ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1375/2021 от 16.12.2021 Лужского городского суда (Ленинградская область)

Дело

уникальный идентификатор дела

47RS0-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес> 16 декабря 2021 г.

Лужский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Трифоновой О.И.

с участием истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» об оспаривании решения, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию, признании проживающими в квартире, обязании исправить технический регламент,

установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», просили суд:

- признать решение ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям незаконным;

- обязать ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» назначить ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям, с даты обращения за ее назначением — ДД.ММ.ГГГГ;

- признать проживающими в съемной квартире по адресу: <адрес>: ФИО1<данные изъяты>, ФИО2<данные изъяты>;

- обязать ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» исправить технический регламент, по которому ведется проверка документов определяющих место проживания гражданина, то есть исключить обязательное подтверждение факта проживания справкой по форме 9 (форме 3), так как он противоречит ст. 20 ГК РФ.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что ФИО1 является военнослужащим, проходящим военную службу в войсковой части 29760. В сентябре 2020 года ФИО1 совместно с супругой ФИО2 подали комплект документов для назначения ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» через МФЦ. В декабре ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» через МФЦ отказало в назначении данной компенсации. В телефонном разговоре с представителем социальной защиты населения <адрес> истцам сообщили, что причиной отказа стало отсутствие в договоре аренды информации о проживании заявителя и членов его семьи по адресу предоставления услуг, указанному в заявлении. В декабре был составлен новый договор аренды с арендодателем с устраненными недочетами, и 28 декабря был подан повторный пакет документов для назначения компенсации, но ДД.ММ.ГГГГ истцам в очередной раз отказали. В отказе было указано, что отсутствует документ, подтверждающий совместное проживание членов семьи по адресу, указанному в заявлении для назначения ежемесячной компенсации, а в телефонном разговоре с сотрудником социальной защиты населения <адрес> истцам ответили, что договор не является фактом проживания по указанному адресу, отсутствует прописка (временная прописка) по данному адресу проживания. Истцами был представлен комплект документов в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения»: договор аренды жилого помещения по адресу: <адрес>, копии свидетельств о рождении детей, копия свидетельства о браке, справка о постоянной регистрации по месту прохождения военной службы (при воинской части) по адресу: <адрес>, чеки об оплате коммунальных платежей. Согласно законодательству граждан вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации. Кроме того, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренной Конституцией Российской, Федеральными законами и законами субъектов РФ. Отказ в назначении компенсации за коммунальные услуги многодетным семьям истцы считают незаконным. ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обязан был назначить ежемесячную денежную компенсацию с момента обращения за ее назначением с декабря 2020 г., однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил право на получение компенсации. В связи с этим истец обратился к директору филиала в <адрес> с просьбой пересмотра распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и назначения ежемесячной денежной компенсации, но просьба была отклонена. ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в <адрес> затягивает рассмотрение заявления. На заявление от 26 сентября принято решение только в начале декабря. В связи с долгим отсутствием информации о заявлении в приложении смартфона, истцы звонили на горячую линию, начиная с ноября 2020 года по четвергам. Оператор ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» истцам отвечал, что заявление на рассмотрении, необходимо ждать решения, и позвонить в следующий четверг. В начале декабря в приложении «СоцЗащита» появилась запись об отказе в назначении компенсации от 24 октября. На заявление от 28 декабря принято решение только 3 февраля, а распоряжение зарегистрировано 18 января. Истцы указывают, что со стороны сотрудников ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» имело место нарушение сроков рассмотрения обращения. В связи с чем, истцы не смогли воспользоваться правом на получение льгот с октября 2020 г.

В судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ 17 часов 00 минут, судом объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ 16 часов 00 минут.

Истец ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ на удовлетворении исковых требований настаивал.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» представителя в суд не направил, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти <адрес>, и отдельных государственных полномочий <адрес> в сфере социальной защиты населения в <адрес> возложено на Учреждение. Предметом деятельности Учреждения является предоставление мер социальной поддержки, участие в предоставлении мер социального обслуживания и предоставлении социальных услуг, реализации методик и технологий в сфере социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами, и иными правовыми актами <адрес>. Учреждение руководствуется исчерпывающим перечнем мер социальной поддержки и мероприятий по организации социального обслуживания, утвержденным приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документов, регламентирующих деятельность филиалов ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения». В исчерпывающий перечень мер социальной поддержки и мероприятий по организации социального обслуживания, в предоставлении которых принимает участие Учреждение в лице своих Филиалов, не входит проведение таких мероприятий, как исправление технического регламента. Это полномочие относится к ведению Комитета по социальной защите населения <адрес>. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ принято постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций предоставления государственных услуг в <адрес>». Приказом Комитета по социальной защите населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления на территории <адрес> государственной услуги по назначению мер социальной поддержки в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей (Приложение 37). В пункте 2.6 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем. Договор аренды жилого помещения, предоставленный истцом, не поименован в перечне документов. В связи с этим отказ Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный по заявлению ФИО2 о предоставлении государственной услуги правомерен. Истцами не представлено надлежащих доказательств в обоснование своих требований. Учреждение просило отказать истцам ФИО1 и ФИО3 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо Комитет по социальной защите населения <адрес> в суд представителя не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на Социальный кодекс Российской Федерации, Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в части ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», указал, что поскольку для получения мер социальной поддержки в <адрес> требуется установление факта проживания лица на территории <адрес>, принимая во внимание тот факт, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, Комитет полагает, что гражданин вправе установить факт постоянного проживания на территории <адрес> в судебном порядке. Установление факта совместного проживания без регистрационного учета возможно только в судебном порядке, в связи с чем Комитет считает, что исковое заявление ФИО1 и ФИО2 должно рассматриваться в порядке особого производства, в связи с чем заявленные требования подлежат оставлению без рассмотрения.

Выслушав объяснения истца ФИО1, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 обратилась с заявлением в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в <адрес> в заявлении просила назначить ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату жилого помещения, указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья заявителя состоит из: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявителя; <данные изъяты>.

К заявлению ФИО2 приложила: паспорта гражданина РФ 2 шт., свидетельство о рождении 3 шт., справку о реквизитах кредитной организации, договор аренды, удостоверение многодетной семьи, сведения ИЛС, справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах, квитанцию о начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласие на обработку персональных данных.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» отказало ФИО2 в назначении ежемесячной денежной компенсации многодетным семьям, в качестве причины отказа в назначении меры социальной поддержки указано на отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги, отсутствие документа, подтверждающего совместное проживание членов семьи по адресу, указанному в заявлении для назначения ежемесячной компенсации.

Истцы ФИО2 и ФИО1 просят суд признать решение ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В <адрес> предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая многодетные семьи, осуществляется в соответствии с Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Социальный кодекс <адрес>» (далее по тексту — Социальный кодекс <адрес>).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3.1 Социального кодекса <адрес> многодетные семьи и многодетные приемные семьи, в которых дети (в том числе принятые на воспитание) и один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории <адрес>, в дополнение к мерам социальной поддержки, указанным в статье 2.1 настоящего Кодекса, имеют право на: ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 3.2 настоящего Кодекса.

Положениями частей 1, 2, 3 статьи 3.2 Социального кодекса <адрес> определено, что право на ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее в настоящей статье - ежемесячная денежная компенсация) предоставляется семьям и лицам, указанным в частях 1-3 статьи 3.1 настоящего Кодекса, на каждого члена семьи.

Размер ежемесячной денежной компенсации устанавливается областным законом об областном бюджете <адрес> на очередной финансовый год и на плановый период и индексируется в соответствии счастью 2 статьи 1.8 настоящего Кодекса.

Ежемесячная денежная компенсация предоставляется независимо от формы собственности жилого помещения и вида жилого фонда.

В силу части 1 статьи 1.5 Социального кодекса <адрес> за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, право на социальную поддержку, государственную социальную помощь, предусмотренные настоящим Кодексом, имеют граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории <адрес> (далее - проживающие), а также граждане без определенного места жительства, имевшие последнюю регистрацию по месту жительства на территории <адрес>. (Абзац в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 30-оз, распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ).

Место проживания для получения мер социальной поддержки, государственной социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо иных документов, подтверждающих факт проживания.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В процессе рассмотрения дела установлено, что основанием для отказа семьи истцов в предоставлении мер социальной поддержки послужило то обстоятельство, что заявитель не представил документов, подтверждающих факт проживание многодетной семьи по адресу арендуемого жилого помещения.

Как следует из справки ВрИО командира войсковой части 29760 от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>-3, <адрес>. Совместно с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу зарегистрированы: ФИО2 жена <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГФИО1 (арендатором) и ФИО4 (арендодателем) заключен договор аренды жилого помещения, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование жилое помещение для использования в целях проживания физических лиц. Помещение расположено по адресу: <адрес>. В договоре отражено, что с арендатором будут проживать: ФИО2<данные изъяты> г.р.

Принимая во внимание, что истец ФИО1 является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зарегистрирован совместно со своей семьей по месту дислокации войсковой части, при этом по месту регистрации не проживает, арендует жилое помещение для проживания, суд считает, что его семья как многодетная, не может быть лишена предоставленного права на получение мер социальной поддержки.

При этом, отсутствие регистрации по месту фактического проживания не может служить основанием для лишения истцов предусмотренного законом права.

Право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки в <адрес> связано с фактом совместного проживания семьи на территории <адрес>, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, а семья А-вых, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживает на территории <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Перечень документов, на основании которых устанавливается фактическое проживание граждан, претендующих на получение социальной помощи, в Социальном кодексе <адрес> (статья 1.5) открытый, в связи с чем утверждение о том, что фактическое проживание при отсутствии регистрации может быть установлено только на основании решения суда, ошибочно.

В действующем на момент вынесения оспариваемого решения Административном регламенте предоставления на территории <адрес> государственной услуги по назначению мер социальной поддержки в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей (утв. Приказом Комитета по социальной защите населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) решение суда в качестве документа, необходимого для предоставления государственной услуги, не поименовано.

При установленных обстоятельствах вынесенное решение ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям нельзя признать законным, в целях восстановления нарушенных прав на ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» возлагается обязанность назначить ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям, с даты обращения за ее назначением — ДД.ММ.ГГГГ

Правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании проживающими в съемной квартире по адресу: <адрес>: ФИО1, ФИО2, <данные изъяты> суд не находит, поскольку установление данного факта для истцов юридического значения иметь не будет, так как для получения мер социальной поддержки специального решения суда об установлении факта проживания не требуется.

Истцы также просят суд обязать ответчика исправить технический регламент, по которому ведется проверка документов определяющих место проживания гражданина, то есть исключить обязательное подтверждение факта проживания справкой по форме 9 (форме 3).

Частью 14 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <адрес> вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 42 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) в <адрес>, внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 260 и признании утратившими силу постановлений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 249, от ДД.ММ.ГГГГ N 381 и пункта 5 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 367».

Приказом Комитета по социальной защите населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления на территории <адрес> государственной услуги по назначению мер социальной поддержки в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей (Приложение ).

Данный Административный регламент утратил силу на основании Приказа Комитета по социальной защите населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 04-34.

При установленных обстоятельствах, поскольку Административный регламент утратил силу, требования истцов об обязании ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» исправить технический регламент, по которому ведется проверка документов определяющих место проживания гражданина, то есть исключить обязательное подтверждение факта проживания справкой по форме 9 (форме 3), удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в полномочия ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» не входит внесение изменений в регламенты, утвержденные Комитетом по социальной защите населения <адрес>.

Доводы представителя третьего лица о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения основаны на неправильном толковании положений процессуального законодательства, поскольку предъявленные ФИО1 и ФИО2 требования рассматриваются судом в порядке искового производства, а предусмотренные положениями ст. 222 ГПК РФ основания для оставления без рассмотрения исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» об оспаривании решения, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию, признании проживающими в квартире, обязании исправить технический регламент — удовлетворить частично.

Признать решение ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям незаконным.

Обязать ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» назначить по обращению ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям, с даты обращения за ее назначением — ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1, ФИО2 — отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: