РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 28 октября 2021 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Синицыной К.Н.,
с участием:
истца – ФИО1,
представителя истца – адвоката Романенко Л.В., предъявившей ордер от ......***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1357/2021 по иску ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное промышленно-строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний о незаконном завышении цен на продовольственные товары, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное промышленно-строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России, предприятие) о незаконном завышении цен на продовольственные товары, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование поданного искового заявления он указал, что ...... Президент Российской Федерации П. высказал мнение о завышении цен на продукты питания и предложил усилить контроль.
...... между Минсельхозом, Минпромторгом, поставщиками и торговыми сетями было подписано соглашение о регулировании цен на основные .......... вида продуктов питания с ...... по ......
...... Правительство Российской Федерации продлило ограничение цен, указав о стоимости сахара в розницу до ...... – .......... рублей за .......... кг, а масла подсолнечного до ...... – .......... рублей за .......... л.
Вместе с тем ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России, в котором он приобретает указанные продовольственные товары, продаёт их по завышенной цене: в ...... г. стоимость .......... кг сахара составляла .......... рубля, а подсолнечного масла – .......... рублей. По состоянию на ................ кг сахара стоил .......... рублей, а .......... л масла подсолнечного – .......... рублей.
Им предприятию была подана претензия, ответ на которую он не получил.
Приобретение товаров по безналичному расчёту по завышенным ценам через бухгалтерию ИК-6 нарушает его права как потребителя, причиняет ему нравственные и физические страдания.
Просил: признать, что ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России нарушило его права как потребителя, незаконно завысив цены на .......... продукта питания в магазине, расположенном в ФКУ ИК-6, и присудить справедливую компенсацию в сумме 100 000 рублей, взыскать в его пользу штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в порядке подготовки к рассмотрению дела для дачи заключения по делу было привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – УФАС по Красноярскому краю) (т. ..........).
Представитель ответчика, УФАС по Красноярскому краю, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнил исковые требования, указав, что не согласен со стоимостью ..........-х, а не ..........-х продовольственных товаров, а именно, сахара-песка и масла подсолнечного. Суду пояснил, что Президент Российской Федерации П. сказал, что при завышении цен более чем на 10% от установленных, необходимо обращаться в надзорные органы. Был подписан приказ ФСИН, по которому стоимость сахар должна быть .......... рублей за .......... кг, а масла подсолнечного .......... рублей за .......... л. ...... Президентом Российской Федерации подписан Указ, в соответствии с которым разморожены цены на сахар, а цены на масло подсолнечное сохранены до ...... Цены на предприятии, в котором он покупает сахар-песок и масло подсолнечное, в .......... раза превышают цены, установленные Правительством Российской Федерации, чем нарушаются его права как потребителя. Продукты питания он приобретает путём заполнения бланков заявлений и безналичного перечисления денежных средств с его счёта за приобретённые товары (т. ..........).
Представитель истца – адвокат Романенко Л.В. исковые требования поддержала в полном объёме.
В представленном в суд отзыве на исковое заявление ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России указало, что предприятие не согласно с заявленными истцом требованиями, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Предприятие является коммерческой организацией, входит в состав уголовно-исполнительной системы, находится в ведомственном подчинении ФСИН и осуществляет свою деятельность на основании устава, утверждённого приказом ФСИН от ......***.
Реализация осужденным и лицам, содержащимся под стражей, товаров осуществляется магазинами при учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее – ИК-6).
Поставка товаров для реализации в магазинах при учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется предприятием по договорам, заключённым в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем предприятием проводятся конкурентные закупки для поставки продуктов питания в магазины при учреждениях уголовно-исполнительной системы. Розничные цены на товары устанавливаются централизованно и формируются предприятием в соответствии с уровнем среднерегиональных розничных цен России для недопущения реализации продуктов питания и товаров первой необходимости по завышенным ценам. В каждом регионе действуют единые розничные цены, ежемесячно проводится их мониторинг.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 2094 Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации постановлено заключить соглашения с хозяйствующими субъектами – производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
По результатам подписания соглашений цены на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное установлены в размере .......... рублей за .......... л, а на сахар-песок – .......... рублей за .......... кг.
Приложением *** определён перечень субъектов Российской Федерации, в которых для организаций торговли допускается установление повышающих коэффициентов.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2020 г. № 1370-рп установлен повышающие коэффициенты на сахар-песок и масло подсолнечное.
При этом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с предприятием соглашений не заключалось. Факт причинения истцу морального вреда ФИО1 не доказан, причинно-следственная связь между установлением цен и моральными страданиями истца не установлена. Заявленный размер компенсации морального вреда не обоснован. Основания для взыскания с предприятия штрафа отсутствуют.
Просило отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объёме (т. ..........).
Выслушав посредством систем видеоконференц-связи истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1002 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Правилами п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Потребителем, согласно преамбуле указанного закона, является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Исходя из положений ч. 10 ст. 16, ч. 6 ст. 74 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных ст. 127 УИК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 127 УИК РФ порядок отбывания наказания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях в части, касающейся расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, количества и вида свиданий, количества посылок, передач и бандеролей, определяется статьёй 125 настоящего Кодекса.
Пунктом «а» ч. 3 ст. 125 УИК РФ предусмотрено, что осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч шестисот рублей.
Согласно ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
В силу п. 5 Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы, утверждённого приказом Минюста Российской Федерации от 3 сентября 2007 г. № 178, на режимной территории запрещается размещать торговые точки и осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин).
Как указано в п. 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 и зарегистрированных в Минюсте России 26 декабря 2016 г. № 44930 (далее – Правила), для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях (далее – ИУ) организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.
Для осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа (далее – ПКТ), единых помещениях камерного типа, одиночных камерах (далее – ЕПКТ), безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение № 12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении (п. 107 Правил).
Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости для лиц, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, производится два раза в месяц (п. 108 Правил).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (далее – Положение о ФСИН России) ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
К основным задачам ФСИН, согласно п. 3 Положения о ФСИН России, относятся: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (пп. 1); обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей (пп. 3).
Пунктом 5 Положения о ФСИН России установлено, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В силу п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 19 указанного Закона федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечнем видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 89, установлено, что в уголовно-исполнительную систему входят, в том числе предприятия, осуществляющие торговлю.
В силу п. п. 1, 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Пунктом *** Устава ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний, утверждённого приказом ФСИН России от 15 октября 2015 г. № 957 (т. ..........), определено, что предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Предприятие является коммерческой организацией, юридическим лицом, входит в состав уголовно-исполнительной системы и находится в ведомственном подчинении ФСИН (п. п. *** Устава).
К видам услуг, оказываемых предприятием, как указано в п. *** Устава, относятся: выполнение функций государственного заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; оптовая и розничная торговля.
Пунктом 1 ст. 26 февраля 2018 г. № 160 «Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика» установлено, что в соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФСИН России, территориальные органы ФСИН России, учреждения и иные организации уголовно-исполнительной системы осуществляют полномочия заказчика по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для заказчиков, входящих в уголовно-исполнительную систему в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Из материалов дела следует, что ФИО1, осужденный к пожизненному лишению свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-6.
Торговую деятельность в магазине, расположенном на территории указанного исправительного учреждения, осуществляет ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний. Помещение торгового зала предоставлено предприятию учреждением УФСИН России по Хабаровскому краю по договору безвозмездного пользования по согласованию с ФСИН России, что подтверждается письмами ФСИН России от ...... № *** и Управления ФСИН России по Хабаровскому краю от ...... № *** (т. ..........).
Из представленных ФИО1 розничных прайс-листов за ...... г. и ...... видно, что в магазине ответчика ФКУ ИК-6 в ...... г. стоимость масла подсолнечного «..........» нерафинированного .......... л составляла – .......... рубля, масла подсолнечного «..........» рафинированного .......... л – .......... рублей, сахара-рафинада «..........» .......... кг – .......... рубля, сахара-рафинада «..........» .......... кг – .......... рубля, а по состоянию на ...... стоимость масла подсолнечного «..........» рафинированного .......... л была .......... рублей, масла подсолнечного «..........» рафинированного .......... л – .......... рублей, масла подсолнечного «..........» рафинированного .......... л – .......... рублей, сахара-рафинада «..........» .......... кг – .......... рублей, сахара-рафинада «..........» .......... кг – .......... рублей (т. ..........).
Согласно кассовым чекам ФИО1: ...... было приобретено .......... кг сахара-рафинада «..........» на сумму .......... рублей (стоимость .......... кг сахара-рафинада «..........» составила .......... рубля); ...... им вновь приобретён сахар-рафинад «..........», при этом количество приобретённого товара в кассовом чеке не видно, а ФИО1 ручкой дописано «.......... рублей»; ......ФИО1 приобретено масло подсолнечное «..........» рафинированное .......... л. по цене .......... рублей.
Вместе с тем исковое заявление направлено ФИО1 в суд почтой ...... и поступило в Тулунский городской суд ...... (т. ..........), то есть до приобретения ФИО1 масла подсолнечного «..........».
В справке на запрос суда ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю указало, что осужденный ФИО1 в период с ...... по ...... приобрёл в магазине учреждения согласно заявлению сахар в количестве .......... кг на сумму .......... рубля. Масло растительное за данный период осужденным не приобреталось.
Из приложенного к справке заявления (товарного чека) от ...... видно, что ФИО1 было приобретёно .......... кг сахара на сумму .......... рубля (стоимость .......... кг составила .......... рубля).
Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на продовольственные и непродовольственные товары не подлежат государственному регулированию.
Таким образом, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет цены на регулируемые товары с учётом положений действующего законодательства Российской Федерации о торговой деятельности.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) определено, что торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле).
Пунктом 7 ч. 2 ст. 8 Закона о торговле предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: ассортимент продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах.
В силу ч. 3 ст. 8 Закона о торговле указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона о торговле цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учетом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона положений.
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Частью 4 ст. 8 Закона о торговле определено, что в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней (ч. 5 ст. 8 Закона о торговле).
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 8 Закона о торговле).
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 530, и в нём указаны масло подсолнечное и сахар-песок.
Пунктом 3 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530, определено, что предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.
14 декабря 2020 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости».
В п. 1 указанного постановления определено, что для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно, на сахар-песок и масло подсолнечное (далее – продовольственные товары), Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключить соглашения с хозяйствующими субъектами – производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее – соответственно хозяйствующие субъекты, соглашения).
Пунктом 7 данного постановления (с изменениями) предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его подписания и действует в части сахара-песка до 1 июня 2021 г., в части масла подсолнечного до 1 октября 2021 г.
16 декабря 2020 г. между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством образования торговой сети и хозяйствующими субъектами – производителями продовольственных товаров, а также Ассоциациями и Союзами, представляющими их интересы, были заключены соглашение о принятии мер по снижению и поддержанию цен на масло подсолнечное и соглашение о принятии мер по снижению цен на сахар-песок белый российского производства (далее – соглашения).
В п. 1 соглашения о принятии мер по снижению и поддержанию цен на масло подсолнечное указано, что для целей данного соглашения под товаром понимается масло подсолнечное рафинированное, дезодорированное, произведённое на территории Российской Федерации без смешивания с другими видами масел, без примесей и добавок, в потребительской упаковке (за исключением индивидуальной потребительской упаковки типа спрей/аэрозоль).
Как указано в п. 1 соглашения о принятии мер по снижению цен на сахар-песок белый российского производства, для целей данного соглашения под товаром понимается сахар-песок белый ГОСТ 33222-2015, категории ТС-2, произведённый на территории Российской Федерации из сырья, выращенного на территории Российской Федерации, без смеси с другими видами сахара, без примесей и добавок, упакованный в мешки по .......... кг.
Расфасованным товаром является товар, упакованный в потребительскую упаковку (за исключением индивидуальной потребительской упаковки типа дой-пак с крышкой дозатором и порционных стиков).
Пунктом 2.1.2 соглашений предусмотрено, что организация торговли обязуется установить розничные цены при реализации масла подсолнечного в размере, не превышающем .......... рублей в пересчёте на .......... л, и расфасованного сахара-песка в размере, не превышающем .......... рублей в перерасчёте за .......... кг, включая НДС, и не увеличивать указанные цены в течение срока действия данных соглашений.
По решению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (по перечню, предусмотренному приложение № 1 к этим соглашениям) для организаций торговли могут устанавливаться повышающие коэффициенты к розничной цене, указанной в п. 2.1.2 настоящего соглашения.
В п. 10 Перечня субъектов Российской Федерации, в которых допускается установление повышающих коэффициентов для организаций торговли, являющегося приложением № 1 к соглашениям, указан Хабаровский край.
В судебном заседании было установлено, и данный факт не оспаривался сторонами, что ФКУ ИК-6, в котором отбывает наказание ФИО1, находится в Амурском районе Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2020 г. № 1370-рп «Об установлении повышающих коэффициентов к ценам на сахар-песок и масло подсолнечное» по группе, в которую входит Амурский муниципальный район, установлен повышающий коэффициент к розничным ценам на масло подсолнечное – 1,155 (приложение № 2), а на сахар-песок – 1,435 (приложение № 1) (т. ..........).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 мая 2021 г. № 352-рп в распоряжение от 22 декабря 2020 г. № 1370-рп были внесены изменения в части размера повышающего коэффициента, и для Амурского муниципального района он по маслу подсолнечному составил 1,273 (приложение № 2), а для сахара-песка – 1,565 (т. ..........).
Вместе с тем из соглашений усматривается, что они не подписаны ответчиком – ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России.
В информации от ......*** Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю также указало, что по состоянию на ...... в реестре лиц, присоединившихся к соглашению о принятии мер по снижению и поддержанию цен на масло подсолнечное от ......, реестре лиц, присоединившихся к соглашению о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар-песок белый российского производства от ......, сведения о ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России ответствуют (т. ..........).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ...... ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России было утверждено извещение об осуществлении конкурентной закупки, в том числе по кодам закупки по классификатору ОКПД 2: 10.41 – масла и жиры .......... шт., 10.8.1 – сахар – .......... шт., для поставки этих товаров, в числе прочих в магазин при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (т. ..........).
В извещении об осуществлении конкурентной закупки указано, что единицы измерения товара указаны в приложении *** к документации о закупке (т. ..........).
Из технического задания, являющегося приложением *** к документации о закупке, следует, что максимальная стоимость за единицу товара (руб.) с учётом НДС для масла подсолнечного «..........» рафинированного объёмом .......... л (п. ***) составляет .......... рублей (т. ..........), сахара-песка (..........) .......... кг – .......... рублей (п. ***), сахара-песка – «..........» .......... кг – .......... рубль (п. ***) (т. ..........).
Стоимость продуктов питания по техническому заданию была сформирована на основании коммерческих предложений: ООО «ОптимаСервис», ООО «Альтернатива» и ООО «ТК РТС» (т. ..........).
По результатам электронных торгов ...... между ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России и ООО «ОптимаСервис» был подписан договор на поставку продовольственных товаров *** (далее – договор) (т. ..........).
Согласно п. *** договора поставка продовольственных товаров производится в соответствии ассортиментом, качественными характеристиками, указанными в спецификации – приложении *** к договору.
В соответствии со спецификацией стоимость сахара-песка (..........) .......... кг составляет .......... рублей (п. ***), сахара-песка – «..........» .......... кг – .......... рублей (п. ***), масла подсолнечного «..........» рафинированного объёмом .......... л - .......... рублей (п. ***) (т. ..........).
Пунктом *** договора определено, что период поставки товара: в течение ..........-х календарных месяцев с даты заключения договора, но не ранее ...... Поставка каждой партии товара осуществляется в течение ..........-х дней с момента направления заявки грузополучателя.
Таким образом, срок поставки товаров – до ......
В ответе от ...... № *** обращение ФИО1 ФСИН России указало, что по результатам проверки установлено, что розничные цены на товары (продукты), реализуемые в магазине, расположенном на территории ФКУ ИК-6, не превышают максимальные значения рыночных цен, рассчитанные методом, аналогичным методу сопоставимых рыночных цен на идентичные (однородные) товары, реализуемые в близлежащих к ФКУ ИК-6 сторонних магазинах.
В целях недопущения завышения цен на товары (продукцию), реализуемые в магазине, расположенном на территории ФКУ ИК-6, предприятием ежемесячно производится мониторинг розничных цен на одноименные товары, реализуемые в регионе.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» и распоряжения Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2020 г. № 1370-рп «Об утверждении повышающих коэффициентов к розничным ценам на сахар-песок и масло подсолнечное» предприятием на основании распоряжения от 30 декабря 2020 г. № 135-р «О переоценке продовольственных товаров, реализуемых в магазинах при учреждениях УФСИН России по Хабаровскому краю» произведена переоценка стоимости сахара-песка (.......... кг) в магазинах, расположенных на территории учреждений УФСИН России по Хабаровскому краю, снижена с .......... рублей до .......... рублей, масла подсолнечного (.......... л) со .......... рублей до .......... рублей (т. ..........).
Из сравнительных мониторингов цен на товары магазина Торгового отделения учреждений ФСИН России по Хабаровскому краю за ...... г. и ...... г. следует, что цена сахара-песка (..........) .......... кг и масла подсолнечного рафинированного «..........» .......... л была ниже рыночной (т. ..........).
В информации от ......*** УФАС по Красноярскому краю указало, что жалобы на действия ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России по вопросам, отнесённым к компетенции антимонопольного органа (злоупотребление доминирующим положением, установление монопольно высокой или монопольно низкой цены), в адрес Красноярского УФАС России не поступали, фактов нарушения антимонопольного законодательства о торговой деятельности в действиях ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России не установлено (т. ..........).
Согласно п. *** Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утверждённой приказом Минюста Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 356 (далее – Инструкция), для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем. Лицевому счету присваивается номер, состоящий из начальной буквы фамилии осужденного и номера личного дела, который регистрируется в оборотной ведомости движения личных денег.
Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом *** Инструкции предусмотрено, что списание денег с лицевых счетов при покупке товара в магазине ИУ, СИЗО производится на основании чека контрольно-кассового аппарата или чека по форме ..........***.
После записи в лицевом счете подсчитывается остаток денег, который подтверждается подписью лица, производившего приобретение товара.
В конце рабочего дня на основании лицевых счетов, по которым произведены записи, продавцом в присутствии сотрудника бухгалтерии составляется акт в двух экземплярах: первый экземпляр остается у продавца и служит основанием для списания стоимости проданных товаров, а второй - с чеками на приобретенные товары передается в бухгалтерию. Чеки на приобретенные товары хранятся в бухгалтерии один месяц, а затем уничтожаются по акту.
Из представленных ФИО1 кассовых чеков от ......, ...... усматривается, что им приобретался сахар-рафинад, а не сахар-песок, в связи с чем несостоятельными являются его доводы о нарушении Закона о защите прав потребителей на основании соглашений от ......
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В исковом заявлении ФИО1 указал, что цены были завышены ответчиком в ...... г. (т. ..........). Вместе с тем кассовый чек о приобретении масла подсолнечного «..........», представленный ФИО1, датирован ......, а кассовый чек о повторном приобретении сахара-рафинада – ......
Статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. п. 1, 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России соглашения от ...... не подписывались, ФИО1 доказательств приобретения сахар-песка и масла подсолнечного в указанный в иске период в суд не представлено, как не представлено доказательств завышения ответчиком цен на спорные продукты питания, причинения истцу морального вреда действиями ответчика, то исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец ФИО1 был освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу в суд искового заявления на основании пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное промышленно-строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний о незаконном завышении цен на продовольственные товары, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева
Решение принято судом в окончательной форме 8 ноября 2021 г.