Дело № 2-1341/2021
УИД 92RS0002-01-2021-001113-60
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 июня 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре Нежмединовой Д.С.,
с участием:
представителя истца ФИО9,
представителя третьего лица ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к ФИО1, третье лицо: ИФНС по <адрес> г. Севастополя, о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученных мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
В марте 2021 года истец обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученных мер социальной поддержки.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: г. Севастополь, пр-кт. Октябрьской Революции, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в Управление труда и социальной защиты ФИО6<адрес> г. Севастополя (далее - ФИО6<адрес>) как получатель мер социальной поддержки (далее - МСП): ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ежемесячного пособия по уходу за ребенком на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ФИО6<адрес> с заявлением № о предоставлении государственных услуг по назначению государственных социальных пособий, помощи и компенсаций:
социального пособия (государственная социальная помощь);
ежемесячного пособия на ребенка на детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
При проверке предоставленной ФИО1 информации о доходах ДД.ММ.ГГГГФИО6<адрес> был установлен факт регистрации ДД.ММ.ГГГГФИО5 в базе Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
ФИО6<адрес>ДД.ММ.ГГГГ установлен факт недобросовестности ФИО1, выразившийся в сокрытии от структурного подразделения органа социальной защиты населения предоставляющего меры социальной поддержки осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности супругом ФИО5 и предоставление ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 22.05,2018, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.г. для назначения МСП сведений о доходах, содержащих недостоверную информацию.
Истец полагает, что ФИО1 вследствие несообщения в структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства об осуществлении мужем (ФИО5) индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставлении недостоверной информации о доходах за 2016-2018 г.г., ФИО6<адрес> были выплачены меры социальной поддержки в виде: «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» «пособие «Малоимущая семья» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 000,00 руб.; «Пособие на ребенка» на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 497,86 руб.; «Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 341,33 руб. и «Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери» на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 790,08 руб., а всего мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 201 629,27 руб., без установленных законом, иными правовыми актами оснований.
Ответчик ФИО1 была уведомлена о получении мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Севастополя без установленных законом, иными правовыми актами оснований, и об образовавшейся переплате, однако денежные средства в сумме 201 629,27 руб. на момент обращения в суд, ответчиком не возвращены.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причин неявки суду не сообщила, направила в суд отзыв на исковое заявление, просила суд применить последствия пропуска срока исковой давности, отказав в иске, поскольку Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя должен был узнать о нарушении ДД.ММ.ГГГГ, когда ответчик обратилась в ФИО6<адрес> с заявлением № и предоставила ряд документов, согласилась на проведение проверки указанных сведений о составе семьи, месте проживания и доходах каждого члена семьи. Полагала, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании мер социальной поддержки за период с 01.03.2017по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.
В силу закона, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: г. Севастополь, пр-кт. Октябрьской Революции, <адрес> 2015 года состоит на учете в Управление труда и социальной защиты ФИО6<адрес> г. Севастополя (далее - ФИО6<адрес>) как получатель мер социальной поддержки (далее - МСП): ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ежемесячного пособия по уходу за ребенком на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ФИО6<адрес> с заявлением № о предоставлении государственных услуг по назначению государственных социальных пособий, помощи и компенсаций:
социального пособия (государственная социальная помощь);
ежемесячного пособия на ребенка на детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Для получения указанных мер социальной поддержки ФИО1 предоставила следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о заключении брака I-KM №, свидетельство о рождении 1-АП № на ФИО2 с переводом на русский язык, свидетельство о рождении I-KM № на ФИО3, I-KM № на ФИО4, справку № от ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Парк Групп» о работе ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ), справку о доходах физического лица № от ДД.ММ.ГГГГ о доходах ФИО5, выписку из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ ГУПС «ЕИРЦ».
ФИО1 в заявлении собственноручно указала, что заработная плата супруга (ФИО5) составила 48 000,00 руб., и что об ответственности за достоверность представленных сведений предупреждена, о чем свидетельствует ее личная подпись.
В своем заявлении ФИО1 согласилась на проведение органами социальной защиты населения проверки указанных ею сведений о составе семьи, месте ее проживания и доходах каждого члена семьи, а также указала, что извещена об обязанности сообщать в органы социальной защиты населения города Севастополя в месячный срок обо всех изменениях в семье, влияющих на право и размер денежной выплаты (выход на работу, помещение детей в детские учреждения на полное государственное обеспечение, перемена места жительства, передача ребенка на воспитание другому родителю, усыновление ребенка, установления отцовства в отношении ребенка, получение пенсии, утрата основания, но которому причина отсутствия дохода у одного или обоих родителей признана уважительной, и др.) о получении денежных выплат другим родителем, о получении денежных средств на содержание на ребенка, находящегося под опекой, о чем свидетельствует ее личная подпись.
Размер и порядок предоставления государственной социальной помощи в городе федерального значения Севастополе установлены Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О государственной социальной помощи в городе Севастополе» (далее - Закон города Севастополя №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ) и Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно ст. 1 Закона города Севастополя №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории города Севастополя (далее - получатели государственной социальной помощи).
Статьей 4 Закона города Севастополя № - ЗС от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается на период, не превышающий шести месяцев.
Частями 1, 2, 5 и 6 статьи 6 Закона города Севастополя № - ЗС от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателей государственной социальной помощи в городе Севастополе.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущим одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Государственная социальная помощь назначается с первого числа месяца обращения за ней.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Правительством Севастополя.
В соответствии со ст. 5 Закона города Севастополя № - ЗС от ДД.ММ.ГГГГ расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Порядок определения величины прожиточного минимума получателей государственной социальной помощи устанавливается Правительством Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О прожиточном минимуме в городе Севастополе» и с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения в городе Севастополе.
Согласно пунктам 17, 18, 19 и 20 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В доход членов малоимущей семьи и доход малоимущего одиноко проживающего гражданина включаются виды доходов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
Для исчисления прожиточного минимума семьи определяется принадлежность каждого из членов семьи к одной из основных социально-демографических групп населения.
Для расчета величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина используются величины прожиточного минимума, установленные в городе Севастополе для соответствующей социально- демографической группы населения, на день регистрации заявления и документов.
При исчислении величины прожиточного минимума семьи величина прожиточного минимума учитывается на день обращения за назначением пособия. При изменении величины прожиточного минимума в городе Севастополе принятое решение о назначении пособия не пересматривается.
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС и Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ назначена МСП «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» «пособие «Малоимущая семья» в размере 3 000,00 руб. в месяц на период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем выплата данного пособия продлевалась на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заявления № от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заявления № от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен размер 819,99 руб.
Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в городе федерального значения Севастополе устанавливаются: Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О пособии на ребенка» (далее - Закон города Севастополя №-ЗС); Порядком назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП).
Действие Закона города Севастополя №-ЗС и Порядка №-ПП распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Севастополя; иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающим на территории города Севастополя; беженцев, проживающих на территории города Севастополя.
В частях 1-2 статьи 2 Закона города Севастополя №-ЗС и пункте 4 Раздела II Порядка №-ПП указано, что пособие на ребенка предоставляется лицам, имеющим детей; одиноким матерям, имеющим детей; лицам, имеющим ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно.
Пособие на ребенка предоставляется данным лицам при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в городе Севастополе.
Право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка.
В соответствии с частями 4-5 статьи 3 Закона города Севастополя №-ЗС и пункта 39 Раздела VII Порядка №-ПП решение о назначении (об отказе в назначении) и выплате пособия на ребенка принимается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособия на ребенка. Органы социальной защиты населения имеют право на проверку правильности сообщенных получателем пособия на ребенка сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию в установленном законодательством порядке. При проведении проверки правильности сведений, содержащихся в представленных документах о доходах семьи, орган социальной защиты населения должен направить получателю пособия на ребенка уведомление о проведении такой проверки в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособия на ребенка. При этом срок принятия решения о назначении пособия на ребенка (отказе в назначении) продлевается на срок проверки, но не более чем 30 календарных дней со дня регистрации заявления о назначении пособия на ребенка.
Частью 7 статьи 3 Закона города Севастополя №-ЗС определено, что порядок и условия назначения и выплаты пособия на ребенка, а также порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение пособия на ребенка устанавливаются Правительством Севастополя.
В соответствии с Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС и Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП ФИО1 протоколом от ДД.ММ.ГГГГ назначена МСП «Пособие на ребенка» на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 01,03.2017 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 555,94 руб. ежемесячно на каждого ребенка.
В дальнейшем выплата данного пособия продлевалась на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 587,00 руб., заявления № от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ на ребенка ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 587,00 руб. ежемесячно на каждого ребенка.
Размер и порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в городе федерального значения Севастополе определен постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (далее - постановление от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с пунктом 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории города Севастополя, из числа лиц, являющихся родителями, имеющими троих и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в образовательных организациях, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно пунктам 3 и 4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере величины прожиточного минимума на ребенка, установленного на момент обращения в городе Севастополе.
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается независимо от получения иных видов выплат и пособий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя
На основании положений постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена МСП «Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 137,00 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 487,00 руб. В связи с неподтверждением доходов выплата данного пособия протоколом от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена МСП «Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 487, 00 руб.
Кроме указанных выше мер социальной поддержки, ФИО1 в соответствии с Законом города Севастополя №-ЗС и Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП протоколом от ДД.ММ.ГГГГ назначена МСП «Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери» на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 466, 04 руб. ежемесячно.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ размер пособия составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 667,82 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 466,04 руб. ежемесячно. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ его размер составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 760,00 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 466, 04 руб.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратилась в ФИО6<адрес> с заявлением № о предоставлении государственных услуг по назначению государственных социальных пособий, помощи и компенсаций:
ежемесячного пособия на ребенка на детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
продление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
К заявлению ею была предоставлена справка о доходах и суммах налога физического лица от ДД.ММ.ГГГГ о доходах ФИО5 за 2019 год. В заявлении ФИО1 собственноручно указала, что заработная плата супруга (ФИО5) за три месяца 2019 года составила 34 200,00 руб., и повторно предупреждена об ответственности за достоверность представленных сведений, о чем свидетельствует ее личная подпись. Так же ФИО1 согласилась на проведение органами социальной защиты населения проверки указанных ею сведений.
При проверке предоставленной ФИО1 информации о доходах ДД.ММ.ГГГГФИО6<адрес> был установлен факт регистрации ДД.ММ.ГГГГФИО5 в базе Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, ФИО6<адрес>ДД.ММ.ГГГГ установлен факт недобросовестности ФИО1, выразившийся в сокрытии от структурного подразделения органа социальной защиты населения предоставляющего меры социальной поддержки осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности супругом ФИО5 и предоставление ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 22.05,2018, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.г. для назначения МСП сведений о доходах, содержащих недостоверную информацию.
В связи с этим, ФИО1 была проинформирована о необходимости предоставления сведений о доходах супруга ФИО5 за 2016-2018 г.г. уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 28 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что решение об отказе в назначении пособия принимается, если, кроме прочего, в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация.
Пунктом 43 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что в случае установления органам социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности выплата пособия прекращается.
Пунктом 4 части 6 статьи 3 Закона города Севастополя №-ЗС и пунктом 23 Раздела V Порядка №-ПП предусмотрено, что выявление в представленных документах недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа в назначении пособия на ребенка.
В соответствии с требованиями статьи 7 Закона города Севастополя №-ЗС и пунктов 31, 32 Раздела VI Порядка №-ПП получатель пособия обязан сообщить в районное управление об изменениях, влияющих на право при назначении пособия: состава семьи, доходов семьи, места жительства членов семьи и т. п., а также не позднее 10 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия на ребенка, извещать органы социальной защиты населения о наступлении таких обстоятельств.
Согласно требованиям пункта 24 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ лица, имеющие право на ежемесячную денежную выплату, обязаны извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств,: влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты. Срок, в течение которого лицо, имеющее право на ежемесячную денежную выплату, обязано сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ее выплаты, не может превышать 30 календарных дней со дня наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 25 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, ее выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Таким образом, на основании выше изложенных норм, решениями от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении МСП в виде: ежемесячного пособия на ребенка на детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; пособия на ребенка одинокой матери на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и в продлении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- отказано.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 были предоставлены копии налоговых деклараций индивидуального предпринимателя ФИО5, согласно которых доход супруга ФИО1 - ФИО5 от занятий предпринимательской деятельностью составил в 2016 году - 3 512 602,00 руб., в 2017 году - 3 362 190,00 руб. При этом в своем объяснении ФИО1 пояснила, что не сообщила об осуществлении мужем индивидуальной предпринимательской деятельности с 2014 года по причине невнимательного ознакомления с документами.
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным Федеральной налоговой службой в рамках ответа на запрос в единой системе межведомственного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ№, доход ФИО5 от занятий предпринимательской деятельностью, согласно налоговым декларациям составил в 2016 году - 3 512 602,00 руб., в 2017 году - 3 362 190,00 руб., в 2018 году - 0 руб.
Таким образом, установлено, что доходы за расчетный период 2017 и 2018 годов были превышены. Кроме того, так же установлено, что ФИО1 при подаче заявлений о предоставлении мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ неоднократно предупреждалась о необходимости сообщать в органы социальной защиты населения города Севастополя в месячный срок обо всех изменениях в семье, влияющих на право и размер пособия, в том числе, и превышения среднедушевым доходом семьи величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе в расчете на душу населения, о чем свидетельствует ее личная подпись в указанных заявлениях.
Однако, в нарушение требований статьи 7 Закона города Севастополя №-ЗС, пунктов 31, 32 Раздела VI Порядка №-ПП и пункта 24 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 скрыла факт осуществления мужем (ФИО5) индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставила недостоверную информацию о доходах за 2016-2018 года, в связи с чем, меры социальной поддержки: «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» «пособие «Малоимущая семья» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; «Пособие на ребенка» на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; «Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и «Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери» на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею получены противоправным путем без установленных законом, иными правовыми актами оснований.
ФИО1 не сообщила в структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства об осуществлении мужем (ФИО5) индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставлении недостоверной информации о доходах за 2016-2018 г.г., ФИО6<адрес> были выплачены меры социальной поддержки в виде: «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» «пособие «Малоимущая семья» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 000,00 руб.; «Пособие на ребенка» на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 497,86 руб.; «Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 341,33 руб. и «Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери» на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 790,08 руб., а всего мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 201 629,27 руб. без установленных законом, иными правовыми актами оснований, чем причинила вред социально-экономическим интересам и бюджету города Севастополя в лице Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на сумму 201 629,27 руб.
Согласно пункту 44 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ№ суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 40 Раздела VII Порядка №-ПП предусмотрено, что в случаях, когда переплата произошла по вине получателя (представление документов с недостоверными сведениями, несвоевременное сообщение об увеличении среднедушевого дохода семьи до величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе в расчете на душу населения, или сверх нее, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия, исчисление его размера, изменения места жительства и др.), излишне выплаченные суммы пособия возмещаются получателем органам социальной защиты населения либо удерживаются с получателя.
Пунктами 29, 30 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченные вследствие представления лицами, имеющими право на ежемесячную денежную выплату, документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты, возмещаются данными лицами либо удерживаются с получателя.
При прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты задолженность возмещается получателем органам социальной защиты населения или взыскивается с получателя в судебном порядке.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ,
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Из приведенных положений Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет от ДД.ММ.ГГГГ№ во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску органа социальной защиты к ответчику о взыскании излишне полученных лицом мер социальной поддержки суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты узнал или должен был узнать о возможной утрате лицом права на получение региональной социальной доплаты. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
По данному делу юридически значимыми для установления начала течения срока исковой давности по иску органа социальной защиты к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученных мер социальной поддержки являются следующие обстоятельства: что послужило основанием для приостановления и последующего прекращения органом социальной защиты выплаты ФИО1 мер социальной поддержки; было ли это основание связано с проверкой предоставленной ФИО1 информации о доходах ДД.ММ.ГГГГФИО6<адрес> и установлении факта регистрации ДД.ММ.ГГГГФИО5 в базе Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; выяснялся ли данный вопрос органом социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.г. для назначения МСП; была ли ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.г. уведомлена органом социальной защиты населения о необходимости предоставить сведения о доходах.
Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям, суд полагает в качестве точки отсчета давностного срока следует исходить из ДД.ММ.ГГГГ, когда орган социальной защиты узнал, что ФИО1 предоставлена недостоверная информация.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения г.Севастополя к ФИО1 заявлены в пределах срока исковой давности и полежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
Исковое заявление Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученных мер социальной поддержки – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя меры социальной поддержки: «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» «пособие «Малоимущая семья» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 000 (тридцать шесть тысяч) рублей, «Пособие на ребенка» на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 497 (тринадцать тысяч четыреста девяносто семь) рублей 86 копеек, «Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ребенка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 341 (сто сорок девять тысяч триста сорок один) рубль 33 копеек, «Ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери» на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 790 (две тысячи семьсот девяносто) рублей 08 копеек, а всего 201 629 (двести одну тысячу шестьсот двадцать девять) рублей 27 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Копия верна:
Решение не вступило в законную силу
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура