Дело № 2-133/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Большерецк Камчатский край 22 июня 2021 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А.,
при секретаре Геготаулиной В.В.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском муниципальном районе Камчатского края (межрайонное) к ФИО1, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5 о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском муниципальном районе Камчатского края (межрайонное) (далее – Управление) обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО1 и Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5» (далее МБОУ БСОШ № 5) в солидарном порядке в свою пользу, причиненный пенсионному фонду Российской Федерации ущерб, выразившийся в незаконном получении страховой пенсии с учетом индексации (увеличения) в размере 56 736 рублей 34 копейки, в результате несвоевременного предоставления в территориальный орган ПФР сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётные периоды июнь и июль 2017 года. Требования мотивировав тем, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 5 сентября 2002 года, имеющей статус работающего пенсионера, осуществляющего трудовую деятельность в МБОУ БСОШ № 5.
В связи с отсутствием в представленных работодателем сведениях по форме СЗМ-М за июнь, июль 2017 года, в том числе в представленной отменяющей форме СЗВ-М от 14.07.2017 о работающем в МБОУ БСОШ № 5 застрахованном лице – пенсионерке ФИО1 по состоянию на июль, август 2017 года, последней в соответствии с действующим законодательством была осуществлена выплата страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с 1 октября 2017 года.
23 ноября 2018 года страхователем МБОУ БСОШ № 5 в Управление представлены дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы «доп» за отчетные периоды – июнь, июль 2017, что в свою очередь свидетельствует о нарушении срока предоставления отчетности.
Представленная страхователем 23 ноября 2018 года дополняющая форма СЗВ-М за июнь, июль 2017 содержала, в том числе сведения на ФИО1, которая согласно сведениям названной дополняющей отчётности не прекращала трудовых отношений со страхователем, что указывает на отсутствие оснований для осуществления выплаты ФИО1 страховой пенсии с учётом индексации размера фиксированный выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с 01.10.2017 по 28.02.2019.
На основании того, что сведения о работе за июнь, июль 2017 года ФИО1 в Управление в установленный срок представлены не были, она, как работающий пенсионер, при формировании реестра работающих пенсионеров уже не значилась.
В связи с отсутствием в представленных страхователем сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётные периоды июнь, июль 2017 года информация о застрахованном лице ФИО1 в программный комплекс ПТК НВП не были загружены сведения о факте её работы в периоды июнь, июль 2017 года, вследствие чего была сформирована выплата ФИО1 в сумм страховой пенсии с учетом индексации (увеличения) с 01.10.2017.
В связи с представлением страхователем дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль 2017 года лишь 23 ноября 2018 года, сведения о работе ФИО1 были загружены в программный комплекс ПТК НВП 10 декабря 2018 года.
Таким образом, несвоевременное предоставление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении ФИО1 повлекло за собой причинение ущерба бюджету Пенсионного фонда РФ в размере 56 736 рублей 34 копейки.
Установив данные обстоятельства, Управлением были направлены письма - претензии в адрес ответчиков о возврате излишне выплаченной суммы. Поскольку требования ответчиками оставлены без удовлетворения, Управление обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском муниципальном районе Камчатского края (межрайонное) при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что подачей сведений о себе в пенсионный фонд не занималась, это обязанность работодателя.
Ответчик МБОУ БСОШ № 5 при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направило, сведений об уважительности неявки не представило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно с п. 2 ст. 14 данного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Таким образом, именно работодатель обязан предоставить в указанный Фонд индивидуальные сведения в отношении каждого застрахованного лица по форме СЗВ-М.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 5 сентября 2002 года, что подтверждается решением о назначении ей пенсии № 1-273 от 04.02.2003 (л.д.21).
При этом ФИО1 продолжала трудовую деятельность, в том числе, в июне и июле 2017 года.
Как следует из материалов дела форма СЗМ-М за июнь (исходная) 2017 года, с данными о застрахованном лице ФИО1 представлена МБОУ БСОШ № 5 в Управление 11 июля 2017 года (л.д. 10-11). Отменяющая форма СЗВ-М, с данными о застрахованном лице ФИО1 представлена МБОУ БСОШ № 5 в Управление 14 июля 2017 года (л.д. 12).
Форма СЗМ-М за июль (исходная) 2017 года представленная в Управление МБОУ БСОШ № 5 14 августа 2017 года, данные о работающем в МБОУ БСОШ № 5 застрахованном лице – пенсионерке ФИО1 не содержала (л.д. 14).
На основании представленных страхователем сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июнь, июль 2018 года Управление сделало вывод о том, что ФИО1 прекратила трудовую деятельность, и проиндексировало ей размер пенсии.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском муниципальном районе Камчатского края (межрайонное) приняты решения №№ 190000001616/В, 190000001618/В, 190000001642/В, 190000001622/В от 01.04.2019 о выплате ФИО1 с 1 октября 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 августа 2018 года, с 1 октября 2019 года фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 7013 рублей 74 копейки ежемесячно к страховой пенсии. В данных решениях содержатся сведения о том, что по состоянию на июль 2017 года, октябрь 2017 года, май 2018 года, октябрь 2018 года ФИО1 работает (л.д. 22, 23, 24, 26).
23 ноября 2018 года страхователем МБОУ БСОШ № 5 в Управление представлены дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за отчетные периоды – июнь 2017 года, июль 2017 года, с данными о застрахованном лице ФИО1 (л.д. 13, 15).
Истцом, представлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 02.04.2019 № 150 и расчет переплаты, из которых усматривается, что в связи с несвоевременным предоставлением МБОУ БСОШ № 5 сведений о работе за июнь, июль 2017 (представлены 23.11.2018) суммы страховой пенсии и фиксированный выплаты к страховой пенсии выплачивались с учетом индексации и корректировки страховой пенсии, сумма излишней выплаты пенсии ФИО1 за период 01.10.2017 по 28.02.2019 составила 56736 рублей 34 копейки (л.д. 26, 27, 28-29).
В целях досудебного урегулирования спора Управление в уведомлении от 25.04.2019 и претензии от 11.09.2019 уведомило ответчиков о возникшем ущербе (л.д. 30, 34-35). Каких-либо действий по возмещению убытков не последовало.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Как установлено судом, обязанность по предоставлению в установленные законодательством сроки сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда РФ возложена на работодателя.
В связи с чем, сведения по форме СЗВ-М за июнь и июль 2017 года о каждом работающем у него застрахованном лице ответчик МБОУ БСОШ № 5 должен был представить истцу не позднее 15 июля 2017 года и 15 августа 2017 года соответственно.
В обоснование заявленных требований, истец указал, что несвоевременное представление страхователем отчётности по форме СЗВ-М «дополняющая» за июнь и июль 2017 года в отношении ФИО1 привело к тому, что Управлением не были приняты своевременные меры по прекращению выплаты индексации за период с 1 октября 2017 года по 28 февраля 2019 года, в связи с чем, произошёл перерасход средств на выплату пенсии работнику.
Сторона ответчика вышеизложенные обстоятельства не оспаривала.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как было указано выше сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
Вместе с тем, как следует из реестра страхователей, представившихся сведения по форме СЗВ-М за 2017 год по СНИЛС <***> за период августа 2017 года в отношении застрахованного лица ФИО1 сведения работодателем в Управление поданы 14 сентября 2017 года (л.д. 16-19), то есть своевременно. В связи с чем, у истца отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии с 1 октября 2017 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из анализа правовых норм пенсионного законодательства следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как было указано выше сведения, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером ФИО1 работы возложено на истца, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно обязан был представлять страхователь - ответчик МБОУ БСОШ № 5.
Как установлено судом, несмотря на то, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за июнь и июль 2017 года страхователем представлены лишь в ноябре 2018 года, суд учитывает, что сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года представлены страхователем своевременно.
Представленные сведения за август 2017 года содержали информацию в отношении ФИО1 как о работающем пенсионере и получены Управлением 14 сентября 2017 года, что подтверждается сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2017 года (графа «признак работы»).
Также сведения по форме СЗВ-М за последующие месяцы, представленные МБОУ БСОШ № 5 содержали информацию в отношении ФИО1 как о работающем пенсионере.
То есть, как следует из установленных судом обстоятельств, на момент принятия решения об осуществлении выплат индексированных сумм истец располагал сведениями о пенсионере ФИО1, страхователем которого является МБОУ БСОШ № 5, как о работающем пенсионере, но не придал должного тому значения.
Доказательств, опровергающих указанный факт, в материалы дела не представлено.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила № 885н).
Согласно пункту 84 Правил № 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В пункте 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу пункта 88 Правил № 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из содержания приведённых пунктов Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путём вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учётом сроков, определённых частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 88 Правил № 885н).
В пункте 90 Правил № 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определённых в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.
Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», которым внесены изменения в Закон № 27-ФЗ и в Закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Из анализа приведённых положений следует, что обязанность по уточнению или выявлению факта продолжения ФИО1 трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, возложена в данном случае на истца.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.
По мнению суда доказательств того, что в действиях ответчика МБОУ БСОШ № 5 имеется вина в выплате истцом сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учётом индексации в спорный период, не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика МБОУ БСОШ № 5 по представлению сведений о застрахованных лицах за период июнь и июль 2017 года и вредом в виде выплаты проиндексированной пенсии ФИО1 в период с 1 октября 2017 года по 28 февраля 2019 года, материалы дела не содержат.
Учитывая, что Управлением не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на страхователя ответственности в виде возмещения убытков за предъявляемый период, оснований для удовлетворения иска в отношении данного ответчика не имеется.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Сведения о ФИО1 как о работающем застрахованном лице за июнь и июль 2017 года поданы в ноябре 2018 года.
Судом установлено, что в Управлении имелись данные об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности у работодателя МБОУ БСОШ № 5 в сентябре 2017 года, октябре 2017 года, ноябре 2017 года.
При этом данных о том, что отчётность представлена несвоевременно по вине пенсионера, суду не представлено. Не установлено и наличия счётной ошибки в действиях истца при выплате страховой пенсии за спорный период.
Таким образом, отсутствует вина и причинно-следственная связь между действиями данного ответчика и выплатой истцом ФИО1, как работающему пенсионеру, страховой пенсии в размере 56736 рублей 34 копейки за период с 1 октября 2017 года по 28 февраля 2019 года.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца о взыскании ущерба, причинённого в результате выплаты излишних сумм пенсии, к ответчику ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском муниципальном районе Камчатского края (межрайонное) к ФИО1, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5 о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья А.А. Архипович