ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1346/2022 от 27.04.2022 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-1346/2022

22RS0011-02-2022-001168-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Огородниковой В.В.

при секретаре Палей А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Истец КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району обратился в суд к ответчику ФИО1, просил взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства (переплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), за период с 01.08.2017 г. по 31.07.2021 г. в размере 54 793,73 руб.

В обоснование требований указано, что ответчик являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с предоставлением заведомо недостоверных сведений о своих доходах и доходах супруги, за период с 01.08.2017 г. по 31.07.2021 г. образовалась переплата сумм субсидий в размере 54 793 руб., о чем ответчик был уведомлен, однако в добровольном порядке излишне выплаченную сумму ответчик не возвращает, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящими требованиями.

Представитель истца – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил применить к заявленным требованиям срок исковой давности.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (по тексту ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно уставу КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации на территории г. Рубцовска и Рубцовского района предусмотренных законодательством полномочий Министерства социальной защиты Алтайского края в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, демографического развития края, преодоления последствий радиационного воздействия на население ядерных испытаний и космической деятельности, а также полномочий государственного учреждения службы занятости населения.

В соответствии с предписанием ч. 7 ст. 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане и члены семей граждан представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, указанных в настоящей статье, в том числе сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии регламентирован главой V, вышеуказанных правил.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

В судебном заседании установлено, что с *** года и по настоящее время ФИО1 является получателем субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг.

На момент обращения за указанной субсидией ФИО1 состоял в зарегистрированном браке с ФИО3 и к заявлениям о назначении субсидии ФИО1 представлял справки о своей заработной плате с места работы ООО «Дилайт филиал № 3» и ООО «РУВИТАЛ» и справки о заработной плате супруги ФИО3, с места работы ТСЖ «Светлова» и ТСЖ «Альянс».

В ходе проверки, инициированной в июле 2021 года было установлено предоставление ФИО1 заведомо недостоверных сведений как о своих доходах, так и доходах супруги ФИО3, поскольку с 2017 года по 2021 год ФИО1 имел доход от трудовой деятельности в ООО «Квадрат», его супруга ФИО3 с 2019 года получала доход от трудовой деятельности в ТСЖ «Луч», в 2020 году в ТСЖ «Единство».

Сравнительный расчет выявил не обоснованно произведенную выплату субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг за период с 01.08.2017 года по 31.07.2021 года в сумме 54 793, 73 рублей.

В связи с чем, комиссия приняла решение излишне выплаченную сумму ФИО1 взыскать в судебном порядке.

Вышеуказанные обстоятельства дела подтверждаются заявлениями ФИО1 о предоставлении субсидии, справками о заработной плате ФИО1, ФИО3, распоряжениями о назначении субсидий, пояснительными записками, справками о доходах и суммах налога физических лиц, сравнительным расчетом, выпиской из протокола № от *** г.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт «в» пункта 60 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761).

В соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 при наличии условий, указанных в подпункте «в» пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что возврат денежных средств в бюджет и последующее принудительное взыскание в судебном порядке в случае отказа от добровольного возврата обусловлено отсутствием права на получение субсидии в последующие месяцы.

Между тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем истца, что решения о прекращении предоставления ФИО1 субсидии не принималось, ФИО1 является получателем данной меры социальной поддержки по настоящее время.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для предъявления требований о возврате выплаченной ответчику суммы переплаты субсидии за спорный период, у истца не имелось.

При этом истец не лишен возможности произвести зачет уплаченных за спорный период сумм субсидии в счет будущей выплаты субсидии.

При таких обстоятельствах, по указанным основаниям суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения за период с 01.08.2017 года по 03.03.2019 года в размере 54793,73 руб., в связи с чем, ходатайство ответчика о применении к исковым требованиям последствий пропуска срока исковой давности судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району к ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Огородникова

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2022