<данные изъяты>
Дело № 2-1370/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2013 года Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Радиевского А.В., при секретаре Литонинской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акчуриной Алсу Салиховны о признании разрешения на строительство недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Акчурина А.С. обратилась в суд с заявлением, в котором в порядке ст.258 ГПК РФ просит признать разрешение Администрации г. Реутова <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство недействительным и подлежащим отмене, а также обязать Администрацию г.Реутов устранить допущенное нарушение прав и отменить указанное разрешение, мотивируя свои требования тем, что разрешение выдано с нарушением норм действующего законодательства, в т.ч. постановления Правительства Московской области от 16.01.2012г. № 24/54 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области» в части предельно допустимой этажности жилых строений; разрешением нарушены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах, нормативы градостроительного проектирования, устанавливаемые для определения минимальных расчетных показателей благоприятных условий жизнедеятельности человека; нарушены номы инсоляции жилых помещений, нарушаются нормы обеспечения придомовой территорией, социальными объектами. Выдав разрешение, Администрация города нарушила установленные законодательством ограничения относительно плотности застройки, коэффициента застройки земельного участка, установленные в целях обеспечения соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании заявитель Акчурина А.С. заявление поддержала, дополнила, что строительство многоквартирного жилого дома начато в отсутствие разрешения на строительство, что в связи с грубым нарушением строительных норм и правил при производстве строительных работ, в ДД.ММ.ГГГГ. произошел обвал креплений и грунта в котлован, что оспариваемым разрешением нарушены ее права на благоприятную окружающую среду.
Представитель лица, действия которого оспариваются, Администрации г.Реутова (по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения заявления, по основаниям не представления заявителем доказательств нарушения оспариваемым актом ее прав и законных интересов, разрешение выдано в соответствии с нормами действующего законодательства в рамках компетенции органа местного самоуправления. В соответствии с заключением Московской областной государственной экспертизы строительство жилого комплекса по адресу: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации (л.д.142-143 ).
Представитель ООО «Диксон Авто» (по доверенности ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8.) заявление не поддержал, по основаниям изложенным в письменных объяснениях по заявлению (л.д.82-87).
Представитель заинтересованного лица ООО «БестЛайн» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства Общество извещалось надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, находит заявление Акчуриной А.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, Акчурина А.С. является собственником <адрес> расположенной по адресу: <адрес>
ООО «Диксон Авто» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> Земельный участок относится к категории земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Реутова выдано разрешение <данные изъяты> на строительство <данные изъяты> по адресу: <адрес>; кадастровый номер участка <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>. Указанное разрешение выдано ООО «БестЛайн», срок действия разрешения – <данные изъяты> (л.д. 25).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
В силу положений части 1 статьи 2, части 1 статьи 34, статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ орган местного самоуправления Администрация города Реутов является уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство спорного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок выдачи разрешения на строительство установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами, на основании документов, направляемых в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в т.ч. положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В отношении земельного участка, на который выдано разрешение на строительство, разработан проект планировки территории.
Согласно п.п. 1, 2, 4, 6 статьи 42 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ проект планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Проект планировки указанной территории утвержден постановлением Администрации города Реутов ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 125).
Указанный проект планировки содержит в себе необходимые расчеты территории по обеспечению социальными объектами и является документом, содержащим сведения, которые подтверждают создание благоприятной окружающей среды, что прямо следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ а постановление об утверждении проекта планировки издано уполномоченным лицом и в установленном порядке (л.д.146-149).
В соответствии с п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу положений ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства от 05.03.2007 г. "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документация требованиям технических регламентов, в том числе, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям охраны культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, иной безопасности, результатам инженерных изысканий, оценка результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Из системного толкования положений Градостроительного кодекса РФ с учетом норм Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что ответственность за соответствие проектной документации указанным нормам несет проектная организация, а потому в обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдающего разрешение на строительство, не входят полномочия по проверке проектной документации на соответствие строительным и санитарным нормам.Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов являются предметом государственной экспертизы (ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно заключению Государственного автономного учреждения Московской области «Московская областная государственная экспертиза» <данные изъяты> от <адрес> проектная документация на строительство объектов капитального строительства жилой комплекс по адресу <адрес> соответствует требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации (л.д. 88-120).
При таких обстоятельствах, доводы заявительницы о том, что разрешением нарушены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах, нормативы градостроительного проектирования, устанавливаемые для определения минимальных расчетных показателей благоприятных условий жизнедеятельности человека, суд находит несостоятельными.
Постановлением Правительства МО от 16.01.2012 № 24/54 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области» утверждены и введены в действие с 1 мая 2012 года нормативы градостроительного проектирования Московской области, предусмотренные частью первой и частью второй Перечня нормативов градостроительного проектирования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 12.02.2010 № 62/3 "Об утверждении Перечня нормативов градостроительного проектирования Московской области и о внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 31.05.2006 N 469/20 "О нормативах градостроительного проектирования Московской области".
Пунктом 3 преамбулы постановления главам муниципальных образований Московской области рекомендовано при подготовке местных нормативов градостроительного проектирования, учитывать нормативы градостроительного проектирования Московской области, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
Исходя из анализа п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, ст. 24 Градостроительного кодекса РФ нормативы градостроительного проектирования не отнесены к техническим регламентам, и в силу этого не могут носить обязательный характер, до принятия их органами местного самоуправления на своей территории. Сведений, что такие нормативы Администрацией г. Реутова утверждены, суду не представлено и судом не добыто.
Подпунктом 5 пункта 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что положения о территориальном планировании включают в себя границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Согласно п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в котором в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно подпункту 3 части 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ в состав предельных параметров разрешенного строительства входит предельное количество этажей или предельная высота здания, строений, сооружений.
Нормативы градостроительного проектирования не должны и не могут императивно устанавливать этажность зданий, это противоречит их назначению и правовой природе, а потому этажность зданий регулируется правилами землепользования и застройки и только с учетом нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с п. 1.1. раздела 1 главы 3 части 3 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Реутов от 24 декабря 2010 г. № 69/7 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории города Реутов Московской области" в зоне многоквартирной жилой застройки средней и высокой этажности (Ж- 1) максимальное количество этажей зданий, строений, сооружений на территории земельного участка - 25 этажей (включая мансарду- л.д. 150-152).
Согласно пп. 3 п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 8 ГрК РФ, пп. 20 п. 1 ст. 14, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения.
Поскольку пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, имеют большую юридическую силу, чем нормы постановления Правительства Московской области от 16 января 2012 г. № 24/54 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области» регламентирующие предельные параметры разрешенного строительства, то нормы постановления, противоречащие Градостроительному кодексу РФ при установленных обстоятельствах, применению не подлежат.
Таким образом, доводы заявительницы о несоблюдении этажности строящихся зданий требованиям нормативов градостроительного проектирования Московской области, также суд находит несостоятельными. Кроме того, по мнению суда, этажность дома сама по себе не влияет на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. необходимо наличие одновременно двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителей. Таких доказательств заявителями в ходе рассмотрения дела не представлено.
В ходе судебного разбирательства не установлено нарушений Администрацией города Реутова норм Градостроительного кодекса РФ, а также требований иных законов и подзаконных актов, устанавливающих основания и порядок выдачи разрешений на строительство, при выдаче оспариваемого разрешения на строительство.
Ссылки заявителя на то, что строительство велось задолго до выдачи оспариваемого разрешения, что прокуратурой г. Реутова, в адрес застройщика вносилось представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, а также что ООО «БестЛайн» привлекалось Гостройнадзором Московской области к административной ответственности за нарушение обязательных требований в области строительства и осуществление строительства объектов капитального строительства без разрешения, не могут служить основаниям для признания разрешения на строительства недействительным.
Оценивая представленные сторонами доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым разрешением на строительство не ограничиваются права заявителя на жизнь, на благоприятную окружающую среду, т.к. в распоряжении не содержатся властные предписания, регулирующие данные права заявителей.
Принимая во внимание то, что показатель плотности застройки земельного участка является по своему характеру техническим, учитывается при проверке проектной документации на ее соответствие градостроительному плану земельного участка и не влияет на решение вопроса о выдаче разрешения на строительство или отказ в выдаче разрешения, что при предоставлении одновременно с заявлением на выдачу разрешения положительного заключения экспертизы, которое содержит перечень мероприятий по охране окружающей среды, а также то, что заявителем не приведено конкретных доказательств, обосновывающих факт нарушения ее прав, в т.ч. на благоприятную окружающую среду оспариваемым разрешением, суд считает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-256 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Акчуриной Алсу Салиховны о признании разрешения Администрации г. Реутова <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство многоэтажного жилого дома недействительным – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Реутовский городской суд, с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись
Копия верна: судья
секретарь
<данные изъяты>
<данные изъяты>