного, Комитет по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсами Администрации <данные изъяты> превысил свои полномочия, предоставив в аренду водный объект, являющийся федеральной собственностью. В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Арендная плата возврату не подлежит, так как ФИО2 фактически пользовался земельным участком. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося на территории <данные изъяты> сельсовета, примерно в <данные изъяты> км от <адрес> по направлению на <данные изъяты>, не подлежит применению как противоречащее закону по указанным выше основаниям. Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на сделку, совершенную с нарушением закона, не распространяются общие положения о последствиях недействительности сделки, если сам закон предусматривает иные последствия такого нарушения. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 №6-П, и в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 №126 «Обзор судебной практики о некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения», последствием сделки, совершенной лицом, не имеющим право на распоряжение имуществом, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация). В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии со ст.4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В связи с неисполнением законов нарушены интересы правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 часть 1 Конституции Российской Федерации). Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Отделом водных ресурсов <данные изъяты> бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов информация о предоставленном в аренду вышеназванном земельном участке направлена в природоохранную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ и Алтайский межрайонный природоохранный прокурор не является стороной указанной сделки, срок исковой давности не пропущен. Интересы Российской Федерации, как собственника вышеназванных объектов на земельном участке, нарушены в связи с их незаконной арендой. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав. С учетом изложенного Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного: <адрес> (примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты>), заключенный между ФИО2 и Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации <данные изъяты>, аннулировав сведения о регистрации права аренды на указанный объект из ЕГРП; признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного: <адрес> (примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты>), аннулировав указанный объект из государственного кадастра недвижимости.

 В судебном заседании помощник прокурора Вильчинская А.С. просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Ответчик ФИО2 не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.

 Представитель ответчика ФИО1 иск признал.

 Представитель Комитета по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Залесовского района Алтайского края просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель Верхне-Обского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов

 Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещен надлежаще, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении дела не заявлял. Согласно представленного суду отзыва на исковое заявление считал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

 С учетом мнения представителя процессуального истца, ответчика и представителя ответчика, не возражавших против и в соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считал возможным рассмотреть дело при данной явке.

 Выслушав объяснение ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО1, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно п.3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

 В соответствии со ст.4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

 Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

 Водный объект, в соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ это -природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Реки, ручьи, каналы - водотоки, являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ст.5 Водного кодекса РФ).

 Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности. Допуская нахождение прудов и обводненных карьеров в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, Земельный кодекс РФ, вместе с тем, не содержит понятий этих терминов.

 В связи с этим при определении понятия «пруд» применительно к пункту 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует руководствоваться следующим. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

 Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и урегулирования стока. Пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км. Пруд- копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Таким образом, исходя из приведенных определений и смысла положений пункта 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», статей 5 и 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Пруд, расположенный на водотоке (на реке) и имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами, относится к объектам федеральной собственности.

 Согласно ст.11 Водного кодекса РФ - предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Предоставление водного объекта находящегося в федеральной собственности в аренду не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Земельный кодекс РФ в статье 102 к землям водного фонда относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством. Поскольку земельный участок, покрытый поверхностными водами, не формируется, следовательно, его часть, как объекта земельных отношений, состоящая из водного объекта и береговой полосы не может быть предоставлена.

 В ст.31 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах включаются в государственный водный реестр.

 В силу п.5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 №253, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.

 Согласно информации Отдела водных ресурсов <данные изъяты> бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым № расположен пруд, образованный плотиной, размещенной на р. <1>. Река <1> впадает в реку <2>. Река <1> внесена в государственный водный реестр водных объектов за №. Вышеназванный пруд - неотъемлемая часть гидрографической сети р. <1> и следовательно, является федеральной собственностью.

 В результате кадастрового учета земельный участок определен, описан как самостоятельный объект, индивидуализирован. С наличием карты (плана) земельного участка связано как приобретение участка (ст. 36 ЗК РФ), так и иные действия с ним.

 На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

 Правом владения, пользования и распоряжения прудом, образованным плотиной, размещенной на р<1> обладает исключительно Российская Федерация. В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 26 ВК РФ).

 В судебном заседании установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенный: <адрес> (примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты>) находится на праве аренды у ФИО2 Администрацией <данные изъяты> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения <данные изъяты> сельсовета и предоставлении в аренду ФИО2 для коммерческого разведения рыбы, площадью <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> кв.м. пастбище, <данные изъяты> кв.м под водой), расположенного примерно в <данные изъяты> км от <адрес> по направлению на <данные изъяты>.

 Между Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации <данные изъяты> и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды вышеназванного земельного участка.

 В соответствии с п.2.1. указанного договора срок аренды земельного участка с кадастровым № установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложения №2 «Расчет арендной платы», являющегося неотъемлемой частью Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма годовой арендной платы составляет <данные изъяты> рублей. В силу п.1.5 вышеназванного Договора, он со дня его подписания сторонами одновременно приобретает силу акта приема-передачи, в соответствии с которым Комитет по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации <данные изъяты> передало, а ФИО2 принял земельный участок с кадастровым №

 Таким образом, договор аренды земельного участка с кадастровым № заключен между Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации <данные изъяты> и физическим лицом-гражданином. Кроме того, ФИО2 прекратил деятельность как глава крестьянско-фермерского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ

 Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

 Постановление администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося на территории <данные изъяты> сельсовета, примерно в <данные изъяты> от <адрес> по направлению на <данные изъяты>, не подлежит применению как противоречащее закону по указанным выше основаниям.

 Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на сделку, совершенную с нарушением закона, не распространяются общие положения о последствиях недействительности сделки, если сам закон предусматривает иные последствия такого нарушения.

 Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 №6-П, и в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 №126 «Обзор судебной практики о некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения», последствием сделки, совершенной лицом, не имеющим право на распоряжение имуществом, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 В соответствии со ст.4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

 Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В связи с неисполнением законов нарушены интересы правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 часть 1 Конституции Российской Федерации).

 Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

 С учетом изложенного, Комитет по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсами Администрации <данные изъяты> превысил свои полномочия, предоставив в аренду водный объект, являющийся федеральной собственностью. В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

 Таким образом, исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора основаны на законе и потому подлежат удовлетворению.

 Арендная плата возврату не подлежит, так как ФИО2 фактически пользовался земельным участком.

 В силу положений ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков Администрации Залесовского района Алтайского края и Комитета по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Залесовского района Алтайского края государственная пошлина взысканию не подлежит, вместе с тем, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размерах, определенных ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

 Признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного: <адрес> (примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты>), заключенный между ФИО2 и Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Залесовского района Алтайского края, аннулировав сведения о регистрации права аренды на указанный объект из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного: <адрес> (примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты>), аннулировав указанный объект из государственного кадастра недвижимости.

 Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Залесовский районный суд Алтайского края.

 Председательствующий: В.М. Гайдабура