ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1342-2011 от 30.09.2011 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

                                                                                    Емельяновский районный суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Емельяновский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 2-1342-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Емельяново 30 сентября 2011года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шиловой Л.Р.

при секретаре Орловой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ПКФ «Красэнергосервис» о перерасчете платы за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Емельяновского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ПКФ «Красэнергосервис», в котором просит обязать ООО «ПКФ «Красэнергосервис» произвести перерасчет платы за отопление ФИО1 за период с октября 2008 года по октябрь 2010 года. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является педагогическим работником и на основании п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Однако с октября 2008 года и по октябрь 2010 года ответчик начислял ФИО1 плату за отопление, тем самым нарушил ее право, предусмотренное ст. 55 Закона РФ «Об образовании».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении; дополнительно пояснила, что помимо льготы, предусмотренной Законом РФ «Об образовании», она имеет льготу при оплате коммунальных услуг как ветеран труда; данной льготой она пользовалась в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года, получая через почтовое отделение субсидии; в декабре 2010 года она от указанной льготы отказалась и полагает, что ответчик в любом случае обязан произвести перерасчет платы за отопление ей как педагогическому работнику, а она в свою очередь вернет всю сумму полученных субсидий.

Помощник прокурора Емельяновского района Якушева А.А. в судебном заседании требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 в зал суда не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставив заявление о возражении против иска, поскольку законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление льгот предусмотрено только на период работы.

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации Емельяновского района в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) закреплялось в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

После принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» положения указанных выше актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие.

В соответствии с абз.З п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона №12-ФЗ от 13.01.1996 г., действовавшей до 11 января 2011 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», правом на бесплатную жилую площадь с топлением и освещением пользуются и вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности.

Законом Красноярского края от 7 февраля 2008 года №4-1256, вступившим в иконную силу 9 марта 2008 года и действовавшим до 1 июля 2010 года, был установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, утвержденный Постановлением Правительства Красноярского края от 19 июня 2009 года №318-п.

Согласно данному Порядку возмещение этих расходов на территории Красноярского края производилось Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 07 февраля 2008 года №4-1256 (в том числе юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения) и услуги по управлению многоквартирным домом) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов, педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности, вышедшие на пенсию, освобождены от оплаты за отопление (теплоснабжение) занимаемого жилого помещение, и в период с 9 марта 2008 года до 01 июля 2010 года возмещение расходов по предоставлению данной льготы педагогам - пенсионерам Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края производило непосредственно тем юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые оказали пенсионеру-педагогу бесплатно услугу по отоплению (теплоснабжению).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела

- истица работала в Емельяновской СОШ № 1 по 01 февраля 2008 года, с октября 2008 года находится на пенсии, зарегистрирована и проживает в п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края в квартире, расположенной по адресу: <...>; вместе с ней в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО3 и ФИО4

-из счетов-квитанций за январь 2008 года - январь 2010 года видно, что ООО «ПКФ «Красэнергосервис» в указанный период предоставляло ФИО3 льготу по оплате отопления путем предоставления скидки в виде полной стоимости услуги отопления.

-из счетов-квитанций за период с февраля 2010 год по апрель 2010 года, из копии лицевого счета видно, что ООО «ПКФ «Красэнергосервис» произвело перерасчет платы за отопление за период с октября 2008 года по январь 2010 года и выставило ФИО3 счет на оплату отопления за весь указанный период, уведомив ФИО3 о необходимости полной оплаты коммунальных услуг.

Из тех же квитанций видно, что истцом вносилась в кассу ООО «ПКФ «Красэнергосервис» плата за отопление в феврале, марте, апреле 2010 года.

Из изложенного следует, что на ФИО1 в период с октября 2008 года по октябрь 2010 года распространялись льготы, предусмотренные абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», а именно, истец в спорный период имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, в связи с чем отказ ПКФ «Красэнергосервис» в предоставлении истцу такой льготы путем сделанного перерасчета платы за отопление и выставление требований производить оплату услуги по отоплению являются незаконными.

Решением Емельяновского районного суда от 09.02.2011года удовлетворены требования прокурора о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за отопление ФИО1 в связи с ее выходом на пенсию.

В соответствии со статьями 159, 160 Жилищного кодекса РФ по общему порядку субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам. В том числе, предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вместе с тем, в пункте 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 322-О-П отмечается: «Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.

Переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты на оплату жилья, отопления и освещения.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса».

Суд полагает, что положения Закона края в отношении педагогических работников нельзя считать заменой предоставления натуральных льгот компенсацией понесенных ими расходов.

Под термином "субсидии" в соответствии со статьей 1 Закона края понимаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.

Таким образом, Закон края определяет субсидии как помощь для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Причем эта помощь может оказываться как с учетом доходов граждан, так и без такого учета.

Выплата субсидий педагогическим работникам не зависит от уровня их доходов.

В подтверждение этому в пункте 1 статьи 15 Закона края указано на то, что субсидии, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан.

Статья 24 Закона края регулирует механизм предоставления субсидий. Пункт 1 этой статьи указывает на то, что субсидии предоставляются в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Оценивая положения статьи 24 Закона края в совокупности с положениями пункта 5 статьи 6 Закона края можно сделать вывод о полном освобождении педагогических работников от платежей за жилье, освещение и теплоснабжение (отопление).

При этом необходимо также учитывать, что оплата жилья, согласно определению, приведенному в статье 1 Закона края, - это плата за жилое помещение, включающая в себя:

а) для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

б) для собственников жилого помещения в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Содержащееся в Законе края определение "оплата жилья" полностью соответствует определению платы за жилое помещение, приведенному в статье 154 ЖК РФ.

Из положений Закона края не следует, что он закрепляет правило, согласно которому субсидии выплачиваются гражданам только в форме компенсаций уже понесенных ими расходов.

Как следует из абзаца второго пункта 2 статьи 24 Закона края, органы местного самоуправления к началу установленного периода оплаты жилья и коммунальных услуг перечисляют субсидии на персонифицированные социальные счета.

Статья 155 ЖК РФ, регулируя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Следовательно, субсидии в размере 100% стоимости оплаты за жилье, освещение и теплоснабжение (отопление) педагогические работники вправе по Закону края получить к началу установленного статьей 155 ЖК РФ периода оплаты.

Закон края не регулирует порядок распоряжения получателем субсидии своим персонифицированным социальным счетом и не закрепляет за ним обязанность представлять документы, подтверждающие его расходы по оплате жилья, освещения и теплоснабжения (отопления).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец обоснованно предъявила иск к ООО «ПКФ «Красэнергосервис», поскольку последнее является теплоснабжающей организацией и обязано было предоставить ФИО1, имеющей право на получение мер социальной поддержки, скидку в виде полной стоимости услуги отопления и не вправе было предъявлять к оплате стоимость услуги отопления ни полностью, ни в какой либо части.

Из материалов дела следует, что с октября 2008 года по январь 2010 года истица была фактически освобождена ответчиком от оплаты услуги отопления и получала льготу в натуре. Начиная с февраля 2010года, ежемесячная плата за отопление вносится Ч-ными в полном размере.

По сообщению УСЗН администрации Емельяновского района от 17 января 2011 года ФИО1 были предоставлены меры социальной поддержки (субсидии) за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года по следующим видам услуг: жилищная услуга, отопление, холодное и горячее водоснабжение, и т.д.

На момент обращения прокурора с иском в суд, Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года №4-1256 утратил силу с 1 июля 2010 года, и не регулирует в настоящее время отношения по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.

Вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Законом Красноярского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» от 10 июня 2010 г. № 10-4691, вступившим в действие с 1 июля 2010 года.

Поскольку с учетом вышеприведенных правовых норм за ФИО1 сохранялась льгота на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением до 1 июля 2010 года, однако в период с февраля 2010 года по июнь 2010 года включительно ею фактически понесены расходы на оплату предоставленной ответчиком услуги отопления, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ответчик обязан произвести перерасчет ФИО1 с учетом разницы между суммой, оплаченной за отопление занимаемого жилого помещения, и суммой возмещенных ей УСЗН района субсидий за отопление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Иск прокурора Емельяновского района в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ПКФ «Красэнергосервис» о перерасчете платы за отопление удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «Красэнергосервис» произвести перерасчет платы за отопление ФИО1 за период с октября 2008 года по октябрь 2010года включительно.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2011года.

Председательствующий: