ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/20 от 02.06.2020 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

№ 2- 132/2020

43RS0004-01-2019-000355-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Киров 02 июня 2020 года

Нововятский районный суд города Кирова в составе:

председательствующего судьи Татариновой Н.А..,

при секретаре Орловой О.В.,

с участием представителя истца заместителя прокурора Емшанова А.Ю., представителя ответчика МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области Мочаловой Е.Н.,

представителя ответчика Администрации г. Кирова Лукконен Т.А. представителя третьего лица ГУ МЧС России по Кировской области Солодянникова С.Б.,

представителя третьего лица Управление защиты населения и территории администрации Губернатора и Правительства Кировской области Полухиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововятского района г.Кирова в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, Администрации города Кирова о признании права федеральной собственности на встроенное убежище гражданской обороны, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововятского района города Кирова, действуя в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц, обратился с иском к МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, просит о признании за Российской Ф. право собственности на встроенное убежище гражданской обороны с инвентарным номером 138-43, год ввода в эксплуатацию 1975, площадь 88,5кв.м, вместимость на 110 человек, расположенное по адресу: город Киров, Нововятский район, слобода Корчемкино; возложении обязанности принять данное защитное сооружение в казну Российской Федерации и включить в реестр федерального имущества.

В обоснование иска указал, что прокурором была проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне при строительстве, эксплуатации и ликвидации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Нововятского района города Кирова. На производственной территории АО «Кировские коммунальные системы» по адресу: сл. Корчемкино, Нововятский район, город Киров находится защитное сооружение гражданской обороны площадью 88,5кв.м вместимостью на 110 человек. В настоящее время данное защитное сооружение на балансе предприятия АО «Кировские коммунальные системы» не состоит, в муниципальной и федеральной собственности не числится. Техническое оснащение и состояние его поддерживается безвозмездно за счет сил и средств АО «Кировские коммунальные системы». Данное защитное сооружение по постановлению администрации города Кирова «Об исключении объектов недвижимости из состава казны муниципального образования «Город Киров» от 27.02.2012 было исключено из состава муниципальной казны и по акту о списании объекта основных средств от 27.02.2012 списано. Основанием к исключению данного объекта из муниципальной казны и списания послужило Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № , а также вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Кировской области от 24.12.2009 по делу № А28-15233/2009 и от 03.11.2010 по делу № А28-6652/2010, подтвердившие, что указанное защитное сооружение в силу закона должно находится в федеральной собственности. От имени Российской Федерации осуществляют полномочия собственника органы и лица, указанные в п.3 ст.125 ГК РФ. Согласно п.3 указанного постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), территориальным органом которого в Кировской области является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области), которое осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, составляющего государственную казну Российской Федерации, принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации. Указанное защитное сооружение в сл.Корчемкино, фактически является бесхозяйным, что недопустимо, противоречит требованиям ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ, поскольку не позволяет обеспечить своевременную готовность, безопасную эксплуатацию и возможность осуществления эвакуации и укрытия граждан, т.е. неопределенного круга лиц на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций, что является основанием к предъявлению указанного иска в суд.

Заявлением от 12.03.2020 прокурор увеличил исковые требования. Дополнительно просит прекратить право собственности Муниципального образования «Город Киров» на объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны: убежище, инвентарный номер 138-43, год ввода в эксплуатацию 1975, площадь 88,5 кв.м., вместимость на 110 человек, расположенное по адресу: сл. Корчемкино, Нововятский район, город Киров.

В судебном заседании прокурор Емшанов А.Ю. уточненные исковые требования поддержал, привел доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области Мочалова Е.И. иск не признала. Управление защиты населения подтверждает факт готовности сооружения к приему укрываемых, что указывает на то, что права и интересы неопределенного круга лиц и РФ не нарушены. Пунктом 2 разд. 3 Приложения 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № предусмотрено, что исключительно к федеральной собственности относятся «защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период». Спорное сооружение к таковым не относится, а поэтому и не относится к объектам, находящимся исключительно в федеральной собственности. Земельный участок, под которым расположено здание убежища, и ранее находился, и сейчас находится в муниципальной собственности. Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Требования к МТУ Росимущества необоснованны. Оснований для привлечения Администрации г.Кирова в качестве ответчика не имеется. Поскольку у бесхозного объекта имеется собственник в лице Муниципального образования «Город Киров», данное обстоятельство указывает на отсутствие признаков бесхозяйной вещи.

Представитель ответчика администрации г.Кирова Луукконен Т.А. иск о прекращении права собственности на спорное защитное сооружение гражданской обороны у МО «г.Киров» признала. Полагает, что право собственности МО «г.Киров» на спорный объект должно быть погашено, поскольку с баланса МО «г.Киров» спорный объект уже снят, они расходы по его содержанию не несут. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 20.07.2004 указано, что право муниципальной собственности на спорный объект зарегистрировано на основании выписки их реестра объектов муниципальной собственности города Кирова. Они сами обнаружили данный защитный объект гражданской обороны, который ни кто не содержал, и по своей воле включили его в реестр муниципальной собственности. Соответственно по своим же документам зарегистрировали на него право. Казна представляет собой реестр всех сведений по объектам. Тот факт, что право собственности на спорный объект зарегистрировано за муниципалитетом на основании своих же документов не означает, что Администрация г.Кирова являлась надлежащим собственником спорного объекта, поскольку в силу действующего законодательства данный объект изначально относится к федеральной собственности. После того, как у МО «город Киров» состоялись арбитражные суды с ГУ МЧС о том, что эти объекты МО «город Киров» не должны обслуживать, так как они находятся в федеральной собственности, МО «город Киров» из казны – реестра муниципальной собственности этот объект исключили в 2012 году. МО «город Киров» его не обслуживает. Исключив из казны спорный объект, право собственности на него у МО «город Киров» не прекратилось, потому что отказаться от имущества в порядке ст.236 ГК РФ право собственности, на которое уже зарегистрировано за муниципалитетом невозможно. Существующие правовые механизмы направлены на то, чтобы исключить существование бесхозяйных вещей путем принятия их в собственность публичных образований. Сейчас муниципальное образование, являясь собственником спорного объекта, готово отказаться от него, но Управление федеральной собственности не хочет брать этот объект себе. Муниципальная и государственная собственность при этом имеет ряд особенностей в своем правовом положении, должна использоваться в целях решения вопросов местного значения, функций органа власти. В силу ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитет может быть собственником лишь того имущества, которое может быть использовано в целях решения вопросов местного значения. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч.1 ст.50 ФЗ № 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию, то есть изменению целевого назначения имущества, либо отчуждению, либо его определению за федеральным имуществом.

Представитель третьего лица АО «Кировские коммунальные системы» в судебное заседание не явился, извещен судебной повесткой, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> на основании доверенности Солодянников С.Б. поддержал позицию МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>. Пояснил, что защитное сооружение, как объект гражданской обороны, введено в эксплуатацию в 1975 году. АО «Кировские коммунальные системы», на чьей территории находится этот объект, имеют категорию по гражданской обороне, то есть продолжают свою деятельность в период мобилизации или в особый период. После приватизации в настоящее время этот объект гражданской обороны готово к приему укрываемых. Непосредственно АО «Кировские коммунальные системы» за этим защитным сооружением следят, проводят все необходимые мероприятия в соответствии с требованиями приказа МЧС от 2012 года, зарегистрированного в Минюсте. В настоящее время это защитное сооружение соответствует всем требованиям и нормам. Сам объект – водозабор, является критически важным объектом, объектом жизнеобеспечения <адрес>, и в свое время он входил в перечень потенциально опасных объектов, как объект, использующий аварийные, химические вещества. Сейчас из списка потенциально опасных объектов он исключен, но остается критически важным объектом жизнеобеспечения, поэтому защитное сооружение на этом объекте необходимо. По данным инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, которая прошла в 2018 году, владельцем данного объекта указаны ОАО «Кировские коммунальные системы», которые владеют спорным объектом на основании договора аренды с Муниципальным образованием «<адрес>». Спорное защитное сооружение рассчитано на укрытие полной рабочей смены АО «Кировские коммунальные системы».

Представитель третьего лица Управления защиты населения и территории администрации <адрес>Е.Н.Полухина поддержала позицию МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>. Считает, что спорный объект должен остаться в собственности Администрации <адрес>. Статус защитного сооружения гражданской обороны подтверждается наличием паспорта убежища. Оно состоит на учете, о чем сделана запись в журнале регистрации защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории <адрес>. По итогам проведенной в 2018 году управлением защиты населения и территорий администрацией Губернатора и <адрес> и <адрес> государственным казенным учреждением «Кировская областная пожарно-спасательная служба» инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны данное сооружение признано готовым к приему укрываемых. Государственная регистрация права собственности за МО «<адрес>» произведена 20.07.2004. В едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о регистрации договора долгосрочной аренды муниципального имущества от 30.07.2004, заключенного между МО «<адрес>» и ОАО «Кировские коммунальные системы». АО «Кировские коммунальные системы относились ко второй категории организаций по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением <адрес> от 29.11.1999 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. В сложившейся ситуации убежище позволяет обеспечить своевременную готовность и возможность осуществления эвакуации и укрытия граждан, в том числе и в случае возникновения ЧС. Т.о., собственник защитного сооружения определен, муниципальная собственность используется собственником для решения вопросов местного значения в области гражданской обороны, возложенных на него Законом, и как следствие, соблюдается законодательство РФ о гражданской обороне, поскольку обеспечивается постоянная готовность сил и средств гражданской обороны.

Представитель третьего лица Управления Росреестра в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991
N "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как установлено судом, на производственной территории АО «Кировские коммунальные системы» по адресу: сл. Корчемкино, <адрес> находится защитное сооружение гражданской обороны площадью 88,5кв.м вместимостью на 110 человек, введено в эксплуатацию в 1975 году, не состоит на балансе указанного предприятия.

Согласно выписке из ЕГРН от 16.08.2019 защитное сооружение гражданской обороны площадью 88,5кв.м, вместимостью на 110 человек имеет правообладателя в лице МО «<адрес>». Государственная регистрация права собственности за МО «<адрес>» произведена 20.07.2004 года, запись регистрации . Право муниципальной собственности на спорный объект зарегистрировано на основании выписки их реестра объектов муниципальной собственности <адрес> (том. 1 л.д.191-192).

30.07.2004 ОАО «ККС» арендовало у МО «<адрес>» (договор заключен с Управлением по делам муниципальной собственности) объекты водоснабжения и водоотведения МО «<адрес>». Арендодатель в составе имущества передал недвижимое имущество в соответствии с Приложением к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью договора, составлен акт приема-передачи. По акту передано, в т.ч. здание убежище 3кл. на 110 человек (сл.Корчемкино) пл. 88,5 кв.м (том. 1 л.д.26-32).

В настоящее время договор аренды прекращен в связи с окончанием его срока действия. Техническое оснащение и состояние защитного сооружения поддерживается безвозмездно за счет сил и средств нового арендатора.

В 2009 году МО «<адрес>» в лице администрации <адрес> обратилось в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации права собственности на 36 помещений защитных сооружений гражданской обороны, аналогичных спорному. В регистрации права было отказано, отказ явился основанием к подаче МО заявления в Арбитражный суд <адрес> о признании решения Росреестра об отказе в регистрации права незаконным.

По решению Арбитражного суда <адрес> от 24.12.2009 (дело А28-15233/2009) в удовлетворении указанных требований муниципального образования «<адрес>» отказано по причине отсутствия права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости.

Решением Арбитражного суда <адрес> от 28.10.2010 (дело № А28-6652/2010 по заявлению администрации <адрес> о признании недействительным предписания отдела ГН ГОЧС УГПН ГУ МЧС России по <адрес>) установлено, что защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности и обязанность по содержанию данных объектов гражданской обороны в надлежащем состоянии не может быть возложена на заявителя – администрацию <адрес>.

Все судебные акты являются вступившими в законную силу.

На основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № и указанных выше судебных актов постановлением администрации <адрес> от 27.02.2012 -П спорное защитное сооружение гражданской защиты в сл.Корчемкино было исключено из состава казны МО «<адрес>» и списано (том. 1 л.д. 33-36).

В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитет может быть собственником лишь того имущества, которое может быть использовано в целях решения вопросов местного значения.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч.1 ст.50 ФЗ № 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию, то есть изменению целевого назначения имущества, либо отчуждению, либо его определению за федеральным имуществом.

В силу п.2.1.37 Программы приватизации был установлен запрет на приватизацию находящихся в федеральной собственности защитных сооружений гражданской обороны. Согласно п.2 Положения о порядке использования объектов гражданской обороны, приватизация которых запрещена, должны быть исключены из состава имущества приватизируемого предприятия и переданы его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К вышеназванным объектам и имуществу относятся пункты управления органов исполнительной власти субъектов РФ, ведомств и организаций РФ с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельное стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.

Согласно паспорту спорный объект является убежищем, введен в эксплуатацию в 1975 году (л.д.15-16).

Из инвентаризационного поэтажного плана с планами путей эвакуации, электросетей, водоснабжения, вентиляции (л.д.17-25) усматривается, что спорный объект расположен под землей, помимо основных помещений имеет в своем составе венткамеру, санузел. Поэтому имеются все основания квалифицировать его в качестве подземного убежища гражданской обороны. В связи с этим суд приходит к выводу о наличии запрета на приватизацию указанного объекта

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Суд считает несостоятельным довод ответчика МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>, что спорный объект не относится к объектам: «защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период», а поэтому не относится к объектам, находящимся исключительно в федеральной собственности, поскольку он противоречит указанным выше нормативным актам. Понятие объекта инженерной инфраструктуры законодательно не определено, а в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 , п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п.п.2.3.11 ГОСТ Р 22.0.02-94 убежища являются защитными сооружениями гражданской обороны.

Согласно п. 1 ст.6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления данного закона в силу, признается юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателя. Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.69 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Анализируя приведенные доказательства, суд приходит к выводу, что спорное убежище, введенное в эксплуатацию в 1975 году, относилось к объектам государственной собственности, не может быть использовано в целях решения вопросов местного значения, является объектом гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к Постановлению, МО «<адрес>», согласно вышеприведенным нормам, не может являться его собственником.

Решение Правительства РФ на приватизацию муниципалитетом данного защитного сооружения или передаче его в собственность муниципалитета отсутствуют. Таким образом, Р. Ф. является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

Как усматривается из свидетельства государственной регистрации права собственности, представленной суду, от 20.07.2004 и выписки из ЕГРП право собственности на спорный объект МО «<адрес>» зарегистрировано на основании их же реестра объектов муниципальной собственности.

Ответчик МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>, утверждая, что поскольку за МО «<адрес>» право собственности зарегистрировано, то и убежище должно остаться в их собственности, доказательств в силу ст.56 ГПК РФ о передаче данного убежища в соответствии с порядком, установленных законом, не представили.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. следует, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Прокурор в силу ст.45 ГПК РФ вправе обращаться с подобным иском в интересах государства и неопределенного круга лиц.

Поскольку Защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в сл.Корчемкино <адрес>, зарегистрировано за ответчиком МО «<адрес>» незаконного, оно подлежит изъятию из собственности МО «<адрес>» и передаче в федеральную собственность, а соответственно право собственности Муниципального образования «<адрес>» на спорный объект недвижимого имущества - подлежит прекращению.

В соответствии со ст. 125 ч. 1 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), территориальным органом которого в <адрес> является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> (МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>), которое осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, составляющего государственную казну Российской Федерации, принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации (Положение от 19.12.2016 ), ведет его учет, ведет реестр федерального имущества, выступает от имени РФ при государственной регистрации. Осуществляет действия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона это система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу общих положений указанного ФЗ, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Наличие ненадлежащего правообладателя защитного сооружения гражданской обороны не отвечает требованиям безопасности РФ и гражданской обороны территории и населения, поскольку не обеспечивает постоянную готовность сил и средств гражданской обороны, для чего необходимо финансирование соответствующих мероприятий, в том числе предписанных территориальным органом по надзору и контролю в области гражданской обороны, обязанность по осуществлению которых может возлагаться лишь на его надлежащего собственника.

Учитывая, что в <адрес> полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> (МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>), исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку государство гарантирует своим гражданам защиту и безопасность, то указанный иск прокурором предъявлен в рамках своих полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, суд

Р Е Ш И Л:

Прекратить право собственности Муниципального образования «<адрес>» на объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны: убежище, инвентарный , год ввода в эксплуатацию 1975, площадь 88,5 кв.м., вместимость на 110 человек, расположенное по адресу: сл. Корчемкино, <адрес>.

Признать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны - убежище, инвентарный , год ввода в эксплуатацию 1975, площадь 88,5 кв.м., вместимость на 110 человек, расположенное по адресу: <адрес>, слобода Корчемкино.

Обязать МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны - убежище, инвентарный , год ввода в эксплуатацию 1975, площадь 88,5 кв.м., вместимость на 110 человек, расположенное по адресу: <адрес>, слобода Корчемкино.

Обязать МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> включить объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны - убежище, инвентарный , год ввода в эксплуатацию 1975, площадь 88,5 кв.м., вместимость на 110 человек, расположенное по адресу: <адрес>, слобода Корчемкино, в реестр федерального имущества.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Кировский областной суд через Нововятский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 4 июня 2020 года