ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-132/2022 от 16.03.2022 Дубненского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Малкиной М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 и ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Канал имени Москвы» о признании приказов о применении дисциплинарного взыскания незаконными, взыскании невыплаченной премии и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Канал имени Москвы» (далее – ФГБУ «Канал им.Москвы», Канал, работодатель), заявив требования о признании приказов о применении дисциплинарного взыскания незаконными, взыскании невыплаченной премии и компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истцы ссылались на следующие обстоятельства.

ФИО2 13 июня 1995 года была <данные изъяты> (подменным) паромных переправ и Волжского РГС ГП «Канал им. Москвы» (ныне ФГБУ); с 16.01.2002 г. переведена <данные изъяты> паромной переправы и работает в данной должности по настоящее время.

ФИО1 03 февраля 2015 года была принята <данные изъяты> паромной переправы Волжского РГС «Канал им. Москвы» (ныне ФГБУ) и работает в данной должности по настоящее время.

В октябре 2021 года истцам вручили копию служебной записки и.о. главного бухгалтера от 01.10.2021 г. с приложением актов от 01.10.2021 г. проверки правильности реализации билетов и полноты отражения оплаты за проезд на паромной переправе за 13.09.2021 г. в отношении ФИО2 и за 18.09.2021 г. в отношении ФИО1 Из служебной записки следовало, что проведенной проверкой установлено, что 13.09.2021 г. <данные изъяты>ФИО2 не отражена оплата за проезд на кассовом аппарате в сумме 13 130 руб., а матросом-кассиром ФИО1 за 18.09.2021 г. не отражена сумма в размере 20 660 руб. Расчет работодателем произведен по списку перевезенного автотранспорта по тарифам 2021 года и составил 37 860 руб. за ДД.ММ.ГГГГ (по фискальным данным – 24730 руб.); 58 890 руб. за 18.09.2021 г. (по фискальным данным – 38 230 руб.). Исходя из указанных данных, работодателем определено, что ФИО2 нанесла ущерб на сумму 13130 руб. (37860-24730), а ФИО1 – 20 660 руб. (58890-38230).

К актам проверки истцами были написаны объяснительные, в которых они указали, что непонятно, каким образом работодателем рассчитаны суммы в размере 37860 руб. и 58890 руб.: учтены ли транспортные средства, имеющие право льготного проезда, право бесплатного проезда согласно спискам и т.д. Кроме того, по мнению истцов, при расчете работодателем неотраженной суммы Канал не учел безналичные билеты организаций, с которыми у Канала заключены договоры на проезд по безналичному расчету. Также истцами указано, что реализацию билетов они производят по письменным и устным распоряжениям руководства из года в год так же, как все матросы-кассиры паромных переправ и , и начальник паромной переправы , которая является старшим и работающим кассиром. С распоряжениями руководства об отмене права бесплатного провоза транспортных средств для льготных категорий граждан истцы не знакомились.

26 октября 2021 года и.о.начальника ВРГС – филиала ФГБУ ФИО5 вынесены приказы /л в отношении ФИО2 и /л в отношении ФИО1 «О применении дисциплинарного взыскания», истцам объявлены выговоры за нарушение исполнения приказа ФГБУ «Канал им.Москвы» от 30.03.2021 г. «О стоимости платных услуг на 2021 год». Основаниями для вынесения приказов указаны заключение о результатах служебной проверки от 26.10.2021 г. и объяснительные.

Не согласившись с действиями работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности, ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с настоящим иском, заявив следующие требования:

- признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника <адрес> гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» /л от 26.10.2021 г. «О применении дисциплинарного взыскания» в отношении ФИО2;

- признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника <адрес> гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» /л от 26.10.2021 г. «О применении дисциплинарного взыскания» в отношении ФИО1;

- взыскать с <адрес> гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» в пользу ФИО2 невыплаченную премию за октябрь 2021 года в размере 12 085,84 руб.;

- взыскать с <адрес> гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» в пользу ФИО1 невыплаченную премию за октябрь 2021 года в размере 3 964,15 руб.;

- взыскать с <адрес> гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.;

- взыскать с <адрес> гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Истцы ФИО2 и ФИО1, а также их представитель – адвокат ФИО12 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске и в письменных пояснениях. Дополнительно пояснили, что на протяжении длительного времени на переправе с устного распоряжения руководства действовало правило о предоставлении бесплатного проезда ветеранам ВОВ и войны в Афганистане, участникам вооруженных конфликтов, инвалидам детства и инвалидам I и II групп. Провоз транспортного средства с водителем-льготником был то платным, то бесплатным. Перед началом навигации в 2021 году на устном инструктаже было сказано, что транспорт с водителем-льготником надо перевозить бесплатно. И до сентября 2021 года никаких нареканий к матросам-кассирам со стороны руководства не возникало. Однако в конце навигации 2021 года матросам-кассирам сообщили, что они работают неправильно: надо проверять не СТС, а ПТС; необходимо устанавливать, выдавался ли перевозимый автомобиль органами социальной защиты. В связи с чем, на имя начальника ВРГ было составлено и отправлено коллективное письмо с требованиями разъяснить, как необходимо провозить пассажиров и транспорт. Разъяснения были даны только 04.10.2021 г. Таким образом, сам работодатель создал такие условия работы, при которых ряд категорий имеет право бесплатного провоза транспортного средства, а подтвердить это истцы не могут в силу того, что документы на льготный проезд матросам-кассирам только показывают, и какой-либо системы фиксации того, что проезд/провоз осуществляет именно льготник, не имеется.

Представитель ответчика – ФГБУ «Канал имени Москвы» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Согласно позиции ответчика, в ходе проведения служебной проверки было установлено, что 13.09.2021 г. в рабочую смену <данные изъяты>ФИО2 не отражена оплата за проезд в размере 13 130 руб.; 18.09.2021 г. в рабочую смену <данные изъяты>ФИО1 не отражена оплата за проезд в размере 20 660 руб. Расчет был проведен на основании данных видеокамеры, установленной на паромной переправе ; были составлены списки транспортных средств, перевезенных 13.09.2021 г. и 18.09.2021 г., в том числе были учтены автомобили, имеющие право бесплатного проезда. Руководством выявлено, что за 13.09.2021 г. с 08.00 час. до 20.00 ч. за перевезенный транспорт должна была поступить оплата в размере 37 860 руб.; за 18.09.2021 г. с 08.00 час. до 20.00 ч. за перевезенный транспорт должна была поступить оплата в размере 58 890 руб. В то время как фактически оплата поступила в размере 24730 руб. за 13.09.2021 г. и 38230 руб. за 18.09.2021 г. Поскольку были выявлены нарушения финансовой дисциплины, то ФИО2 и ФИО1 были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора. В соответствии с приказом ФГБУ «Канал имени Москвы» от 30.03.2021 г. право бесплатного провоза транспортных средств через паромные переправы предоставляется ветеранам и инвалидам ВОВ, боевых действий, инвалидам на транспортные средства, полученные ими через органы социальной защиты (например, выданные в качестве технического средства реабилитации на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида). Иные льготы в указанной сфере, в том числе льготы, предоставляющие право бесплатного провоза личного транспортного средства инвалида, локальными нормативными актами ФГБУ не установлены. Согласно п.3 Приложения .1 Приказа от 30.03.2021 г., право бесплатного проезда на паромной переправе предоставляется лицам, имеющим право на соответствующие льготы, при предъявлении оригинала или нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего право на льготу. Однако такое право бесплатного проезда установлено только для граждан льготных категорий и не распространяется на личные транспортные средства таких лиц. Истцы ФИО2 и ФИО1 были ознакомлены с Приказом от 30.03.2021 г., обязаны были применять его и каких-либо обращений относительно разъяснений положений данного приказа от истцов не поступало. Такое обращение поступило только после установления факта нарушения истцами финансовой дисциплины. Также представитель ответчика пояснила, что бесплатный провоз транспортных средств через паром является правом ФГБУ, а не обязанностью, и решение о бесплатном провозе принимается в индивидуальном порядке. Так, например, руководителями полиции, Росгвардии и других государственных органов направляются письма с указанием сотрудников и автомобилей, которые используются в служебных целях. В связи с чем, формируются списки, согласно которым транспортные средства пропускаются бесплатно. Но такой бесплатный проезд не компенсируется и является расходом Канала.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснил, что пользуется паромной переправой давно и часто. До 2017 года стоимость составляла 100 руб. и проезд оплачивался. Но после увеличения стоимости проезда свидетелем, являющимся представителем общества «Боевое братство», было инициировано обращение к руководителю Канала с просьбой о предоставлении мер социальной поддержки ветеранам боевых действий. ФИО7 ответили, что ветераны ВОВ и инвалиды ездят через паром бесплатно, в связи с чем, вплоть до 2019 года плата с ветеранов боевых действий не взималась. Новый начальник в 2019 году вернул платный проезд, но после обращения к нему плату отменили. А нынешний руководить вновь ввел новые правила и постановил брать плату с ветеранов за паром примерно с сентября 2021 года. Свидетель подтвердил, что видел ссылку в прейскуранте относительно необходимости предоставления документов из органов социальной защиты в отношении транспортного средства, однако ветеранам боевых действий транспорт социальной защиты никогда не выдавался. ФИО7 переправлялся на пароме бесплатно, предъявляя только удостоверение ветерана, и его пропускали бесплатно все кассиры, а не только истцы.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 пояснил, что является инвалидом первой группы и пользуется паромной переправой несколько раз в неделю. За проезд свидетель не платил, поскольку «так заведено было» с 2019 года; переправлялся на личном транспорте и представлял только справку об инвалидности. Свидетель подтвердил, что ему от кассиров известно, что право бесплатного проезда с прошлого года имеют только транспортные средства, выданные органами социальной защиты, но поскольку кассиры не хотят спорить со всеми инвалидами, то последних пропускали бесплатно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 пояснил, что является матросом-кассиром на паромной переправе с 2020 года. До этого работал на паромной переправе . Каждый год перед началом навигации сотрудников знакомят с прейскурантами и рассказывают, кто имеет льготы. В основном менялись только тарифы на проезд, но при этом всегда имелись категории граждан, имеющих право на льготный/бесплатный проезд. К таким относились: «чернобыльцы», инвалиды, ветераны. Сотрудникам говорили, что эти категории могут не оплачивать проезд/провоз. Также возили бесплатно машины экстренных служб и транспорт, указанный в специальных списках, в которых указана марка автомобиля и номер. В 2021 году перед началом навигации кассирам было сказано, что «работаем как раньше», поэтому всю навигацию возили бесплатно и проверяли только документы на льготу, документы по транспортному средству (личное или выдано социальной защитой) не проверялись. В сентябре 2021 года сообщили, что льгот больше нет и возить надо только платно. Указали проверять документы из социальной защиты, но как они выглядят – не разъяснили. Количество перевезенных за смену автомашин матрос-кассир должен отмечать, но поскольку их много, то всех не отметить.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 пояснил, что является матросом-кассиром на паромной переправе с 2018 года. За все время работы свидетеля льготников возили то платно, то бесплатно и всегда это происходило по устным распоряжениям руководства. Новое начальство не разъяснило, как перевозить льготников и транспортные средства по новому прейскуранту, сказали «возите, как раньше».

Выслушав позиции сторон, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.

Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192).

Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (пункт 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (абз. 1абз. 1,2 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

В ходе судебного разбирательства по делу установлено следующее.

Согласно приказу /л от 09.06.1995 г. ФИО2 принята на работу в <адрес> гидросооружений ГП «Канал им.Москвы» матросом-кассиром (подменным) паромных переправ и с ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д.11).

На основании приказа /л от 30.04.1997 г. ФИО2 с 01.05.1997 г. переведена матросом-кассиром паромной переправы (том 1, л.д.12).

На основании приказа /л от 16.01.2002 г. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ переведена матросом-кассиром паромной переправы (том 1, л.д.13).

Согласно приказу /лс от 02.02.2015 г. ФИО1 принята на работу в Волжский район гидросооружений – филиал ФГУП «Канал им.Москвы» матросом-кассиром паромной переправы с 03.02.2015 г. (том 1, л.д.18).

Согласно должностной инструкции матроса-кассира паромной переправы Волжского РГС от 16.04.2019 г. , матрос-кассир является материально-ответственным лицом, заключает договор о материальной ответственности; обязан обеспечивать правильную и своевременную оплату пассажирами проезда и провоза багажа (том 1, л.д.26-29). С должностной инструкцией истцы ознакомлены, что подтверждается листом ознакомления (том 2, л.д.65).

30 марта 2021 года ФГБУ «Канал им.Москвы» принят приказ «О стоимости платных услуг (работ) на 2021 год» (том 1, л.д.78-80). В приложении .1 к Приказу содержится прейскурант цен за 1 поездку/провоз с примечанием:

На услуги предоставляются льготы, предусмотренные действующим федеральным законодательством, в том числе, но не исключительно:

- право бесплатного провоза транспортных средств (при предъявлении оригинала или нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего право на льготу) предоставляется ветеранам и инвалидам ВОВ, боевых действий, инвалидам первой группы и др. на транспортные средства, полученные ими через социальные государственные органы (в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ.);

2. Право бесплатного провоза одного ребенка в возрасте не старше 5 лет (в соответствии со ст.100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации);

3. Право бесплатного проезда на паромной переправе предоставляется пассажирам, имеющим право на соответствующие льготы при предъявлении оригинала или нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего право на льготу;

4. Право бесплатного провоза транспортных средств предоставляется сотрудникам ФГБУ «Канал имени Москвы» при следовании к месту работы и обратно при предъявлении оригинала пропуска;

5. Право беспрепятственного (внеочередного) проезда предоставляется:

- служебным автомобилям экстренных служб;

- автомобильному транспорту Минтранса России, Росморречфлота, ФКБУ «Канал имени Москвы» и Волжского РГС.

Данный Приказ от 30.03.2021 г. был доведен до сведения сотрудников, в том числе истцов, что подтверждается их подписями: ФИО1 ознакомилась 15.04.2021 г., ФИО2 – 19.04.2021 г. (том 1, л.д.80 оборот).

27 сентября 2021 года инспектором по транспортной безопасности ФИО11 составлена служебная записка, согласно которой инспектором после просмотра видеозаписи с камеры, установленной на паромной переправе , составлены таблицы автотранспорта, фактически перевезенного 13 сентября и 18 сентября 2021 года (том 1, л.д.54-62).

27 сентября 2021 года и.о. начальника ВРГС-филиал ФГБУ «Канал им.Москвы» ФИО5 издан приказ «О создании комиссии по проведению проверки реализации билетов на паромной переправе ». Комиссии дано указание в срок до 01.10.2021 г. запросить сведения у оператора фискальных данных «Ярус» по паромной переправе за 13.09.2021 г. и 18.09.2021 г. и провести проверку соответствия переданных в налоговые органы фискальных данных за вышеуказанные даты с данными, представленными инспектором по транспортной безопасности ФИО11 в части количества и класса перевозимых транспортных средств (том 1, л.д.81).

После проведенной служебной проверки комиссией подготовлено заключение от 26.10.2021 г. том 1, л.д.100-102), согласно которому выявлены следующие факты:

в рабочую смену 13.09.2021 г. матроса-кассира ФИО2, по перевезенному автотранспорту за 1 смену работы матроса-кассира ФИО2, не отражена оплата за проезд автотранспорта на кассовом аппарате в сумме 13 130 руб.:

- 37 860 руб. – сумма, рассчитанная по списку автотранспорта (с указанием типа т/с, времени, гос.номера) согласно утвержденных тарифов на 2021 год);

- 24 730 руб. – сумма по фискальным данным, переданным в налоговые органы с кассового аппарата;

- 13 130 руб. - сумма ущерба;

в рабочую смену 18.09.2021 г. матроса-кассира ФИО1, по перевезенному автотранспорту за 1 смену работы матроса-кассира ФИО1, не отражена оплата за проезд автотранспорта на кассовом аппарате в сумме 20 660 руб.:

- 58 890 руб. – сумма, рассчитанная по списку автотранспорта (с указанием типа т/с, времени, гос.номера) согласно утвержденных тарифов на 2021 год);

- 38 230 руб. – сумма по фискальным данным, переданным в налоговые органы с кассового аппарата;

- 20 660 руб. - сумма ущерба.

По результатам проверки комиссия пришла к выводу, что ФИО2 и ФИО1 ненадлежащим образом исполнялись возложенные на них трудовые обязанности, а именно, несоблюдение приказа ФГБУ «Канал имени Москвы» от 30.03.2021 г. , тем самым указанные сотрудники нанесли материальный ущерб не только Волжскому РГС- филиалу ФГБУ «Канал имени Москвы», который является бюджетной организацией, но и федеральному бюджету Российской Федерации. В связи с чем, комиссия предложила в отношении ФИО2 и ФИО1 применить меры дисциплинарного взыскания, а также передать материалы проверки в правоохранительные органы.

26 октября 2021 года на основании приказа ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности и к ней применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (том 1, л.д.35).

26 октября 2021 года на основании приказа ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности и к ней применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (том 1, л.д.36).

Приказом от 29.10.2021 г. постановлено матросам-кассирам паромной переправы ФИО2 и ФИО1 премию за октябрь не выплачивать (том 1, л.д.110-111).

16 декабря 2021 года в отношении ФИО2 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.160 УК РФ (том 2, л.д.40-41).

21 декабря 2021 года в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.160 УК РФ (том 2, л.д.40-41).

Выражая свое несогласие с привлечением к дисциплинарной ответственности, ФИО2 и ФИО1 указывают на то, что некоторые автомобили пропускались истцами бесплатно в связи с наличием у водителей льгот по перевозке транспорта паромом; работодателем не разъяснено, какие документы необходимо требовать от пассажиров в отношении транспортного средства; по устному распоряжению руководства осуществлялся бесплатный провоз транспорта инвалидов, ветеранов ВОВ и боевых действий, т.е. работали по ранее заведенному порядку.

Между тем, суд не соглашается с такой позицией истцов, поскольку в соответствии с примечанием, изложенным в Приложении .1 к Приказу от 30.03.2021 г. , право бесплатного провоза транспортных средств предоставляется:

- ветеранам и инвалидам ВОВ, боевых действий, инвалидам первой группы и др. на транспортные средства, полученные ими через социальные государственные органы при предъявлении оригинала или нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего право на льготу (в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ.);

- сотрудникам ФГБУ «Канал имени Москвы» при следовании к месту работы и обратно при предъявлении оригинала пропуска.

Также, из объяснений представителя ответчика следует, что право бесплатного провоза транспортных средств Каналом предоставляется сотрудникам государственных структур на основании писем, направляемым начальнику ВРГС руководителями таких органов, например, полиция, Росгвардия, ФСБ, МЧС и др. (том 1, л.д.63-76). Автомобили экстренных служб в силу закона перевозятся бесплатно.

Истцами не отрицалось, что им было известно о том, что ветераны и инвалиды имеют право бесплатного провоза транспортных средств только при наличии документов, подтверждающих выдачу транспортного средства органами социальной защиты в качестве средства реабилитации.

Согласно справке от 14.01.2022 г. (том 1, л.д.77):

- за 13.09.2021 г., т.е. в рабочую смену ФИО2, по данным видеофиксации перевезено 141 ед. автотранспорта (в том числе 2 автомашины «Скорой помощи»); по кассовым отчетам матроса-кассира ФИО2 учтено 118 ед. автотранспорта; не учтено – 23 ед. автотранспорта;

- за 18.09.2021 г., т.е. в рабочую смену ФИО1, по данным видеофиксации перевезено 221 ед. автотранспорта; по кассовым отчетам матроса-кассира ФИО2 учтено 84 ед. автотранспорта; не учтено – 137 ед. автотранспорта.

Указанные обстоятельства подтверждаются подробными таблицами, представленными стороной ответчика (том 2, л.д.69-106).

Истцами не представлено доказательств того, что транспорт, за провоз которого они не взимали плату, является средством реабилитации инвалида.

Представленный стороной истца ответ из ФГБУ «Канал имени Москвы» от 19.06.2017 г. на имя руководителя Московского областного отделения Всероссийской организации «Боевое братство», в котором сообщается, что право бесплатного провоза автомобиля легкового типа, находящегося в личной собственности, предоставляется ветеранам и инвалидам ВОВ, ветеранам войны в Афганистане и других вооруженных конфликтов, инвалидам 1 и 2 групп инвалидности, инвалидам с детства, лишь свидетельствует о предоставлении Каналом права бесплатного провоза транспорта, принадлежащего перечисленным категориям граждан, исходя из собственных побуждений (том 2, л.д.50-51).

Суд считает надлежащим отметить, что вопросы компенсации расходов за провоз личного транспорта ветеранами, пенсионерами и инвалидами посредством паромных переправ ни федеральным законодательством, ни региональным законодательством не установлены.

Доказательств того, что истцам работодателем в какой-либо форме разрешалось бесплатно перевозить транспорт некоторых категорий граждан, материалы дела не содержат. Суд критически относится к показаниям свидетелей ФИО10 и ФИО9, поскольку они являются коллегами истцов, также занимают должности матросов-кассиров, т.е. являются материально-ответственными работниками.

После ознакомления с Приказом от 30.03.2021 г. ФИО2 и ФИО1 за разъяснениями непонятных для них формулировок к работодателю не обращались. Коллективное письмо, на которое ссылаются истцы (том 1, л.д.189), было составлено только 20.09.2021 г. и подано работодателю 28.09.2021 г., т.е. после рассматриваемых событий и в период проведения служебной проверки.

Доводы истцов о том, что они пропускали бесплатно автомобили со знаками «Инвалид» отклоняются, поскольку в соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» такой знак предоставляет только право бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Более того, за рассматриваемые периоды через паром был переправлен только один автомобиль со знаком «Инвалид», а именно 13.09.2021 г. (том 2, л.д.15,16).

При этом, как сообщил представитель ответчика, из подсчета транспорта, за который должна была быть произведена оплата, исключены те автомобили, которые разрешено перевозить в соответствии со списками сотрудников государственных органов. Данное утверждение ответчика подтверждается тем, что если брать в расчет весь перевезенный 18.09.2021 г. транспорт, то согласно действующим тарифам должна быть произведена оплата в размере 60 330 руб. (том 1, л.д.205-209). В то время как ФИО1 вменяют должную сумму в размере 58 890 руб.

Анализируя все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт нарушения истцами дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей в части обеспечения правильной и своевременной оплаты за провоз транспортных средств, явившегося основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Процедура привлечения работников к дисциплинарной ответственности работодателем не нарушена, порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 193 Трудового кодекса РФ, ответчиком соблюдены. Также ответчиком не нарушены требования ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающие работодателя при наложении дисциплинарного взыскания учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1 о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Поскольку исковые требования о взыскании невыплаченной премии и компенсации морального вреда являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано, то оснований для производных требований также не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Канал имени Москвы» о признании приказов о применении дисциплинарного взыскания незаконными, взыскании невыплаченной премии и компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение суда изготовлено в окончательной форме 08 апреля 2022 года.

Судья