78RS0019-01-2020-012375-45
Дело № 2-98/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 24 января 2022 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,
при секретаре Федоровой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» (СПб ГКУ «ГИРЦ») к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально СПб ГКУ «ГИРЦ» обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты ветерану труда и денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 февраля 2014 года по 30 ноября 2019 года в размере 64233 рубля 30 копеек.
Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2021 года настоящее гражданское дело передано по подсудности в Ломоносовский районный уд Ленинградской области.
Определением суда от 26 мая 2021 года исковое заявление СПб ГКУ «ГИРЦ» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты принято к производству Ломоносовского районного суда Ленинградской области.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ФИО1 по ее личному заявлению с 1 сентября 2012 года назначена мера социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В ноябре 2019 года в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга обратилась гр. ФИО4, зарегистрированная по адресу регистрации ответчика: , , . Для уточнения данных, истцом отработана справка о регистрации по форме 9, из содержания которой стало известно о снятии ответчика ФИО1 по месту жительства в Санкт-Петербурге с 21 января 2014 года, что послужило основанием для принятия администрацией распоряжения о прекращении перечисления денежной выплаты с 1 февраля 2014 года.
Как указано в иске, поскольку сведения о снятии ответчика с регистрационного учета в Санкт-Петербурге поступили несвоевременно, образовалась переплата по жилищно-коммунальным услугам за период с 1 февраля 2014 года по 30 ноября 2019 года в сумме 64233 рубля 30 копеек.
Указанное послужило воззванием для обращения СПб ГКУ «ГИРЦ» в суд с названными требованиями.
Представитель истца СПб ГКУ «ГИРЦ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями по праву, не согласилась с их размером, просила суд последствия пропуска срока исковой давности.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положением «О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 сентября 2008 года № 1182, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, основными задачами которого являются, в том числе проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения (пункт 2.1).
В ведении Комитета находятся государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга согласно приложению к настоящему Положению, в том числе СПб ГКУ «ГИРЦ» (пункт 1 перечня).
Для осуществления задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет осуществляет управление государственными учреждениями, находящимися в ведении Комитета, и решает вопросы их материально-технического и финансового обеспечения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 ноября 2009 года № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», СПб ГКУ «ГИРЦ» ФИО1 по ее личному заявлению (л.д. 11-12) с 1 сентября 2012 года назначена мера социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанное также подтверждается выкопировкой из электронного социального регистра населения (л.д. 5-7), решением отдела социальной защиты населении администрации Приморского района Санкт-Петербурга № 1531-Р от 19 октября 2012 года (л.д. 13-15).
20 июня 2018 года был принят Закон Санкт-Петербурга № 364-71 20 июня 2018 года «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и в Закон Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», согласно которому с 1 июля 208 года инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в помещениях частного жилого фонда, будут получать меры социальной поддержки для оплаты коммунальных платежей двумя суммами:
- по оплате жилого помещения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пп. 1-1, пп. 1-2, п. 3 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года № 228-45);
- по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (Закон Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года № 228-45).
Вместе с тем, согласно справке о регистрации по форме 9 от 13 декабря 209 года ответчик ФИО1 с 3 марта 2003 года снята с регистрационного учета по адресу: , (л.д. 16).
Согласно распоряжения заместителя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга № 11301-р от 18 декабря 09 года, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 ноября 2009 года № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», в отношении ответчика ФИО1 прекращено предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме выплат гражданам льготной категории согласно приложению (л.д. 17, 18).
Согласно распоряжениям главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга № 712-р от 30 января 2020 года и № 713-р от 30 января 2020 года, с ответчика ФИО1 удержаны необоснованно (излишне) выплаченные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге за период со 2 июля 2018 года по 30 ноября 2019 года в размере 3940 рублей 22 копейки, и за период с 1 февраля 2015 года по 30 ноября 2019 года в размере 60293 рубля 08 копеек, что составляет общую сумму в размере 64233 рубля 30 копеек (л.д. 19, 20).
Указанное также подтверждается представленной истцом справкой-расчетом (л.д. 33-36).
Таким образом, судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что ФИО1, проживая в Санкт-Петербурге, являясь инвалидом, нуждающимся в мерах социальной поддержки, получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме денежной выплаты в период 1 февраля 2014 года по 30 ноября 2019 года включительно.
Указанные меры социальной поддержки предоставлялись ответчику в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», реализованных посредством Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 и частью 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы об определении порядка предоставления установленных законодательством мер социальной поддержки на территории города Санкт-Петербурга относятся к компетенции органов государственной власти указанного субъекта Российской Федерации.
Согласно закону Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» от 21 мая 2009 года № 228-45 определена мера предоставления социальной поддержки в форме денежной выплаты.
Согласно пункту 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе, несколько комнат), комнату) по месту его жительства, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения.
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного Положения, в целях предоставления денежных выплат гражданин или его представитель представляет в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документы для принятия решения о предоставлении гражданину денежных выплат и расчета размера денежных выплат в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Денежные выплаты в силу требований пункта 2.2 данного Положения предоставляются гражданину с месяца подачи заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.
Для разрешения исковых требований, основанием которых являются обстоятельства незаконно полученной ответчиком меры социальной поддержки, необходима проверка законности решения о прекращении мер социальной поддержки ответчику, принятого в связи с переменой места жительства ответчика: из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 меры социальной поддержки предоставлялись как инвалиду, проживающему на территории Санкт-Петербурга.
Как усматривается из представленной в материалы дела архивной справки о регистрации по форме № 9 от 13 декабря 2019 года, ФИО1 убыла из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область по адресу: – 21 января 2014 года (л.д. 16).
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 декабря 2009 № 180-р «Об организации работы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат» утвержден перечень документов, представляемых гражданами для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, согласно которому место жительства в Санкт-Петербурге подтверждается: паспортом гражданина Российской Федерации (гражданина СССР) с отметкой о регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге (пункт 3.1), справкой о регистрации (форма 9) (пункт 3.2), свидетельством о регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге, выданным органами регистрационного учета (форма 3) на 6 или более месяцев, или несколькими свидетельствами о регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге (общим сроком на 6 и более месяцев) при наличии у гражданина регистрации по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации (пункт 3.3), свидетельством о праве собственности на жилое помещение (при отсутствии регистрации по месту жительства в жилом помещении) (пункт 3.4) и т.д.
Перечень оснований для прекращения предоставления социальных льгот установлен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».
Указанный перечень позволяет сделать вывод о том, что у администрации Приморского района Санкт-Петербурга имелись все основания для прекращения выплат ФИО1, поскольку льготы по месту жительства ответчик могла получить лишь при наличии регистрации по месту жительства в городе Санкт-Петербурге.
Согласно статье 2, статье 4 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» гражданином признается гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица, имеющего право на социальную поддержку в Санкт-Петербурге, устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Таким образом, данным положением Социального кодекса прямо предусмотрено предоставление указанной меры социальной поддержки только в случае, если гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 апреля 2009 года № 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок их предоставления, а также их размеры.
В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в данной области за счет средств своего бюджета, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения.
Пунктом 2.7-2 Положения установлено, что решение о приостановлении (возобновлении) предоставления денежных выплат оформляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга в течение 14 рабочих дней со дня установления обстоятельств, указанных в пунктах 2.6, 2.7 и 2.7-1 настоящего Положения, и направляется в Горцентр. О принятом решении администрация района Санкт-Петербурга информирует граждан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Решение о приостановлении предоставления денежных выплат направляется гражданину с указанием причины приостановления и порядка его обжалования.
Согласно пункту 5.3 Положения Жилищный комитет или Учреждение (в случае его определения Жилищным комитетом) ежемесячно до 18 числа обеспечивает передачу в электронном виде в Горцентр реестров граждан - получателей денежных выплат в текущем месяце раздельно по каждой категории граждан и источникам финансирования в соответствии с кодами бюджетной классификации с указанием сведений о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению. Форма реестра граждан - получателей денежных выплат утверждается Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
При такой ситуации, решение о прекращении предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной выплаты после выявления обстоятельств, влекущих прекращение денежных выплат, правомерно, поскольку ФИО1, сменив местожительство и проживая в Ленинградской области, лишилась права на предоставление указанной меры социальной поддержки по предыдущему месту жительства в Санкт-Петербурге.
Периоды начисления и прекращения выплат соответствуют смене ФИО1 места жительства: ФИО1 убыла из Санкт-Петербурга 3 марта 2003 года, снята с регистрационного учета, убыла по адресу: .
Начисление и получение ответчиком денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производились за период с 1 февраля 2014 года по 30 ноября 2019 года.
При этом прекращение выплат ФИО1 администрацией Приморского района Санкт-Петербурга определено с 1 февраля 2014 года, то есть когда она уже выбыла из Санкт-Петербурга.
Учитывая, что ответчик не сообщил об обстоятельствах, лишающих ее права на получение денежной выплаты, то применительно к пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные ответчиком денежные суммы, являются неосновательным обогащением ответчика, которые он в силу положений статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возвратить, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Между тем, ответчиком было заявлено ходатайство о применении судом последствий пропуска срока исковой давности к требованиям истца.
Согласно статье 195, части 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, данными в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по кредитному обязательству, предусматривающему исчисление в виде периодических платежей, общий срок исковой давности подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии с пунктом 3 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 года, судебная практика исходит из того, что по спорам, возникающим из кредитных правоотношений, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, который применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения им решения (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). При исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по кредитному обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей, суды применяют общий срок исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Истец просит взыскать с ответчика незаконно полученную меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ за период с 01.02.2014 года по 30.11.2019 года в размере 64233 рубля 30 копеек.
Согласно оттиску на почтовом конверте, истец направил настоящий иск в суд 18 ноября 2020 года, таким образом, суд полагает возможным применить к заявленным требованиям последствия пропуска срока исковой давности, в связи с чем, требования истца подлежат частичному удовлетворению за период с ноября 2017 года по ноябрь 2019 года включительно на сумму 27018 рублей 23 копейки.
Вместе с тем, суд отмечает, что ФИО1 не лишена права на обращение за предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту его жительства, то есть в Комитете социальной защиты населения администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области при наличии законодательно установленных субъектом Российской федерации (Ленинградской областью) оснований к предоставлению таких мер.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» сумму в размере 27018 рублей 23 копейки незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В удовлетворении остальной части исковых требований Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 января 2022 года.
Судья М.В. Яковлева