ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1334/20 от 09.06.2021 Рудничного районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

УИД: 42RS0032-01-2020-001675-55

Дело №2-348/2021 (2-1334/2020;)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Прокопьевск «09» июня 2021 года

Рудничный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи В.Ю. Ортнер

при секретаре М. М. Тухватулиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению председателя Совета многоквартирного дома по <...>ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» о возмещении убытков, причиненных собственникам помещений дома <...> за счет увеличения цены за выполняемую работу, невозврата неиспользованных средств собственников и невозврата полученных дополнительных доходов,

У С Т А Н О В И Л:

Председатель Совета многоквартирного дома по <...>ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» о возмещении убытков, причиненных собственникам помещений дома <...> за счет увеличения цены за выполняемую работу, невозврата неиспользованных средств собственников и невозврата полученных дополнительных доходов.

Требования мотивирует тем, что на основании протокола общего собрания собственников помещений дома <...> от ДД.ММ.ГГГГ г. <...> и доверенности <...>, выданной ему общим собранием, он является председателем Совета многоквартирного дома по <...> и представляет интересы собственников дома во всех судебных, административных, и правоохранительных органах со всеми правами, которые представлены законом заявителю.

На ежегодном собрании собственников дома от ДД.ММ.ГГГГ<...> собственниками дома был установлен тариф на текущее содержание и ремонт общего имущества дома в размере 12 руб. за м. кв. жилой площади, который должен действовать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако управляющая компания вместо установленного собственниками тарифа предъявляла собственникам:

1. ДД.ММ.ГГГГ по тарифу 19,37 руб. сумма затрат за этот период составила 1034 842 руб.

Согласно установленному тарифу - 12 руб., сумма затрат должна быть 12 * 10 685,8 * 5 = 641 148 руб., где 10685,8 - общая площадь дома, 12- тариф, 5-количество месяцев.

Переплата за этот период составила 1 034 842 -64 1148 = 393 694 руб. Управляющая компания добровольно вернула за этот период излишне начисленные средства в сумме 180459 руб. в виде перерасчета в платежном документе поквартирной платы за ДД.ММ.ГГГГ г.

Итого за период январь - ДД.ММ.ГГГГ г. переплата составила 393 694 - 180 459 = 213 235 руб.

2. За ДД.ММ.ГГГГ г управляющая компания предъявила затраты по тарифу 15,94 руб. на сумму 15.94 * 10 685 = 170 318 руб.

Согласно установленному тарифу, эти затраты должны составлять:

12,0 * 10 685 = 128 220 руб. переплата за ДД.ММ.ГГГГ 170 318 128 220 = 42 098 руб.

3. За ДД.ММ.ГГГГ г. управляющая компания предъявила затраты по тарифу 15,14 руб. на сумму 15,14 * 10 685 * 6 = 970 625 руб.

Согласно установленному тарифу, эти затраты должны были составлять 12,0 * 10 685 * 6 = 769 320 руб. Переплата составила 970 625- 769 320 = 201 305 руб.

Итого переплата по причине увеличения цены за выполняемую работу (тарифа) составила 213 235 + 42 098 + 201 305 = 456 638 руб.

Начислено управляющей компанией, согласно платежным документам за 12 месяцев 1034 842 +170 318 +970 625 = 2 175 785 руб.

Должно быть начислено средств согласно тарифу, утвержденному собственниками; 641 148 + 128 220 + 769 320 = 1 538 688 руб.

Излишне начисленная квартирная плата 2 175 785 - 1 538 688 = 637 097 руб.

Возвращено управляющей компанией 180 459 руб.

Итого, убытки за счет увеличения цены за выполняемую работу за ДД.ММ.ГГГГ г. составляют: 637 097 - 180 459 = 456 638 руб.

Ответчиком нарушены: положения п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, п. 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<...>, п. 4.3 Договора управления многоквартирным домом по <...> от ДД.ММ.ГГГГ<...>. Изменение и утверждение тарифа на текущий ремонт, и содержание общего имущества дома предусмотрено п. 4.3 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ<...>.

Собственники жилья в соответствии с действующим законодательством рассчитали, обосновали, утвердили на общем собрании и своевременно предложили управляющей компании ООО «УК «ЖХ» тариф на содержание и ремонт общего имущества 12 руб. за кв. м. жилой площади. Соответственно, управляющая компания должна была взимать плату согласно установленным собственниками на общем собрании тарифам, а не завышать ее по своему усмотрению.

В рассматриваемом исковом заявлении тарифы за содержание и текущий ремонт на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...> в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 156 Жилищного Кодекса РФ и на основании п.5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим кодексом порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, как усматривается в материалах дела, экономическое обоснование к применяемым управляющей компанией тарифам отсутствует. Каких - либо безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что управляющая компания в связи с принятым решением собственниками помещений несет убытки, не представлены, в связи с чем, оснований полагать нарушенными законные интересы управляющей компании утвержденным размером платы не имеется.

Собственники помещений дома обратились к управляющей компании " Жилищное хозяйство " с заявлением о добровольном возврате причиненных убытков.

Управляющая компания отказалась добровольно возместить причиненные убытки.

Согласно годовому отчету по управлению домом за ДД.ММ.ГГГГ г.: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по дому числилось 122 545,35 руб. неиспользованных плюсовых средств собственников, которые согласно п. 14 протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ<...> должны быть возвращены собственникам дома.

По итогам годового отчета по дому <...> начислены дополнительные доходы в сумме 46 249,68 руб., которые должны быть возвращены собственникам дома.

С учетом возврата средств за счет увеличения цены за выполняемую работу 456 638 руб., возврата неиспользованных плюсовых средств собственников 122 545,35 руб., возврата дополнительных доходов по годовому отчету 46 249,68 руб., сумма причиненных убытков составляет 625 433,03 руб. (456 638 + 122 545,35 + 46 249,68).

Поскольку между собственниками помещений дома <...> и Управляющей компанией заключен договор оказания услуг по содержанию дома, к данным правоотношениям применяется Закон о защите прав потребителей.

Управляющая компания "Жилищное хозяйство " отказалась в добровольном порядке удовлетворить законные требования собственников о возмещении убытков, причиненных за счет увеличения цены за выполняемую работу, возврате неиспользованных средств и дополнительных доходов.

С учетом изложенного, просит возместить собственникам помещений дома <...> причиненные убытки за счет увеличения цены за выполняемую работу в сумме 456 638 руб., возместить собственникам помещений дома по <...> причиненные убытки за счет невозврата неиспользованных средств в сумме 122 545,35 руб., причиненные убытки невозвратом дополнительных доходов в сумме 46 249,68 руб., за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскать с Управляющей компании "Жилищное хозяйство" штраф в сумме 312 716,5 руб., причиненные убытки и штраф перечислить на специальный счет капитального ремонта дома <...>, открытый у регионального оператора Кемеровской области.

В ходе судебного заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, от истца принято уточненное исковое заявление, согласно которому просит возместить собственникам помещений дома <...> причиненные убытки за счет увеличения цены за выполняемую работу в сумме 755205,59 руб.,

возместить собственникам помещений дома по <...> причиненные убытки за счет невозврата неиспользованных средств в сумме 122 545,35 руб., а также причиненные убытки невозвратом дополнительных доходов в сумме 46 249,68 руб.,

кроме того, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя просит взыскать с Управляющей компании " Жилищное хозяйство " штраф 462003,31 руб.,

причиненные убытки и штраф перечислить на специальный счет капитального ремонта дома <...>, открытый у регионального оператора Кемеровской области.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 отказался от исковых требований в части взыскания с ответчика суммы убытков, сформированных из фактических выполненных объемов работ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца председателя МКД по <...> в части заявленных требований к ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» о взыскании убытков, сформированных из фактически выполненных объемов работ. Производство по делу в данной части прекращено.

В судебных заседаниях истец - председатель Совета многоквартирного дома по <...>ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал первоначальные исковые требования, настаивал на их удовлетворении в полном объёме. В пояснениях добавил, что в связи с отсутствием потребления коммунального ресурса на СОИ по горячей воде, Управляющая компания необоснованно предъявила собственникам дома затраты по статье "Коммунальные услуги на СОИ по горячей воде" в размере 27 147 руб. (согласно акту на помывку подъездов используется только холодная вода, кроме того, дом конструктивно не оборудован водоразборным краном горячей воды).

Возражая против доводов представителя ответчика о причинении Управляющей компании убытков вследствие того, что утвержденный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения нарушает её законные права и интересы, истец пояснил следующее:

- тариф по статье затрат "на содержание помещений, входящих в состав общего имущества", предъявленный Управляющей компанией в размере 1,46 руб./м. кв. (сумма затрат согласно годового отчета управляющей компании - 184 348,94 руб.), завышен в три раза, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ<...> "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", и Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", мытье лестничных площадок должно выполняться два раза в месяц круглый год или 24 раза в год, а фактически выполнялось согласно приложенных Актов, пять месяцев в году, один раз в месяц, то есть всего 5 раз в год. Уборка лестничных площадок с первого по второй этаж должна выполняться ежедневно -или 365 раз в год. Согласно приложенных актов уборка лестничных площадок в течение ДД.ММ.ГГГГ г. выполнялась 55 раз. 365 : 55 = 6,6 раза менее необходимого;

- тариф по статье затрат "Работы по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства", предъявленный Управляющей компанией в размере 2,14 руб./м. кв. (сумма затрат согласно годового отчета управляющей компании - 270 210,1 руб.), рассчитан исходя из обслуживаемой площади по уборке - 3375 м. кв., однако, согласно договору управления <...>, убирается только 6 м. кв. у подъезда. В доме 6 подъездов, значит убираемая площадь равна 36 м. кв., то есть, 3375 : 36 = 93. Следовательно, убираемая площадь меньше, чем указана в справке о фактических расходах в 93 раза;

- в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ<...>, собственниками дома применен тариф по статье "Работы по содержанию и ремонту лифтов " в размере 3,5 руб. Данный размер тарифа применен на основании пункта 4.3 договора управления домом от ДД.ММ.ГГГГ<...> в котором указано: "При формировании предложений о размере платы за оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме Управляющей организацией учитываются результаты анализа фактических затрат на оказание соответствующих услуг и выполнения работ в предыдущем году и стоимость данных работ, применяемая при управлении многоквартирными домами с аналогичными техническими характеристиками". Так как по состоянию на время проведения собрания (ДД.ММ.ГГГГ) не подошел срок годового отчета за ДД.ММ.ГГГГ г. (представляется по истечению первого квартала ДД.ММ.ГГГГ г.) для обоснования тарифа по указанной статье затрат принят тариф за ДД.ММ.ГГГГ г., который составлял 3,47 руб. Собственники не могли предположить, что управляющая компания согласует тариф на содержание и ремонт лифтов на ДД.ММ.ГГГГ г. с увеличением на 20% (разрешенная величина увеличения тарифа, на уровне предельно допустимых индексов увеличения составляет 4%). Однако при утверждении размера тарифа по содержанию и ремонту общего имущества дома, с учетом непредвиденных обстоятельств, собственники дома в пункте 7 решения собственников предусмотрели Тариф на непредвиденные работы в размере 0,74 руб. Данная строка затрат предусмотрена в прил. <...> в протоколе общего собрания, указана в Перечне услуг по содержанию общего имущества дома <...>, принятых на общем собрании собственников ДД.ММ.ГГГГ<...> и в обоснование размера тарифа, имеющегося в протоколе общего собрания. Так как собственники дома не направляли указанные резервные средства ни на какие работы и услуги, с учетом тарифа на непредвиденные работы, собственники дома имеют право распределить средства непредвиденных работ на увеличение тарифа по содержанию и ремонту лифтов, который в этом случае составит 3,5 + 0,74 = 4,24 руб. Тариф, примененный управляющей компанией и указанный в годовом отчете за ДД.ММ.ГГГГ., составляет 4,2 руб., что подтверждает его обеспеченность за счет тарифа, обоснованного собственниками дома в Протоколе общего собрания и примененного в исковом заявлении;

- предъявляемая Управляющей компанией сумма по затратам на замену запорной арматуры - 35 898 рублей должна быть включена в строку "содержание и обслуживание внутридомового оборудования", а не предъявляться в составе "текущего ремонта".

Представитель ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, суду пояснила, что позиция истца, о том, что должен применяться только тариф выбранный собственниками, является субъективным подходом, действительно собственникам предоставлено право устанавливать плату за содержание имущества в многоквартирном доме, где они имеют в собственности помещения. В то же время данная норма закона не должна быть отменена с учетом написания норм законодателем, который возложил на управляющую компанию обязанность по обеспечению безопасных условий проживания собственникам, в связи с этим высшие судебные инстанции неоднократно разъясняли, что Управляющая компания должна выполнять работы, нести затраты, которые необходимы для содержания безопасных условий.

В части доводов истца о необоснованном предъявлении собственникам дома затрат по статье "Коммунальные услуги на СОИ по горячей воде " в размере 27 147 руб. пояснила, что к данному виду употребляемого ресурса не применимо какого-то фактического метода определения количества ведер, затраченных на содержание общего имущества, поскольку установлено, что по горячему водоснабжению коммунальные ресурсы на содержание общего имущества является нормативным, измененным объемом, и норматив при этом устанавливается в соответствии с законодательством РФ. При этом, в каком размере будет расходоваться объем этого коммунального ресурса, вообще не имеет значения.

В обоснование своей позиции о причинении Управляющей компании убытков вследствие того, что утвержденный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения нарушает её законные права и интересы, пояснила следующее.

Установленный общим собранием тариф по статье "содержание придомовой территории и дворовое благоустройство" в размере 0,2 руб. м2 в месяц, по мнению представителя ответчика, явно является неразумным и экономически необоснованным. Расходы УК только по механизированной чистке придомовой территории МКД от веток и снега составили в ДД.ММ.ГГГГ году 17034,60 руб. Позиция истца о том, что придомовая территория МКД якобы составляет 6 кв.м. у каждого подъезда, представляет собой явное неуважение вступившего в законную силу судебного акта, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора. Доводы истца о том, что отсутствие государственной регистрации права на дворовую территорию служит основанием для освобождения собственников помещений в МКД от несения затрат на ее содержание, являются необоснованными и построены на неверном толковании норм права.

Спорным решением общего собрания был установлен размер платы по статье "затраты на текущий ремонт в МКД" в размере 12 626,16 руб. в месяц, или 151 513,92 руб. в год, исходя из тарифа 1,2 руб./м2. Виды выполненных работ управляющей компанией по текущему ремонту общего имущества были следующие: текущий ремонт, ремонт лифта, ремонт кровли, ремонт межпанельных швов, замена труб, ремонт отмостки, ремонт козырька, замена запорной арматуры, устройство ливневой канализации. Это фактически выполненные работы, которым так же есть подтверждение, и управляющая компания имеет право на возмещение затрат, понесенных в связи с выполненными работами. Управляющая компания обязана была сделать данные работы, в том числе, и по представлению ГЖИ.

Решением общего собрания был установлен нулевой размер платы по затратам на услуги расчетного центра, банка, почты, и, по мнению представителя ответчика, данный тариф также не может быть обоснованным, т.к. по данным видам работ тоже имеются затраты.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о необоснованном занижении тарифа "на ремонт лифтов", общим собранием был установлен тариф 3,55 рублей м2. Однако управляющая компания фактически понесла затраты на работы по содержанию и ремонту лифтов, исходя из тарифа 4,20 руб./м2 в месяц. Причем все собранные с собственников денежные средства в 100% размере были перечислены сторонней обслуживающей организации ООО «Лифт», предоставляющей услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования по договору <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (принят Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ<...>), т.к. управляющая компания сама не производит ремонт лифтов. Актов о том, что необоснованно осуществлялись работы по данному тарифу не представлены.

В части заявленных истцом требований о возмещении собственникам помещений дома по <...> причиненных убытков за счет невозврата неиспользованных средств в сумме 122545,35 рублей, полагает требования необоснованными, поскольку период управления за ДД.ММ.ГГГГ. получил судебную оценку, где был определен размер фактических затрат, размер собранных денежных средств, и какая-то часть денежных средств была возвращена при заключении мирового соглашения, а на данный момент истец требует повторного возврата данных денежных средств. Расходы Управляющей компании на содержание общего имущества МКД в ДД.ММ.ГГГГ. фактически составили 2285258, 58 рублей и подтверждаются документально.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле в качестве органа, компетентного дать заключение по делу, привлечена Государственная жилищная инспекция Кемеровской области (т. 1 л.д.87-88).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ТЭР".

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Лифт».

Государственная жилищная инспекция Кемеровской области, ООО "ТЭР", ООО «Лифт» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела <...>, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, перечислены в части 2 статьи 44 указанного Кодекса.

В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: <...> в период ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» на основании заключенных с собственниками жилых помещений договоров (т. 1 л.д. 4 – 18).

Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственника помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 2.1 договора управления многоквартирным домом (т. 1 л.д. 4), управляющая организация по заданию собственника помещений в многоквартирном доме в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...>, предоставлять установленные договором коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в многоквартирном доме и пользующимся его помещениями в многоквартирном доме лицам (п. 2.6 договора...).

В силу пункта 2.3 Договора… перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, перечень работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (приложение <...> к договору) определены с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества. Изменения в перечни услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме вносятся на основании решения общего собрания собственников помещений.

В соответствии с п. 3.2.4 Управляющая организация имеет право взаимодействовать с общим собранием собственников помещений, в том числе:

принимать участие без права голосования в общих собраниях собственников помещений (п. 3.2.4.1.);

оказывать помощь в подготовке и проведении общих собраний собственников в многоквартирном доме (п. 3.2.4.2)…

Согласно п. 4.3. Договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого с учетом предложений Управляющей организации на срок не менее чем один год, и должен быть соразмерен утвержденному перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также установленным объёмам и качеству данных работ и услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно пункту 31 Правил, при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Таким образом, установление размера платы за содержание жилого помещения относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся, в том числе, решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 45 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Судом установлено, что согласно протоколу <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ по инициативе совета дома – <...> проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 21-29).

О дате проведения – ДД.ММ.ГГГГ очередного общего собрания собственников дома, расположенного по адресу: <...>, заблаговременно, то есть ДД.ММ.ГГГГ, была уведомлена Управляющая компания «Жилищное хозяйство» (т. 1 л.д. 20), которая, как установлено в ходе судебного разбирательства, не принимала участие в общем собрании.

По итогам голосования большинством голосов при наличии кворума на заочном собрании собственников приняты следующие решения:

1. - об избрании председателем собрания ФИО1;

2. - об избрании секретарем собрания <...>

3. - об избрании уполномоченным собрания <...>

4. - об избрании членами счетной комиссии <...>

5. - об избрании членами совета дома: <...>

6. - об избрании председателем совета дома ФИО1;

7. - об утверждении с ДД.ММ.ГГГГ тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома сроком на один год с перечнем затрат по текущему содержанию и ремонту общего имущества дома в размере 12,0 рублей за кв.м. площади, в том числе,

- тариф на содержание конструктивных элементов – 1,5 (содержание отдельных элементов: подъездных, тамбурных, мусорокамерных дверей, перил, лестниц, козырьков и крылец на входах в подъезд - по мере необходимости; крыш и водостоков, ремонт подъездов);

- тариф на содержание внутридомового оборудования – 1,2 (содержание общедомовых инженерных систем тепло -, водо -, электроснабжения и водоотведения, подготовка систем к отопительному сезону, аварийное обслуживание - по мере необходимости);

- тариф на дератизацию и дезинсекцию – 0,07 (дератизация подвалов, мусоропроводных камер — 4 раза в год);

- тариф на содержание контейнеров - 0,08 (уборка контейнеров и контейнерных площадок шесть раз в неделю);

- тариф на обслуживание лифтов – 3,5 (техническое обслуживание - ежедневно, техническое освидетельствование лифтов и лифтовых шахт - каждый лифт один раз в год согласно графика, санитарная уборка кабин - ежедневно. Ремонт по мере необходимости);

- тариф на управление домом – 1,13 (организация работы с населением, подрядными организациями, предоставляющими коммунальные услуги, ведение бухгалтерского, оперативного и технического учета, начисление квартирной платы – ежедневно);

- тариф на содержание помещений, входящих в состав общего имущества, - 0,5 (подметание лестничных клеток 1 раз в неделю. В летний период (май - сентябрь) мытье лестничных площадок 1 раз в месяц);

- тариф на содержание и ремонт мусоропроводов – 0,7 (уборка твердых бытовых отходов из мусоро-приемных камер с выносом до контейнера, уборка мусороприемных камер - 6 раз в неделю, уборка загрузочных клапанов мусоропровода 1 раз в неделю. Устранение засоров -- по заявке);

- тариф на текущий ремонт - 1,2 (текущий ремонт конструктивных элементов здания);

- тариф на устранение аварий на внутридомовых инженерных сетях – 0,6 (аварийное обслуживание внутридомовых инженерных сетей);

- тариф на санитарное содержание дворовой территории – 0,2 (в летний период: подметание подходов к подъездам до 6 кв. м. 2 раза в неделю, сбор мусора на придомовой территории 2 раза в неделю. В зимний период: уборка от подъездов свежевыпавшего снега);

- тариф на электроэнергию на общедомовые нужды – 0,58 (предъявление по нормативу, с корректировкой согласно показаниям приборов учета);

- тариф на непредвиденные работы – 0,74 (по согласованию с председателем Совета дома).

8. о поручении председателю Совета дома подписать обоснования принятых общим собранием тарифов на текущее содержание и ремонт общего имущества;

9. о поручении председателю Совета дома подписание дополнительного соглашения к Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ<...>;

10. о поручении председателю Совета дома подписание актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома;

11. о наделении Совета дома полномочиями на принятие решения о текущем ремонте общего имущества дома;

12. об исключении из перечня услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества услуг по дворовому благоустройству;

13. о принятии решения о представлении Управляющей компанией в платежном документе детализированного расчета размера платы за содержание и ремонт общего имущества;

14. о запрете Управляющей компании использовать средства, которые образовались при экономии по отдельным статьям затрат или их завышенном начислении и уплате на текущее содержание и ремонт общего имущества дома и при поставке коммунальных ресурсов за отчетный период, а также за истекшие периоды управления домом. Неиспользованные средства должны быть возвращены собственникам жилья дома…, а также

15. о делегировании председателю Совета дома полномочий по предъявлению исков в интересах собственников жилья дома <...> по взысканию ущерба, причиненных убытков, процентов за пользование денежными средствами и неустойки с правом зачисления денежных средств на специальный счет капитального ремонта дома у Регионального оператора или в виде перерасчета квартплаты…и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета дома <...>ФИО1 в адрес Генерального директора управляющей компании «Жилищное хозяйство» предоставлены документы, связанные с проведением общего собрания, в том числе, решение собственников, обоснование применения тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества дома, перечень услуг по содержанию общего имущества (т. 1 л.д. 19).

Исходя из представленных истцом квитанций, оплата за содержание жилых помещений в многоквартирном доме осуществлялась за период с января по май (включительно) 2019 года из тарифа - 19,37 рублей (т. 1 л.д. 54 – 58).

В ДД.ММ.ГГГГ года председатель Совета дома <...>ФИО1 обратился в Прокуратуру <...> по вопросу установления тарифа на содержание МКД. Согласно ответу прокурора <...> на его обращение, прокуратурой города в адрес ООО «УК «ЖХ» внесено представление об устранении выявленных нарушений и применения тарифа, утвержденного общим собранием собственников дома (т. 1 л.д. 107-108, т. 3 л.д. 151-153).

Согласно ответу Генерального директора ООО «УК «ЖХ» на представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ <...> от ДД.ММ.ГГГГ по факту проверки обращения ФИО1 принятый собственниками размер платы не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества. При принятии решения общим собранием не приняты во внимание предложения Управляющей организации. Не обсуждался вопрос об утверждении минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества. Вопрос об утверждении размера платы разрешался собранием в отсутствие сметы доходов и расходов. Тем не менее, согласно представлению прокуратуры применение тарифа без экономического обоснования предлагаемой платы не наделяет управляющую компанию правом не учитывать решения собрания собственников при производстве дальнейших начислений платы за содержание и ремонт. Приняты меры по устранению допущенных нарушений ООО «УК ЖХ» издан приказ о возврате платы по статье содержания общего имущества многоквартирного дома», произведен возврат начислений платы за 5 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос о дисциплинарной ответственности виновных лиц по установлению тарифа на МКД по <...> рассмотрен, наличие нарушений исполнения должностных обязанностей не установлено, в связи с необходимостью судебных разбирательств в неправомерности принятия решений собственниками общего собрания МКД (т. 3 л.д. 154).

Приказами Генерального директора ООО «УК «ЖХ» <...> от ДД.ММ.ГГГГ, <...> от ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений в МКД по <...> произведен возврат начисленных средств по статье «содержание общего имущества многоквартирного дома» в размере 3,43 руб./кв.м. за 5 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ года (т. 3 л.д. 156, 163).

В дальнейшем, как следует из платежных квитанций, за ДД.ММ.ГГГГ года Управляющей компанией при расчете размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме использован тариф – 15,94 рублей, за период с июля по декабрь (включительно) ДД.ММ.ГГГГ года использован тариф – 15,14 руб. (т. 1 л.д. 59-65).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» составлен отчет по дому <...> (т. 1 л.д. 53), согласно которому фактические расходы составили 2285258,58 рублей, из них:

электроэнергия на СОИ – 76164,98 рублей (тариф 0,6 руб./кв.м.);

горячая вода на СОИ – 27147,10 рублей (тариф 0,22 руб./кв.м.);

холодная вода на СОИ – 6628,94 рублей (тариф 0,05 руб./кв.м.);

водоотведение на СОИ – 8522,93 рублей (тариф 0,07 руб./кв.м.);

работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - 184348,94 рублей (тариф 1,46 руб./кв.м.);

работы по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства – 270210,10 рублей (тариф 2,14 руб./кв.м.);

работы по содержанию и ремонту мусоропроводов – 94699,80 рублей (тариф 0,75 руб./кв.м.);

работы по содержанию и ремонту лифта – 530318,88 рублей (тариф 4,20 руб./кв.м.);

обеспечение устранения аварий на внутридомовых инженерных системах – 74497,18 рублей (тариф 0,59 руб./кв.м.);

содержание контейнеров и контейнерных площадок – 11363,98 рублей (тариф 0,09 руб./кв.м.);

работы (услуги) по управлению МКД – 156570,34 рублей (тариф 1,24 руб./кв.м.);

проведение дератизации и дезинсекции помещений – 10101,31 рублей (тариф 0,08 руб./кв.м.);

текущий ремонт – 370023,75 рублей (тариф 2,93 руб./кв.м.);

РКЦ, услуги банка, почты – 159095,66 рублей (тариф 1,26 руб./кв.м.);

содержание и обслуживание внутридомового оборудования – 226016,86 рублей (тариф 1,79 руб./кв.м.);

содержание и обслуживание конструктивных элементов – 79547,83 рублей (тариф 0,63 руб./кв.м.).

Итого фактические расходы в среднем на кв.м. – 18,10 рублей.

Кроме того, согласно отчету, от населения поступило 1605270,71 рублей, дополнительные доходы (<...> – 46249,68 рублей, остаток по дому на ДД.ММ.ГГГГ – 122545,35 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета дома <...>ФИО1 в адрес Генерального директора управляющей компании «Жилищное хозяйство» направлена претензия о возврате неиспользованных средств собственников дома <...>, уплаченных на содержание и ремонт общего имущества дома за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере 642207 рублей, которые он просит перечислить на специальный счет дома <...>, открытый у Регионального оператора Кемеровской области (т. 1 л.д.48 – 49).

Согласно ответу Генерального директора управляющей компании «Жилищное хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 51), за период управления многоквартирным домом (МКД) <...> по <...> в ДД.ММ.ГГГГ году, фактические затраты ООО «УК ЖХ» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД составили 2 285 258,58 рублей, и не были в полном объёме покрыты денежными средствами, уплаченными собственниками помещений. Исчерпывающие сведения о размере начислений, поступлений и затрат управляющей компании приведены в Отчете по дому за ДД.ММ.ГГГГ год. При убыточной по факту деятельности управляющей компании по управлению МКД, выдвижение председателем Совета дома очередных требований о выплате 642 207 рублей является недобросовестным поведением и злоупотреблением правом, в связи с чем, претензия не была удовлетворена за необоснованностью.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

В подтверждение экономической обоснованности размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на ДД.ММ.ГГГГ год по тарифу в размере 12 руб./кв.м., установленному общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по <...>, истцом представлено обоснование применения тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества дома, содержащее сравнение тарифов с предыдущими годами, отчет по дому: <...>, ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому тариф составлял 11,86 руб./кв.м., которые признаются судом допустимыми и достоверными доказательствами (т. 1 л.д. 32 – 33, т. 3 л.д. 136).

Доводы представителя ответчика об установлении решением общего собрания тарифа по статье содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ год в размере 12 руб./кв.м произвольно, без учета положений п. 1 ст. 156 ЖК РФ, Правил N 491 и N 290, а также без учета требований ООО «УК «ЖХ», судом признаются несостоятельными.

Действующее жилищное законодательство не содержит запрета на утверждение на общем собрании собственников многоквартирного дома размера платы за содержание и ремонт общего имущества, иных обязательных платежей и (или) взносов в многоквартирном доме, в том числе, с учетом уже понесенных управляющей организацией расходов.

Доказательств того факта, что управляющая компания исполнила возложенную на неё обязанность по представлению собственникам помещений в таком доме предложения о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме, суду не представлено.

Доказательств, свидетельствующих о состоявшихся обсуждениях обоснования тарифа с председателем Совета дома по <...>, суду не представлено. Пометки и подписи ФИО1 на структуре тарифа от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 212) таковым доказательством не являются, поскольку не позволяют суду сделать выводы как о составе присутствующих при возможном обсуждении, так и о действительно имевшем место обсуждении, принятом решении.

Вручение одному из собственников МКД перечня услуг на содержание общего имущества МКД по адресу <...> (т. 3 л.д. 137) не подтверждает факта исполнения управляющей компанией требований пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которому, в предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, кроме того, предложение о размере платы за содержание жилого помещения в МКД представляется Управляющей компанией посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Перечня услуг на содержание общего имущества МКД по адресу: <...> с ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 214), от подписи которого ФИО1 отказался, также не свидетельствует об исполнении управляющей компанией пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которому предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме заблаговременно до дня проведения общего собрания собственников, а не после собрания.

Председатель Совета дома <...>ФИО1 представлял директору ООО «УК «ЖХ» обоснование размера платы на ДД.ММ.ГГГГ год, которые получены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 19). Проведение иного общего собрания с целью установления иного размера платы за данный вид услуги Управляющей компанией не инициировано. Протокол N 8 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, не оспорен, недействительным не признан. Ссылка представителя ответчика на определение Верховного Суда РФ от 19.10.2020 года (т. 3 л.д. 215-217), которым отказано <...> в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, поскольку существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, судебными постановлениями не допущено, судом не принимается, поскольку отсутствие у управляющей компании в силу закона права на обжалование решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не препятствует управляющей компании обратиться в органы государственного жилищного надзора, или муниципального жилищного надзора на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспаривались, при этом, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «ЖХ» без проведения общего собрания собственников жилых помещений приняло решение о начислении платежей по самовольно установленным тарифам, что причинило истцам убытки.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы права, принимая во внимание решение собственников многоквартирного дома об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества дома в размере 12 рублей за кв. м, отсутствие протокола общего собрания об утверждении тарифа в размере 15,94 рублей, 15,14 рублей, действия ООО «УК "ЖХ" по установлению тарифа по оплате собственниками жилых помещений <...> в размере 15,94 рублей, 15,14 рублей, являются незаконными.

Соответственно, на основании всего вышеуказанного, судом отклоняются доводы представителя ответчика о том, что из перечня услуг, определенного решением общего собрания при определении тарифа на ДД.ММ.ГГГГ год, необоснованно исключены работы, которые входят в состав работ по содержанию общего имущества, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения", поскольку, учитывая объем установленного общим собранием перечня услуг, суд приходит к выводу о разумности и экономической обоснованности избранного на общем собрании размера платы, отсутствии нарушений при его определении; а также судом не принимаются возражения представителя ответчика, о том, что утвержденный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения нарушает законные права и интересы Управляющей компании, причиняет ей убытки, поскольку фактически данные возражения сводятся к оспариванию тарифа, утвержденного общим собранием собственников МКД. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в установленном Законом порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое созывается по инициативе любого из собственников жилых помещений дома. По смыслу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, названная статья не предполагает иного его толкования, кроме прямо указанного в самой статье, а именно: размер платы устанавливается решением собственников дома, а управляющая компания может выступить с предложениями, которые императивного характера не имеют и принятие которых поставлено в зависимость от решения участников собрания.

Процедура установления и изменения такой платы регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантированность прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Государством признана необходимость защиты собственников от неконтролируемого роста и периодичности повышения тарифов со стороны управляющих компаний, ограничив возможность повышения тарифов решением общего собрания собственников либо органа местного самоуправления.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно п. 11 Правил, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил N 491).

Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию (далее - ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ (далее - Минимальный перечень), определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерадии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Норматив).

Согласно пункту 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), определение размера расходов, исходя из Норматива, обусловлено необходимостью оплаты нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов (технически неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также оплаты ресурсов, потребляемых при выполнении Минимального перечня.

Согласно Минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы, в том числе, обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306).

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491), Правилам №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» далее - Правила № 354), расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации.

Отсутствие в многоквартирном доме водоразборных кранов холодной и горячей воды и общедомовых приборов учета горячей и холодной воды, основанием для освобождения от уплаты расходов на общедомовые нужды не является, поскольку, в силу положений постановления Правительства РФ от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в состав работ по содержанию общего имущества в МКД входят помимо прочего и промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, очистка и промывка водонапорных баков, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений и др.

Исходя из приведенных выше норм Жилищного Кодекса Российской Федерации и положений Правил, принятых Постановлением Правительства, с учетом того, что жилой дом по адресу: <...> оборудован сетями централизованного холодного и горячего водоснабжения, собственники жилых помещений в указанном доме должны оплатить весь объем коммунальной услуги, зафиксированный общедомовым прибором учета, а при его отсутствии согласно утвержденных нормативов. Отсутствие водоразборных устройств в местах общего пользования не является основанием для неприменения начисления платы на общедомовые нужды.

В соответствии с п. 44 Правил <...>, с ДД.ММ.ГГГГ объем коммунальной услуги, потребленной на ОДН, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления. Исключение составляет принятие собственниками помещений на общем собрании решения о распределении объема коммунальной услуги, превышающей нормативное потребление, на ОДН между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ норматив потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для Кемеровской области установлен Постановлением РЭК КО от ДД.ММ.ГГГГ<...>.

Для жилых помещений в МКД этажностью от 6 до 9 категории «Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением» указанным постановлением РЭК КО установлены следующие нормативы потребления в целях содержания общего имущества: по ХВС - 0,0218 м3/м2; по ГВС - 0,0218 м3/м2; по водоотведению 0,0436 м3м2.

Следовательно, при общей площади мест общего пользования в МКД <...> по <...> в 1503,8 м2, расчетный объем потребления в целях содержания общего имущества составляет 32,15 м3 в месяц на горячую и холодную воду, соответственно объем водоотведения 64,3 м3 в месяц.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным согласиться с доводами представителя ответчика о необходимости включения в тариф на содержание общего имущества МКД платы за ГВС, ХВС, водоотведение.

Согласно расчету ответчика (т. 2 л.д. 62), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер платы за холодную воду, потребляемую на содержание общего имущества, составил 6 628,94 рублей; размер платы за горячую воду, потребляемую на содержание общего имущества, составил 27 147,10 рублей; размер платы на водоотведение на СОИ составил 8 522,93 рублей.

Следовательно, сумма убытков, причиненных истцу, подлежит уменьшению на указанные суммы.

В части заявленных истцом требований о возмещении собственникам помещений дома по <...> причиненных убытков за счет невозврата неиспользованных средств в сумме 122 545,35 рублей, суд полагает требования необоснованными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения Рудничным районным судом г. Прокопьевска гражданского дела <...>, между председателем Совета многоквартирного дома ФИО1 и представителем ответчика ООО «УК «ЖХ» было утверждено мировое соглашение для целей урегулирования спора, возникшего между Истцом и Ответчиком в результате обращения Истца в Рудничный районный суд <...> с исковым заявлением к Ответчику, предметом которого является взыскание 965915,52 рублей убытков, причиненных собственникам жилья многоквартирного дома <...> по <...> (МКД) в связи с увеличением цены за выполняемую работу в виде перерасчета квартирной платы собственникам жилья за ДД.ММ.ГГГГ год и 482959,26 рублей штрафа, в связи с отказом управляющей компании добровольно возвратить необоснованное увеличение квартирной платы в виде перерасчета квартирной платы собственникам жилья.

Согласно условиям мирового соглашения, «с учётом Заключения ГЖИ Кемеровской области <...> от ДД.ММ.ГГГГ, размер подтверждённых ответчиком затрат по содержанию общедомового имущества МКД составил в ДД.ММ.ГГГГ году 1497132,26 рублей.

Размер подлежащей возврату истцу платы за содержание общедомового имущества за ДД.ММ.ГГГГ год составляет 724579,38 рублей (2175958,75 - 1497132,26 + 45752,89).

Истец полностью отказывается от исковых требований к Ответчику, которые являются предметом искового заявления, указанного в пункте 1 настоящего мирового соглашения.

Ответчик возмещает Истцу заявленные убытки на общую сумму 724579,38 рублей, путем перерасчета квартирной платы по лицевым счетам собственников помещений многоквартирного дома по <...>, до ДД.ММ.ГГГГ».

С учетом того факта, что указанный в отчете по дому за ДД.ММ.ГГГГ год остаток на ДД.ММ.ГГГГ был определен расчетным методом и полностью возвращен собственникам помещений в МКД при заключении и исполнении мирового соглашения, оснований для повторного взыскания указанной суммы суд не усматривает.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также вследствие неосновательного обогащения, и. т.д.

Исходя из установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца – председателя Совета многоквартирного дома по <...>ФИО1 основаны не на фактах ненадлежащего оказания ответчиком коммунальных услуг, что не оспаривалось истцом в ходе судебных разбирательств, а на фактах неверного начисления платы за оказание таких услуг, которое привело к неосновательному обогащению ответчика.

Поскольку отношения между истцом и ответчиком возникли в результате неправильного расчета платежей, следовательно, такие отношения подлежат квалификации как отношения, возникшие вследствие неосновательного обогащения, поскольку неправомерное удержание ответчиком денежных средств истцов, и есть неосновательное обогащение на стороне ответчика.

Правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения установлены статьями 1102 - 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

На основании изложенного, взысканию с ответчика подлежит 450 934,65 рублей, исходя из следующего расчета:

1) <...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

При определении размера штрафа, подлежащего взысканию с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, суд применяет положения пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и исчисляет его в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Применительно к настоящему делу в размере 225467,3 руб.

Причиненные убытки и штраф перечислить на специальный счет капитального ремонта дома <...>, открытый у регионального оператора Кемеровской области

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежащая взысканию с ответчика государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты, которой истец был освобожден, составит 7709,35 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Председателя Совета многоквартирного дома по <...>ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» о возмещении убытков, причиненных собственникам помещений дома по <...> за счет увеличения цены, удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» причиненные убытки за счет увеличения цены за выполняемую работу в размере 429 490,9 рублей, штраф в размере 276 018,1 рублей путем перечисления на специальный счет капитального ремонта дома по <...>, открытый у Регионального оператора Кемеровской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 8 720,4 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения.

Судья В.Ю.Ортнер

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Ю.Ортнер