ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1343/19 от 18.07.2019 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-1343/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2019 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., с участием ст.помощника Военного прокурора Нижегородского гарнизона Западного военного округа ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, при секретаре Беженар Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Нижегородского гарнизона, действующего в защиту интересов РФ, к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России о понуждении к регистрации прав на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Нижегородского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности.

Установлено, что военный комиссариат по г. Кстово, Кстовскому и Дальнеконстантиновскому районам Нижегородской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - нежилое помещение, общая площадь 715,0 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное недвижимое имущество находится в собственности Российской Федерации, однако право оперативного управления ни за кем не зарегистрировано, что противоречит действующему законодательству и нарушает законные интересы Российской Федерации по следующим основаниям.

Реализацию полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны (далее - ДИО МО РФ) в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 № 110.

На территории Нижегородской области эти полномочия осуществляет подчинённое ДИО МО РФ Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «ЦТУИО»).

Из п.п. 19 и 20 Устава ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России следует, что основной целью указанного учреждения является осуществление решения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получению кадастровых паспортов и иных документов, формированию документов для принятия решения Министром обороны Российской Федерации и директором Департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества.

Государственная регистрация права оперативного управления в едином государственном реестре на недвижимое имущество на нежилое помещение, общая площадь 715,0 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен), не произведена. Действующим законодательством установлено, что такая регистрация является обязанностью, а не правом соответствующего субъекта.

С учетом требований разумности и защиты интересов государства полагает необходимым установить срок обязанности по устранению вышеуказанных нарушений до 01.08.2019.

Военный прокурор Нижегородского гарнизона просит обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России зарегистрировать до 01.08.2019 право оперативного управления на нежилое помещение, общей площадью 715,0 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен).

Ст. помощник Военного прокурора Нижегородского гарнизона ФИО1 исковые требования в судебном заседании поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации Кстовского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителей истца и третьего лица, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации следует, что в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем, ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.

В силу ст.ст. 210 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей. автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия, относятся исключительно к федеральной собственности.

Из приложения 1 к названному постановлению следует, что к таким объектам относится в том числе имущество Вооружённых Сил СССР.

В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации № 1609 от 07.12.2012, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

В соответствии с п.п. 2 и 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 214 и ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, обязанность по исполнению которых возлагается на ответчика, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Вместе с тем прокуратура выполняет и иные функции, установленные законом. Среди этих функций важное место занимает участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством при рассмотрении дел в судах.

В п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, государства.

Из п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и п. 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» следует, что на военных прокуроров возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, а также предписано участвовать в пределах установленной компетенции в гражданском процессе.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в том числе в целях сохранности федеральной собственности и устранения допущенных нарушений.

Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о защите государственной собственности.

Установлено, что военный комиссариат по г. Кстово, Кстовскому и Дальнеконстантиновскому районам Нижегородской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - нежилое помещение, общая площадь 715,0 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное недвижимое имущество находится в собственности Российской Федерации, однако право оперативного управления ни за кем не зарегистрировано, что противоречит действующему законодательству и нарушает законные интересы Российской Федерации по следующим основаниям.

Реализацию полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны (далее - ДИО МО РФ) в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 № 110.

На территории Нижегородской области эти полномочия осуществляет подчинённое ДИО МО РФ Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «ЦТУИО»).

Из п.п. 19 и 20 Устава ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России следует, что основной целью указанного учреждения является осуществление решения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получению кадастровых паспортов и иных документов, формированию документов для принятия решения Министром обороны Российской Федерации и директором Департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля над использованием и сохранностью имущества.

Государственная регистрация права оперативного управления в едином государственном реестре на недвижимое имущество на нежилое помещение, общая площадь 715,0 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен), не произведена. Действующим законодательством установлено, что такая регистрация является обязанностью, а не правом соответствующего субъекта.

При таких обстоятельствах исковые требования Военного прокурора Нижегородского гарнизона подлежат удовлетворению.

С учетом требований разумности суд полагает необходимым установить срок обязанности по устранению вышеуказанных нарушений в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Военного прокурора Нижегородского гарнизона удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения зарегистрировать до 01.08.2019 право оперативного управления на нежилое помещение, общей площадью 715,0 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенное по адресу: (адрес обезличен).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья (подпись) А.Х. Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь: