К делу №2-1326/18г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года Геленджикский городской
суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО4 о признании недействительными результатов межевания земельного участка и установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФИО4 о признании недействительными результатов межевания земельного участка и установлении границ земельного участка, указав в обоснование требований, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. В ходе проведения кадастровых работ в отношении указанного земельного участка выяснилось, что его границы налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №, принадлежащего ответчику.
Истцы полагают, что межевание земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего ответчику было выполнено без учета границ земельного участка №, а постановка на кадастровый учет границ земельного участка, в результате проведенного в 2005 году межевания, нарушает права истцов, так как они не имеют возможности установить границы своего земельного участка.
В связи с указанным просят суд: признать недействительными утвержденные по результатам межевания земельного участка с кадастровым номером № Акт согласования границ земельного участка от 07.07.2005г. и Карту (план) границ объекта землеустройства, утвержденную 03.11.2005г. начальником Территориального отдела по городу-курорту Геленджик Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №; установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №, в соответствии с Межевым планом от 31.05.2017г, подготовленным кадастровым инженером Д.
В судебном заседании представитель истцов поддержала требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым ФИО4 приобрела земельный участок площадью 600 кв.м, кадастровый №‚ расположенный в с/т «Маяк» г.Геленджика, по договору купли-продажи, заключенному 29.02.2016г. с Б. Ранее земельный участок был предоставлен С. постановлением Главы Администрации <адрес>№ от 07.09.1992г. В 2005 году С. были согласованы границы принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, что подтверждается Актом согласования границ земельного участка от 07.07.2005г‚ и данные границы утверждены начальником Территориального отдела по городу-корту Геленджик Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>.
По договору купли-продажи от 15.05.2007г. С. продал земельный участок с кадастровым номером №Б. На протяжении 10 лет Б. открыто владела земельным участком, споров с собственниками соседних земельных участков не имелось и претензии к ней не предъявлялись. Приобретя у Б. земельный участок кадастровым номером №, ФИО4 вынесла в натуру границы земельного участка, установила межевые знаки.
Кроме того, ФИО4 заявила о пропуске истцами срока исковой давности, указав, что фактически истцы узнали о нарушении своих прав в 2013 году, когда обратились к кадастровому инженеру Д. с целью проведения межевания (л.д.137-140).
Представитель 3-го лица - Управления Росреестра по Краснодарскому краю просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.126).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подп.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются наследниками ФИО5, им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №, на основании решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 14.06.2010г. (т.1 л.д.35-36).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок № поставлен на кадастровый учет 08.08.2005г, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д.32-34).
ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.02.2016г. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Маяк», участок №б/н (л.д.141-145). Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.08.2005г. (т.1 л.д.105-110).
Как следует из землеустроительного дела, границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №, были установлены в результате межевания, проведенного в 2005 году ГУП Краснодарского края «Геленджикский земельный центр» по заказу С. По результатам межевания начальником Территориального отдела по городу-корту Геленджику Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю 03.11.2005г. утверждена Карта (план) границ объекта землеустройства С. Согласно данной Карты (плана) границ, смежными с земельным участком являются: земельный участок 153 Л., земли общего пользования с/т «Маяк», земли с/т «Лесник-1» (т.1 л.д.50-55).
В соответствии с ч.ч.1 - 3, 7 ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка ответчицы), межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996г. №105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009г. №834) было утверждено Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений.
Положение предусматривало, что установление границ землепользований (далее именуется межевание) производится в отношении как застроенных, так и подлежащих застройке территорий в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными документами территориального развития (абз.1 п.3). Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости (п.7).
Межевание включает: подготовительные работы (сбор заявок владельцев недвижимости на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству…документов по землеотводу, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком, обследование на местности); разработку проекта межевания территории, согласование его с физическими и юридическими лицами – владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке; установление границ на местности (п.8).
Порядок проведения территориального землеустройства устанавливался Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 года N 396 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 501). Положение предусматривало (п.9), что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:
а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, установленном Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель определены в Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года. Инструкцией определено, что установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п.1.2).Согласно п.9.1, после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца, а в силу п.9.2 результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), инженером-землеустроителем - производителем работ.
Как указано в пункте 14.2 Инструкции комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает акт установления и согласования границ земельного участка на местности.
Инструкцией установлено, что результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке (п.15).
Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра РФ 17 февраля 2003 года было установлено (пункты 11, 14.1 и 14.4), что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, и оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ.
В настоящее время функции Федеральной службы земельного кадастра России переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам.
В соответствии с действующим земельным законодательством один из смежных землевладельцев, не уведомленный о межевании и не участвовавший в процессе согласования границ земельного участка, вправе оспорить границы, зафиксированные в документации по результатам межевания. Результаты межевания, проведенного в отсутствие одной из сторон, могут быть признаны недействительными, если суд установит, что они не отражают фактически сложившиеся границы землепользования и нарушают права отсутствующей стороны.
Как следует из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.02.2015г. по результатам рассмотрении обращения Люковой К.И: «землеустроительное дело в отношении земельного участка с кадастровым номером № подготовлено с грубыми нарушениями требований Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом 08.04.1996г. и Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003г. В первую очередь это касается отсутствия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок; порядка уведомления лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, а также порядка определения и согласования границ (пункты 9,11,14 и 17 Методических рекомендаций).
Исходя из того, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № по конфигурации и местоположению совпадают, можно сделать вывод, что специалисты ГУП Краснодарского края «Геленджикский земельный центр» ошибочно отмежевали участок №, а не соседний по плану с/т «Маяк» участок №б/н. Также можно предположить, что границы земельного участка С. определялись в отсутствие заинтересованных лиц, согласование границ не проводилось» (т.1 л.д.100-103).
Как следует из раздела «заключение кадастрового инженера» Межевого плана от 31.05.2017г, подготовленного кадастровым инженером ООО ЗФ «Фактор» Д. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №: «площадь уточняемого земельного участка составляет 600 кв.м, что соответствует значению площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН. При проведении работ было установлено, что границы уточняемого земельного участка накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером №, в местоположении границ которого допущена ошибка, выразившаяся в ошибочном отмежевании данного земельного участка на месте участка № в с/т «Маяк» (л.д.63-75, с приложениями л.д.76-104).
По ходатайству истцов судом была назначена и ООО «НовоТех» проведена судебно-землеустроительная экспертиза. Согласно выводов экспертов в заключении №104/2018 от 12.11.2018г: «определить фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок № не представляется возможным, т.к. отсутствуют фактические межевые знаки (ограждения, заборы, столбы и т.п.); определить фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №б/н не представляется возможным, т.к. отсутствуют фактические межевые знаки (ограждения, заборы, столбы и т.п.);
земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № не имеют разделительную межевую границу;
местоположение границ земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером № совпадает, т.е. границы исследуемых участков накладываются друг на друга. Площадь наложения составляет 579 кв.м.
Кроме того, эксперты обратили внимание, что местоположение границ и координаты поворотных точек земельного участка №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №, указанные при уточнении в Межевом плане от 31.05.2017г. соответствуют выводам экспертов о местоположении границ и координат поворотных точек указанного участка, сделанным на основании данных первичных землеустроительных документов» (т.1 д.176-177,183-242).
Суд, оценивая в соответствии со ст.67 ГПК РФ данное заключение, принимает его в качестве относимого и допустимого доказательства (ст.ст.59, 60 ГПК РФ), поскольку оно подтверждается материалами дела.
Так, из материалов дела следует, что межевание земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №б/н было выполнено без учета границ земельного участка №, отраженных в Плане участка Л., утвержденного председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Геленджика 03.12.1996г, содержащего геоданные земельного участка (т.1 л.д.37- 39), а в землеустроительном деле в отношении земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют доказательства, подтверждающие согласование с Л. границ земельного участка с кадастровым номером № (т.1 л.д.50-57). Отсутствует подпись Л. и в Акте согласования границ земельного участка от 07.07.2005г. (т.1 л.д.40). Следовательно, имеет место нарушение процедуры проведения межевания указанного земельного участка, а доводы истцов о нарушении их прав являются обоснованными.
При этом суд находит несостоятельными доводы ФИО4 о пропуске истцами установленного ст.196 ГК РФ срока исковой давности по заявленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ).
В соответствии со ст.208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст.304 ГК РФ), исковая давность не распространяется.
В п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать недействительными утвержденные по результатам межевания земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №: Акт согласования границ земельного участка от 07.07.2005г. и Карту (план) границ объекта землеустройства, утвержденную 03.11.2005г. начальником Территориального отдела по городу-курорту Геленджик Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №.
Установить границы земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с/т «Маяк», участок №, в соответствии с Межевым планом от 31.05.2017г, подготовленным кадастровым инженером Д., определив конфигурацию и расположение земельного участка в соответствии с уточненными координатами характерных точек, указанными на стр. 5 Межевого плана:
- точка н1 с координатами X №, Y №,
- точка 1 с координатами X №, Y №,
- точка 2 с координатами X №, Y №,
- точка 3 с координатами X №, Y №,
- точка 4 с координатами X №, Y №,
- точка н2 с координатами X №, Y №.
Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, и установления границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с указанными координатами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья