ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1372/18 от 28.01.2019 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-35/2019

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Рузаевка 28 января 2019 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.

при секретаре Емагуловой А.Х.

с участием в деле:

истцов – Алямкина В.Н., Алямкина Н.Ф., его представителя Алямкина В.Н.

ответчика – государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», его представителей Марчкова В.П., Кузиной С.В., Кашенковой Ю.В.

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Алямкиной Т.М.

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства обороны Российской Федерации

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алямкина Н. Ф., Алямкина В. Н. к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить препятствия в реализации права на предоставление меры социальной поддержки, предоставить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Алямкин Н.Ф., Алямкин В.Н. обратились в суд с иском к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» (далее - ГКУ «Соцзащита населения по <адрес> РМ») о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить препятствия в реализации права на предоставление меры социальной поддержки, предоставить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ссылаясь на то, что ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» им отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Алямкину Н.Ф. решением от 24 сентября 2018 г., Алямкину В.Н. решением от 25 октября 2018 г. Указанные решения, по их мнению, нарушают их право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и создают препятствия к получению такой меры социальной поддержки. Они являются пользователями жилого помещения государственного жилищного фонда, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не имеют, для получения субсидии ими были представлены полные и достоверные сведения.

Просят признать незаконными решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 24 сентября 2018 г. об отказе Алямкину Н.Ф. в предоставлении и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 25 октября 2018 г. об отказе Алямкину В.Н. в предоставлении и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» устранить препятствия к реализации их права на предоставление данной меры социальной поддержки, для защиты и восстановления которого подано исковое заявление, назначить им субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения.

Участвующие в деле – истец Алямкин Н.Ф., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Алямкина Т.М., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец, третье лицо Алямкина Т.М. в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие (т.4л.д.59, 64, 67-71, 82, 83).

Суд в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.

В судебном заседании истец и представитель истца Алямкина Н.Ф.Алямкин В.Н. исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал.

Представители ответчика – ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» Марчков В.П., Кузина С.В., Кашенкова Ю.В. исковые требования не признали.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд при разрешении спора исходит из следующего.

Судом установлено, что Алямкин Н.Ф. и его сын Алямкин В.Н. пользуются жилым помещением государственного жилищного фонда, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления жилым помещением закреплено за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1л.д.128-129).

Основанием вселения истцов в жилое помещение являлся ордер, выданный 10 декабря 1980 г. КЭЧ Пензенского района Приволжского военного округа Министерства обороны СССР Алямкину Н.Ф., состоявшему в трудовых отношениях с войсковой частью <данные изъяты>, на состав семьи из четырех человек, включая сына Алямкина В.Н. (т.1л.д.53, 204-205).

В жилом помещении кроме Алямкина Н.Ф. и Алямкина В.Н. зарегистрированы и проживают дети Алямкина В.Н.<данные изъяты>, проживает без регистрации по месту жительства Алямкина Т.М. – супруга Алямкина В.Н. (т.1л.д.124, 125, 150, т.2л.д.196, 205, 220, 223).

5 декабря 2017 г. Алямкин Н.Ф. представил в ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» заявление №Z17 2017-12-05 51 о предоставлении государственной услуги по назначению и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием членов семьи и степени родства – Алямкина В.Н. (сын), <данные изъяты> с приложением следующих документов: копии паспорта, копии документа на жилое помещение, копии лицевого счета, справки о составе семьи, справки о доходах (т.2л.д.204).

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 15 декабря 2017 г. Алямкину Н.Ф. отказано в назначении меры социальной поддержки – предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в связи с отсутствием документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением (договора найма) (т.2л.д.202-203).

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 20 апреля 2018 г. решение от 15 декабря 2017 г. отменено для повторного рассмотрения заявления Алямкина Н.Ф. от 5 декабря 2017 г. (т.2л.д.201).

7 сентября 2018 г. Алямкин Н.Ф. представил в ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» заявление №Z17 2018-09-07 117 с указанием членов семьи и степени родства – Алямкина В.Н., <данные изъяты> с приложением следующих документов: копии паспорта, копии лицевого счета, справки о составе семьи, справки о доходах (т.2 л.д.222).

24 сентября 2018 г. при повторном рассмотрении заявления Алямкина Н.Ф. от 5 декабря 2017 г. ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» принято решение об отказе в назначении меры социальной поддержки – предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (т.2л.д.200).

8 октября 2018 г. Алямкин В.Н. представил в ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» заявление №Z17 2018-10-08 57 о предоставлении государственной услуги по назначению и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием членов семьи и степени родства – Алямкина Н.Ф. (отец), <данные изъяты> с приложением следующих документов: копии паспорта, справки о составе семьи, копии лицевого счета, копии трудовой книжки, выписки из домовой (поквартирной) книги, талона к ордеру (т.3л.д.25).

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 25 октября 2018 г. Алямкину В.Н. отказано в назначении меры социальной поддержки – предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (т.3л.д.24).

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации относится предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 июля 2010 г. №156 (в ред. от 21.03.2016) утвержден Административный регламент Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющий сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Государственная услуга предоставляется Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и государственными казенными учреждениями по социальной защите населения Республики Мордовия. Министерство организует и осуществляет контроль предоставления государственной услуги государственными казенными учреждениями (пункты 8, 55 Административного регламента).

Конечными результатами предоставления государственной услуги являются: назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; мотивированный отказ в назначении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 6 Административного регламента).

Из приведенных нормативных положений следует, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение – уменьшение фактических затрат граждан, в том числе пользователей и нанимателей жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этой меры социальной поддержки.

По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Основания отказа в предоставлении субсидии установлены пунктом 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.

Пунктом 24 Административного регламента определено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие права на получение государственной услуги; наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии и (или) невыполнении соглашения по ее погашению.

В решении об отказе в предоставлении субсидии должны быть указаны причины отказа и статьи закона или иного нормативного правового документа (пункт 47 Административного регламента, приложение №5 к Административному регламенту).

ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», принимая решения об отказе Алямкину Н.Ф. и Алямкину В.Н. в предоставлении субсидии на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» – 24 сентября 2018 г. по заявлению Алямкина Н.Ф. от 5 декабря 2017 г. и 25 октября 2018 г. по заявлению Алямкина В.Н. от 8 октября 2018 г., конкретные причины отказа в решениях не указало.

Согласно пункту 3 Правил право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В пункте 8 Правил приведен перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства.

Пунктом 8 Правил (в редакции, действовавшей до 07.08.2018) предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;

б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

Согласно пункту 8 Правил (в редакции, действующей с 07.08.2018) заявители представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства с приложением указанных в пункте 8 Правил документов.

Пунктом 14 Правил установлены основания отказа в предоставлении субсидии – представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.

При рассмотрении дела установлено, что при представлении в уполномоченный орган по месту жительства заявления о предоставлении субсидии Алямкин Н.Ф. и Алямкин В.Н., являющиеся гражданами Российской Федерации и пользователями жилого помещения государственного жилищного фонда, указали в своих заявлениях членов семьи и степень родства, сведения об адресе жилого помещения, в котором зарегистрированы по месту жительства, и представили: документ, удостоверяющий принадлежность к гражданству Российской Федерации (копии паспортов), документ, подтверждающий основание проживания в жилом помещении (копию талона к ордеру), документ, содержащий сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги и отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (копию лицевого счета), сведения о составе семьи (Алямкин Н.Ф. - справку о составе семьи, Алямкин В.Н. - выписку из домовой (поквартирной) книги), документы, подтверждающие доходы (Алямкин Н.Ф. - копию трудовой книжки, справку о доходах, Алямкин В.Н. - копию своей трудовой книжки и копию трудовой книжки супруги Алямкиной Т.М., содержащих сведения о том, что они не осуществляют трудовую деятельность Алямкин В.Н.<данные изъяты>Алямкина Т.М.<данные изъяты>.).

Из объяснений представителей ответчика в судебном заседании следует, что основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило непредставление заявителями документов, указанных в подпункте «а» пункта 8 Правил, наличие в представленных документах противоречивых сведений об адресе жилого помещения и размере площади жилого помещения, непредставление неработающим трудоспособным Алямкиным В.Н. документа, подтверждающего отсутствие выплат безработному, и сведений о доходах неработающей трудоспособной супруги Алямкиной Т.М., в остальном истцы соответствуют условиям предоставления субсидии.

Между тем, в подпункте «а» пункта 8 Правил закреплено положение о том, что указанные в нем документы предоставляет заявитель, являющийся нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Установлено, что Алямкин Н.Ф. и Алямкин В.Н., обратившиеся за предоставлением субсидии, пользуются жилым помещением государственного жилищного фонда и к числу лиц, указанных в подпункте «а» пункта 8 Правил, не относятся и не обязаны представлять названные в нем документы.

Подпункт «а» пункта 8.1 Правил предусматривает возможность уполномоченного органа получить на основании межведомственных запросов документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в частности, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения. Данные положения Правил не возлагают на граждан, обращающихся за субсидиями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязанности предоставлять необходимые документы, поскольку их получение уполномоченным органом возможно в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При рассмотрении заявлений Алямкина Н.Ф. и Алямкина В.Н., обратившихся за предоставлением субсидии, ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» располагало полученной 19 января 2018 г. на основании межведомственного запроса выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о принадлежности жилого помещения, пользователями которого являются истцы, к государственному жилищному фонду (т.2л.д.197).

В связи с этим доводы представителей ответчика о том, что Алямкин Н.Ф. и Алямкин В.Н. в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил должны были представить копию документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, а именно, договор найма жилого помещения, представленная ими копия талона к ордеру, выданного Алямкину Н.Ф. на право занятия жилого помещения, законные основания владения и пользования заявителями жилым помещением, в котором они зарегистрированы по месту жительства, не подтверждает, отклоняются.

Довод представителей ответчика о том, что ордер на право занятия жилого помещения документом, подтверждающим законные основания владения и пользования жилым помещением, не является, отклоняется, поскольку Алямкин Н.Ф. и члены его семьи, включая сына Алямкина В.Н., вселились в занимаемое жилое помещение в <данные изъяты> на основании ордера, который по действовавшему до 1 марта 2005 г. законодательству являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 ЖК РСФСР), положениями Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Довод представителей ответчика о том, что занимаемое истцами жилое помещение является специализированным, в частности, служебным, не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку предоставление субсидии не зависит от формы собственности жилищного фонда и целей его использования.

При проверке доводов представителей ответчика о наличии в представленных документах – копии талона к ордеру, копии лицевого счета, копиях паспортов противоречивых сведений об адресе жилого помещения и размере площади жилого помещения, послуживших основанием отказа в предоставлении субсидии, судом установлено следующее.

В талоне к ордеру <данные изъяты> местом нахождения предоставленного Алямкину Н.Ф. жилого помещения указан адрес: <адрес>, в паспортах Алямкина Н.Ф. и Алямкина В.Н. местом их регистрации по месту жительства в <данные изъяты> указан адрес: <адрес>, сведения о месте жительства внесены в паспорт Алямкина Н.Ф. 16 марта 1979 г., в паспорт Алямкина В.Н.<данные изъяты> в финансово-лицевом счете, открытом на жилое помещение, находящееся в пользовании истцов, указан адрес: <адрес> (т.2л.д.175-176, 193, 230, т.3л.д.2-3, 39, 43-44).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной уполномоченным органом 19 января 2018 г. на основании межведомственного запроса, местом нахождения находящегося в пользовании истцов жилого помещения указан адрес: <адрес>, сведения о правах на которое внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 января 2011 г. (т.2л.д.197).

В талоне к ордеру <данные изъяты> выданному Алямкину Н.Ф. на право занятия 2-х комнат в <адрес>, указана площадь 2-х комнат 34 кв.м, в финансово-лицевом счете, открытом на жилое помещение, находящееся в пользовании истцов, указаны размер общей площади жилого помещения 47,4 кв.м, жилой площади 31,2 кв.м, в выписке из домовой книги <данные изъяты> на жилое помещение, в котором истцы зарегистрированы по месту жительства, указаны размер общей площади жилого помещения 47,4 кв.м, жилой площади 31,2 кв.м (т.3л.д.18, 39, 43-44).

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной уполномоченным органом 19 января 2018 г., общая площадь жилого помещения, находящегося в пользовании истцов, указана в размере 47,4 кв.м (т.2л.д.197).

Оценка представленных Алямкиным Н.Ф. и Алямкиным В.Н. в уполномоченный орган документов, позволяет сделать вывод о том, что выявленные уполномоченным органом несоответствия в сведениях об адресе жилого помещения и размере площади жилого помещения о наличии противоречий в сведениях об адресе жилого помещения и размере площади жилого помещения и о предоставлении заявителями заведомо недостоверных сведений не свидетельствуют.

В связи с этим и поскольку личные дела заявителей каких-либо данных о предоставлении ими заведомо недостоверных сведений об адресе жилого помещения и размере площади жилого помещения не содержат, не представлены такие доказательства ответчиком и при рассмотрении дела, выявленные уполномоченным органом несоответствия в сведениях об адресе жилого помещения и размере площади жилого помещения не могут служить основанием для отказа в предоставлении субсидии на основании пункта 14 Правил.

Доводы представителя ответчика о том, что неработающий трудоспособный Алямкин В.Н. не представил документ, подтверждающий отсутствие выплат безработному, и сведения о доходах неработающей трудоспособной супруги Алямкиной Т.М., сами по себе не могут служить основанием для вывода о представлении заявителем неполных сведений и (или) заведомо недостоверных сведений.

При представлении заявления о предоставлении субсидии Алямкин В.Н. представил копию своей трудовой книжки и копию трудовой книжки Алямкиной Т.М., содержащих сведения о том, что они не осуществляют трудовую деятельность Алямкин В.Н.<данные изъяты>, Алямкина Т.М.<данные изъяты> (т.3л.д.11-15).

При рассмотрении дела также установлено и не оспаривается представителями ответчика, что Алямкин В.Н. осуществляет уход за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижениям им трехлетнего возраста (т.2л.д.176). Алямкина Т.М. (супруга Алямкина В.Н.) на момент представления Алямкиным Н.Ф. 5 декабря 2017 г. заявления о предоставлении субсидии состояла на учете по беременности, на момент представления Алямкиным В.Н. 8 октября 2018 г. заявления о предоставлении субсидии осуществляла уход за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.2л.д.195, 207-209).

В силу пункта 42(1) Правил уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставления сведений о доходах.

По результатам проведенной уполномоченным органом проверки сведений о доходах на основании пункта 42(1) Правил представление заявителями заведомо недостоверных сведений о своих доходах и доходах членов семьи не установлено, что подтверждается сведениями, содержащимися в личных делах заявителей, и не оспаривается представителями ответчика.

Сведения об изменении состава семьи в связи с рождением ребенка - <данные изъяты>, Алямкиным Н.Ф. представлены уполномоченному органу 7 сентября 2018 г. - до повторного рассмотрения его заявления о предоставлении субсидии от 5 декабря 2017 г.

Иные основания отказа в предоставлении субсидии оспариваемые решения и объяснения представителей ответчика не содержат.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отказ ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» в предоставлении субсидии Алямкину Н.Ф. и Алямкину В.Н. на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», не соответствует приведенным нормативным правовым актам и нарушает их право на получение субсидии, которое подлежит восстановлению. При этом суд также исходит из того, что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.

При таких обстоятельствах суд признает незаконными решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 24 сентября 2018 г. об отказе Алямкину Н.Ф. в назначении меры социальной поддержки – субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 25 октября 2018 г. об отказе Алямкину В.Н. в назначении меры социальной поддержки – субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В связи с этим и поскольку установлено, что истцы относятся к числу лиц, имеющих право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и соответствуют условиям предоставления субсидии, что следует из объяснений представителей ответчика и ими не оспаривается, нарушенное право истцов подлежит восстановлению путем возложения на ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», обладающее полномочиями по предоставлению субсидии, обязанности предоставить Алямкину Н.Ф. и Алямкину В.Н. субсидии.

При установлении срока предоставления субсидии суд исходит из следующего.

Согласно пункту 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (пункт 44 Правил).

При рассмотрении дела установлено, что истцами представлены документы, предусмотренные пунктом 8 Правил, Алямкиным Н.Ф. 5 декабря 2017 г., Алямкиным В.Н. 8 октября 2018 г., и поскольку требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктом 8 Правил, не допускается, суд приходит к выводу о том, что Алямкин Н.Ф. имеет право на предоставление субсидии с 1 декабря 2017 г., Алямкин В.Н. имеет право на предоставление субсидии с 1 октября 2018 г.

Доводы представителей ответчика о том, что на момент принятия решения по заявлению Алямкина Н.Ф. от 5 декабря 2017 г. не были установлены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по многоквартирным жилым домам для пользователей и нанимателей жилых помещений по Пайгармскому сельскому поселению Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, не могут служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку ни статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» не предусматривают такого основания отказа в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации права граждан могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права гражданина, применению не подлежат.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 марта 2017 г. №199 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2017 год, используемых для расчета субсидий» на 2017 г. установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.

При разрешении требований истцов о возложении на ответчика обязанности устранить препятствия к реализации их права на предоставление меры социальной поддержки, для защиты и восстановления которого подано исковое заявление, суд исходит из следующего.

Заявляя такие требования, истцы не указали какие конкретно действия должен совершить ответчик. Заявленные истцами требования о возложении на ответчика обязанности предоставить им субсидии сводятся к устранению допущенного нарушения права, а не устранению препятствия к реализации права.

В связи с этим и поскольку при возложении на ответчика обязанности устранить препятствия к реализации права истцов на предоставление меры социальной поддержки, без указания какие конкретно действия должен совершить ответчик, решение суда будет неисполнимым, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о возложения на ответчика обязанности устранить препятствия к реализации права истцов на предоставление меры социальной поддержки, для защиты и восстановления которого подано исковое заявление. При этом суд также исходит из того, что заявления истцов о предоставлении субсидии уполномоченным органом были приняты и рассмотрены, по заявлениям приняты решения, право на оспаривание которых истцами реализовано, что не свидетельствует о чинимых истцам ответчиком препятствиях.

Отклоняя заявление Алямкина В.Н. о признании решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. <данные изъяты> подложным доказательством (т.3л.д.113), суд исходит из следующего.

Протокол заседания исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. с принятым решением <данные изъяты> «О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир войсковой части <данные изъяты>» находится на хранении в ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия» (т.2л.д.169-172).

Из представленной ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия» архивной выписки из протокола заседания исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. следует, что содержание решения <данные изъяты> «О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир войсковой части <данные изъяты>» тождественно содержанию копии решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. <данные изъяты>, находящегося в личных делах заявителей.

Полномочия исполнительного комитета районного Совета народных депутатов на принятие такого решения были предусмотрены статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 г., Законом РСФСР от 29 июля 1971 г. «О районном Совете народных депутатов РСФСР».

В связи с этим оснований для вывода о подложности документа не имеется.

То обстоятельство, что копия решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. <данные изъяты> приобщена в личные дела заявителей сотрудниками ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» и не была представлена самими заявителями, о подложности документа не свидетельствует.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца в качестве свидетеля А.И.Р. показал, что им в ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» была представлена имевшаяся в управляющей организации копия решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. <данные изъяты>.

При решении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам с участием государственных казенных учреждений Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не установлено. Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с возмещением судебных расходов, не регулирует.

По общему правилу, предусмотренному статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных расходов (статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, иска имущественного характера, не подлежащего оценке (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

При подаче иска истцами уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей каждым (т.1л.д.1, 27).

Истцам, в пользу которых состоялось решение суда, суд присуждает с ответчика в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по 300 рублей каждому.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Алямкина Н. Ф., Алямкина В. Н. к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить препятствия в реализации права на предоставление меры социальной поддержки, предоставить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.

Признать незаконным решение государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 24 сентября 2018 г. об отказе АлямкинуН. Ф. в назначении меры социальной поддержки – субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить Алямкину Н. Ф. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 декабря 2017 г.

Признать незаконным решение государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 25 октября 2018 г. об отказе Алямкину В. Н. в назначении меры социальной поддержки – субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» предоставить Алямкину В. Н. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 октября 2018 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» АлямкинуН. Ф., Алямкину В. Н. отказать.

Взыскать с государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в пользу Алямкина Н. Ф. 300 рублей, в пользу АлямкинаВ. Н. 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2019 г.