УИД 04RS0№-79
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ильинка 30 марта 2021 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре Трудовой О.И.,
с участием представителя истца Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» ФИО2, действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к обществу с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» о сносе незаконно возведенных объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории,
установил:
обращаясь в суд с указанным иском, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории просит, с учетом изменения требований в судебном заседании, признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» по возведению объектов строительства, расположенных в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №; обязать общество с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» демонтировать незаконно возведенные объекты строительства, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств; обязать общество с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» привести земельный участок в <адрес> с кадастровым номером № в первоначальное состояние.
Свои требования мотивирует тем, что в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее ЦЭЗ БПТ) в <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, № возведены объекты с целью осуществления рекреационной деятельности ООО «Туристский рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (далее ООО ТРК «Байкал Даймонд») на основании договоров аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, сроком действия 49 лет. Постановлением от 27.06.2019 № В-204 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах ЦЭЗ БПТ ООО ТРК «Байкал Даймонд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Решением Прибайкальского районного суда РБ от 06.12.2019 постановление оставлено без изменения. Решением Верховного Суда РБ от 22.06.2020 постановление и решение от 06.12.2019 Прибайкальского районного суда Республики Бурятия оставлены без изменения. Решением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2020 постановление изменено в части назначаемого штрафа: назначенное административное наказание снижено с 300 000 рублей до 200 000 рублей. В остальной части постановление и судебные акты оставлены без изменения. В ходе проведенной проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находящийся в государственной собственности передан по договору аренды для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№ Республиканским агентством лесного хозяйства (далее РАЛХ) индивидуальному предпринимателю Б.А.В. по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ на 49 лет. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ к договору от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по данному земельному участку переданы в полном объеме новому арендатору в лице ООО «ТРК Байкал Даймонд».
На земельный (лесной) участок с кадастровым номером № разработан Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» на 2014-2018 гг., на который приказом РАЛХ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности. На земельный участок с кадастровым номером №ДД.ММ.ГГГГ№ РАЛХ заключен договор с ООО «ТРК Байкал Даймонд», сроком на 49 лет, для осуществления рекреационной деятельности», разработан Проект освоения лесов на лесном участке на 2016-2018 гг., на который приказом РАЛХ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положительное заключение государственной экспертизы. На момент проведения проверки срок положительного заключения государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках истек. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в ЦЭЗ БПТ, границы, которой утверждены Распоряжением Правительства от 27.11.2006 №1641-р «О границах Байкальской природной территории», в границах водоохранной, рыбоохранной зон озера Байкал, которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р «Об утверждении границ водоохранной, рыбоохранной зон озера Байкал. Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2018 №507-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р, а также в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал. В ходе проверки юридического лица, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № имеются следующие здания и сооружения:
- существующий объект: VIP коттедж, двухэтажное деревянное строение, размерами 8,0х7,0 м, установленный на железобетонных столбчатых «стульчиках»;
- кемпинги одноэтажные, деревянные, 7 шт. размерами 3,65х7,5 м, установленные на железобетонных брусках;
- зона барбекю, одноэтажное деревянное здание, размерами 7,0х4,0 м, установленное на железобетонных брусках;
- начаты работы по возведению ресторана на 300 мест, здание одноэтажное, установленное на железобетонных столбчатых «стульчиках», выполнены работы по монтажу каркаса здания, установке окон, внешней обшивке.
Кроме того, в 2-х местах установлены железобетонные столбчатые «стульчики» для возведения объектов: гостиница и спортивный зал. Устройство столбчатых фундаментов в виде бетонных стульчиков, вкопанных в землю, соответствует понятию «недвижимое имущество», как прочно связанное с землей. Таким образом, возведение указанных объектов на земельных (лесных) участках являются фактами строительства капитальных объектов, не связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, что является нарушением запретов, установленных Постановлением Правительства РФ №643, действующих на момент проверки.
П. 13 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2399 запрещает строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско–рекреационных особых экономических зон, на территориях расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал. Из указанных правовых норм следует, что земли лесного фонда и водоохранные зоны водных объектов, имеющие гидрологическую связь с озером Байкал, находятся под особой охраной и правовым режимом с ограничением права застройки и рекреационного использования, за исключением территорий особых экономических зон и рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, которые определены документами территориального планирования.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3,4 ст. 222 ГК РФ. Наличие хоты бы одного из трех самостоятельных признаков самовольной постройки является достаточным основанием для признания постройки самовольной. Объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой. Учитывая, что установлено наличие запрета на строительство в ЦЭЗ БПТ в силу закона, указанные объекты строительства ООО ТРК «Байкал Даймонд» на земельном участке с кадастровым номером 03:16:000000:7632 являются самовольными. В результате строительства объектов ООО ТРК «Байкал Даймонд» нарушены интересы Российской Федерации. Правовое регулирование использования земельных участков, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ, преследует цель в сохранении уникальной экосистемы озера Байкал.
Представитель истца Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила удовлетворить измененные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории не признал, дал пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, а именно, ФИО2 считает требования искового заявления необоснованными и незаконными. Пояснил, что Обществу на основании заключенных с Республиканским агентством лесного хозяйства договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения о передаче прав и обязанностей (перенаем) по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен в аренду для рекреационных целей лесной участок с кадастровым номером № сроком на 49 лет. В соответствии с условиями заключенного договора аренды, Общество разработало Проект освоения лесов на период с 2014-2018 гг. и получило положительное заключение РАЛХ государственной экспертизы на Проект освоения лесов, указанные документы представлены ответчиком в материалы дела. Договором аренды и Проектом освоения лесов Обществу предоставлено право на возведение строений на предоставленных лесных участках, часть из которых была возведена Обществом. В настоящее время ни договор аренды лесного участка, ни положительное заключение государственной экспертизы на Проект освоения лесов, ни сам Проект освоения лесов на период 2014-2018 гг., недействительными не признаны. Таким образом, договором аренды, соглашениями к нему и проектом освоения лесов предусмотрено право Общества на использование лесного участка в рекреационных целях с правом возведения на лесном участке временных построек, а также элементов благоустройства. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в центральной экологической зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством. Пунктом 1 ст.41 Лесного кодекса РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Согласно п.2 ст.41 Лесного кодекса РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Пунктом 4 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 установлено, что для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности. Пунктом 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности установлено, что лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство. Согласно п. 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р к объектам, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов относится постройка временная, используемая в рекреационных целях. Таким образом, положения лесного законодательства и законом «Об охране озера Байкал» допускается возведение временных построек, некапитальных строений на лесных участках, в том числе, в ЦЭЗ БПТ. Указанные нормативные правовые акты также не содержат никаких ограничений в части инженерно-технического обеспечения рекреационной деятельности, в том числе не ограничивают возможности присоединения к инженерным сетям некапитальных строений и сооружений, расположенным на лесных участках. Таким образом, возведенные Обществом на лесном участке строения не являются самовольно возведенными, так как возведены в соответствии с лесным законодательством на лесном участке. С доводом истца ООО «ТРК «Байкал Даймонд» несогласно по следующим обстоятельствам: Так, согласно абз. 19 Перечня запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ БПТ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 запрещено Строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Таким образом, указанный абзац Перечня запрещенных видов деятельности не запрещает возведение в ЦЭЗ БПТ временных построек, некапитальных строений, что и было осуществлено Обществом, что подтверждается сложившейся судебной практикой решением арбитражного суда Республики Бурятия от 30.06.2020, определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020. Кроме того, в настоящее время постановление Правительства РФ № 643 от 30.08.2001 года отменено с 01.01.2021. С 01.01.2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2399, утвердившее новый перечень видов деятельности, запрещенные в ЦЭЗ БПТ, в п.13 Перечня видов установлен запрет на строительство объектов капитального строительства в ЦЭЗ БПТ запрещено. На арендованном лесном участке Обществом возведены некапитальные строения, а не здания, сооружения, как об этом указывает истец в исковом заявлении, что подтверждается заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.12.2015 по делу № 304-ЭС15-11476 указано, что для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. Таким образом, с учетом указанного основным признаком объекта капитального строительства, является постоянный характер размещения, который обеспечивается прочной связью с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также строительства объекта с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ дано определение понятия «некапитальное строение, сооружение», к которым относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 06.04.2017 N 309-ЭС17-2170 по делу № А60-3731/2016, в соответствии с которой спорное имущество не признается объектом капитального строительства, требующим разрешения на строительство, поскольку не имеет прочной связи с землей и является сборно-разборным объектом, конструкции которого обеспечивают возможность его перемещения, также отличительным признаком некапитального объекта является его временный характер, то есть факт возведения на определенный срок. Возведенные Обществом на земельном участке строения относятся к некапитальным строениям, так как не имеют прочной связи с землей, возведены Обществом на срок договора аренды и подлежат демонтажу после истечения срока аренды, что влечет невозможность применения к настоящему спору положений ст.222 ГК РФ. Кроме того, в силу ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» наличие подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нестационарного торгового объекта не может являться основанием для признания недвижимым имуществом, что также доказывает об отсутствии у постройки признаков недвижимого имущества. Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории является ненадлежащим истцом о сносе самовольно возведенных объектов. Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Просит в удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории отказать.
Кроме того, представитель ответчика заявил ходатайство о том, что указанное дело не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, подсудно Арбитражному Суду Республики Бурятия, поскольку иск подан к юридическому лицу.
Также представитель ответчика полагает, что иск заявлен ненадлежащим истцом.
Заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Марков Б.В. считает, что исковое заявление межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории подлежит удовлетворению, пояснил, что в соответствии с основным документом лесного планирования и хозяйства в <данные изъяты> - лесохозяйственным регламентом <данные изъяты>, утвержденным приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленный заявителю лесной полностью относится к защитным лесам, расположенным в Центральной экологической и водоохранной зоне озера Байкал. Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ введена в действие статья 119 Лесного кодекса РФ, регламентирующая правовой статус особо защитных участков лесов. В силу части 2 названной статьи Кодекса к особо защитным участкам лесов отнесены объекты природного наследия. Решением XX Сессии Комитета всемирного наследия - ЮНЕСКО, установлены границы объекта всемирного природного наследия, включающие «центральную зону», закрепленную проектом Федерального закона «Об охране озера Байкал», за исключением пяти промышленно развитых территорий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года № 1641-р утверждено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В соответствии со ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся земли: занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. В соответствии со ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. В решении Верховного суда РФ от 06.03.2019 № АКПИ18-1267 указано, что Федеральным законом «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал. Центральная экологическая зона создана с целью охраны оз. Байкал и эндемичных объектов флоры и фауны, обитающих на ее территории. Указанные правовые выводы корреспондируют режиму использования лесов, расположенных на территории всемирного природного наследия, отнесенных к особо защитным участкам леса, к которой отнесена Центральная экологическая зона Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). Помимо этого, до введения в ст. 119 ЛК РФ законодательством предусматривались ограничения при использовании лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Согласно п.2 действовавших до сентября 2019 года особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса и леса, расположенные на особо защитных участках лесов, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Более того, в соответствии с положениями ч. 4 ст.102 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2019 года) к особо защитным участкам леса относились берегозащитные и иные участки, расположенные вдоль водных объектов. При этом отнесение берегозащитных или иных участков, расположенных вдоль водных объектов к особо защитным участкам леса, осуществлялось в силу прямого действия указанных норм Лесного кодекса РФ. Таким образом, лесной участок и до введения ст.119 ЛК РФ относился к особо защитным участкам леса. Согласно ч. 4 ст. 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При этом согласно Перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, строительство каких-либо объектов, относящихся к лесной инфраструктуре для рекреационной деятельности на особо защитных участках лесов, не предусмотрено. В соответствии с п. 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р установлен запрет на размещение объектов для осуществления рекреационной деятельности, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (в том числе временных построек) в лесном фонде на особо защитных участках леса. Отнесение Лесохозяйственным регламентом <данные изъяты> лесного участка к защитным лесам не исключает его отнесение к особо защитным участкам лесов в силу закона. Указанная в Лесном плане Республики Бурятия приоритетность рекреационного вида деятельности в бассейне озера Байкал не исключает необходимость соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством об охране озера Байкал. Кроме того, заявленная рекреационная деятельность и по настоящее время продолжает не соответствовать законодательству. Функционирование возведенных объектов не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особо экономических зон туристско-рекреационного типа. Строительство зданий и сооружений, размещение рекреационных объектов, за пределами специально выделенных мест, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон, на нетронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны озера Байкал и впадающих в него рек, является запрещенным видом деятельности. В соответствии с п.п 21, 24 Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, действующего на момент вынесения решения суда и п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399, вступившего в действие с 01.01.2021 на территории Центральной экологической зоны допускается размещение рекреационных объектов в строго определенных местах. Абзац 21 и 24 Перечня запрещенных в центральной экологической зоне видов хозяйственной деятельности утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, устанавливают запрет на размещение рекреационных объектов за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон. П.п. 13 и 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399, вступившего в действие с 01.01.2021 запрещают строительство объектов капитального строительства, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон за пределами населенных пунктов и в границах водоохранных зон водных объектов, имеющих постоянную связь с оз. Байкал. Размещение рекреационных объектов за пределами таких особо охраняемых природных территорий и зон, вне специально выделенных мест, запрещено. Из указанных правовых норм следует, что земли лесного фонда и водоохранные зоны водных объектов, имеющих гидрологическую связь с озером Байкал, находятся под особой охраной и правовым режимом с ограничением права застройки и рекреационного использования, за исключением территорий особых экономических зон и рекреационных зон особо охраняемых природных, территорий, которые определены документами территориального планирования. Объекты, возведенные ООО «ТРК Байкал Даймонд», расположены в Центральной экологической зоне, в водоохранной зоне озера Байкал. Таким образом, в силу прямого указания в законе деятельность по размещению объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, а в их числе и временных рекреационных построек, в лесах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории запрещена.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что между Республиканским агентством лесного хозяйства и ООО «ТРК «Байкал Даймонд» заключены договоры аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. Предметом договора № от ДД.ММ.ГГГГ является лесной участок площадью 1.9 га. имеющий местоположение: <адрес>, МО «<адрес>». <адрес> Предметом договора № от ДД.ММ.ГГГГ является лесной участок площадью 1,92 га, имеющий местоположение: <адрес>, МО «<адрес>. <адрес> В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу приведенных выше норм использование лесного участка без проекта освоения лесов не допускается. В настоящее время, действующие проекты освоения лесов, прошедшие государственную экспертизу по указанным выше договорам отсутствуют. Оба лесных участка предоставленных в аренду по указанным выше договорам расположены в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории ЦЭЗ-БПТ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности. Статьей 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Согласно ч. 3 данной статьи перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Согласно п. 13 Перечня на территории ЦЭЗ БПТ запрещено строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях, расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал. Пунктом 16 Перечня установлен запрет на размещение рекреационных объектов и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон вне специально выделенных для этого мест, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования и лесохозяйственными регламентами. В соответствии с п. 2.8.2 Лесохозяйственного регламента Байкальского лесничества, утвержденного Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ зоны рекреационной деятельности на территории лесничества не выделены. Следует отметить, что запрет на размещение рекреационных объектов не зависит от капитальности либо не капитальности объектов. Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ введена в действие статья 119 Лесного кодекса РФ, регламентирующая правовой статус особо защитных участков лесов. По своему смыслу особо защитные участки лесов - это участки леса, на которых ограничивается режим хозяйственной деятельности с целью сохранения их защитных и иных экологических функций лесов, природных или средообразующих свойств. В особо защитных участках лесов устанавливается особый режим лесопользования, обеспечивающий выполнение ими полезных экологических функций. Согласно ст. 119 особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Пунктом 7 части 2 данной статьи прямо предусмотрено, что к особо защитным участкам лесов относятся объекты природного наследия. Решением XX Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, установлены границы объекта Всемирного природного наследия, включающие «нейтральную зону», закрепленную проектом Федерального закона «Об охране озера Байкал», за исключением пяти промышленно развитых территорий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года № 1641 -р утверждено описание границ ЦЭЗ БПУ. В феврале 2019 года сведения о границах ЦЭЗ БИТ были внесены в БГРН. В решении Верховного суда РФ от 06.03.2019 № АКПИ18-1267 указано, что Федеральным законом «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются пли ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал, Центральная экологическая зона создана с целью охраны оз. Байкал и эндемичных объектов флоры и фауны, обитающих на ее территории. Указанные правовые выводы корреспондируют режиму использования лесов, расположенных на территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, отнесенных к особо защитным участкам леса (ст. 119 ЛК РФ) - лесам Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Правовой статус лесов ЦЭЗ БПТ как объекта природного наследия в силу прямого действия статьи 119 ЛК РФ отмечен также в решении Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-1046/2020 от 02.12.2020. Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 данное решение суда оставлено без изменения, как соответствующее нормам материального и процессуального права. В соответствии с частью первой статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для осуществления рекреационной деятельности. Частью 7 данной статьи установлено, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что на землях лесного фонда не допускается размещение объектов, не включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень. Пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р установлен перечень объектов, размещение которых возможно для осуществления рекреационной деятельности. Однако тем же пунктом установлено ограничение на размещение данных объектов, на особо защитных участках лесов. Следовательно, размещение каких-либо объектов па особо защитных участках - объекта природного наследия Центральной экологической зоны Байкальской природной территории противоречит действующему лесному законодательству. В то же время, на особо защитных участках лесов допускается создание лесной инфраструктуры, размещаемой согласно статье 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов. Подпунктом «в» пункта 1 данного Перечня предусматриваются объекты допустимые к размещению на особо защитных участках лесов. К ним относятся: лесная дорога, лесной проезд, квартальная просека, мост пешеходный, площадка для разворота пожарной техники, пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон), пожарный водоем (в том числе подземный резервуар и водохранилище), противопожарный разрыв, посадочная площадка для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, пожарная скважина, устройство отбора воды на пожарные нужды, щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, система для осушения лесных площадей (дамбы, перепускные сооружения, шлюзы. устройства регулирования уровня вод), сооружение противоэрозионное, гидротехническое и противоселевое, сооружение противооползневое, навес, обустроенное место для разведения костра н отдыха, лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, размещение на арендуемых лесных участках, расположенных в лесах ЦЭЗ НТГ каких-либо объектов, независимо от их капитальности либо некапитальности, за исключением предусмотренных пп. «в» и. 1 вышеуказанного Перечня объектов лесной инфраструктуры является нарушением действующего лесного законодательства.
Судом в судебном заседании исследованы письменные материалы:
- акт проверки органом государственного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены описание и характер выявленных нарушений;
- постановление № В-204 о назначении административного наказания от 27.06.2019, которым юридическое лицо ООО «ТРК Байкал Даймонд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, назначено наказание в размере 300 000 руб. Решением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2020 постановление изменено, наказание снижено до 200 000 руб.;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд»;
- Приказ об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Изменения к Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ;
- заключение специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассмотрев ходатайство представителя ответчика о передаче дела по подсудности, суд полагает, что дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, поскольку арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. В данном случае исковое заявление подано в связи с нарушением экологического законодательства, в защиту окружающей среды, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ отнесено к подсудности судов общей юрисдикции.
Доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление подано ненадлежащим истцом, суд считает несостоятельными. В соответствии с п. 4.62 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 482, Управление предъявляет в установленном законодательством России порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Управление Росприроднадзора обратилось в суд в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц, что вправе было сделать по смыслу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Байкальского лесничества, утвержденным приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№, участок с кадастровым номером № относится к защитным лесам, расположенным в Центральной экологической и водоохранной зоне озера Байкал.
Решением ХХ Сессии Комитета всемирного наследия – ЮНЕСКО установлены границы объекта всемирного природного наследия, включающие центральную зону, закрепленную проектом Федерального закона «Об охране озера Байкал».
В соответствии с ч. 2 ст. 119 Лесного кодекса РФ объекты природного наследия относятся к особо защитным участкам лесов.
На основании ст. 97 Земельного кодекса к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
В соответствии со ст. 100 Земельного кодекса РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
В силу ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно Перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, строительство каких-либо объектов, относящихся к лесной инфраструктуре для рекреационной деятельности на особо защитных участках лесов, не предусмотрено. В соответствии с п.п. «в» п. 1 данного Перечня предусматриваются объекты, допустимые к размещению на особо защитных участках лесов.
Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Объекты, которые на указанном выше земельном участке возведены ООО «ТРК Байкал Даймонд», в указанный перечень не входят.
В соответствии с п. 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р установлен запрет на размещение объектов для осуществления рекреационной деятельности, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (в том числе временных построек) в лесном фонде на особо защитных участках леса.
В соответствии с п.п. 21 и 24 постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, действовавшего до 01.01.2021 и п. 16 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 на территории Центральной экологической зоны допускается размещение рекреационных объектов в строго определенных местах. П.п. 13 и 16 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 запрещают строительство объектов капитального строительства, функционирование которых не связано с созданием, развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон за пределами населенных пунктов и в границах водоохранных зон водных объектов, имеющих постоянную связь с озером Байкал. Размещение рекреационных объектов за пределами таких особо охраняемых природных территорий и зон, вне специально выделенных мест, запрещено.
Из указанных правовых норм следует, что земли лесного фонда и водоохранные зоны водных объектов, имеющие гидрологическую связь с озером Байкал, находятся под особой охраной и правовым режимом с ограничением права застройки и рекреационного использования, за исключением территорий особых экономических зон и рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, которые определены документами территориального планирования.
При указанных обстоятельства суд приходит к выводу о том, что объекты, возведенные ООО «ТРК Байкал Даймонд», расположены в Центральной экологической зоне, в водоохранной зоне озера Байкал, поэтому, по мнению суда, возведены незаконно и подлежат демонтажу за счет собственных средств общества.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, ООО «ТРК Байкал Даймонд» обязано привести земельный участок в первоначальное состояние после демонтажа возведенных объектов строительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории удовлетворить.
Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» по возведению объектов строительства, расположенных в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» демонтировать незаконно возведенные объекты строительства, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» привести земельный участок в <адрес> с кадастровым номером № в первоначальное состояние.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2021 года.
Судья п/п Е.В. Михалева
СОГЛАСОВАНО:
Судья Прибайкальского
районного суда Е.В. Михалева