ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1371/2015 от 17.11.2015 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-1371/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вятские Поляны 17 ноября 2015 года

Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,

с участием: представителя истца ФИО1,

при секретаре Григорьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного преступлением,

УСТАНОВИЛ:

Представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В обоснование иска указал, что ФИО2 не исполнил в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ), а так же сокрыл денежные средства либо имущество организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации в крупном размере (ч. 1 ст. 199.2 УК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью «Троицко-Печорский ЛПК» (далее ООО «Троицко-Печорский ЛПК») зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>.

Учредителями ООО «Троицко-Печорский ЛПК» согласно ЕГРЮЛ являются:

- ЗАО «Энерго-ЭКО» ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, с размером вклада в уставный капитал - <данные изъяты> (99,99%).;

- физическое лицо Н., ИНН <данные изъяты>, адрес места жительства: <адрес>, с размером вклада в уставный капитал - <данные изъяты> (0,01%).

На основании Протокола №1 общего собрания участников ООО «Троицко-Печорский ЛПК» от ДД.ММ.ГГГГ на должность генерального директора с 15.06.2010г. избран ФИО2, в исполнение данного Протокола № 1 и приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на работу в ООО «Троицко-Печорский ЛПК» на должность генерального директора.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми проведена выездная налоговая проверка ООО «Троицко-Печорский ЛПК». По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт , на основании которого исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по РК ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Обществом в судебном порядке решение налогового органа не обжаловалось.

Согласно указанному решению ООО «Троицко-Печорский ЛПК» привлечено к ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц в нарушение ст. 226 НК РФ.

В ходе проверки полноты и своевременности перечисления организацией в бюджет исчисленных и удержанных с физических лиц сумм налога на доходы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 Налогового Кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьёй.

Согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.

Статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, что означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 56, абзацем вторым пункта 2 статьи 61, абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 61.1, абзацем вторым пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налог на доходы физических лиц полностью зачисляется в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" налог на доходы физических лиц в 2010 - 2012 году подлежал зачислению в региональный бюджет по нормативу отчислений 100 %.

В соответствии с приложением N 7 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год» от 18.11.2009 N 118-РЗ предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Коми налога на доходы физических лиц: муниципальный район «Троицко-Печорский» - 100 % (местный бюджет).

В соответствии с приложением N 7 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год» от 17.11.2010 N 117-РЗ предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Коми налога на доходы физических лиц: муниципальный район «Троицко-Печорский» - 100 % (местный бюджет).

В соответствии с приложением N 8 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» от 07.12.2011 N 137-РЗ предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Коми налога на доходы физических лиц: муниципальный район «Троицко-Печорский» - 100 % (местный бюджет).

Исходя из данных нормативов отчислений, общество в 2010-2012 годах должно было перечислить 100 % НДФЛ в бюджет муниципального района «Троицко-Печорский».

Федеральным законом от 27.10.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее - Федеральный закон от 27.10.2010г. № 229-ФЗ), вступившим в силу с 02.09.2010 года, внесены изменения в статью 123 Налогового кодекса РФ. Согласно новой редакции статьи 123 Налогового кодекса РФ неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Таким образом, в случае неправомерного не удержания и (или) не перечисления (неполного удержания и (или) перечисления) налога на доходы физических лиц налоговыми агентами налоговая санкция в порядке статьи 123 Налогового кодекса РФ применяется по каждому факту нарушения сроков уплаты, установленных законодательством, в случае не правомерного не перечисления (не полного перечисления) и не удержания (не полного удержания) налога, начиная со 02.09.2010 года, независимо от того, была ли в последующем уплачена сумма налога (задолженности) в бюджет.

Факт нарушения подтверждается пунктом 2.1.9 Акта выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и материалами проверки: сводами начислений и удержаний по заработной плате, расходно-кассовыми ордерами, платежными ведомостями на выдачу зарплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, приложениями № 1, 2, 3 к Акту выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно сводов начислений и удержаний, расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей на выдачу зарплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, сумма налога, исчисленная, удержанная и подлежащая уплате в бюджет пгт. Троицко-Печорск (ОКАТО 87236551000) за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составила <данные изъяты> руб.

Сумма налога на доходы физических лиц фактически уплаченного ООО «Троицко-Печорский ЛПК» в бюджет за проверяемый период составила 0 руб., в том числе во время выездной налоговой проверки - 0 руб.

Таким образом, в нарушение пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предприятием неправомерно не перечислен в бюджет, удержанный с исчисленных и выплаченных доходов физическим лицам налог на доходы физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается сводами начислений и удержаний, расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями на выдачу зарплаты за проверяемый период по представленным документам из следственного отдела по г. Сосногорск (с дислокацией пгт. Троицко-Печорск) СУ СК РФ по РК на дату оформления акта проверки.

За несвоевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц по месту нахождения ООО «Троицко-Печорский ЛПК» начисляется пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1/300 ставки рефинансирования (с учетом изменения ставки) за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Троицко-Печорский ЛПК» обязанности по уплате налогов в адрес Общества в соответствии со ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате недоимки по налогам от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> рублей.

В связи с тем, что данные требования организацией не исполнены в добровольном порядке, Межрайонной ИФНС России № 4 по РК вынесены решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение указанных решений налоговым органом к расчетному счету организации, открытому в учреждении банка, предъявлены поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г.

Также, для обеспечения исполнения решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по РК вынесено постановление о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 76 Налогового Кодекса.

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке от ДД.ММ.ГГГГ не выносилось в связи с введением в отношении ООО «Троицко-Печорский ЛПК» процедуры конкурсного производства - Определение АС РК от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете предприятия, налоговым органом вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества должника в порядке ст. 47 Налогового Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., и направлено на исполнение в ОСП по Троицко-Печорскому району. Во исполнение вышеуказанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Троицко-Печорскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ г.

В связи с введением в отношении организации процедуры конкурсного производства - Определение АС РК от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство завершено.

В соответствии с частью первой статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направил материалы в следственный орган, уполномоченный производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Сосногорского Межрайонного следственного отдела (с дислокацией в пгт. Троицко-Печорск) старшим лейтенантом юстиции ФИО4 вынесено Постановление о возбуждении уголовного дела и принятие его к производству в отношении ФИО2 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ капитаном юстиции ФИО4 вынесено Постановление о прекращении уголовного преследования в отношении подозреваемого ФИО2 в части неисполнения обязанностей налогового агента с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы генеральным директором ООО «Троицко-Печорский ЛПК» по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ. Данное постановление ФИО2 обжаловано не было.

Вина ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.199.1 УК РФ, совокупностью собранных доказательств в ходе предварительного следствия доказана полностью.

В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.1 ст.199.1 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, то есть предусматривает максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

В соответствии с п. «в» ч.1 ст.78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года. Срок давности уголовного преследования в отношении ФИО2 за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199.1 УК РФ истек 25.01.2014.

От подозреваемого ФИО2 поступило письменное заявление, в котором он указал, что согласен, чтобы в отношении него прекратили уголовное дело в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям – по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Таким образом, освобождение ответчика от уголовной ответственности в связи с истечением сроков привлечения к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести, в соответствии с ч. 4. ст. 133 УПК РФ не влечет признания за ним право на реабилитацию, следовательно, действия Инспекции по взысканию в судебном порядке с ответчика сумм материального ущерба правомерны, обоснованы и не противоречат нормам действующего законодательства.

Из п. 1 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

С учетом изложенного, и в соответствии со ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации, незаконными действиями ФИО2, как физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо, являющимся его законным представителем, причинен имущественный ущерб бюджету Российской Федерации, в связи с чем, данный ущерб должен быть взыскан с ФИО2

Сумма не перечисленного налога на доходы физических лиц составляет <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб., налоговые санкции - <данные изъяты> руб., из них зачисляется в доход бюджета муниципального района «Троицко-Печорский» по налогу - <данные изъяты> руб., по пени -<данные изъяты> руб., по штрафу - <данные изъяты> руб.

Соответственно, сумма ущерба, причиненного бюджету муниципального района «Троицко-Печорский», составила <данные изъяты> рублей.

Решением Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу о введении конкурсного производства полномочия генерального директора ФИО2 по управлению делами организации прекращены (согласно определению Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении конкурсного управляющего ООО «Троицко-Печорский ЛПК»).

В настоящее время отсутствует возможность взыскания суммы недоимки с Общества по налогам, пени, штрафам в размере сумм, доначисленных по результатам выездной налоговой Проверки, поскольку ООО «Троицко-Печорский ЛПК» признано несостоятельным (банкротом).

На основании изложенного, представитель истца просит взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального района «Троицко-Печорский» <данные изъяты> рублей в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.199.1 УК РФ.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 просила удовлетворить иск по вышеуказанным основаниям.

Ответчик ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело без его участия.

С учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.

Оценив доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела ответчик ФИО2 не исполнил в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ), а так же сокрыл денежные средства либо имущество организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации в крупном размере (ч. 1 ст. 199.2 УК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью «Троицко-Печорский ЛПК» (далее ООО «Троицко-Печорский ЛПК») зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>.

Учредителями ООО «Троицко-Печорский ЛПК» согласно ЕГРЮЛ являются:

- ЗАО «Энерго-ЭКО» ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, с размером вклада в уставный капитал - <данные изъяты> (99,99%).;

- физическое лицо Н., ИНН <данные изъяты>, адрес места жительства: <адрес>, с размером вклада в уставный капитал - <данные изъяты> (0,01%).

На основании Протокола №1 общего собрания участников ООО «Троицко-Печорский ЛПК» от ДД.ММ.ГГГГ на должность генерального директора с ДД.ММ.ГГГГ. избран ФИО2, в исполнение данного Протокола № 1 и приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на работу в ООО «Троицко-Печорский ЛПК» на должность генерального директора.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми проведена выездная налоговая проверка ООО «Троицко-Печорский ЛПК». По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт , на основании которого исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по РК ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Обществом в судебном порядке решение налогового органа не обжаловалось.

Согласно указанному решению ООО «Троицко-Печорский ЛПК» привлечено к ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц в нарушение ст. 226 НК РФ.

В ходе проверки полноты и своевременности перечисления организацией в бюджет исчисленных и удержанных с физических лиц сумм налога на доходы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 Налогового Кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьёй.

Согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.

Статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, что означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 56, абзацем вторым пункта 2 статьи 61, абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 61.1, абзацем вторым пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налог на доходы физических лиц полностью зачисляется в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" налог на доходы физических лиц в 2010 - 2012 году подлежал зачислению в региональный бюджет по нормативу отчислений 100 %.

В соответствии с приложением N 7 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год» от 18.11.2009 N 118-РЗ предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Коми налога на доходы физических лиц: муниципальный район «Троицко-Печорский» - 100 % (местный бюджет).

В соответствии с приложением N 7 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год» от 17.11.2010 N 117-РЗ предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Коми налога на доходы физических лиц: муниципальный район «Троицко-Печорский» - 100 % (местный бюджет).

В соответствии с приложением N 8 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» от 07.12.2011 N 137-РЗ предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Коми налога на доходы физических лиц: муниципальный район «Троицко-Печорский» - 100 % (местный бюджет).

Исходя из данных нормативов отчислений, общество в 2010-2012 годах должно было перечислить 100 % НДФЛ в бюджет муниципального района «Троицко-Печорский».

Федеральным законом от 27.10.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее - Федеральный закон от 27.10.2010г. № 229-ФЗ), вступившим в силу с 02.09.2010 года, внесены изменения в статью 123 Налогового кодекса РФ. Согласно новой редакции статьи 123 Налогового кодекса РФ неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Таким образом, в случае неправомерного не удержания и (или) не перечисления (неполного удержания и (или) перечисления) налога на доходы физических лиц налоговыми агентами налоговая санкция в порядке статьи 123 Налогового кодекса РФ применяется по каждому факту нарушения сроков уплаты, установленных законодательством, в случае не правомерного не перечисления (не полного перечисления) и не удержания (не полного удержания) налога, начиная со ДД.ММ.ГГГГ года, независимо от того, была ли в последующем уплачена сумма налога (задолженности) в бюджет.

Факт нарушения подтверждается пунктом 2.1.9 Акта выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и материалами проверки: сводами начислений и удержаний по заработной плате, расходно-кассовыми ордерами, платежными ведомостями на выдачу зарплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, приложениями № 1, 2, 3 к Акту выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно сводов начислений и удержаний, расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей на выдачу зарплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, сумма налога, исчисленная, удержанная и подлежащая уплате в бюджет пгт. Троицко-Печорск (ОКАТО <данные изъяты>) за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составила <данные изъяты> руб.

Сумма налога на доходы физических лиц фактически уплаченного ООО «Троицко-Печорский ЛПК» в бюджет за проверяемый период составила 0 руб., в том числе во время выездной налоговой проверки - 0 руб.

Таким образом, в нарушение пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предприятием неправомерно не перечислен в бюджет, удержанный с исчисленных и выплаченных доходов физическим лицам налог на доходы физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается сводами начислений и удержаний, расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями на выдачу зарплаты за проверяемый период по представленным документам из следственного отдела по г. Сосногорск (с дислокацией пгт. Троицко-Печорск) СУ СК РФ по РК на дату оформления акта проверки.

За несвоевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц по месту нахождения ООО «Троицко-Печорский ЛПК» начисляется пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1/300 ставки рефинансирования (с учетом изменения ставки) за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Троицко-Печорский ЛПК» обязанности по уплате налогов в адрес Общества в соответствии со ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате недоимки по налогам от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> рублей.

В связи с тем, что данные требования организацией не исполнены в добровольном порядке, Межрайонной ИФНС России № 4 по РК вынесены решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение указанных решений налоговым органом к расчетному счету организации, открытому в учреждении банка, предъявлены поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г.

Также, для обеспечения исполнения решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по РК вынесено постановление о приостановлении операций по счетам налогоплательщика №№ 19, 20 от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 76 Налогового Кодекса.

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке от ДД.ММ.ГГГГ не выносилось в связи с введением в отношении ООО «Троицко-Печорский ЛПК» процедуры конкурсного производства - Определение АС РК от ДД.ММ.ГГГГ № А29-2583/2012

В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете предприятия, налоговым органом вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества должника в порядке ст. 47 Налогового Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., и направлено на исполнение в ОСП по Троицко-Печорскому району. Во исполнение вышеуказанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Троицко-Печорскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ г.

В связи с введением в отношении организации процедуры конкурсного производства - Определение АС РК от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство завершено.

В соответствии с частью первой статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направил материалы в следственный орган, уполномоченный производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предварительным расследованием следственного отдела по г. Сосногорску (с дислокацией в пгт. Троицко-Печорск) СУ СК РФ по РК установлено, что ООО «Троицко-Печорский ЛПК» было зарегистрировано по адресу: <адрес>. Генеральным директором общества являлся ФИО2, осуществляющий функции работодателя и наделенный в соответствии с Уставом организационно-распорядительными обязанностями по исчислению, удержанию и перечислению налогов на доходы работников предприятия. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Троицко-Печорский ЛПК» ФИО2 не исполнил в личных интересах обязанности налогового агента по перечислению налогов на доходы работников предприятия (НДФЛ) в бюджет, что повлекло причинение ущерба в размере <данные изъяты> рублей. Неперечисленная ФИО2 сумма НДФЛ превышает <данные изъяты> тыс. руб. и составляет более 10 % от подлежащей уплате суммы налога и является крупным размером. На основании изложенного, в отношении ФИО2 было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, выразившееся в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

В силу п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Преступление, предусмотренное статьей 199.3 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 3 статьи 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Сосногорского Межрайонного следственного отдела (с дислокацией в пгт. Троицко-Печорск) старшим лейтенантом юстиции ФИО4 вынесено Постановление о возбуждении уголовного дела и принятие его к производству в отношении ФИО2 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ капитаном юстиции ФИО4 вынесено Постановление о прекращении уголовного преследования в отношении подозреваемого ФИО2 в части неисполнения обязанностей налогового агента с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в период работы генеральным директором ООО «Троицко-Печорский ЛПК» по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ. Данное постановление ФИО2 обжаловано не было.

Согласно постановлению о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, являясь единоличным руководителем ООО «Троицко-Печорский ЛПК», распорядителем денежных средств, обладая правом первой подписи финансовых документов предприятия, полномочиями по распоряжению денежными средствами и по определению учетной политики предприятия, должен был обеспечивать своевременное осуществление предприятием расчетов по платежам в бюджеты всех уровней, то есть должен был, в том числе, обеспечивать своевременное исполнение обязанностей ООО «Троицко-Печорский ЛПК» как налогового агента. Однако, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, находясь на территории пгт.Троицко-Печорск Республики Коми, являясь генеральным директором ООО «Троицко-Печорский ЛПК», т.е. единоличным руководителем данной организации, будучи обязанным обеспечивать полное и своевременное перечисление ООО «Троицко-Печорский ЛПК» как налоговым агентом, сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц в бюджетную систему РФ, достоверно зная о том, что за указанный период времени в ООО «Троицко-Печорский ЛПК» постоянно исчислялся и удерживался при выплате заработной платы работникам налог на доходы физических лиц, умышленно, осознавая противоправность и общественную опасность своих действий, в нарушение ст. 57 Конституции РФ, ст. 24, ст. 45, ст. 58, п. 6 ст. 226 НК РФ, а также нарушения Устава ООО «Троицко-Печорский ЛПК», исходя из личных интересов, не обеспечил исполнение обязанностей предприятия, как налогового агента, и не перечислил в вышеуказанные сроки, установленные в ст. 226 НК РФ, в бюджетную систему РФ исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц, в общей сумме <данные изъяты> рублей, которая превышает <данные изъяты>., составляющая долю, превышающую 10 процентов от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате ООО «Троицко-Печорский ЛПК», в крупном размере. При этом, у ФИО2 как у генерального директора ООО «Троицко-Печорский ЛПК» имелась реальная возможность перечислить в бюджетную систему Российской Федерации исчисленный и удержанный за указанный период времени налог на доходы физических лиц в общей сумме <данные изъяты> рублей, однако ФИО2, преследуя свои личные интересы, выраженные в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, в стремлении создать и поддерживать собственный авторитет и имидж успешного руководителя в глазах работников предприятия, деловых партнеров, а также, обусловленные побуждениями карьеризма и желанием приукрасить действительное положение в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятия, незаконно оставил в хозяйственном ведении ООО «Троицко-Печорский ЛПК» указанные денежные средства в общей сумме <данные изъяты> рублей, исчисленные и удержанные за указанный период времени в качестве налога на доходы физических лиц, незаконно расходуя их на платежи, относящиеся в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ к пятой и шестой очереди удовлетворения требований кредиторов, не имеющих приоритета к уплате налогов и сборов, а именно на расчеты с поставщиками и подрядчиками, с кредиторами, на расчеты с подотчетными лицами, которые за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили сумму <данные изъяты> рублей. Таким образом, ФИО2 допущено неправомерное и неполное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, которая превышает <данные изъяты> тыс. рублей и составляет 46,56 % от суммы налогов, подлежащих уплате ООО «Троицко-Печорский ЛПК» за указанный период времени, как налоговым агентом.

Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Данные требования корреспондируют положениям ст. 54 УПК РФ, согласно которым в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением.

Вина ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.199.1 УК РФ, совокупностью собранных доказательств в ходе предварительного следствия доказана полностью.

В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.1 ст.199.1 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, то есть предусматривает максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

В соответствии с п. «в» ч.1 ст.78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года. Срок давности уголовного преследования в отношении ФИО2 за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199.1 УК РФ истек ДД.ММ.ГГГГ.

От подозреваемого ФИО2 поступило письменное заявление, в котором он указал, что согласен, чтобы в отношении него прекратили уголовное дело в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям – по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Таким образом, освобождение ответчика от уголовной ответственности в связи с истечением сроков привлечения к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести, в соответствии с ч. 4. ст. 133 УПК РФ не влечет признания за ним право на реабилитацию, следовательно, действия Инспекции по взысканию в судебном порядке с ответчика сумм материального ущерба правомерны, обоснованы и не противоречат нормам действующего законодательства.

Из п. 1 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

С учетом изложенного, и в соответствии со ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации, незаконными действиями ФИО2, как физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо, являющимся его законным представителем, причинен имущественный ущерб бюджету Российской Федерации, в связи с чем, данный ущерб должен быть взыскан с ФИО2

Сумма не перечисленного налога на доходы физических лиц составляет <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб., налоговые санкции - <данные изъяты> руб., из них зачисляется в доход бюджета муниципального района «Троицко-Печорский» по налогу - <данные изъяты> руб., по пени -<данные изъяты> руб., по штрафу - <данные изъяты> руб.

Соответственно, сумма ущерба, причиненного бюджету муниципального района «Троицко-Печорский», составила <данные изъяты> рублей.

Решением Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу о введении конкурсного производства полномочия генерального директора ФИО2 по управлению делами организации прекращены (согласно определению Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении конкурсного управляющего ООО «Троицко-Печорский ЛПК»).

В настоящее время отсутствует возможность взыскания суммы недоимки с Общества по налогам, пени, штрафам в размере сумм, доначисленных по результатам выездной налоговой Проверки, поскольку ООО «Троицко-Печорский ЛПК» признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Таким образом, Российская Федерация, наравне с юридическими лицами - участниками гражданского оборота, имеет право на компенсацию причиненного ей вреда (убытков) в соответствии с указанными выше нормами Гражданского кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», истцами по гражданскому иску могут выступать налоговые органы (п.п. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ) или органы прокуратуры (ч. 3 ст. 44 УПК РФ), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (ст. 1064, 1068 ГК РФ) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ст. 54 УПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 44 УПК РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Данные требования корреспондируют положениям ст. 54 УПК РФ, согласно которым в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением.

Пени в налоговом законодательстве (ст. 75 НК РФ) не является санкцией и служит мерой обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет.

Как указано в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Следовательно, начисление Обществу пени на не уплаченные налоги является мерой, носящей компенсационный характер. Не поступление сумм пени в бюджет, вследствие неправомерных действий ответчика, также является ущербом, причиненным бюджету РФ.

В соответствии с п.14 Постановления пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.2 УК РФ, следует понимать уплату в полном объеме до назначения судом первой инстанции судебного заседания: 1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу; 2) соответствующих пеней; 3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, в результате неправомерных действий ответчика причинен вред государству, выразившийся в не поступлении в бюджет денежных средств.

Указанная совокупность обстоятельств является основанием для привлечения причинителя вреда к деликтной ответственности, в виде полного возмещения государству причиненного материального ущерба.

Данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27.01.2015 № 81-КП4-19.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19. НК РФ суд взыскивает с ответчика в доход муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области судебные расходы в виде государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» Республики Коми в возмещение ущерба, причиненного преступлением, <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты> рубля.

Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Д.Е. Анисимов

Справка: Решение в окончательной форме принято 20.11.2015 г.

Судья Д.Е. Анисимов