ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1334/2015 от 07.12.2015 Яковлевского районного суда (Белгородская область)

2-1334/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2015 года г. Строитель

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Польшиковой И.М.,

при секретаре Апаевой Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самойлова П. Р. к администрации Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район, Земскому собранию Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район о признании незаконным решения Земского собрания Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район № 6 от 17.05.2011г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения».

с участием представителя административного истца Минаевой М.В. (доверенность от 05.06.2015г.), представителя административных ответчиков Панфиловой Ю.В. (доверенности от 02.11.2015г., от 09.11.2015г.), старшего помощника прокурора Яковлевского района Дворяшиной М.В.

административный истец Самойлов П.Р., заинтересованное лицо Иконников А.И. не явились, уведомлены в установленном порядке (ст. 96 КАС РФ)

УСТАНОВИЛ:

Самойлов П.Р. является собственником земельного участка, площадью <данные> кв.м. по адресу: <адрес>.

Самойлову П.Р.<данные>. администрацией Яковлевского района Белгородской области выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке.

В <дата>. Самойлову П.Р. направлено уведомление о приостановлении строительства жилого дома, в связи с расположением земельного участка в зоне озеленения специального назначения Р-4, установленной Правилами землепользования и застройки Быковского сельского поселения.

Дело инициировано административным иском Самойлова П.Р., который с учетом уточнения требований, просил признать незаконными недействующими и отменить заключение о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения и решение Земского собрания Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район №6 от 17.05.2011 года «Об утверждении правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения».

В судебное заседание административный истец не явился, его представитель поддержала заявленные требования.

Представитель административных ответчиков административный иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо Иконников А.И. не явился, представил отзыв, в котором считает заявленные Самойловым П.Р. требования подлежащими удовлетворению.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав мнение прокурора, полагавшей требования административного истца обоснованными, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Так, оспариваемое решение N 6 издано управомоченным органом, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, в связи с чем, является нормативным правовым актом.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 20 Постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.

Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (п. 21).

В пункте 1 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации; утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (статья 7).

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В силу подпунктов 1 - 4 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Положениями пункта 1 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, в том числе, по внесению в них изменений, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу статьи 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

Согласно ч. 8 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В силу ст. 45 Устава Быковского сельского поселения муниципального района «Яковлевский район» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения земским собранием сельского поселения, главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты правил землепользования и застройки.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением земского собрания сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное их ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, обнародование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Как следует их пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, о месте и времени проведения публичных слушаний население Быковского сельского поселения не извещалось, а был обнародован одобренный по результатам проведения публичных слушаний проект Правил землепользования и застройки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что процедура проведения публичных слушаний, земским собранием Быковского сельского поселения нарушена, а следовательно заключение о результатах публичных слушаний является незаконным и подлежит отмене, с признанием недействующим Решения земского собрания Быковского сельского поселения № 6 от 17.05.2011г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения».

Принимая во внимание, что Правила землепользования и застройки Быковского сельского поселения» применялись до настоящего времени, суд считает необходимым признать решение земского собрания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Самойлова П. Р. к администрации Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район, Земскому собранию Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район о признании незаконным решения Земского собрания Быковского сельского поселения муниципального района Яковлевский район № 6 от 17.05.2011г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения» - удовлетворить.

Признать незаконными и отменить заключение о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения.

Признать недействующим решение земского собрания Быковского сельского поселения № 6 от 17.05.2011г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Быковского сельского поселения» с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.

Судья И.М. Польшикова