ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1362/20 от 26.10.2020 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.10.2020г. Каменский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Матвиенко Д.Н.,

при секретаре Ворониной А.Н.,

с участием процессуального истца старшего помощника Каменского городского прокурора Авдалов Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда исковое заявление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каменского района Ростовской области об обязании исключить градостроительный регламент, установленный правилами землепользования и застройки для земель лесного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в Каменский районный суд Ростовской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каменского района Ростовской области об обязании исключить градостроительный регламент, установленный правилами землепользования и застройки для земель лесного фонда, в обоснование своих требований указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 выявлены факты установления в правилах землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения Каменского района градостроительного регламента для земель лесного фонда.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (ст. 1 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (ст. 1 ГрК РФ).

Решением Каменского районного собрания депутатов от 23.06.2017 № 55 утверждены Правила землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения (далее - правила землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения).

Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Образование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В силу ч. ч. 1, 6, 7 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством (ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление землями лесного фонда осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, которые передают отдельные полномочия в области лесных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. ст. 81, 83 ЛК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли Российской Федерации, в том числе земли лесного фонда, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Анализ карт лесов, лесохозяйственного регламента Каменского лесничества Ростовской области и территориальных зон правил землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения показал, что в нарушение ст. ст. 30, 36 ГрК РФ для земельных участков Михайловского участкового лесничества Каменского лесничества, расположенного на территории Малокаменского сельского поселения Каменского района, установлена территориальная зона и градостроительный регламент «Р.4 - Зона объектов отдыха, туризма и лечебно-оздоровительного назначения»», что недопустимо, градостроительные регламенты для земель лесного фонда устанавливаться не могут.

Наличие градостроительного регламента на землях лесного фонда в нарушение прямого запрета влечет установление в пределах границ территориальной зоны правового режима земельных участков, не соответствующего правовому режиму лесных участков на землях лесного фонда.

Учитывая имеющиеся несоответствия в документах градостроительного зонирования, имеются основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки посредством изменения границ территориальных зон «R4 - Зона объектов отдыха, туризма и лечебно-оздоровительного назначения»», исключения из нее земель лесного фонда в границах Михайловского участкового лесничества Каменского лесничества.

С целью устранения нарушений законов в адрес органа местного самоуправления 20.04.2020 внесено представление, по результатам рассмотрения которого в природоохранную прокуратуру представлена информация, в соответствии с которой администрацией Каменского района в настоящее время инициирована разработка проекта изменений в правила землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения. Вместе с тем, нарушения законов фактически не устранены.

Лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

Наличие градостроительного регламента для земель лесного фонда, установленного правилами землепользования и застройки, влечет нарушение интересов Российской Федерации (собственника лесного фонда), определяющей государственную политику в сфере охраны лесов, охраны окружающей среды (ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), поскольку леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов, играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защиты окружающей среды, повышении благосостояния населения, что также может способствовать незаконному предоставлению земельных участков лесного фонда в частную собственность (ограничены в обороте в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Статьей 11 Лесного кодекса РФ предусмотрено право каждого гражданина свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Сохранение лесов является реализацией гарантий конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление, невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, невыполнение администрацией Каменского района мероприятий по исключению из правил землепользования и застройки градостроительных регламентов для земель лесного фонда нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права участников лесных отношений на использование лесов, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, а также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления. Поскольку наличие в правилах землепользования и застройки градостроительных регламентов для земель лесного фонда нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, понуждение в судебном порядке устранить нарушения законов и восстановить нарушенные права не является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию Каменского района Ростовской области привести правила землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения, утвержденные решением Каменского районного собрания депутатов от 23.06.2017 № 55, в соответствие с требованиями ч.6 ст. 36 ГрК РФ, путем изменения границ территориальной зоны «Р.4 – Зона отдыха, туризма и лечебно-оздоровительного назначения» в местах нахождения земель лесного фонда.

В судебном заседании старший помощник Каменского городского прокурора Авдалов Р.Ю., поддержал заявленные требования, просил из удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы изложенные в иске.

Представитель ответчика - администрации Каменского района Ростовской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск полностью или частично.

Выслушав старшего помощника прокурора, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что признание иска ответчиками в соответствии со ст. 173 ГПК РФ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано добровольно, а потому, на основании ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска представителем ответчика и удовлетворяет требования процессуального истца.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каменского района Ростовской области о об обязании исключить градостроительный регламент, установленный правилами землепользования и застройки для земель лесного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию Каменского района Ростовской области привести правила землепользования и застройки Малокаменского сельского поселения, утвержденные решением Каменского районного собрания депутатов от 23.06.2017 , в соответствие с требованиями ч.6 ст. 36 ГрК РФ, путем изменения границ территориальной зоны «Р.4 – Зона отдыха, туризма и лечебно-оздоровительного назначения» в местах нахождения земель лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Каменский районный суд Ростовской области с момента вынесения решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.10.2020 г.

Председательствующий: