ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13823/2016 от 10.04.2017 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2-738/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 апреля 2017 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Жучковой М.Д.,

при секретаре Хисматуллиной А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к Коротковой <данные изъяты> о предоставлении доступа в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору (далее Госкомитет РБ) обратился в суд с иском к Коротковой Л.В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение. Требования мотивированы тем, что к истцу 11.03.2016 г. поступило обращение жильца <адрес> о том, что <адрес> используется с нарушением правил пользования жилыми помещениями. Короткова Л.В. при осуществлении Госкомитетом РБ мероприятий по контролю на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением отказала в доступе в жилое помещение, о чем свидетельствует акт проверки от 22.04.2016 г.

Просят обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение по адресу <адрес> должностным лицам Госкомитета РБ для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконной переустройства помещения, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 по доверенности исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы иска. Пояснила, что в Госкомитет обратился жилец <адрес> жалобой о том, что собственник <адрес> проводит работы по демонтажу несущих конструкций. В случае, если бы данный факт подтвердился, истец имеет право выйти с предписанием об устранении данного нарушения. Однако, в квартиру попасть не удалось.

Ответчик Короткова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась по адресу <адрес>, конверты возвратились за истечением срока хранения.

Выслушав участника процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч.1).

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2).

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч.4).

Согласно ст.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 24.12.2014 г., Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.

В силу ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Согласно ч. 3 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Из указанных норм материального права следует, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в исключительных случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. При этом к указанным случая законом отнесены: спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

В отсутствии указанных оснований, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан возможно только как в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

По смыслу вышеприведенных норм право частной собственности в своем конкретном содержании, включая определение оснований и порядка его возникновения, а также объем его охраны, регулируется законом и может быть им ограничено. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 55 (часть 3), устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, возложение на собственника обязанностей, не вытекающих из его правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, возможно только в случаях предусмотренных законом, в интересах государства и общества.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, 11.03.2016 г. жилец <адрес> по адресу <адрес> обратился в Госкомитет РБ с заявлением о том, что собственник <адрес> проводит работы по демонтажу несущих конструкций.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником квартиры по адресу <адрес>, ул. адресу <адрес> является Короткова Л.В.

11.04.2016 г. Госкомитетом РБ принято Распоряжение о проведении проверки физического лица, которым предусмотрено провести мероприятия по контролю в отношении собственника <адрес> по <адрес>.

13.04.2016 г. и 20.04.2016 г. Госкомитетом РБ по указанному адресу направлены уведомления о проведении выездной проверки. Почтовые отправления возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.

22.04.2016 г. должностным лицом Госкомитета РБ составлен акт проверки , из содержания которого следует, что собственник <адрес> на проверку не явился. Доступ в квартиру не обеспечил.

Как следует из адресной справки, ответчик Короткова Л.В. на территории РБ не зарегистрирована.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ приведенным в п.63 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Таким образом, юридически значимые сообщения, направленные по иным адресам, полученными считаться не могут. Из изложенного следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ответчик фактически отказал Госкомитету РБ в доступе в квартиру, поскольку о необходимости обеспечения такого доступа он надлежащим образом не уведомлен.

Учитывая приведенное выше правовое регулирование, исходя из представленных истцом доказательств, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о предоставлении истцу доступа в жилые помещения ответчика на предмет выявления нарушений требований по содержанию и использованию помещений. Наличие сведений о произведенной перепланировке в представленном в материалы дела техническом паспорте не усматривается.

Изложенное выше влечет отказ в удовлетворении искового заявления.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к Коротковой <данные изъяты> об обязании предоставить доступ в жилое помещение должностным лицам Госкомитета РБ для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконного переустройства помещения в здании жилого дома, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 14 апреля 2017г. через районный суд.

Судья: М.Д. Жучкова