ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1373/2021 от 06.12.2021 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1373/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тихорецк 06 декабря 2021 года

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи О.Ю. Горчакова,

при секретаре А.В. Косич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Тихорецкий район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Тихорецкий район просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) земельный участок с кадастровым номером снять с государственного кадастрового учета.

Исковое заявление мотивировано тем, что образование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации на основании проектов межевания территории или схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждаемых в установленном порядке постановлениями администрации муниципального образования Тихорецкий район. На территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района имеется земельный участок с кадастровым номером площадью 13423 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения», местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>. Ранее участок был образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала . расположенного по адресу: <адрес> земельного участка с кадастровым номером », а также постановления администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, образуемого в границах кадастрового квартала расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером ». Участок использовался обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на основании по договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном с отраслевым органом администрации муниципального образования Тихорецкий район, осуществляющим полномочия администрации муниципального образования Тихорецкий район по решению вопросов местного значения в сфере управления имуществом и объектами земельных отношений, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Тихорецкий район, а также предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Тихорецкий район - управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район. Участок был предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - Общество) в аренду без торгов в соответствии с подпунктом 29 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации как лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании договоров пользования рыбоводными участками, заключенными с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 декабря 2019 года по делу № А32-47829/2019 по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Тихорецкий район признан недействительным (ничтожным) заключенный между управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, и применены последствия недействительности ничтожной сделки путем погашения в ЕГРН записи об аренде обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» земельного участка с кадастровым номером площадью 13423 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения», местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес> Так, в результате выполнения кадастровым инженером работ по выносу поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером выявлено, что участок расположен в прибрежной защитной полосе балки Козлова. Южная часть границы участка со стороны балки Козлова проходит по береговой линии, северная часть границы - вдоль полевой дороги. Часть границы участка от балки Козлова площадью 26 кв. м расположена в низменности, поросшей камышом, что подтверждено информацией кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями спорного земельного участка. Таким образом, спорный земельный участок частично расположен в границах береговой полосы водного объекта общего пользования - балки Козлова. Исходя из вышеизложенного, Участок не вовлечен и не может быть вовлечен в хозяйственный оборот, Участок не является объектом налогообложения, источником получения неналоговых доходов, основания для разграничения права собственности на данный земельный участок отсутствуют. Предоставление земельного участка частично расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования органом местного самоуправления осуществлено быть не может ввиду установленного законом запрета на предоставление территорий общего пользования. Письмом территориального отдела № 16 по Тихорецкому, Выселковскому, Новопокровскому, Белоглинскому районам) Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка отказано. В указанном письме администрации пояснено, что земельный участок может быть снят с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу решения суда.

Представитель истца администрации муниципального образования Тихорецкий район Зоткин Р.С. в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о дате, времени и месте проведения судебного слушания, поддержал исковые требования, просил обратить решение суда к немедленному исполнению в целях приведения спорного земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Суслова Ю.Г. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о дате, времени и месте проведения судебного слушания, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, при рассмотрении требований полагалась на усмотрение суда.

Суд, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 14, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения муниципальных районов отнесены полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» администрация муниципального образования Тихорецкий район наделена полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.

Согласно статьям 41, 42 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления; к неналоговым доходов бюджетов относятся доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, доходы от продажи такого имущества.

В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают, в том числе доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов, а также доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

Образование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации на основании проектов межевания территории или схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждаемых в установленном порядке постановлениями администрации муниципального образования Тихорецкий район.

В судебном заседании установлено, что на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района имеется земельный участок с кадастровым номером площадью 13423 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения», местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>.

Ранее участок был образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером », а также постановления администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, образуемого в границах кадастрового квартала , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером ».

Участок использовался обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> на основании по договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном с отраслевым органом администрации муниципального образования Тихорецкий район, осуществляющим полномочия администрации муниципального образования Тихорецкий район по решению вопросов местного значения в сфере управления имуществом и объектами земельных отношений, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Тихорецкий район, а также предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Тихорецкий район - управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район.

Участок был предоставлен обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» в аренду без торгов в соответствии с подпунктом 29 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации как лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании договоров пользования рыбоводными участками, заключенными с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 декабря 2019 года по делу № А32-47829/2019 по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Тихорецкий район признан недействительным (ничтожным) заключенный между управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, и применены последствия недействительности ничтожной сделки путем погашения в ЕГРН записи об аренде обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» земельного участка с кадастровым номером площадью 13423 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения», местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>

Основанием указанного решения Арбитражного суда Краснодарского края является следующее.

Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно п.п. 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами.

В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

На основании п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктами 1, 2, 6 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что в данном законе используются следующие понятия:

аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры;

объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания;

рыбоводная инфраструктура - имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Исходя из положений статьей 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с п.п. 2 п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость перевода земельного участка из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании представления земельного участка цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию.

Из положений части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации следует, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы последних составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (часть 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы - водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа (п. 1 ст. 262 ГК РФ).

Расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 308-ЭС18-8200).

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.

Таким образом, земельный участок, занятый водным объектом, находящимся в федеральной собственности, в пределах береговой линии водного объекта относится к федеральному уровню собственности.

Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Так, в результате выполнения кадастровым инженером работ по выносу поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером выявлено, что участок расположен в прибрежной защитной полосе балки Козлова. Южная часть границы участка со стороны балки Козлова проходит по береговой линии, северная часть границы - вдоль полевой дороги. Часть границы участка от балки Козлова площадью 26 кв.м расположена в низменности, поросшей камышом, что подтверждено информацией кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями спорного земельного участка.

Таким образом, спорный земельный участок частично расположен в границах береговой полосы водного объекта общего пользования - балки Козлова.

Пунктом 4 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (действует с 01.03.2015) установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Реализация в договоре этого условия является определяющим критерием, исключающим договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, из установленного законом запрета на предоставление территорий общего пользования в аренду конкретному лицу.

Статьями 11.2-11.6 ЗК РФ установлены правила образования земельных участков в результате раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако, в соответствии со статьей 22 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и указанной статьей. Установленные федеральными законами и указанной статьей случаи не применимы по отношению к рассматриваемому случаю. Таким образом, с учетом изложенных норм, принимая во внимание площадь спорного земельного участка (13423 кв.м), осуществить трансформацию границ земельного участка в целях исключения пересечения с береговой полосой водного объекта также не представляется возможным.

Исходя из вышеизложенного, участок не вовлечен и не может быть вовлечен в хозяйственный оборот, участок не является объектом налогообложения, источником получения неналоговых доходов, основания для разграничения права собственности на данный земельный участок отсутствуют. Предоставление земельного участка частично расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования органом местного самоуправления осуществлено быть не может ввиду установленного законом запрета на предоставление территорий общего пользования.

Письмом территориального отдела № 16 по Тихорецкому, Выселковскому, Новопокровскому, Белоглинскому районам) Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка отказано. В указанном письме администрации пояснено, что земельный участок может быть снят с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Оценивая обоснованность предъявленных требований о снятии с кадастрового учета земельного участка, суд учитывает то обстоятельство, что иного способа защиты права у истца не имеется.

В данном случае основанием к снятию земельного участка с государственного кадастрового учета является не совершение Росреестром действий, свидетельствующих о необоснованной постановке на учет, а решение суда, как самостоятельное основание для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) подлежит возложению обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Кроме того, суд, соглашаясь с доводами истца, в целях приведения спорного земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства, считает, что имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 212 ГК РФ для приведения решения к немедленному исполнению.

В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск администрации муниципального образования Тихорецкий район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета -удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) земельный участок с кадастровым номером снять с государственного кадастрового учета.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в месячный срок с момента получения копии решения суда.

Судья О.Ю. Горчаков