Дело № 2-78/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года Северский городской суд Томской области в составе
председательствующего судьи Кокаревич И.Н.
при секретаре Масликовой А.Л.,
помощник судьи Лавриненко А.П.,
с участием представителя истца АО ЕРКЦ - ФИО1, ответчика ФИО2, представителя третьего лица ООО «ЖЭУ-1» - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Северске Томской области гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Единый расчетно-консультационный центр» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, судебных расходов,
установил:
акционерное общество «Единый расчетно-консультационный центр» (далее - АО «ЕРКЦ») обратилось в суд с указанным иском к ФИО2, в котором с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, за период с апреля 2018 года по июнь 2020 года (исключая август, октябрь, декабрь 2018 года, февраль, апрель, август 2019 года, март 2020 года) в сумме 57 873 руб. 93 коп., почтовые расходы в сумме 240 руб. 92 коп.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 936 руб.
В обоснование требований истец указал, что жилое помещение, расположенное по [адрес], находится в собственности ФИО2 01.08.2015 между ООО «ЖЭУ-1» и собственниками помещений, расположенных по [адрес], был заключен договор подряда № ** (н) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, условия которого являются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 3.3.6. указанного договора предусматривает обязанность собственника ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, производить оплату услуг по счетам, предоставляемым ООО «ЖЭУ-1». Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что оплата ООО «ЖЭУ-1» за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и платы за иные услуги производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Ответчик имеет задолженность по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ. По агентскому договору от 01.06.2010 № **, заключенному между ООО «ЖЭУ-1» и МП ЗАТО Северск «Единый расчетно-консультационный центр», ООО «ЖЭУ-1» предоставило МП ЕРКЦ право принимать меры по своевременному внесению гражданами платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, коммунальные и иные услуги и сокращению имеющейся задолженности (направление уведомлений об имеющейся задолженности, заключение соглашений о сроке и порядке её погашения, взыскание задолженности в судебном порядке). 01.08.2014 МП «Единый расчетно-консультационный центр» преобразовано в ОАО «Единый расчетно- консультационный центр». ОАО «Единый расчетно-консультационный центр» является полным правопреемником по правам и обязательствам муниципального предприятия в отношении третьих лиц, в том числе кредиторов и должников. С 26.01.2015 ОАО «Единый расчетно-консультационный центр» переименовано в АО «Единый расчетно-консультационный центр». Бухгалтерией АО ЕРКЦ ответчику ежемесячно делались напоминания на счетах-квитанциях по оплате за жилищно-коммунальные услуги и иные услуги. В апреле 2020 г. АО ЕРКЦ обращалось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО2 25.05.2020 был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг, включенных в единый платежный документ, за период с июня 2017 г. по февраль 2020 г. (исключая август, октябрь, декабрь 2018 г., февраль, апрель, август 2019 г.) в сумме 70 840 руб. 66 коп., а также государственной пошлины в сумме 1 162 руб. 61 коп. Однако 25.05.2020 мировым судьей согласно поступившим возражениям от должника ФИО4 данный судебный приказ был отменен, в связи с чем АО ЕРКЦ вынуждено предъявить требования в порядке искового производства.
Представитель истца АО ЕРКЦ ФИО5, действующая на основании доверенности от 10.03.2020, сроком на три года, в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, отзыве на возражения ответчика, письменных пояснениях, в которых указала, что расчет платы за отопление АО ЕРКЦ производит по нормативам, утвержденным приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области» и тарифам, утвержденным приказами Департамента тарифного регулирования Томской области. Исполнителем коммунальной услуги по отоплению на территории ЗАТО Северск Томской области является АО «ОТЭК», которое с 18.06.2020 переименовано в АО «РИР». В соответствии с агентским договором № ** от 30.12.2019, заключенным между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ, последнее оказывает услуги АО «ОТЭК» по расчету объема предоставленных коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов и жилых домов г. Северска; по начислению потребителям платы за предоставленные коммунальные услуги; по приему и учету платежей потребителей за предоставленные коммунальные услуги. По представленным ответчиком чекам об оплате коммунальных и иных услуг пояснила, что внесенные ответчиком денежные средства были зачтены в счет оплаты ЖКУ за период, который был указан плательщиком, в случае не указания периода либо указания в двух квитанциях одного и того же периода, платежи засчитывались в соответствии с Правилами № 354 и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации в счет погашения имеющейся у ответчика задолженности в пределах срока исковой давности на момент внесения платежа.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, в которых указал, что в квартире, расположенной по [адрес], проживает один с января 2014 года, зарегистрировано 5 человек. Оплачивает отопление по старым нормативам. Новый норматив на отопление был повышен в декабре 2015 года на 43%. В соответствии с расчетом по потреблению тепла норматив учитывает предельно допустимые параметры (температура и давление) для системы отопления. Увеличение норматива на 43% создает потенциально опасный режим работы системы отопления для жильцов. Решением Городской Думы в январе 2016 года за январь, февраль, март и апрель из увеличенной суммы за отопление минусовалось 1032 руб. 32 коп. ежемесячно, что подразумевало возвращение к старому нормативу. С мая 2016 года начисления стали выполняться по новому нормативу после окончания отопительного сезона. В декабре 2019 года норматив был изменен в сторону уменьшения с 2,8332 Гкал до 2,2467 Гкал (уменьшение на 26%). Перерасчет за завышенный норматив за эти годы сделан не был. Не оплачивает ОДН по холодной и горячей воде, так как этот ресурс не поставляется. Ежемесячно в платежных документах начисляется 0,2 м? холодной и 0,2 м3 горячей воды, что в год составляет большое количество. При этом уборщица просит воду для уборки у жильцов дома. Поскольку ответчик проживает один, то оплачивает вывоз ТБО только за себя, с заявлением в «АБФ Система» о перерасчете он не обращался. Дополнительно пояснил, что он оплачивает жилищно-коммунальные услуги ежемесячно, но не в полном объеме, исключает оплату, с которой не согласен. Считал, что никто не имеет право перекидывать его денежные средства на другие периоды. При оплате за жилищно-коммунальные услуги он оплачивает четко за месяц. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что если оплачено больше чем нужно, то оплата должна идти за предыдущий период, а не в счет погашения долгов. АО ЕРКЦ до сих пор не произвело ему перерасчет за отопление. Считал, что АО ЕРКЦ неправомерно взыскивает с него долги за жилищно-коммунальные услуги, поскольку ответчик не нарушал права или законные интересы истца, не состоял и не состоит с истцом в каких-либо правоотношениях.
Представитель третьего лица ООО «ЖЭУ-1» - ФИО3, действующей на основании доверенности от 01.06.2020, сроком до 01.06.2021, в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, а также в письменных объяснениях представителя истца.
Представитель третьего лица АО «РИР», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно частям 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иные сроки не установлены договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые действуют с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Закрепляя в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, Кодекс наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по детализации установленного данной статьей нормативного регулирования, в том числе при определении платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в случае непредставления им показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Как следует из пп. «ж» п. 31 Правил, исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность по агентскому договору одной стороне (агенту) за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии со статьей 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 и главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
Судом установлено, следует из материалов дела, что 01.07.2010 между ООО «ЖЭУ-1» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор № **, по которому принципал (ООО «ЖЭУ-1») поручает и обязуется оплатить, а агент (АО ЕРКЦ) от своего имени, за счет и в интересах принципала обязуется осуществлять деятельность по приему платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения, включающих в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иные услуги, выполнять услуги по обработке этих платежей и осуществлять последующие расчеты с принципалом. Дополнительным соглашением от 15.05.2014 № ** к агентскому договору № ** принципал предоставил право агенту принимать меры по своевременному внесению гражданами платы за содержание и ремонт жилого помещения и иные услуги, сокращению имеющейся задолженности граждан (направление уведомлений об имеющейся задолженности, заключение соглашений о порядке и сроках ее погашения, направление предупреждений об отключении электроэнергии, взыскание задолженности в судебном порядке).
Таким образом, ООО «ЖЭУ-1» поручило АО ЕРКЦ право принимать меры по своевременному внесению гражданами платы и взыскание задолженности в судебном порядке.
Кроме того истцом заключены агентские договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Так, 26.08.2014 между ОАО «Тепловые сети» и ОАО «ЕРКЦ» заключен агентский договор № **, 17.02.2017 между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор № ** на оказание услуг по начислению, сбору и перечислению денежных средств за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, 13.02.2018 между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор № ** на оказание услуг по начислению, сбору и перечислению денежных средств за оказанные потребителями коммунальные услуги (по отоплению и горячему водоснабжению), иных услуг, 08.02.2019 между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор № ** на оказание услуг по начислению, сбору и перечислению денежных средств за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, иных услуг, 27.02.2019 между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ заключено дополнительное соглашение № 1 к агентскому договору от 08.02.2019 № **, между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор от 30.12.2019 № ** на оказание услуг по начислению, сбору и перечислению денежных средств за оказанные потребителями коммунальные услуги (по отоплению и горячему водоснабжению), иных услуг.
Условиями договоров предусмотрено, что агент обязуется осуществлять деятельность по начислению и приему платежей потребителей коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления в многоквартирных домах. Принципал поручает агенту принимать меры по своевременному внесению собственниками жилых помещений в многоквартирных домах платы за услуги горячего водоснабжения и отопления и сокращению имеющейся задолженности (в том числе взыскание задолженности в судебном порядке).
Между ОАО «Северский водоканал» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор от 19.04.2016 № **, по условиям которого принципал поручает и обязуется оплатить, а агент обязуется осуществлять деятельность по начислению и приему платежей потребителей коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, выполнение, в том числе работ по организации приема платежей граждан за холодное водоснабжение и водоотведение. Кроме того, предусмотрена обязанность агента по принятию мер по своевременному внесению собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах платы за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению и сокращению имеющийся задолженности (направление уведомлений об имеющейся задолженности, заключение соглашений о сроке и порядке погашения, направление предупреждений о приостановлении предоставления коммунальной услуги, взыскание задолженности в судебном порядке).
06.05.2013 ОАО «Городские электрические сети» и ОАО «ЕРКЦ» заключили агентский договор № **, 26.08.2014 ОАО «Городские электрические сети» и ОАО «ЕРКЦ» заключили агентский договор № **, 06.07.2018 ПАО «Томская энергосбытовая компания» и АО ЕРКЦ заключили агентский договор № **, 07.02.2019 ПАО «Томская энергосбытовая компания» и АО ЕРКЦ также заключили агентский договор № **, 31.01.2020 ПАО «Томская энергосбытовая компания» и АО ЕРКЦ заключили агентский договор № **. Согласно условиям указанных агентских договоров агент обязуется осуществлять деятельность по приему платежей потребителей за услуги электроснабжения в многоквартирных домах. Кроме того принципал поручает агенту принимать меры по своевременному внесению собственниками жилых помещений в многоквартирных домах платы за услуги электроснабжения и сокращению имеющейся задолженности (взыскание задолженности в судебном порядке).
10.12.2018 между ООО «АБФ Система» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор № ** и подписано дополнительное соглашение к нему от 23.01.2019 № **, 07.08.2019 между ООО «АБФ Система» и АО ЕРКЦ заключен агентский договор № **, 27.03.2020 между ООО «АБФ Система» и АО ЕРКЦ также заключен агентский договор № **, по условиям которых принципал поручает и обязуется оплатить, а агент обязуется осуществлять деятельность по обработке и организации сбора платежей потребителей, проживающих в многоквартирных домах г. Северска, в которых принципал является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того принципал поручает агенту принимать меры по своевременному внесению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах платы за услуги по обращению с ТКО и сокращению имеющейся задолженности (взыскание задолженности в судебном порядке).
Между МП ЗАТО Северск СМИ «Информационное агентство «Радио Северска» и МП ЗАТО Северск «ЕРКЦ» заключен агентский договор от 30.01.2009 № ** с дополнительным соглашением от 12.08.2014 № **. Договором предусмотрено, что принципал поручает агенту принимать меры по своевременному внесению гражданами платы за пользование радио и сокращению имеющейся задолженности. Агент обязан вести учет и взыскивать задолженность по платежам граждан за пользование радио.
Право принятия мер по сокращению имеющейся задолженности во взаимосвязи с приведенными положениями норм Гражданского кодекса Российской Федерации об агентском договоре, статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии у истца права на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг с ответчика.
Доводы ответчика ФИО2 о том, что АО ЕРКЦ является неуполномоченным лицом на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, внесенные в единый платежный документ, судом отклоняются, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. АО ЕРКЦ, обращаясь с настоящим иском, действовало в пределах предоставленных ему полномочий. Таким образом, АО ЕРКЦ вправе требовать взыскания задолженности по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, как агент, действующий в интересах обслуживающих организаций от своего имени.
Как следует из материалов дела, ответчик ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по [адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.07.2020 № **.
Из справки АО ЕРКЦ от 07.10.2020 № ** следует, что в указанной квартире зарегистрированы: ФИО2, В., Л., М., Ф.
Кроме того в судебном заседании установлено, что 01.08.2015 между ООО «ЖЭУ-1» и собственниками помещений, расположенных по [адрес], заключен договор подряда № ** (н) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, условия которого являются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 3.3.6. указанного договора предусматривает обязанность собственника ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, производить оплату услуг по счетам, предоставляемым ООО «ЖЭУ-1». Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что оплата ООО «ЖЭУ-1» за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и платы за иные услуги производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Указанный договор был принят общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по [адрес] (протокол от 20.05.2008 № **).
Согласно представленному истцом сводному отчету по лицевому счету ** в отношении квартиры, расположенной по [адрес], задолженность ответчика ФИО2 по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, с учетом уменьшения исковых требований, за период с апреля 2018 года по июнь 2020 года (исключая август, октябрь, декабрь 2018 года, февраль, апрель, август 2019 года, март 2020 года) составляет 57 873 руб. 93 коп.
Доводы ответчика о том, что поскольку он проживает один, то оплату услуг по обращению с ТКО должен оплачивать только за себя, суд считает несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - постановление № 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
На основании положений пункта 148(25) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе обязан: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положениям пункта 148(27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.
Как определено пунктом 67 Правил № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 148(30) Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов от физических лиц на территории Томской области утверждены приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20.07.2018 № 129 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Томской области» и приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 14.03.2019 № 41 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов от физических и юридических лиц на территории Томской области».
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности - организации общество с ограниченной ответственностью «АБФ Система» (ИНН <***>) на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, утвержден приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 27.12.2018 № 7-753/9 (755) «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в восьмой зоне деятельности - организации общество с ограниченной ответственностью «АБФ Система» (ИНН <***>) на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года», с изменениями, внесенными приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 24.06.2019 № 7-95.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
При этом, как следует из пункта 148(44) Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпунктом «б» пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56 (1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (пункт 58 Правил).
Таким образом, поскольку услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой, потребитель вправе обратиться в ООО «АБФ Система» с заявлением о перерасчете оплаты в связи с временным отсутствием зарегистрированных в жилом помещении граждан в порядке, установленном разделом VIII постановления Правительства Российской Федерации № 354.
Услуга по перерасчету размера платы за коммунальные услуги носит заявительный характер, вместе с тем, ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств обращения с указанным заявлением, напротив, ответчик в судебном заседании пояснил, что с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами он в установленном законом порядке не обращался.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в квартире зарегистрировано 5 человек, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, являющимся собственником жилого помещения, не является основанием для освобождения ответчика от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Доводы ответчика о завышенном нормативе по отоплению до декабря 2019 года, который был изменен в сторону уменьшения с 2.8332 Гкал до 2.2467 Гкал, однако перерасчет сделан не был, судом отклоняются исходя из следующего.
Исполнителем коммунальной услуги по отоплению на территории ЗАТО Северск Томской области является АО «ОТЭК», которое с 18.06.2020 переименовано в АО «Русатом Инфраструктурные решения».
Агентским договором от 30.12.2019 № **, заключенным между АО «ОТЭК» и АО ЕРКЦ, предусмотрено, что последнее оказывает услуги АО «ОТЭК» по расчету объема предоставленных коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов и жилых домов г. Северска; по начислению потребителям платы за предоставленные коммунальные услуги, в том числе с применением повышающих коэффициентов, а также пени; по приему и учету платежей потребителей за предоставленные коммунальные услуги в счет погашения начисленной за период с 01.01.2017 по 31.12.2020 платы за оказанные коммунальные услуги, в том числе с применением повышающих коэффициентов и др.
Как следует из пункта 2.1.11 агентского договора, АО ЕРКЦ обязано на основании письменных распоряжений АО «ОТЭК» производить перерасчет платы за коммунальные услуги: в случаях уточнения объемов потребления, в связи с временным отсутствием потребителей, либо за оказание услуг ненадлежащего качества, по основаниям, установленным «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ломах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, АО ЕРКЦ обязано произвести перерасчет платы за отопление только по указанию АО «ОТЭК» при наличии на то оснований.
Пунктом 42(1) Правил предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пункту 43 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В жилом доме, расположенном по [адрес], размер платы за коммунальные услуги по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории Томской области утверждены приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области».
Тарифы на отопление на 2017 год в размере 1 276, 68 руб./Гкал утверждены приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2016 № 1-888/9(963) «О тарифах на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Сибирский химический комбинат».
Тарифы на отопление с 01.07.2018 в размере 1 359, 75 руб./Гкал утверждены приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 13.12.2017 № 1-692/9(538) (ред. от 20.12.2017) «О тарифах на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Объединенная теплоэнергетическая компания».
Тарифы на отопление с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1 382, 80 руб./Гкал и с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1 521, 08 руб./Гкал утверждены приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 26.12.2018 № 9-374/9(660) «О тарифах на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), поставляемую потребителям в системе теплоснабжения ЗАТО Северск (г. Северск), включающей тепловые сети открытого акционерного общества «Тепловые сети» (ИНН <***>) акционерным обществом Объединенная теплоэнергетическая компания» (ИНН <***>) на 2019 год».
Тарифы на отопление с 01.01.2020 по 30.06.2020 не менялись.
Таким образом, расчет платы за отопление АО ЕРКЦ производит по нормативам, утвержденным приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области» и тарифам, утвержденным приказами Департамента тарифного регулирования Томской области.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что ответчику не предоставляется услуга по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению на ОДН, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 48 Правил установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
При определении приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области утверждены приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 31.05.2017 № 20 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном дом доме на территории Томской области».
Норматив и тариф за потребление коммунального ресурса по водоотведению на содержание общего имущества по [адрес], на 2020 год составляет 18, 13 руб. за 1 м3.
Норматив потребления коммунального ресурса водоотведения на содержание общего имущества по [адрес], составляет 0,050 м3 в месяц на 1 м? общей площади в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 31.05.2017 № 20, Приложение 2 к приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 15.12.2020 № 5-222/9-(495).
Как следует из акта осмотра многоквартирного дома, расположенного по [адрес], на предмет наличия на внутридомовой системе водоотведения технических устройств, позволяющих централизованной системе водоотведения в г. Северске принимать воду, используемую для содержания общедомового имущества в составе комиссии представителей АО «Северский водоканал» и ООО «ЖЭУ-1» 05.11.2020 было выявлено, что на первом этаже в подъезде № 1 и № 2 на внутридомовой системе водоотведения присутствуют технические устройства в виде ревизии (фасонной детали) канализации, позволяющие централизованной системе отведения г. Северска принимать воду, используемую для содержания общедомового имущества.
Коммунальный ресурс на водоотведении используется для технического обслуживания системы отопления, водоснабжения, включает работы по контролю технического состояния, удержанию работоспособности и исправности оборудования, наладке, подготовке к сезонной эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды путем забора воды (в зависимости от системы холодного, горячего водоснабжения, отопления, происходит забор соответствующего коммунального ресурса). Ремонты и замена внутридомовых инженерных сетей, отопительных приборов, запорной арматуры на личном имуществе также ведет к опорожнению находящихся под давлением внутридомовых сетей. По этому периодичность потребления коммунального ресурса и его объем на содержание общего имущества фактически не определяется, а является постоянным, циклическим процессом в домах не оборудованных общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов.
Доводы ответчика о том, что никто не имеет право перекидывать его денежные средства на оплату за жилищно-коммунальных услуг за другие периоды, суд не может принять во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 118 Правил предусмотрено, что в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» предусмотрено, что денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе. Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ). В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
Поскольку ответчик ФИО2 при внесении платежей указывал платежные периоды, то внесенные ответчиком денежные средства подлежали зачету за указанный в платежном документе период в размере начислений за данный период, а оставшаяся сумма - распределению на оплату периода ранее образованной задолженности.
Согласно представленному истцом расчету начисления и оплаты за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, задолженность по лицевому счету ** в отношении квартиры, расположенной по [адрес], за период с апреля 2018 года по июнь 2020 года (исключая август, октябрь, декабрь 2018 года, февраль, апрель, август 2019 года, март 2020 года) составляет 57 873 руб. 93 коп.
Расчет задолженности судом проверен и признан правильным, поскольку он соответствует утвержденной стоимости платы за жилое помещение и тарифам на коммунальные и иные услуги. Начисление по оплате за содержание и текущий ремонт, отопление, включенное в единый платежный документ, определено исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
Начисление платы произведено в следующем порядке: за содержание и текущий ремонт путем умножения общей площади жилого помещения на размер платы, установленный решением общего собрания собственников помещений, за отопление - путем умножения общей площади жилого помещения на соответствующий тариф.
Расчет платы за электроснабжение произведен путем умножения тарифа по услуге на количество потребленных кВт/ч.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитан и распределен между потребителями пропорционально размеру площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Доказательств, опровергающих расчет истца или неправильности исчисления размера задолженности ответчиком, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании с ФИО2 задолженности по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг, включенных в единый платежный документ, за период с апреля 2018 года по июнь 2020 года (исключая август, октябрь, декабрь 2018 года, февраль, апрель, август 2019 года, март 2020 года) в сумме 57 873 руб. 93 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом понесены почтовые расходы в размере 240, 92 руб., связанные с выполнением обязательных требований пункта 6 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по направлению ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, перед подачей иска в суд, что подтверждается кассовым чеком от 10.10.2020 № ** на сумму 240, 92 руб., почтовой описью от 10.10.2020, указанные расходы признаются судом необходимыми, в связи с чем, указанные почтовые расходы должны быть взысканы с ответчика в пользу истца.
Истцом АО ЕРКЦ при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 2 271, 72 руб., что подтверждается платежными поручениями от 03.04.2020 № **, от 09.10.2020 № **.
В ходе рассмотрения дела истцом были уменьшены исковые требования до 57 873 руб. 93 коп., государственная пошлина подлежала уплате в размере 1 936,22 руб.
Согласно пункту 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
С учетом изложенных обстоятельств, положений закона, результатов рассмотрения дела, с учетом уменьшения истцом размера исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика ФИО2 в пользу истца АО ЕРКЦ понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 936,22 руб., в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить истцу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 335,50 руб., уплаченную согласно платежному поручению от 03.04.2020 № **.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования акционерного общества «Единый расчетно-консультационный центр» к ФИО2 удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу акционерного общества «Единый расчетно-консультационный центр» задолженность по оплате за жилищно-коммунальные и иные услуги, включенные в единый платежный документ, за период с апреля 2018 года по июнь 2020 года (исключая август, октябрь, декабрь 2018 года, февраль, апрель, август 2019 года, март 2020 года) в сумме 57 873 (Пятьдесят семь тысяч восемьсот семьдесят три) руб. 93 коп., почтовые расходы в сумме 240 (Двести сорок) руб. 92 коп.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 936 (Одна тысяча девятьсот тридцать шесть) руб. 22 коп.
Возвратить акционерному обществу «Единый расчетно-консультационный центр» из бюджета муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» государственную пошлину в размере 335 (Триста тридцать пять) руб. 50 коп., уплаченную согласно платежному поручению от 03.04.2020 № **.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий И.Н. Кокаревич
УИД 70RS0009-01-2020-005074-77