Дело № 2-135/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ...
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар», в качестве соответчиков – Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, Министерство финансов Российской Федерации.
Впоследствии ФИО1 уточнил исковые требования, в итоге, просил суд взыскать с администрации МО ГО «Сыктывкар» проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ... рубль, взыскать с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ... рублей. Также истцом заявлено о взыскании с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины в размере ... рубль, расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей, расходов по оформлению доверенности на представителя в размере ... рублей.
В судебном заседании представитель ФИО1 на иске настаивал.
Представители администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации с иском не согласились.
Представитель Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения иска.
ФИО1, ФИО3, ФИО4 в представленных в суд заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствии.
ФИО2, который с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ также считается надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им не заявлено, о причинах неявку суду не сообщено, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО4, ФИО3 на праве общей долевой собственности (по ... доли в праве каждому) принадлежала квартира по адресу: г... (запись в ЕГРП от ** ** **).
ФИО2 является ветераном боевых действий и в силу ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» относился к лицам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные ст. 16 указанного Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 16 указанного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
В силу п. 2 данной статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 данной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
При этом согласно пп. 3 п. 3 ст. 23.2 указанного Закона объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
В соответствии с п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в пп. 3 п. 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 указанной статьи субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с п.п. 11.1 и 12 указанной статьи определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп. 3 п. 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при этом вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в п. 1 данной статьи.
В силу п. 1-1 ч. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 01.01.2005 и относящихся к категориям, установленным ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;
Согласно Закону Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ (действовавшему до 01.01.2016) полномочия по жилищному обеспечению ветеранов боевых действий с 01.01.2012 были возложены на органы местного самоуправления.
При этом в соответствии со ст. 3 Закону Республики Коми от 07.12.2011 №147-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий имеют право, в том числе, на: своевременное и полное получение финансовых средств, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов), предназначенных им для осуществления государственных полномочий (далее – финансовые средства). Органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий обязаны, в том числе: осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми; обеспечивать целевое использование финансовых средств, предназначенных для осуществления государственных полномочий.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что Правительство Республики Коми при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязано, в том числе, осуществлять финансовое обеспечение государственных полномочий за счет средств субвенций из федерального бюджета, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета республиканского бюджета Республики Коми, и средств республиканского бюджета Республики Коми.
На основании постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... администрацией МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** ФИО2 было выдано свидетельство №... о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере ... рублей. Срок действия свидетельства был установлен по ** ** **.
** ** ** между ФИО2, ФИО5, с одной стороны, и ФИО1, ФИО4, ФИО3, с другой стороны, был заключен договор купли-продажи жилого помещения по адресу: ... в соответствии с которым ФИО1, ФИО4, ФИО3 продали в общую совместную собственность ФИО2 и ФИО5 указанную квартиру за ... рублей, из которых ... рублей подлежали уплате за счет средств, предоставляемых ФИО2 в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно свидетельству от ** ** **№... путем перечислению на расчетный счет ФИО1 №..., открытый в Филиале «...» ЗАО «...», в течение 15-ти рабочих дней со дня предоставления покупателем полного пакета документов (с отсутствием нарушений), зарегистрированных в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Республике Коми, в администрацию МО ГО «Сыктывкар».
** ** ** в ЕГРП был зарегистрирован переход права собственности на указанную квартиру и зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО2 и ФИО5 на квартиру, а также ипотека в силу закона в пользу продавцов в соответствии с п. 3 ст. 489 и п. 5 ст. 488 Гражданского кодекса РФ.
Реализация прав ветеранов боевых действий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, на улучшение жилищных условий на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с Порядком предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным ч. 2 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.04.2012 № 121 (далее – Порядок).
В силу п. 1-1 постановления Правительства Республики Коми от 05.04.2012 № 121 обязанность по предоставлению субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) возложена на Министерство труда и социальной защиты Республики Коми (ранее – Агентство Республики Коми по социальному развитию), которое обязано исходя из объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми в соответствующем финансовом году, и в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой бюджету муниципального района (городского округа) на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в течение 20 рабочих дней со дня поступления в указанное Министерство списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ, предоставляет субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов).
В соответствии с п. 30 Порядка орган местного самоуправления по итогам проверки сведений, указанных гражданином, принимает решение о перечислении единовременной денежной выплаты в соответствии с решением органа местного самоуправления о предоставлении единовременной денежной выплаты либо решение об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты, принятое по основаниям, указанным в п. 34 Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации запроса и документов, указанных в пунктах 24 Порядка. Перечисление средств, предоставляемых в форме единовременных денежных выплат, производится органом местного самоуправления на счета продавцов (застройщиков) жилого помещения в размере выделенной гражданину единовременной денежной выплаты, но не более стоимости жилого помещения, указанной в соответствующем договоре, в течение 15 рабочих дней со дня представления гражданами документов, указанных в пункте 24 Порядка, в орган местного самоуправления.
** ** ** ФИО2 обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о перечислении указанных средств на счет продавца жилого помещения, предоставив все необходимые для этого документы, предусмотренные п. 24 Порядка.
Таким образом, перечисление средств, предоставляемых ФИО2 в форме единовременной денежной выплаты в размере ... рублей, должно быть произведено администрацией МО ГО «Сыктывкар» на счет продавца ФИО1, указанный в договоре купли-продажи от ** ** **, в срок до ** ** **
Согласно п. 36 Порядка единовременная денежная выплата считается предоставленной гражданину со дня зачисления средств на счета продавцов (застройщиков) жилого помещения.
Свидетельство №... о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере ... рублей было выдано ФИО2 ** ** ** с поступлением в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в ** ** ** году денежных средств в размере ... рублей в виде субвенций из бюджета Республики Коми, поступивших в свою очередь в бюджет Республики Коми из бюджета Российской Федерации в виде субвенций, связанных с финансированием расходных обязательств РФ по полномочиям, переданным субъектам РФ, а также в связи оставлением в распоряжении МО ГО «Сыктывкар» неиспользованного по состоянию на ** ** ** остатка субвенций, предоставленных на данные цели в ** ** ** году, в размере ** ** **. (всего средств в ** ** ** году на сумму ....).
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» указано, что исходя из предоставленного объема финансирования в ** ** ** году гражданам было выдано 66 свидетельств о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Фактически выплаты были предоставлены ... гражданам, на выплаты было затрачено ...
В порядке ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные межбюджетные трансферты в виде субвенций в размере .... были возвращены ** ** ** в доход бюджета, из которого они предоставлены.
Общий размер субвенций, предоставленных администрации МО ГО «Сыктывкар» для реализации переданных государственных полномочий на ** ** ** год составил ... рублей, которые на момент обращения ФИО2 с запросом о перечислении суммы единовременной денежной выплаты были освоены в ходе предоставления выплат гражданам, обратившимся с запросами на перечисление сумм выплат до ФИО2 Доказательств поступления в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в ** ** ** году иных субвенций для реализации данных полномочий суду не представлено. По состоянию на ** ** ** неиспользованного МО ГО «Сыктывкар» остатка субвенций не имелось.
Таким образом, в установленный срок единовременная денежная выплата ФИО2 предоставлена не была связи с чем 15.09.2014 ФИО2 обратился в суд иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении указанной выплаты.
Вступившим в законную силу ** ** ** решением ... городского суда от ** ** ** по делу №... на администрацию МО ГО «Сыктывкар» была возложена обязанность предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере ... рублей за счет средств федерального бюджета.
Законом Республики Коми от 08.12.2014 № 145-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» было предусмотрено предоставление в 2015 году МО ГО «Сыктывкар» межбюджетного трансферта в виде субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в размере ... рублей. Средства данной субвенции в размере ... рублей поступили в местный бюджет МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** на основании платежного поручения Министерства труда и социальной защиты №... от ** ** **.
В республиканский бюджет Республики Коми из федерального бюджета средства субвенций были перечислены платежным поручением от ** ** **№....
** ** ** ФИО2 обратился в Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об исполнении решения суда от ** ** **, приложив выданный судом исполнительный лист.
Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... Комитету жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» предписано перечислить ФИО2 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере ... рублей за счет денежных средств, предоставленных Министерством труда и социальной защиты Республики Коми на предоставление единовременных денежных выплат в ... путем перечисления денежной суммы на лицевой счет ФИО1, указанный в договоре купли-продажи от ** ** **
Платежным поручением №... от ** ** ** ФИО1 были перечислены денежные средства в указанном размере, которые поступили на его банковский счет ** ** **.
ФИО1 указано, что в связи с несвоевременным предоставлением ФИО2 единовременной денежной выплаты имело место неосновательное сбережение имущества в виде денежных средств в размере ... рублей, подлежавших выплате ФИО1
В силу положений ст. 1107 Гражданского кодекса РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. При этом на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.06.2015) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 1 указанной нормы в редакции, действующей с 01.06.2015, предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
В силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым или административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
С учетом изложенного, положения ст. 395 Гражданского кодекса РФ не подлежа применению к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа погашения денежного долга. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг. К аналогичному выводу пришли Пленумы Верховного Суда РФ и ВАС РФ при вынесении постановления № 13/14 от 08.10.1998 (п. 1 ).
Гражданско-правовые отношения между ФИО1, с одной стороны, и администрацией МО ГО «Сыктывкар», Министерством труда и социальной защиты Республики Коми, Министерством финансов Российской Федерации, с другой стороны, не возникли, соответственно ст. 395 Гражданского кодекса РФ применению в настоящем споре не подлежит.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации МО ГО «Сыктывкар» процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ..., взыскании с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ... не имеется.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом вывода суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, требования ФИО1 о взыскании с администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации расходов по уплате государственной пошлины в размере ... рубль, расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей, расходов по оформлению доверенности на представителя в размере ... рублей также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации МО ГО «Сыктывкар» процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ... рубль, взыскании с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ..., взыскании с администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации расходов по уплате государственной пошлины в размере ... рубль, расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей, расходов по оформлению доверенности на представителя в размере ... рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
ФИО10