ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1356/20 от 22.06.2021 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело№2-33/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года г.Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.,

при секретаре Бисервой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьян К.Р. к муниципальному казенному предприятию МО г.Нягани «Няганская ресурсоснабжающая компания» о понуждении освободить земельный участок от инженерных сетей тепловодоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к муниципальному казенному предприятию МО г.Нягани «Няганская ресурсоснабжающая компания» о понуждении освободить земельный участок от инженерных сетей тепловодоснабжения.

Просят обязать ответчика освободить земельный участок по <адрес> принадлежащий Григорьян К.Р. на праве собственности от инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя 50 000руб., расходы по оплате госпошлины 300руб., расходы по отправке искового заявления 330руб.

Требования иска мотивирует тем, что Григорьян К.Р. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>. По данному земельному участку проведены сети тепловодоснабжения. Право собственности возникло дата согласно договора купли-продажи заключенного между ДИЗО Администрации города Нягани и Григорьян К.Р.

Указанные сети принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию город Нягань на основании постановления Администрации г.Нягани от дата. и Постановления Администрации г.Нягани от дата. , зарегистрировано право муниципальной собственности на данные сети..

Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением об освобождении земельного участка от инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения. Претензия истца осталась без удовлетворения.

В судебное заседание истец и представитель истца не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.

Ходатайство истца Григорьян К.Р. об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя за пределами города Нягнаи оставлено без удовлетворения, т.к. представителем истца не представлено доказательств, что он отсутствует в судебном заседании по уважительной причине.

В судебном заседании от дата. было установлено, что представитель истца не работает.

Представитель Ответчика в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

С дата ответчик Григорьян К.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>.

дата между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Нягани и Григорьяном К.Р. был заключен договор купли-продажи . Согласно указанного договора Григорьян К.Р. приобрел земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью 337кв.м. под существующую квартиру.

С дата зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером

Как следует из материалов дела, администрация города Нягань является собственником квартальной сети теплоснабжения от ТК-4 до ТП-10, внутриквартальной сети теплоснабжения, протяженностью 3076 м., возведенной в дата право собственности на которые зарегистрировано дата, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от дата, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата кадастрового паспорта.

дата Няганским городским судом ХМАО-Югры было рассмотрено гражданское дело по иску Муниципального казенного предприятия муниципального образования города Нягань «Няганскаяресурсоснабжающая компания» к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нягани, Григорьян К.Р. о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий её недействительности.

В удовлетворении требований было отказано, решение суда вступило в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от дата

Судами установлено, что МКП муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» осуществляет тепло, -водообеспечение населения города Нягань, для чего приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> от дата истцу переданы в оперативное управление объекты тепло, -водоснабжения и отведения, включая существующие магистральные, квартальные и уличные инженерные сети, в том числе и внутриквартальная сеть теплоснабжения по <адрес>.

Согласно кадастровому паспорту на объекты квартальной сети теплоснабжения, внутриквартальной сети теплоснабжения, указанные сооружения коммунального хозяйства пересекают земельные участки, в том числе с кадастровым номером

Сведения об установлении охранной зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Ссылаясь на приказ Минстроя РФ от 17.08.1992 № 97, приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ от 17.08.1992 № 197, истец полагает, что состоявшаяся в 2013 году сделка по отчуждению земельного участка в собственность ответчика Григорьяна К.Р. противоречит указанным нормативным актам, так как расположение теплосетей за забором, которым огражден участок, препятствует истцу оперативно обслуживать теплосеть, осуществлять её охрану и обеспечивать бесперебойную подачу водных и тепловых ресурсов населению города Нягани.

В соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (пункт 1).

Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы (пункт 2).

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4).

Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев (пункт 17).

Приведенные правовые нормы не заменяют решения об установлении публичного сервитута (установление права ограниченного пользования чужим земельным участком в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ)), вместе с тем они вводят ограничение прав хозяйствующих субъектов на использование принадлежащего им земельного участка, обеспечением мероприятий по сохранности действующей линии теплоснабжения и водоснабжения, в том числе ее технического обслуживания и ремонта.

Через принадлежащий на праве собственности ответчику земельный участок проходит действующая сеть теплоснабжения, принадлежащая муниципальному образованию.

В силу пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Соответственно муниципальное образование город Нягань, в лице уполномоченных органов, являясь владельцем, как сетей теплоснабжения, так и спорного земельного участка, было вправе распоряжаться последним, отчуждать земельный участок.

Сам по себе факт наличия на земельном участке сетей теплоснабжения и водоснабжения, имеющих охранные зоны, как и расположение его в охранной зоне, недействительность договора купли-продажи не влечет.

Данное обстоятельство, несмотря на отсутствие регистрации ограничений (обременений) прав пользования спорным земельным участком на момент его предоставления ответчику в Едином государственном реестре недвижимости, может быть учтено при разрешении вопроса о доступе сотрудников истца на земельный участок ответчика для обслуживания инженерных сетей.

Все возникшие разногласия, связанные с нахождением земельного участка в охранной зоне, и необходимостью доступа к нему, подлежат разрешению путем предъявления соответствующих требований об установлении сервитута, обеспечении доступа к сооружениям коммунального хозяйства и пр.

В соответствии со ст.23 Земельного кодекса РФ Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Учитывая, что на земельном участке Григорьян К.Р. находятся инженерные сети, то ответчик имеет право установить публичный сервитут.

Охранная зона тепловых сетей – 5метров.

Охранная зона - территория, в пределах которой устанавливается специальный режим охраны размещаемых объектов.

Для обеспечения безопасности населения, а также сохранности объектов: электросетевого хозяйства, электроэнергетики, магистральных трубопроводов, линейно-кабельных сооружений волоконно-оптических линий связи, газопроводов, объектов культурного наследия, и пр. – законом предусмотрено оформление таких зон на близлежащих территориях.

Установление охранной зоны гарантирует беспрепятственный доступ к объектам, расположенным на частных землях, для их ремонта и обслуживания, а также позволяет ограничить или запретить строительство и другие виды деятельности со стороны собственников земельных участков, находящихся в черте данной зоны. Ограничения зоны зависят от ее вида. Если участок полностью попадает в охранную зону, тогда ограничение распространяется на всю его территорию.

Сведения об этих зонах подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН). Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, в порядке информационного взаимодействия направляет в орган кадастрового учета решение об установлении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также подготовленные в электронной форме сведения, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон и перечень координат характерных точек границ такой зоны.

После того как ответчик зарегистрирует охранную зона земельный участок истца будет с обременением.

Учитывая, что ответчик может зарегистрировать охранную зону либо установить публичный сервитут, инженерные сети используются для нужд жителей города Нягани, истец при приобретении в собственность земельного участка знал о их существовании, то требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Григорьян К.Р. к муниципальному казенному предприятию МО г.Нягани «Няганская ресурсоснабжающая компания» о понуждении освободить земельный участок от инженерных сетей тепловодоснабжения - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.06.2021г.

Судья Баскова Л.В.