ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/2017 от 20.02.2017 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело февраля 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Валькевич Л.В.

при секретаре: ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Северо - Западное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации к ООО «Петрострой», ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, признании отсутствующим права залога, освобождении земельных участков от имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России обратилось в суд с иском к ООО «Петрострой», ФИО1 о признании отсутствующим права собственности ООО «Петрострой» на земельные участки с кадастровыми номерами .

В обоснование требований указано, что спорные земельные участки были образованы в границах земельного участка кадастровый , площадью 265945 кв.м. (земельный участок ), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и праве постоянного бессрочного пользования истцу.

Согласно выпискам из ЕГРП от 16.10.2015г. на все 15 земельных участков зарегистрировано право собственности ООО «Петрострой» и залог в силу закона в пользу ФИО1 на 14 участков, за исключением земельного участка с кадастровым номером

Министерством обороны Российской Федерации решений о разделе, образовании земельных участков, постановке их на кадастровый учет с последующим отчуждением не принималось, в связи с чем, истец полагает, что поименованные земельные участки были незаконно выделены из состава земельного участка и впоследствии отчуждены по сделке в пользу ООО «Петрострой».

О факте нарушения своего права истец узнал из предостережения о недопущении нарушения закона, вынесенного Всеволожской городской прокуратурой в адрес ООО «Петрострой» ДД.ММ.ГГГГ, после чего 15.12.2015г. самостоятельно составил акт осмотра земельного участка и определил, что сведения Интернет ресурса – «Публичная кадастровая карта» о фактическом месте расположения спорных земельных участков не соответствует действительности.

Согласно сведениям Интернет ресурса – «Публичная кадастровая карта», указанные земельные участки не находятся в границах кадастрового квартала , а расположены вблизи <адрес> в окружении кадастрового квартала , вне границ Ржевского полигона.

Однако, при рассмотрении проектной документации, размещенной на сайте жилищного комплекса «Северный вальс», строительство которого осуществляет ООО «Петрострой», в разделе месторасположение указано месторасположение застройки в границах земельного участка .

Представитель истца - ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - ФИО4 в судебное заседание явилась, поддержала в исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков: ООО «Петрострой», ФИО1 - ФИО5 в судебное заседание явился, иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований истца пояснив, что земельные участки с кадастровыми номерами не относятся к федеральной собственности, на защиту которой направлены требования истца, права истца не нарушаются и, следовательно, не подлежат судебной защите.

Представитель третьего лица – ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации - ФИО6 по заявленным требованиям полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Администрации МО «<адрес>» ФИО7 просил отказать в удовлетворении исковых требований пояснив, что администрацией по акту приема передачи принят земельный участок с кадастровым номером 47:07:1301170:2, документы о регистрации права собственности на него переданы в регистрирующий орган для регистрации права муниципальной собственности, в силу чего он не относится к федеральной собственности, на защиту которой направлены требования истца.

Третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Военный прокурор Западного военного округа, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Государственного акта на право пользования землей А-I от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом <адрес> (городского) Совета депутатов трудящихся, за в/ч 33491 было закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 76354,13 га земли в границах согласно плана пользования (т.1 л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью 739803233 кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ вновь сформированных земельных участков в/ч 33491 (Ржевский полигон), расположенного по адресу: <адрес>, были утверждены границы вновь сформированных земельных участков, выделенных из состава существующего земельного участка с кадастровым номером , площадью 739803233 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т.1 л.д.25,26).

Согласно Приказу Директора Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на праве оперативного управления, закреплено недвижимое имущество согласно приложению, включающему в себя земельный участок с кадастровым номером (т.1 л.д.39 -43).

Согласно сведениям из ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) и право постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л.д.46).

Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером площадью 265945 кв.м. видно, что данный участок образован из земельного участка с кадастровым номером , особые отметки: площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, кадастровый имеет особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенных.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Петрострой» на основании договоров купли-продажи, заключенных с ФИО1, на праве собственности принадлежатземельные участки с кадастровыми номерами , находящиеся в залоге у ФИО1, за исключением земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:89725, образованные из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:687, находящегося в муниципальной собственности.

Требования истца основаны на утверждении, что поименованные земельные участки, принадлежащие ООО «Петрострой», образованы из земельного участка с кадастровым номером 47:07:1301170:2, решение о разделе которого Министерством обороны РФ не принималось, что привело к отчуждению из федеральной собственности данного земельного участка и установлению обременения в качестве залога.

Согласно ч. 1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, суд назначает экспертизу.

Таким образом, законодательно закреплена форма получения ответа на возникающие в ходе судебного разбирательства вопросы, требующие специальных знаний. Любые другие доказательства, полученные в нарушение указанного порядка, не могут быть положены в основание решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве доказательств своих доводов истец указал на то, что проектной документацией, размещенной на сайте жилищного комплекса «Северный вальс», в разделе «Местоположение» указано местоположение застройки в границах земельного участка , а также представил данные выездного осмотра земельного участка по факту вырубки лесных насаждений на ориентировочной площади 30,9 га.

Между тем, в отсутствие экспертного заключения, а от проведения экспертизы истцовая сторона отказалась, суд лишен возможности, сделать безусловный вывод о том, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Российской Федерации, и за истцом и ответчиком, зарегистрировано, по сути, право собственности на один и тот же земельный участок.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

По смыслу указанных разъяснений, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

Кроме того, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лишь лицу, в чьем владении находится спорное имущество.

Материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки во владении истца не находятся, на них осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Петрострой».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что применительно к настоящему спору отсутствуют обстоятельства, перечисленные в п. 52 Постановления N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, имеют место следующие существенное значение для дела обстоятельства.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии с подп. "е" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10953 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

На основании пп. 71 п. 7, пп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.082004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий, имеет право издавать нормативные акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

ДД.ММ.ГГГГ за издан Приказ заместителя министра обороны Российской Федерации «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования «<адрес>» <адрес>», согласно которому Директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и начальнику ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и обеспечить передачу земельных участков, указанных в приложении к приказу, в собственность муниципального образования «<адрес>» <адрес>».

Приложение к Приказу заместителя министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ содержит перечень земельных участков, передаваемых в собственность муниципального образования «<адрес>» <адрес>», где под номером 12 значится земельный участок с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования «<адрес>» <адрес>» между ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и МО «<адрес>» <адрес>» подписан акт приема-передачи имущества, утвержденный Департаментом имущественных отношений Минобороны России, в соответствии с которым ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передало, а МО «<адрес>» <адрес>» приняло объекты недвижимого имущества, включающие земельный участок с кадастровым номерам .

Согласно ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Установить, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 11 ГК РФ суд, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Таким образом, судебной защите подлежат лишь нарушенные либо оспариваемые права.

В обоснование требований истец сослался на ст. 305 ГК РФ и указал, что ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации имеет право на владельческую защиту принадлежащего ему имущества и может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Однако, как следует из материалов дела, на момент вынесения решения суда, земельный участок с кадастровым номером не является федеральной собственностью, а Российская Федерация, в отношении этих объектов недвижимого имущества, не является субъектом гражданских правоотношений, что исключает возможность нарушения ее прав, поскольку правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Муниципальное образование «<адрес>» <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФГКУ «Северо - Западное ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации в удовлетворении исковых требований к ООО «Петрострой» о признании отсутствующим права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и обязании ООО «Петрострой» освободить поименованные земельные участки от находящегося на них имущества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Валькевич Л.В.