Дело № 2-134/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград 20 марта 2013 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Нарожного О.И.,
при секретаре Беляевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействие администрации Пушновского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальной собственности в части не приведения реестра муниципального имущества Пушновского сельсовета в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Боградского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования пушновский сельсовет о признании незаконным бездействие администрации Пушновского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальной собственности в части не приведения реестра муниципального имущества Пушновского сельсовета в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства. Мотивировав свое исковое заявление тем, что в феврале 2013 года в администрации Пушновского сельсовета прокуратурой Боградского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, в результате которой установлено, что реестр муниципального имущества, который ведется администрацией сельсовета, не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
Вместе с тем, проверка показала, что администрацией сельсовета не приняты меры к своевременному, полному и в соответствии с предъявляемыми требованиями учету муниципального имущества в установленном порядке.
В судебном заседании прокурор Боградского района Республики Хакасия Буранков Е.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Пушновский сельсовет по доверенности ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, оформила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного, заявленные требования признала в полном объеме. Суд расценивает признание представителем заинтересованного лица заявленных прокурором Боградского района требований, как согласие с заявлением.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 5 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона органы, местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 года № 424 «Об утверждении порядка веденияорганами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Порядок).
Согласно п. 3 ст. 47 Устава Пушновского сельсовета администрация поселения обеспечивает владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, ведет реестр муниципальной собственности поселения
Вместе с тем, проверка показала, что администрацией сельсовета не приняты меры к своевременному, полному и в соответствии с предъявляемыми требованиями учету муниципального имущества в установленном порядке.
(дата) прокурором Боградского района главе Пушновского сельсовета принесен протест на п.п. 3.1, 3.2 и 5.2 Положения об учете муниципального имущества и порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности Пушновского сельсовета, утв. Решением Совета депутатов Пушновского сельсовета от 23.11.2011 № 46 «Об утверждении Положения об учете муниципального имущества и порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности Пушновского сельсовета» (л.д.13-16).
(дата) администрацией Пушновского сельсовета в прокуратуру района направлена информация о результатах рассмотрения протеста прокурора, указав, что указанный протест удовлетворен, в Положение об учете муниципального имущества и порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности Пушновского сельсовета внесены изменения, к информации было приложено решение совета депутатов Пушновского сельсовета от 12 сентября 2012 года № 73 о внесении изменений в Положение об учете муниципального имущества и порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности Пушновского сельсовета. Данная информация поступила в прокуратуру (дата) (л.д.17-20).
Кроме того, прокуратурой Боградского района (дата)лавам муниципальных образований Боградского района направлялась информация о необходимости приведения муниципальной правовой базы в соответствии с федеральным законодательством (л.д.21-23).
Согласно информации администрации Пушновского сельсовета от (дата) исх. 294, поступившей в прокуратуру Боградского района (дата) о результатах рассмотрения информации прокурора района от (дата), следует, что в Положении об учете муниципального имущества и порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности Пушновского сельсовета внесены изменения в соответствии с действующим законодательством (л.д.24).
При исследовании реестра муниципального имущества Пушновского сельсовета на (дата) (л.д. 6-12) установлено, что представленный реестр муниципального имущества ведется с грубым нарушением порядка ведения реестра муниципального имущества.
Согласно п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее Порядка) объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями;
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
Пунктом 3 Порядка установлено, что ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:
- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
Пунктом 4 Порядка определено, что реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:
- наименование недвижимого имущества;
- адрес (местоположение) недвижимого имущества;
- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;
- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе:
- наименование движимого имущества;
- сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе);
- даты возникновения и прекращения права муниципальной
собственности на движимое имущество;
- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе:
- полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;
- адрес (местонахождение);
- основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;
- реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица);
- размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий);
- размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ);
- данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);
- среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.
Вместе с тем, реестр муниципального имущества Пушновского сельсовета указанным выше требованиям Порядка ведения реестра муниципального имущества не отвечает, поскольку в нем отсутствует деление по разделам, которые бы содержали в себе сведения о муниципальном движимом и недвижимом имуществе, сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях.
Кроме того, реестр не содержит в себе необходимых реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть отражены в нем, такие как:
- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;
- полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;
- адрес (местонахождение);
- основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;
- реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица);
- данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);
- среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Согласно п. 8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Однако, отсутствие в реестре муниципального имущества всех необходимых сведений является препятствием как для органа местного самоуправления по предоставлению необходимых сведений из него, так и для неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора Боградского района Республики Хакасия законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Боградского района Республики Хакасия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пушновского сельсовета по исполнению требований законодательства о муниципальное собственности в части не приведения реестра муниципального имущества Пушновского сельсовета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Обязать администрацию Пушновского сельсовета привести реестр муниципального имущества в соответствие с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 № 424 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.И. Нарожный