ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1379/20 от 05.08.2020 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-1379/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Дьяченко Т.А.

с участием старшего помощника прокурора Соловьевой К.В.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.О.,

помощнике судьи Лисицыной Е.В.

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 05 августа 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с требованиями к Администрации ФИО2 ОМР Омской области о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконными распоряжение Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 14 от 03.06.2020 «О принятии решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», распоряжение Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 19 от 04.06.2020 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении); восстановить на работе в Муниципальном казенном учреждении «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в должности директора с 05.06.2020; взыскать средний заработок за период вынужденного прогула с 05.06.2020, компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он работал в Муниципальном казенном учреждении «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» с 16.09.2015 по 04.06.2020 в должности директора. На основании распоряжения Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 14 от 03.06.2020 «О принятия решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» и распоряжения Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 19 от 04.06.2020 о прекращении (расторжении) трудового с работником (увольнении) он был уволен по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ. Считает решение о его увольнении незаконным. Полагает, что решение о его увольнении явилось следствием дискриминации в трудовых правах, злоупотребление работодателем своим правом, в силу того, что являясь депутатом Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в декабре 2019 года не поддерживал кандидатуру избранного главы, так как сам участвовал в выборах на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского Муниципального района Омской области, что и послужило причиной расторжения заключенного с ним трудового договора и его увольнения с работы. Объективных оснований для его увольнения не было, поскольку в период его работы в должности директора МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», со стороны работодателя не имел дисциплинарных взысканий, обеспечивал успешную работу коллектива, получал в свой адрес благодарственные письма за добросовестное отношение к труду и личный вклад в развитие местного самоуправления. Руководитель органа местного самоуправления, в данном случае, глава сельского поселения, лично не является собственником имущества муниципального учреждения, поэтому при принятии решения о досрочном расторжении трудового договора с руководителем муниципального учреждения он обязан руководствоваться не своими частными интересами, а соблюдать публичные интересы.

В процедуре его увольнения имеются нарушения работодателем, требований Трудового кодекса РФ, а именно в распоряжении Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 19 от 04.06.2020 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), а так же в трудовой книжке, его увольнение проведено на основании не полно указанной нормы трудового законодательства - вместо пункта 2 части 1 статьи 278 ТК РФ указан лишь пункт 2 статьи 278 ТК РФ, тогда, как данная норма предусматривает такой пункт и в части 1 и в части 2 статьи 278 ТК РФ. В соответствии с пунктом 4 распоряжения Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 14 от 03.06.2020 «О принятия решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», ознакомить его с данным распоряжением должен ведущий специалист администрации Лузинского сельского поселения по общим вопросам и кадрам, данный специалист ему документы, связанные с его увольнением для ознакомления не представлял. В день увольнения 04.06.2020 по его требованию, ему не были предоставлены копии документов, связанных с его увольнением, за исключением трудовой книжки, сведений о заработной плате, страховых взносах уплаченных работодателем за период работы.

Круг организаций, которые относятся к непрерывно действующим в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидекиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 761-р. Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», в соответствии с вышеуказанным распоряжением Правительства Российской Федерации не относится к непрерывно действующим организациям. Декларацией Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.03.2020 по действиям работодателей и работников в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, рекомендовано органам государственной власти и местного самоуправления обеспечить необходимые меры поддержки, в том числе, работников и членов их семей. На этом основании его увольнение также является незаконным, так как он имеет на иждивении ребенка в возрасте до 3-х лет, а его жена находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. В связи с происшедшим, действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в чувстве унижения, подавленности, отчаяния и боязни за будущее собственной семьи.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ФИО2 ОМР Омской области по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что учредителем МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» является Администрация ФИО2 ОМР Омской области. Следовательно, у Главы ФИО2 ОМР Омской области имеются полномочия на расторжение трудового договора с директором казенного учреждения. Глава ФИО2 является единственно уполномоченным лицом на заключение и расторжение трудового договора с руководителем муниципального казенного учреждения, действуя законно в рамках своих полномочий. ФИО4 был принят на работу в МКУ «Хозяйственное управление Администрации ФИО2 ОМР Омской области» директором на основании Распоряжения о приеме на работу от 16.09.2015 №8, трудовой договор от 16.09.2015 заключен между ФИО4 и Администрацией ФИО2 ОМР Омской области. Согласно, Распоряжения Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за подписью Главы сельского поселения от 03.06.2020 № 14, принято решение о прекращении трудового договора с директором МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» ФИО1 с 04.06.2020. При ознакомлении 04.06.2020 с Распоряжением Администрации ФИО2 ОМР Омской области от 03.06.2020 № 14 «О принятии решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» ФИО4 от подписания отказался. Распоряжение было зачитано вслух. В распоряжении сделана отметка об отказе в ознакомлении. О чем составлен акт №1 от 04.06.2020, подписанный комиссионно присутствующими: В.О.А., К.С.А., К.А.С., М.Е.Ю. От ознакомления с Распоряжением Администрации ФИО2 ОМР Омской области о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 19 от 04.06.2020, ФИО4 отказался. Распоряжение зачитано вслух. В распоряжении сделана отметка об отказе в ознакомлении. Составлен акт №2 от 04.06.2020 об отказе ознакомления и подписания, акт подписан комиссиионно присутствующими: В.О.А., К.С.А., К.А.С., М.Е.Ю. В день увольнения Истцу была выдана на руки трудовая книжка, произведён расчет с учетом положения ст. 279 ТК РФ о дополнительных гарантиях. По заявлению ФИО4 выданы заверенные копии документов, связанных с его увольнением. Таким образом, в процедуре увольнения Истца, Ответчиком нарушений не допущено. Уполномоченные органы юридического лица вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий руководителя организации в том случае, если это отнесено к их компетенции, определяемой в соответствии с федеральным законом и учредительными документами. В день увольнения Истца Глава ФИО2 аргументировано пояснил о причинах принятия своего решения, которые не содержат в себе какой-либо дискриминации или злоупотреблением правом по отношению к ФИО4 При этом глава не ссылался на принадлежность ФИО1 к какой-либо социальной группе, аргументировал решение исключительно причинами, связанными с деловыми качествами работника. За период работы Истца, согласно сведений, имеющихся в личном деле Истца, личной карточки работника по унифицированной форме № Т-2, трудовой книжке, сведений о награждениях, поощрениях отсутствуют. Премирования, в том числе за декабрь 2019 и апрель 2020 года проходили как плановые выплаты всему штату Администрации СП и МКУ «Хозяйственное управление». В части доводов Истца об увольнении в период введения режима повышенной готовности на территории Омской области в связи с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции, носят рекомендательный характер, не запрещающие увольнения в указанный период. Более того оспариваемое увольнение прошло по дополнительным основаниям для увольнения, предусматривающее дополнительные гарантии для уволенного работника в виде трех кратного среднего месячного заработка. Данную гарантию работодатель выполнил в полном объеме. Работа директора учреждения на прямую связана с жизнеобеспечением и благоприятной средой населения Лузинского сельского поселения. Это работа с ненормированным режимом и постоянной рабочей обстановкой. В материалах личного дела Истца содержатся материалы от 2014 года о неоднократном привлечении его к дисциплинарной ответственности в виду халатного отношения к работе и причинения ущерба. В результате чего ФИО4 был уволен.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работникам правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим кодексом.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 31.07.2020 Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (ОГРН , ИНН ) является действующим юридическим лицом, учредителем является Администрация Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Исполняющим обязанности директора является З.Е.С.. Юридический адрес: <адрес> (л.д. 110-113).

В соответствии с Уставом МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» учредителем Учреждения является Лузинское сельское поселение Омского муниципального района Омской области. Функции учредителя от имени Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области осуществляет Администрация Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (п. 1.2). Учреждение создано с целью осуществления функций некоммерческого характера (финансово-экономическое, бухгалтерское, хозяйственное, материально-техническое обеспечение и сопровождение деятельности Администрации ФИО2 ОМР Омской области, муниципальных учреждений ФИО2 ОМР Омской области, находящихся в ведении Администрации ФИО2 ОМР Омской области, юридических лиц) (п. 2.1) (л.д. 162-169).

Согласно п. 2.4 Устава, в редакции постановления Администрации ФИО2 ОМР Омской области от 17.10.2019 № 198, руководитель (директор) учреждения назначается на должность органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, путем заключения с ним трудового договора и издания соответствующего приказа (распоряжения) о назначении на должность. Срок полномочий руководителя (директора) учреждения устанавливается 5 лет. Освобождение от должности руководителя (директора) учреждения осуществляется путем издания учредителем распоряжения (приказа) о расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, а также трудовым договором (л.д. 170).

В соответствии с Уставом Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области установлено, что глава Лузинского сельского поселения является высшим должностным лицом Лузинского сельского поселения (п. 1 ст. 28). Глава ФИО2 издает постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным в его компетенции (ст. 30).

Таким образом, являясь высшим должностным лицом ФИО2 ОМР Омской области, глава ФИО2 ОМР Омской области наделен полномочиями по освобождению от должности директора МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», издания распоряжения о расторжении трудового договора с директором МКУ«Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».

Из распоряжения Администрации ФИО2 ОМР Омской области № 8 от 16.09.2015 следует, что ФИО1 был принят на должность директора Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (л.д. 158).

Согласно трудовому договору, заключенному между Администрацией ФИО2 ОМР Омской области, в лице Главы ФИО2 ОМР Омской области и ФИО1 16.09.2015, ФИО1 принят в Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» на должность директора. Устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье), 40-часовая рабочая неделя. Работнику устанавливается должностной оклад в размере 11617 рублей в месяц, надбавки и иные выплаты: за сложность, напряженность – 30%, ежемесячная премия – до 70%, районный коэффициент – 15 % (л.д. 159-160).

По сведениям трудовой книжки ТК-I (вкладыш ВТ-I ) ФИО1 16.09.2015 назначен на должности директора Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» на основании распоряжения от 16.09.2015 № 8 (запись ), 04.06.2020 уволен по решению собственника имущества организации с прекращением трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ на основании распоряжения от 04.06.2020 № 19 (запись ) (л.д. 11-18).

Распоряжением Администрации ФИО2 ОМР Омской области от 03.06.2020 № 14 «О принятии решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ принято решение о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» ФИО1 Указано, что основанием прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) является решение собственника имущества организации о прекращении трудового договора согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ (л.д. 173).

В распоряжении от 03.06.2020 № 14 отсутствует подпись ФИО1 об ознакомлении с данным распоряжением. Указано, что от ознакомления с данным распоряжением отказался, что заверено подписями К.А.С., ведущего специалиста по общим вопросам и кадрам В.О.А., главного бухгалтера К.А.С., ведущего специалиста по правовым вопросам М.Е.Ю.

04.06.2020 в 10-47 час. кабинете № 1 помещения администрации ФИО2 составлен Акт № 1 об отказе ознакомиться с распоряжением, подписанный В.О.А., К.А.С., К.А.С., М.Е.Ю., согласно которому в 10 час. 38 мин. 04.06.2020 директор МКУ «Хозяйственное управлении» ФИО1 с распоряжением Главы Лузинского сельского поселения ОМР Омской области от 03.06.2020 № 14 был ознакомлен посредством прочтения полного текста Распоряжения вслух К.А.С. в присутствии лиц составивших настоящий Акт, Главы ФИО2 и З.Е.С. ФИО1 был предъявлен оригинал указанного Распоряжения для ознакомления. ФИО1 отказался расписываться в ознакомлении с Распоряжением (л.д. 174).

Согласно распоряжению Администрации ФИО2 ОМР Омской области о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 19 от 04.06.2020 ФИО1 директор Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» уволен с 04.06.2020 по п. 2 ст. 278 ТК РФ на основании распоряжения Администрации ФИО2 ОМР Омской области от 03.06.2020 № 14 (л.д. 157).

В распоряжении № 19 от 04.06.2020 отсутствует подпись ФИО1 об ознакомлении с данным распоряжением. Указано, что от ознакомления с данным распоряжением отказался, что заверено подписями ведущего специалиста по общим вопросам и кадрам В.О.А., главного бухгалтера К.А.С., ведущего специалиста по правовым вопросам М.Е.Ю., К.А.С.

04.06.2020 в 10-55 час. составлен Акт № 2 об отказе ознакомиться с распоряжением, подписанный В.О.А., К.А.С., К.А.С., М.Е.Ю., согласно которому в 10 час. 40 мин. 04.06.2020 директор МКУ «Хозяйственное управлении» ФИО1 с распоряжением Главы Лузинского сельского поселения ОМР Омской области от 04.06.2020 № 19 был ознакомлен посредством прочтения полного текста Распоряжения вслух К.А.С. в присутствии лиц составивших настоящий Акт, Главы ФИО2 и З.Е.С. ФИО1 был предъявлен оригинал указанного Распоряжения для ознакомления. ФИО1 отказался расписываться в ознакомлении с Распоряжением (л.д. 156).

Обстоятельства, изложенные в актах от 04.06.2020, подтвердил опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий специалист по административно-хозяйственной деятельности МКУ «Хозяйственное управление Администрации ФИО2 ОМР Омской области» ФИО5

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

В силу ст. 278 Трудового Кодекса РФ, помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 84.1 Трудового Кодекса РФ установлено, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Запись в трудовую книжку и внесение информации в сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) об основании и о причине прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

В исковом заявлении ФИО1 указывает, что ему для ознакомления не были предоставлены распоряжение Администрации ФИО2 ОМР Омской области от 03.06.2020 № 14 и распоряжение Администрации ФИО2 ОМР Омской области от 04.06.2020 № 19. Однако данный довод истца опровергнут представленными ответчиком доказательствами: указанными распоряжениями с отметками об отказе с ознакомлением с распоряжениями и соответствующими актами. Кроме того, истец представил данные распоряжения в суд, следовательно, они ему были вручены работодателем.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» разъяснено, что судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 ТК РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок.

Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ.

Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 ТК РФ), такое решение может быть признано незаконным.

По смыслу приведенных выше норм Трудового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, расторжение трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ), производится без указания конкретных мотивов, подтверждающих необходимость прекращения трудового договора, и не является мерой юридической ответственности.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора по иску о признании незаконным увольнения руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, является установление факта принятия соответствующего решения уполномоченным лицом или органом, а также факта того, не имело ли место нарушение работодателем принципов недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда. Увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении трудового договора может быть признано незаконным, если такое решение принято работодателем с нарушением названных принципов.

В силу ст. 3 Трудового Кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 13.12.2019 № 46 «Об избрании Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» утверждены итоги тайного голосования по выборам Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, по результатом которого решили считать ФИО6 избранным Главой Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (л.д. 161).

ФИО1 пояснил, что после избрания главы ФИО2 ОМР Омской области с 01 по 09 января 2020 года были выходные дни, в конце января – начале февраля 2020 года он был в отпуске, с середины февраля по апрель 2020 года он был на больничном, с апреля 2020 года начались карантинные меры в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем, активная трудовая деятельность не осуществлялась.

По сведениям личной карточки работника МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» - директора ФИО1, он находился в ежегодном отпуске с 21.01.2020 по 27.01.2020 (л.д. 152-155).

Данные обстоятельства подтверждены табелем учета использования рабочего времени за период с 1 по 31 января 2020 года.

Согласно табеля учета использования рабочего времени за период с 1 по 29 февраля 2020г., табеля учета использования рабочего времени за период с 1 по 31 марта 2020г., ФИО1 находился на больничном с 13 февраля 2020 по 31 марта 2020г.

Распоряжением Губернатора Омской области № 19-р от 17.03.2020 в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 3.2 статьи 6 Закона Омской области «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 16, 19 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15.11.2006 № 144-п, на территории Омской области введен режим повышенной готовности и определен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области, которые осуществляются на всей территории Омской области.

Таким образом, с момента избрания Главы ФИО2 ОМР Омской области (13.12.2019) до принятия им решения о прекращении трудового договора с директором МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» ФИО1 (03.06.2020) с учетом периодов не осуществления истцом непосредственно трудовой деятельности, прошел незначительный промежуток времени, за который Глава Администрации ФИО2 ОМР Омской области не мог оценить профессиональные навыки, качество осуществление трудовых функций ФИО1, как директора МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», оценить ФИО1, как работника и профессионала.

В соответствии с решением Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы ФИО2 ОМР Омской области от 25.11.2019 № 3 на рассмотрение Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области было предложено три кандидатуры на должность Главы ФИО2 ОМР Омской области, в том числе, ФИО6 и ФИО1 (л.д. 130-131). Соответственно, в ходе голосования, ФИО1 по объективным причинам кандидатуру ФИО6 на должность Главы ФИО2 не поддерживал.

Как было указано ранее Главой ФИО2 ОМР Омской области был избран ФИО6.

Следовательно, ФИО1 и ФИО6 являлись конкурентами в борьбе за должность главы ФИО2 ОМР Омской <адрес>.

Согласно свидетельству о заключении брака II-КН ФИО1 с 18.01.2019 состоит в зарегистрированном браке с Ч.А.Г. (л.д. 102). От брака у них имеется несовершеннолетний ребенок Ч.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-КН (л.д. 103).

Из справки, выданной Администрацией ОМР Омской области следует, что Ч.А.Г. работает главным специалистом Управления экономического развития и инвестиций Администрации ОМР Омской области с 06.11.2018, в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 105).

В Декларации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям работодателей и работников в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, утвержденной решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.03.2020, протокол № 3 указано на необходимость органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить необходимые меры поддержки работодателей и работников, их семей, сохранения социально-экономической стабильности в регионах.

Таким образом, увольнение истца было произведено в период сложной социально-экономической ситуации в стране в целом и в Омской области, в период, когда Президентом РФ и Правительством РФ было указано на необходимость федеральным государственным органами и региональными государственными органами принимать меры по экономической и социальной поддержке граждан, работников и членов их семей.

Из совокупного анализа приведенных обстоятельств, суд усматривает в действиях Главы ФИО2 ОМР Омской области при увольнении ФИО1 злоупотребление правом и трудовую дискриминацию.

В связи, с чем распоряжение Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 14 от 03.06.2020 «О принятии решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» и распоряжение Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 19 от 04.06.2020 «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» являются незаконными и, соответственно, подлежат отмене.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о нарушении ответчиком требований трудового законодательства при увольнении истца по ст. 278 Трудового Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

С учетом выводов суда о том, что увольнение истца является незаконным, ФИО1 подлежит восстановлению на прежнюю работу в МКУ «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в должности директора

В соответствии со ст. 396 ТК РФ и ст. 211 ГПК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, подлежит немедленному исполнению.

В силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» предусмотрено, что средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.

Согласно п.62 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 « О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» в случае выплаты работнику при увольнении выходного пособия, размер оплаты вынужденного прогула уменьшается на величину выходного пособия. Однако средний заработок за дни вынужденного прогула не уменьшается на сумму пособия по временной нетрудоспособности, выплаченную бывшему работнику в пределах срока оплачиваемого прогула, а также сумму пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

Таким образом, оплата за время вынужденного прогула работника в связи с его незаконным увольнением, рассчитывается в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 в рабочих днях.

Согласно представленной ответчиком справке о среднедневном заработке и расчету, среднедневной заработок ФИО1 составляет 1574,53 рубля. С данным размером среднедневного заработка истец согласился.

Количество дней вынужденного прогула с 05.06.2020 по 05.08.2020 (день вынесения судом решения) составляет 44 рабочих дня. Оплата вынужденного прогула составляет 69278,32 рублей (1574,53 руб. х 44 дня).

Из расчетного листка за июнь 2020 года следует, что ФИО1 при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 89748,21 рублей. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.

Поскольку истцу при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск размер оплаты за время вынужденного прогула подлежащая уменьшению на сумму компенсации, так как выплаченная истцу компенсация за неиспользованный отпуск больше, чем оплата вынужденного прогула, компенсация вынужденного прогула не подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Факт причинения незаконными действиями ответчика морального вреда истцу ФИО1 является очевидным (незаконное увольнение) нашёл своё подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Учитывая степень и характер нравственных страданий истца, принимая во внимание степень вины ответчика, с учётом фактических обстоятельств дела, при которых причинён моральный вред, а также с учётом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 8000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать распоряжение Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 14 от 03 июня 2020 года «О принятии решения о прекращении трудового договора с директором Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» незаконным и отменить.

Признать распоряжение Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 19 от 04 июня 2020 года «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», об увольнении ФИО1 – директора Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» по п. 2 ст. 278 Трудового Кодекса РФ незаконным и отменить.

Восстановить ФИО1 на работе в Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в должности директора Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» с 05 июня 2020 года.

Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено: 12.08.2020.