ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1382/16 от 26.10.2016 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2016 года г.Красноперекопск

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Халдеевой Е.В.

при секретаре ФИО7

с участием прокурора ФИО8

представителей ответчика администрации ФИО5 сельского поселения ФИО10,

представителя ответчика - ликвидационной комиссии МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперекопского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, Ликвидационной комиссии МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым об обязательстве произвести начисление и выплату выходного пособия,

УСТАНОВИЛ:

11.08.2016 года Красноперекопский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, Администрации ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, ликвидационной комиссии МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым об обязательстве произвести начисление и выплату выходного пособия, мотивируя свои требования тем что истец работала в МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения, созданного Ишунским сельским ФИО4, в должности контролера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и была уволена по инициативе работодателя в связи с ликвидацией предприятия на основании п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ, соответствии со ст. 178 ТК РФ за ФИО1 сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Однако в нарушение требований ТК РФ выходное пособие в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства ФИО1 не начислялось и не выплачивалось в связи с отсутствием у ликвидируемого МУП ЖКХ «ФИО5» имущества, а так же оставлением процедуры ликвидации без должного контроля со стороны ФИО5 сельского поселения. ФИО3 устава МУП ЖКХ «ФИО5» учредителем и собственником имущества данного предприятия является муниципальное образование ФИО5 сельское поселение Красноперекопского района Республики Крым, от имени учредителя его функции осуществляет Администрация ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым. Таким образом, учитывая положения ч. 1,2 ст. 62, ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при недостаточности у ликвидируемого МУП ЖКХ «ФИО5» имущества для выполнения обязательств, в том числе перед увольняемыми наемными работниками, данные обязательства подлежат выполнению за счет имущества ФИО5 сельского ФИО4 либо его правопреемника, которым является ФИО5 сельское поселение. Просит суд обязать администрацию ФИО5 сельского поселения произвести начисление причитающегося ФИО1 выходного пособия при увольнении на основании ч 1 п.1 статьи 81 ТК РФ, взыскать с администрации ФИО5 сельского поселения в пользу ФИО1 начисленного выходного пособия.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании прокурор предоставил уточнение исковых требований, в которых по основаниям, указанным в иске и предоставленной справкой ФИО1 о сумме выходного пособия, просил суд обязать администрацию ФИО5 сельского поселения произвести начисление причитающегося ФИО1 выходного пособия в размере 15353,48 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена ликвидационная комиссия МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым и материалы дела были направлены для ознакомления.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор окончательно уточнил исковые требования, а именно просит суд обязать Ликвидационную комиссию МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым и Администрацию ФИО5 сельского поселения произвести начисление и выплату причитающегося ФИО1 выходного пособия при увольнении на основании ч. 1 п. 1 ст. 81 ТК РФ в размере 8860,54 рублей в солидарном порядке.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 работала у ответчика МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения, созданного Ишунским сельским ФИО4, в должности контролера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и была уволена по инициативе работодателя в связи с ликвидацией предприятия на основании п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ. ФИО3 информации о фактическом высвобождении работников от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Территориальное отделение ГКУ ЦЗН в г. Красноперекопске и Красноперекопском районе среднемесячный заработок ФИО1 составил 8310,91 рублей. Установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ выплачено выходное пособие за один месяц в размере 7761,28 рублей. На основании изложенного, сумма задолженности выходного пособия перед ФИО1 составляет 8860,54 рубля (8310,91 рублей * 2- 7761,28 рублей). В нарушение требований трудового законодательства, а именно ст. 178 Трудового кодекса РФ выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства ФИО1 не начислялось и не выплачивалось в связи с отсутствием у ликвидируемого МУП ЖКХ «ФИО5» достаточного имущества, а также оставлением процедуры ликвидации без должного контроля. ФИО3 устава МУП ЖКХ «ФИО5» учредителем и собственником имущества данного предприятия является муниципальное образование ФИО5 сельское поселение Красноперекопского района Республики Крым, от имени учредителя его функции осуществляет Администрация ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым. Постановлением Администрации ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым» утвержден состав ликвидационной комиссии, план мероприятий по ликвидации МУП «ФИО5» со сроком ликвидации 2 месяца, контроль за исполнением постановления оставлен за главой Администрации ФИО5 сельского поселения, однако, главой ФИО5 сельского поселения исполнение указанного постановления оставлено без контроля, что повлекло длительную ликвидацию МУП «ФИО5». Таким образом, учитывая положения ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при недостаточности у ликвидируемого МУП ЖКХ «ФИО5» имущества для выполнения обязательств, в том числе перед увольняемыми наемными работниками, данные обязательства подлежат выполнению в солидарном порядке за счет имущества ФИО5 сельского ФИО4 либо его правопреемника, которым является ФИО5 сельское поселение. Таким образом, учитывая положения ч. 1,2 ст. 62, ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» при недостаточности у ликвидируемого МУП ЖКХ «ФИО5» имущества для выполнения обязательств, в том числе перед увольняемыми наемными работниками, данные обязательства подлежат выполнению за счет имущества ФИО5 сельского ФИО4 либо его правопреемника, которым является ФИО5 сельское поселение.

Таким образом, задолженность по выплатам при увольнении работникам коммунального предприятия МУП ЖКХ «ФИО5» при недостаточности средств подлежит выплате в солидарном порядке собственником имущества – Ишунским сельским поселением, функции которого осуществляет Администрация ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым и ликвидационной комиссией МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения

В судебном заседании прокурор и истица ФИО1 настаивали на удовлетворении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, указанным в иске.

Представители ответчика Администрации ФИО5 сельского поселения ФИО10 и Ликвидационной комиссии МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что действительно ФИО1 не выплачено выходное пособие, однако, они не могут окончить процедуру ликвидации предприятия, утвердить ликвидационный баланс и сдать финансовую отчетность в налоговую инспекцию, поскольку бывший директор МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО2 на протяжении длительного времени не предоставляет им бухгалтерские документы и печать, необходимые для процедуры ликвидации предприятия, на их неоднократные требования передать данные документы она не реагирует. На данный момент имущество предприятия передано в оперативное управление ГУП Республики Крым «Вода Крыма», кроме того, имеются долги населения перед предприятием МУП ЖКХ «ФИО5».

Заслушав стороны, свидетеля, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ).Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Согласно ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с ч.1 ст.16 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Согласно ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в на должность контролера абонентского отдела. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа к от ДД.ММ.ГГГГ уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с ликвидацией организации.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ выплачено выходное пособие за один месяц в размере 7761,28 рублей.

ФИО3 информации о фактическом высвобождении работников от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Территориальное отделение ГКУ ЦЗН в г. Красноперекопске и Красноперекопском районе среднемесячный заработок ФИО1 составил 8310,91 рублей, на регистрационном учете в Территориальном отделении ЦЗН ФИО1 не состоит и ранее не обращалась.

На основании изложенного, сумма задолженности выходного пособия перед ФИО1 составляет 8860,54 рубля (8310,91 рублей * 2- 7761,28 рублей).

ФИО3 свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым поставлено на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в налоговом органе по месту нахождения – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН ).

ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС по Республике Крым выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым. ФИО3 выписки из ЕГРЮЛ, а также ФИО3ФИО4 председателя ФИО5 сельского ФИО4ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ директором данного юридического лица является ФИО2.

Постановлением Администрации ФИО5 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении учредительных документов ФИО5 коммунального предприятия в соответствие с законодательством Российской Федерации и включений сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц» утвержден устав Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, ФИО3 п. 1.2 которого учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование ФИО5 сельское поселение Красноперекопского района Республики Крым, от имени учредителя его функции осуществляет Администрация ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым.

Постановлением Администрации ФИО5 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «ФИО5» ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым» утвержден состав ликвидационной комиссии, план мероприятий по ликвидации муниципального унитарного предприятия «ФИО5» со сроком ликвидации 2 месяца, контроль за исполнением постановления оставлен за главой Администрации ФИО5 сельского поселения, однако, главой Администрации ФИО5 сельского поселения исполнение указанного постановления оставлено без контроля, что повлекло длительную ликвидацию муниципального унитарного предприятия «ФИО5

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, она работала в должности директора МУП ЖКХ «ФИО5» до ДД.ММ.ГГГГ, уволилась, подав заявление на увольнение по почте.

ДД.ММ.ГГГГ предприятие было решено ликвидировать и ее назначили председателем ликвидационной комиссии, срок ликвидации был установлен на 2 месяца, контроль за ликвидацией осуществляла глава ФИО5 сельского поселения ФИО10ДД.ММ.ГГГГ всем сотрудникам была выплачена заработная плата, а ДД.ММ.ГГГГ все сотрудники были уволены и выплачено первое выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства работникам не выплачивалось в связи с отсутствием денежных средств на счету предприятия и задолженностью населения по предоставляемым услугам МУП ЖКХ «ФИО5».

ФИО1 она выдала ДД.ММ.ГГГГ справку о начисленном выходном пособии на период трудоустройства за 2 и 3 месяц после увольнения, после чего она ликвидировала штамп и печать предприятия в присутствии членов коллектива предприятия, кроме того, она сделала для себя копии документов, на основании которых была выдана справка истцу.

Согласно ч. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Согласно ч. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

В силу ч.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Суду ответчиками не представлено сведений о том, что предприятие, работником которого являлся истец ликвидировано.

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ФИО3 сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ было решено передать имущество МУП ЖКХ «ФИО5» в государственную собственность Республики Крым. Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р «О передаче имущества» за Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Вода Крыма» закрепляется на праве хозяйственного ведения имущество водо канализационного хозяйства ФИО5 сельского поселения.

Исходя из вышеизложенного, задолженность по выплатам при увольнении работникам коммунального предприятия МУП ЖКХ «ФИО5» при недостаточности средств у ликвидируемого предприятия подлежит выплате учредителем предприятия - Ишунским сельским поселением, функции которого ФИО3 ч. 2 п. 1.2 устава МУП ЖКХ «ФИО5» осуществляет Администрация ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, и Ликвидационной комиссией МУП ЖКХ «ФИО5» в солидарном порядке.(ч 2 статьи 62 ГК РФ)

Поскольку ФИО1 директором МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО2 предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что сумма начисленного но невыплаченного ему выходного пособия составляет 16620,42 рублей, однако в данную сумму входит выходное пособие за третий месяц трудоустройства, на которое не имеет права ФИО1, поскольку она не встала на учет в центр занятости и является пенсионеркой, им таким образом, суд считает что следует взыскать с ответчиков солидарно в пользу ФИО1- 8860,54 рублей., однако при выплате ФИО1 следует вычесть налоги и обязательные платежи.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 15,16,81,178,392 ТК РФ, ст. 62-64, 113 ГК РФ, ст. ст. 194, 195, 197, 198, 254-258, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноперекопского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 – удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с Администрации ФИО5 сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым (<адрес>) и Ликвидационной комиссии МУП ЖКХ «ФИО5» ФИО5 сельского поселения (<адрес>, с Ишунь, <адрес>) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки с <адрес>, зарегистрированной и проживающей <адрес>, выходное пособие в размере 8860,54 рублей с учетом налогов и обязательных платежей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2016 года.

Председательствующий: