№ 2-1358/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2018г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Селезневой Е.Д.
с участием:
представителя истца (представителя ответчика по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «ОЭЗ») ФИО1, выступающей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО2 - ФИО3, выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – акционерного общества «Особые экономические зоны» - ФИО4, выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – акционерного общества «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» - ФИО4, выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело
по исковому заявлению ФИО5 к ФИО2 об установлении сервитута, возмещении упущенной выгоды,
по исковому заявлению третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - акционерного общества «Особые экономические зоны» к ФИО2, ФИО5 об установлении сервитута,
установил:
ФИО5 обратился в суд с иском, с учетом заявления об увеличении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФИО2 об установлении сервитута, возмещении упущенной выгоды, в котором просит:
- установить сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования: для садоводства, по адресу: находящегося в общей долевой собственности ФИО5 и ФИО2 с правом проведения работ по прокладке, ремонту и обслуживанию линий; с целью: для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта инженерной инфраструктуры: высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов ОЭЗ в г. Томске (участок N1, район Академгородка) по адресу: ; со сферой действия: в соответствии со схемой; в интересах АО «ОЭЗ»; на срок: с даты вступления в законную силу решения суда до ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшей пролонгацией; в пределах границ, определенных в схеме; предоставив АО «ОЭЗ» право беспрепятственно, в любое время суток осуществлять проход на данный участок в целях обеспечения строительства и эксплуатации линейного объекта; с оплатой 8 742 рублей в месяц с даты государственной регистрации сервитута, ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления на расчетный счет ФИО5, ФИО2, в том числе 7 285 рублей ФИО5 и 1 457 рублей ФИО2; за неполный период (месяц) - пропорционально количеству дней действия сервитута в месяце к количеству дней данного месяца;
- взыскать с ФИО2 в ее пользу упущенную выгоду в размере 36 425 рублей за пять месяцев с января по май 2018 г.
В обоснование заявленных требований указано, что ей и ответчику принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования: для садоводства, по адресу: доли принадлежат ей, а ответчику ... доли.
В 2010 году департамент строительства и архитектуры Томской области разрешил акционерному обществу «Особые экономические зоны» (далее - АО «ОЭЗ») строительство линейного объекта инженерной инфраструктуры: высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов ОЭЗ в г. Томске.
Данная электролиния проходит по ряду земельных участков, находящихся в с.т. «Звездный», в том числе по спорному земельному участку.
Для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта АО «ОЭЗ» необходимо право ограниченного пользования частью земельных участков.
С этой целью было разработано соглашение, в котором предусмотрены все условия, в том числе порядок ограниченного пользования, права и обязанности сторон, размер платы за сервитут по результатам оценки специализированной организацией. В отношении земельного участка № размер платы составляет 8 742 рубля в месяц, из которых 7 285 рублей подлежат выплате ФИО5 и 1 457 рублей - ФИО2
На настоящий момент соглашения заключены со всеми собственниками земельных участков в с.т. «Звездный», попавшими в зону строительства, кроме собственников земельного участка № Все подписавшие соглашения лица с января 2018 г. получают плату за сервитут.
Она и АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск», выступающее от имени АО «ОЭЗ» подписали соглашение, однако ответчик уклоняется от его заключения.
В результате он лишен возможности получать компенсацию за фактически существующее обременение. По вине ответчика он не получил компенсацию в размере 36 425 рублей за пять месяцев с января по май 2018 г.
Вместе с тем также нарушаются права АО «ОЭЗ», поскольку сервитут устанавливается в его интересах. Без его установления не возможно осуществлять проход на участок в обеспечение строительства и эксплуатации линейного объекта.
Таким образом, ответчик, являясь собственником доли в 6 раз меньше чем у него, не дает ему воспользоваться своим правом на получение платы, а третье лицо ставит в такое положение, при котором один земельный участок находится без установления сервитута, что лишает смысла строительства и эксплуатации социально значимого объекта.
Следовательно, в поведении ответчика усматривается злоупотребление правом.
19.06.2018 третье лицо - АО «ОЭЗ» вступило в дело с самостоятельными требованиями к ФИО2 об установлении сервитута на земельном участке с кадастровым номером ....
09.08.2018 по требованиям АО «ОЭЗ» судом привлечен соответчик ФИО5, поскольку в предмете спора решался вопрос о праве ФИО5
С учетом уточнения требований от 22.08.2018, третье лицо АО «ОЭЗ» просило:
- установить сервитут на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0110003:63, с видом разрешенного использования: для садоводства, по адресу: ; принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО5 в размере ... доли и у ФИО2 в размере ... доли: с целью: для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта инженерной инфраструктуры: высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов ОЭЗ в г. Томске (участок №1, район Академгородка) по адресу: со сферой действия: в соответствии со схемой границ сервитута на кадастровом плане территории ...;- на срок до ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшей пролонгацией; - по окончании срока установления сервитута с обязанностью акционерного общества «Особые экономические зоны» привести земельный участок с кадастровым номером ... в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; с оплатой 8 742 рублей в месяц с даты государственной регистрации сервитута, ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления акционерным обществом «Особые экономические зоны» на расчетный счет, указанный ФИО5, ФИО2, в том числе 7 285 рублей ФИО5 и 1 457 рублей ФИО2; с перечислением первого платежа в течение 10 рабочих дней с даты государственной регистрации сервитута; за неполный период (месяц) - пропорционально количеству дней действия сервитута в месяце к количеству дней данного месяца; предоставив акционерному обществу «Особые экономические зоны» право беспрепятственно, в любое время суток осуществлять проход на данный участок в целях обеспечения строительства и эксплуатации линейного объекта,
- взыскать в пользу АО «Особые экономические зоны» с ФИО2 в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 6 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что АО «Особые экономические зоны», 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, осуществляет строительство объектов инфраструктуры особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» за счет бюджетных денежных средств, внесенных в уставной капитал общества.
ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства и архитектуры Томской области выдал разрешение на строительство высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов особой экономической зоны в г. Томске.
В настоящее время объект практически завершен строительством. Для строительства, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, дальнейшей регистрации объекта в собственность, его эксплуатации АО «ОЭЗ» необходимо наличие правоустанавливающих документов на все земельные участки (части участков), на которых располагается объект.
Для указанных целей с рядом собственников земельных участков АО «ОЭЗ» были заключены соглашения об установления сервитута в отношении частей участков, по которым проложен объект.
Иная возможность реализовать свое право пользования принадлежащим АО «ОЭЗ» объектом отсутствует.
В этой связи необходимо установить сервитут на части земельного участка с кадастровым номером ..., принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО5 в размере ... доли и ФИО2 в размере 1/6 доли.
ФИО5 согласился с условиями соглашения и подписал его, вместе с тем ФИО2 соглашение не подписано.
В судебное заседание истец ФИО5 (ответчик по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «ОЭЗ»), ответчик ФИО2 по иску ФИО5 и по требованиям третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «ОЭЗ» не явились, извещены надлежащим образом. О причине не явки не сообщили.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Представителя ФИО5 - ФИО1 настаивала на удовлетворении его исковых требований, признала требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «ОЭЗ», считала их законными и обоснованными. Дополнив о том, что рассматриваемый случай является исключительным, установление сервитута является единственным способом обеспечения основных потребностей АО «ОЭЗ» при строительстве и эксплуатации линейного объекта. Данное ограничение является для них незначительным, является исключительным обстоятельством, которое обусловлено государственными задачами. Нахождение у АО «ОЭЗ» частей земельных участков под опорами по договору аренды не нарушает правила установления сервитута для линейных объектов.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – АО «ОЭЗ» и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» - ФИО4 оставил разрешение требований ФИО5 на усмотрение суда, вместе с тем настаивал на удовлетворении требований АО «ОЭЗ» по основаниям, изложенным в заявлении с учетом уточнения требований в настоящем судебном заседании.
Представителя ответчика ФИО2 - ФИО3 исковые требования ФИО5 и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – АО «ОЭЗ» не признал, по основаниям, изложенным в отзывах, суть которых сводится к следующему.
Так, истец ФИО5 просит установить сервитут не в своих интересах, а в интересах АО «ОЭЗ», понуждая ответчика заключить соглашение с АО «ОЭЗ». Доказательств, обращения АО «ОЭЗ» к ФИО2 с просьбой заключить соглашение об установлении сервитута не представлено. Истец собственником линейного объекта не является.
По требованиям АО «ОЭЗ» считает, что материалы дела не содержат подтверждений о том, на каком праве принадлежит АО «ОЭЗ» земельный участок под опорами линейного объекта. Из пояснений представителя АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» следует, что часть земельного участка под опорами линейного объекта находится в пользовании по договору аренды, заключенному с муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации г. Томска. Являясь арендатором, АО «ОЭЗ» обладает обязательственным правом, при этом требует для себя установление вещного права – сервитута. Возможность установления сервитута в интересах арендатора земельного участка по его требованиям действующим законодательством не предусмотрено. АО «ОЭЗ» не относится к категории лиц, указанных в п.п. 1,4 ст. 274 ГК РФ. Также, право собственности АО «ОЭЗ» на сам линейный объект в установленном законом порядке до настоящего времени не оформлен. Данный линейный объект построен через земельный участок ответчика без его предварительного разрешения. Кроме того, у АО «ОЭЗ» есть иные способы, установленные главой 34 ГК РФ для защиты права, так путем разрешения вопроса об установлении сервитута через арендодателя.
Таким образом, АО «ОЭЗ», как лицо не являющееся ни собственником соседнего участка, ни любого другого объекта недвижимости, для использования которого на испрашиваемый участок необходимо установить сервитут, не имеет права от своего имени и в своих интересах требовать установления сервитута.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО5 не подлежащими удовлетворению, требования АО «ОЭЗ» подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Рассматривая данный спор суд исходит из положений ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 2 статьи 274 ГК РФ).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, а также в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка (статья 276 ГК РФ).
На основании ч.ч. 1,2, ст. 32.1 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в границах особых экономических зон допускается установление сервитутов в целях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Сервитуты в границах особой экономической зоны могут устанавливаться в целях:
1) строительства линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог), размещаемых в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации таких линейных сооружений;
2) прохода, проезда, провоза через земельный участок строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
3) строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
4) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных надписей, геодезических знаков для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
5) проведения изыскательских, исследовательских и других работ для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
6) проведения работ по защите территорий, предназначенных для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны, от затопления и подтопления.
В случае, если установление сервитута в границах особой экономической зоны приводит к невозможности использования земельного участка или его части, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать возмещения причиненных убытков.
В судебном заседании установлено, что стороны ФИО5 и ФИО2 являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования: для садоводства, по адресу:
ФИО5 принадлежит на праве собственности ... доли в праве общей долевой собственности, зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО2 принадлежит на праве собственности ... доли в праве общей долевой собственности, зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ между правительством Российской Федерации, администрацией Томской области, и администрацией г. Томска заключено дополнительное соглашение № к соглашению о создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от ДД.ММ.ГГГГ№, которым устанавливается согласно Приложению перечень планируемых к строительству объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, среди которых значится прокладка двухцепной трассы ВЛ 110 кВ ПС «Зональная» - ПС «ОЭЗ» в г. Томске.
Земельный участок по адресу: г. Томск, район Академгородка, кадастровый номер ... имеет разрешенное использование – для организации особой экономической зоны технико-внедренческого типа (т. 1 л.д. 165).
ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства и архитектуры Томской области выдал ОАО «ОЭЗ» разрешение на строительство высоковольтной электролинии ВЛ - 110 ВЛ для электроснабжения объектов особой экономической зоны в г. Томске в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики: протяженность двухцепной воздушной линии напряжением 110 кВ - 4,85 км.,
Для электроснабжения объектов особой экономической зоны в г. Томске (участок № 1 в районе Академгородка) АО «ОЭЗ» ведется строительство линий электропередачи от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» (далее – объект, линейный объект), что подтверждается представленными договорами подряда, фототаблицей в отчете № ООО «...».
Так, строительство данного объекта: трансформаторная подстанция ПС «ОЭЗ»110/35/10 кВ для энергоснабжения объектов ОЭЗ, двухцепная трасса ВЛ 110 кВ ПС «Зональная» - ПС «ОЭЗ», здание электросетевого подразделения на территории ОЭЗ ТВТ «Томск (участок № 1 в районе Академгородка)» ранее осуществлялось подрядчиками АО «ОЭЗ» - ОАО «...», ООО «...» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашению о перемене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, в том числе актами выполненных работ, их приемки, справками о стоимости выполненных работ и затрат.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным ОАО «ОЭЗ» строительство данного объекта осуществляется подрядчиком ООО «...» (т. 1 л.д. 73-117).
Проектная документация и инженерные изыскания на строительство объекта разработаны ОАО «...» в рамках договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение проектных и изыскательных работ, что подтверждается самим договором, согласованием заказчика о месте размещения объекта, техническими условиями на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, материалами по климатическим условиям, степени загрязнения окружающей среды, ветровым нагрузкам особыми требованиями к оборудованию, ориентации на заводы производители, техническим заданием, календарным планом работ, сметой являющимися приложениями к нему (т. 1 л.д. 156-176).
Из материалов дела следует, что в настоящее время линейный объект практически завершен строительством, данная электролиния проходит над земельными участками, находящимися в с.т. «Звездный», в том числе над спорным земельным участком, что подтверждается схемой границ сервитута на кадастровом плане территории № 70:21:011003, утвержденной департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (т. 1 л.д. 19).
На основании п. 1 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
С рядом собственников земельных участков, расположенных под линейным объектом АО «ОЭЗ» в лице АО «ОЭЗ ТВТ «Томск» были заключены соглашения об установлении сервитута, что подтверждается соглашением об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером ... (т. 2).
Также из пояснений третьи лиц следует, что часть земельного участка под линейным объектом (опорами) находится в пользовании по договору аренды, заключенному с муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации г. Томска.
Собственникам земельного участка с кадастровым номером ... ФИО5 и ФИО2 также направлялись полученные ими письма об установлении права ограниченного пользования (сервитута), соглашение об установлении сервитута, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, уведомлениями о вручении (т. 1 л.д. 243, 246).
В материалы дела представлено соглашение об установлении сервитута в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером ..., подписанное только одним из собственников - ФИО5 и второй стороной АО «ОЭЗ» (т. 1 л.д. 14,15).
Судом установлено, что между одним участником общей долевой собственности спорного земельного участка с кадастровым номером ... ФИО2 с другим собственником ФИО5 и АО «ОЭЗ» возник спор о возможности установления сервитута на данном земельном участке для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта инженерной инфраструктуры: высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов ОЭЗ в г. Томске (участок №1, район Академгородка).
Согласно пункту 2 статьи 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 ст. 274 ГК РФ Кодекса, для строительства и эксплуатации линейных объектов сервитут может устанавливаться в интересах лица, не являющегося собственником или иным титульным владельцем смежного или иного земельного участка (ст. 277 ГК РФ).
В связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у АО «ОЭЗ» вещного права на земельный участок являются несостоятельными для установления сервитута для строительства и эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с ч. 4 ст. 32.1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" соглашение об установлении сервитута заключается между лицами, в интересах которых устанавливается сервитут. К указанным лицам относятся:
1) управляющая компания в случае, если строительство и (или) эксплуатация объектов инфраструктуры особой экономической зоны осуществляются за счет средств управляющей компании;
2) организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры особой экономической зоны, в случае, если строительство и (или) эксплуатация таких объектов инфраструктуры осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов;
3) организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры особой экономической зоны, в случае, если строительство и (или) эксплуатация таких объектов инфраструктуры осуществляются полностью за счет средств других юридических лиц.
Соглашение об установлении сервитута заключается между лицами, в интересах которых устанавливается сервитут, и органом по управлению особой экономической зоной либо юридическим лицом или гражданином - собственником земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен в аренду резиденту особой экономической зоны, такое соглашение заключается соответствующим арендатором земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
Принимая во внимание, что без установления сервитута АО «ОЭЗ» не имеет возможности в силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и в силу положений ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" оформить право собственности, суд считает, что АО «ОЭЗ» имеет право требовать установления сервитута для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта как организация, осуществляющая строительство и (или) эксплуатацию объекта инфраструктуры особой экономической зоны в силу ч. 4 ст. 32.1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Согласно п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 262.04.2017 сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Суд считает установленным, что иных вариантов прохода к части линейного объекта, расположенного над спорным земельным участком без его использования не имеется.
В соответствии со ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора. Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества. Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
В силу ст. 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда: арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества; переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора; арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки; имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Суд считает необоснованным довод ответчика о наличии иных способах защиты нарушенного права, предусмотренных главой 34 ГК РФ, ст. 612, 620 ГК РФ, в том числе разрешение вопроса об установлении сервитута через арендодателя, поскольку право требовать установления сервитута имеет лицо, в чьих интересах ограничивается чужое вещное право.
Отсутствие предварительного разрешения собственника земельного участка для строительства линейного объекта через его земельный участок не влияет на право организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры особой экономической зоны требовать установления сервитута в границах особой экономической зоны.
Согласно п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 262.04.2017 удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.
В соответствии с ч. 8 ст. 32.1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" Соглашение об установлении сервитута должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) сведения о сторонах соглашения;
3) цели и основания установления сервитута;
4) срок действия сервитута;
5) размер платы за сервитут;
6) право лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут, в том числе право входить на земельный участок, осуществлять доставку на него строительных и иных необходимых материалов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инфраструктуры особой экономической зоны, для строительства и (или) эксплуатации которых установлен сервитут, выполнять необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, выполнять земляные работы;
7) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществить плату за сервитут и полностью возместить убытки, причиненные в связи с установлением сервитута;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Сведения о спорном земельном участке отражены в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, согласно которому данный земельный участок имеет кадастровый номер ..., вид разрешенного использования: для садоводства, расположен по адресу:
Заявленный размер оплаты сервитута основан на представленном отчете ООО «...», выполненном по заказу АО «ОЭЗ», который лицами, участвующими в деле не оспорен. (т. 1 л.д. 177- 240).
Граница сервитута определена в схеме границ сервитута на кадастровом плане территории ... (т. 1.л.д 19).
Сервитут устанавливается для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта инженерной инфраструктуры: высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов ОЭЗ в г. Томске (участок №1, район Академгородка) по адресу: . на срок до ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшей пролонгацией.
Таким образом, все существенные условия для установления сервитута соблюдены.
Разрешая исковые требования ФИО5, суд приходит к выводу о том, что по смыслу ст. 274 ГК РФ, право требовать установления сервитута, ограниченного права имеет лицо, в чьих интересах ограничивается чужое вещное право, то есть в данном случае АО «ОЭЗ».
В связи с чем, исковые требования ФИО5 об установлении сервитута удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку право лица на получение платы за сервитут может быть нарушено только после установления самого сервитута, то оснований для возмещения ФИО5 упущенной выгоды не имеется.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).
На основании ст. 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Суд считает, что по требованиям АО «ОЭЗ», в чьих интересах ограничивается вещное право собственников земельного участка ФИО2, ФИО5, рассмотрение дела без привлечения соответчиком другого собственника спорного земельного участка - ФИО5 было бы не возможным.
Таким образом, учитывая особенности материального правоотношения, процессуальное поведение ФИО5, фактически признававшего исковые требования, и ФИО2, как стороны, не признававшей исковые требования, то судебные расходы подлежат возмещению ФИО2
В соответствии с п.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика ФИО2 в пользу акционерного общества «Особые экономические зоны» подлежит взысканию 6 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к ФИО2 об установлении сервитута, возмещении упущенной выгоды, отказать.
Исковые требования акционерного общества «Особые экономические зоны» к ФИО2, ФИО5 об установлении сервитута удовлетворить.
Установить сервитут на земельном участке с кадастровым номером ..., с видом разрешенного использования: для садоводства, по адресу: принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО5 в размере ... доли и ФИО2 в размере ... доли:
- с целью: для обеспечения строительства (прокладки) и эксплуатации линейного объекта инженерной инфраструктуры: высоковольтной электролинии ВЛ 110 кВ от подстанции «Зональная» до подстанции «ОЭЗ» для электроснабжения объектов ОЭЗ в г. Томске (участок №1, район Академгородка);
- со сферой действия: в соответствии со схемой границ сервитута на кадастровом плане территории ..., выполненной департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска;
- на срок до ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшей пролонгацией;
- по окончании срока установления сервитута с обязанностью акционерного общества «Особые экономические зоны» привести земельный участок с кадастровым номером ... в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием;
- с оплатой 8 742 рублей в месяц с даты государственной регистрации сервитута, ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления акционерным обществом «Особые экономические зоны» на расчетный счет, указанный ФИО5, ФИО2, в том числе 7 285 рублей ФИО5 и 1 457 рублей ФИО2; с перечислением первого платежа в течение 10 рабочих дней с даты государственной регистрации сервитута, за неполный период (месяц) пропорционально количеству дней действия сервитута в месяце к количеству дней данного месяца;
- предоставив акционерному обществу «Особые экономические зоны» право беспрепятственно, в любое время суток осуществлять проход на данный участок в целях обеспечения строительства и эксплуатации линейного объекта.
Взыскать в пользу акционерного общества «Особые экономические зоны» с ФИО2 в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 6 000 рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений в отношении нежилого
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья Т.А. Мелентьева